Ожидаемые результаты освоения учебного модуля
В результате освоения модуля студенты должны ЗНАТЬ: 1. Основные понятия: христианство, теология, теоцентризм, провиденциализм*, эсхатологизм*, теодицея, креационизм, апологетика, патристика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, двойственная истина, антропоцентризм, гуманизм, макиавеллизм*, утопия*, натурфилософия, пантеизм. 2. Основные этапы средневековой философии и их основных представителей. 3. Основные проблемы средневековой философии (соотношение веры и знания, природа универсалий, истина) и варианты их решения. 4. Основные положения учения Августина Аврелия. 5. Основные положения учения Фомы Аквинского. 6. Основные черты культуры Возрождения и европейского гуманизма. 7. Основных представителей гуманистического антропоцентризма. 8. Варианты решения проблемы человека в философии эпохи Возрождения. 9. Мировоззренческий и философский смысл космологических идей эпохи Возрождения. 10. Суть пантеизма и натурфилософии эпохи Возрождения. 11. Основные положения социально-политической философии эпохи Возрождения. УМЕТЬ: 1. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал модуля. 2. Интерпретировать философские тексты и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*. 3. Воспринимать, обобщать и анализировать информацию. 4. Сравнивать различные варианты решения философских проблем *. 5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук. ВЛАДЕТЬ: 1. Навыками публичного выступления. 2. Способностью к переоценке накопленного опыта, готовностью приобретать новые знания 3. Навыком обосновывать собственную позицию *. Тема 4 Европейская философия XVII-XVIII веков
Теоретические вопросы семинара 1. Научная революция и философия XVII века и ее влияние на философию. Формирование механистической картины мира. 2. Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. 3. Развитие эмпиристской (Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм) и рационалистической (Б. Спиноза, Г. Лейбниц) методологии в XVII – XVIII вв. 4. Просвещение как умонастроение Европы XVII-XVIII вв. Учение французских материалистов о природе обществе и человеке. Методические указания Приступая к изучению первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что развитие буржуазных отношений в Западной Европе XVII века имело следствием быстрый рост производства, это порождало потребность в науке, имеющей прикладное значение. Необходимо также указать на то, что переворот, совершенный в астрономии в эпоху Возрождения и успехи классической механики Ньютона привели к появлению новой механистической картины мира. Необходимо раскрыть проблему субстанции в философии Нового времени. Описание Вселенной с точки зрения классической механики вызвало среди философов разногласие относительно характера субстанций и их признаков. В рационалистической традиции эта тема нашла свое отражение в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Во втором вопросе начните с общей характеристики науки Нового времени. Отметьте, что новой областью науки, получившей развитие в это время, было экспериментально-математическое естествознание. Важно отметить, что формирование философии Нового времени связано с попытками обосновать естествознание, соединив эксперимент и рассуждения как основу нового научного метода. В итоге, сделайте вывод о том, что философия выступает, в первую очередь, как гносеология. Продолжается критика средневековой схоластической образованности, развивается полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. Основоположником эмпиризма является английский философ Ф. Бэкон. Дайте общую характеристику его политической и философской деятельности, назовите основные произведения. Раскройте его учение об «идолах» человеческого ума и пути их преодоления как необходимое предварительное условие развития подлинного научно-философского знания. Более подробно остановитесь на основных положениях его опытно-индуктивного метода. Определите значение его методологии для дальнейшего развития научного знания и философии.
Затем перейдите к характеристике рационализма в философии Нового времени. Рассмотрите основные биографические факты и произведения основоположника рационалистического учения – Рене Декарта, круг его научных интересов и его вклад в развитие математики, механики, физиологии, психологии. Остановитесь на критике Декартом схоластики и выработке им рационалистического метода познания. Дайте характеристику универсальному сомнению как способу установления достоверного знания. Изложите четыре правила научного метода по Декарту и его учение о трех родах идей, а также концепцию врожденных идей и принципов. Назовите источники заблуждения по Декарту и опишите его отношение к опытному знанию и индукции. В конце назовите два основных направления истолкования картезианства в последующей истории философии, коснитесь новейших истолкований важнейших идей Декарта. При рассмотрении третьего вопроса обратите внимание на то, что эмпиризм включает в себя сенсуализм, но не совпадает с последним. Сравните сенсуализм и эмпиризм. Охарактеризуйте сенсуализм как одно из направлений в гносеологии Нового времени. Раскройте его основные положения на примере философского учения Дж. Локка. Изложите его учение о внешнем и внутреннем опыте, ощущении и рефлексии. Рассмотрите критику Локком концепции врожденных идей как важнейший компонент его сенсуализма. Дайте характеристику учению о первичных и вторичных качествах Локка.
