Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемые результаты освоения темы




В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: наукоцентризм, научная революция, картина мира, механицизм, деизм, субстанция, дуализм*, монизм*, плюрализм*, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, дедукция, врожденные идеи*, индукция, «идолы»*, субъективный идеализм, Просвещение, прогресс, антиклерикализм, атеизм, материализм, теория общественного договора.

2. Характерные черты и особенности новоевропейской философии.

3. Основные течения и представителей философии Нового времени.

4. Философскую и естественнонаучную картину мира XV-XVII веков.

5. Варианты решения проблемы достоверности знаний в философской мысли XVII-XVIII веков.

6. Основные проблемы философии эпохи Просвещения и способы их решения.

УМЕТЬ:

1. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал темы.

2. Интерпретировать философские тексты и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*.

3. Воспринимать, обобщать и анализировать информацию.

4. Сравнивать различные варианты решения философских проблем *.

5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Способностью к переоценке накопленного опыта, готовностью приобретать новые знания

3. Навыком обосновывать собственную позицию *.


Тема 5

Философская классика конца XVIII – первой половины ХIХ вв.

Теоретические вопросы семинара

1. Философское учение И. Канта.

2. Философия Г.В.Ф. Гегеля (система и метод).

3.Л. Фейербах и его программа «философии человека».

4.Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).

Методические указания

Приступая к изучению темы, необходимо, прежде всего, определить место немецкой классической философии в истории человеческой мысли, ее основные черты, проблемы, которые в это время находились в центре внимания мировой философии.

Знакомясь с идеями родоначальника немецкой классической философии – И. Канта – обратите внимание на эволюцию его философских воззрений; охарактеризуйте «докритический» и «критический» периоды его творчества; основное внимание обратите на так называемый «критический» период в творчестве мыслителя. Здесь необходимо разобраться с особенностями его теории познания. Начните с рассуждения Канта о триаде познавательных способностей человека: чувственности, рассудке, разуме и постановки задачи их целостного исследования. Подумайте над вопросом, в чем состоял переворот, который совершил Кант в этой области, как он обосновывал возможность существования математики, теоретического естествознания. Раскройте смысл понятий «априорное» и «апостериорное». Далее остановитесь на вопросе о том, что такое антиномии и когда они возникают? Характеризуя этическое учение Канта, отметьте, его особенности, а также определите значение категорического императива, сформулированного философом?

Во втором вопросе начните с общей характеристики философии Г.В.Ф. Гегеля, который завершил идеалистической линию в немецкой классической философии и создал систему диалектического идеализма. Рассмотрите структуру философской системы Гегеля, ее основные разделы. Следует отметить, что философская система Гегеля представляет собой «абсолютный идеализм», т.е. учение об идее в-себе и для-себя как её существовании в стихии «чистого мышления» (наука логики), о природе как инобытии идеи (философия природы) и об идее возвратившейся в самое себя из своего инобытия в качестве духа (философия духа). Необходимо остановиться на трактовке Гегелем истины как процесса, развертывающегося в историческом времени; характеристике им познания как исторически определенного