Затем покажите, как идеи Локка трансформировались в учении Дж. Беркли. Покажите, что критика понятия материи (материальной субстанции) была критикой максимально общей и бессодержательной идеи. Охарактеризуйте крайний сенсуализм и релятивизм Беркли в трактовке идеи внешнего опыта и его критику локковского различения внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств. Остановитесь на центральном положении идеализма Беркли о внешнем мире как совокупности наших восприятий и его знаменитом тезисе «существовать значит быть воспринимаемым» (esse is percipi). Далее осветите вопрос о развитии идей сенсуализма и эмпиризма в учении Д. Юма, его представления внешнем мире и трактовке понятия «опыт». Раскройте отличие скептицизма Юма от субъективного идеализма Беркли. Покажите, что отношение между идеями и фактами было главной проблемой теории познания Юма. В конце изложите проблему опыта и субъективистскую концепцию причинности. Подведите итоги развития эмпиристско-сенсуалистской линии в философии Нового времени. Развитие идей рационализма покажите на примере философских учений Б. Спинозы и Г. Лейбница. Охарактеризуйте рационалистическую теорию познания Б. Спинозы: роды знания, интуиция, дедукция и чувственное познание. Рассмотрите рационалистическое учение Г. Лейбница о методе и его связь с открытиями в конкретных науках. Изложите его полемику с Локком как полемику рационалиста с сенсуалистом. Подробнее остановитесь на учении Лейбница о познании и логических законах. Покажите различия между «истинами разума» и «истинами факта», а также обозначьте их критерии. Подведите итоги развития рационалистических идей в философии XVII-XVIII вв. В четвертом вопросе начните с характеристики Просвещения как эпохи европейской культуры и его всемирно-исторического значения. Обратите внимание на особенности философии эпохи Просвещения: просветительство, прогрессизм, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, идеализм во взглядах на общество, свободомыслие и антиклерикализм. Отметьте, что социально-политические идеи французского просвещения представлены в учениях Ф. Вольтера, Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Отметьте, что особое место в философии эпохи Просвещения занимает французский материализм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро). Укажите, что в гносеологии материалисты отвергали агностицизм и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания – ощущения и восприятие.
Практические задания 1. Прочитайте отрывок из произведения Френсиса Бэкона «Новый Органон» и ответьте на вопросы: а) Какие три основных этапа должно пройти индуктивное исследование, согласно Ф. Бекону? б) Подумайте, в чем могут состоять трудности на пути реализации индуктивного метода по Ф. Бекону и его ограниченность. «Не следует все же допускать, чтобы разум перескакивал от частностей к отдельным и почти самым общим аксиомам (каковы так называемые начала наук и вещей) и по их непоколебимой истинности испытывал бы и устанавливал средние аксиомы... Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням - от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы - не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами». 2. Прочитайте отрывок из произведения Рене Декарта «Рассуждения о методе» и ответьте на вопросы: а) Перечислите основные правила дедуктивного метода по Р. Декарту. Можно ли считать этот метод строго научным? б) Какова конечная цель познания в соответствии с рационалистическим картезианским методом? «…Я заключил, что было бы достаточно четырех следующих [законов], лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, т.е., тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе - делить каждое из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». 3. Прочитайте отрывок из произведения Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» и ответьте на вопросы: а) Какие качества Локк называет первичными, а какие - вторичными? Приведите примеры обоих родов качеств. б) В чем заключается принципиальное различие в деятельности ума при формировании им простых и сложных идей? «Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в наших умах, я называю их идеями... Среди рассматриваемых таким образом качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в каком бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам - каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова - оно все еще сохраняет эти самые качества; разделяйте его дальше так до тех пор, пока части не станут незаметными, и все-таки каждая часть будет сохранять все эти свойства. Названные качества тела я называю первоначальными или первичными. Во-вторых. Такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т. д., которые на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами вещей, т. е. объемом, формой, строением и движением их незаметных частиц, я называю вторичными качествами... ...До сих пор мы рассматривали идеи, при восприятии которых ум бывает только пассивным. Это простые идеи, получаемые от вышеуказанных ощущения или рефлексии. Но ум, производит некоторые собственные действия, при помощи которых из его простых идей как материала и основания для остального строятся другие... Идеи, образованные таким образом, из соединения нескольких простых идей, я называю сложными; таковы красота, благодарность, человек, войско, вселенная». 4. Прочитайте отрывок из произведения Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе» и ответьте на вопросы: а) Вчем заключается принцип причинно-следственной связи между объектами по Д. Юму? Почему он убежден, что из этого принципа «выводится вся философия»? б) На какой способности человека основано действие принципа причинности и почему? в) Объясните, какие особенности действия принципа причинно-следственной связи заставляют Юма придерживаться скептической позиции? «На столе лежит бильярдный шар, а другой шар движется к нему с известной скоростью. Они ударяются друг о друга, и шар, который прежде был в покое, теперь приобретает движение. Это наиболее совершенный пример отношения причины и действия, какой мы только знаем из чувств или из размышления повторяя опыт с теми же самыми или сходными шарами при тех же самых или сходных обстоятельствах, я нахожу, что за движением и касанием одного шара всегда следует движение другого. Так обстоит дело, когда и причина, и следствие даны ощущениям… Предположим, я вижу шар, двигающийся по прямой линии по направлению к другому; я немедленно заключаю, что они столкнутся и что второй шар придет в движение. Это вывод от причины к действию. И такова природа всех наших рассуждений в житейской практике. На этом основана вся наша осведомленность в истории. Из этого выводится и вся философия… Отсюда следует, что все рассуждения относительно причины и действия основаны на опыте и что все рассуждения из опыта основаны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок. Мы заключаем, что сходные причины при сходных обстоятельствах всегда будут производить подобные действия. Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу бильярдный шар, двигающийся по направлению к другому, привычка немедленно влечет мой ум к обычно имеющему место действию и предвосхищает то, что я затем увижу, [заставляя меня] воображать второй шар в движении. В этих объектах, абстрактно рассматриваемых и независимых от опыта, нет ничего, что заставляло бы меня делать такое умозаключение... Силы, которые действуют на тела, совершенно неизвестны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям... Следовательно, руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому. Каким бы легким ни казался этот шаг, разум никогда в течение целой вечности не был в состоянии его совершить. 5. Составьте сравнительную таблицу философский идей рационалистов и эмпириков Европы в период Нового времени по проблеме познания истины. 6. Сравните взгляды представителей эмпирической направления: Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: представьте общее и особенное во взглядах на проблему возможности познания и путей постижения истины. 7. Выявите особые черты взглядов французских материалистов на проблемы познания и путей постижения истины, проблемы понимания бытия и места в нем человека (в сравнении с мыслителями Англии, Германии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|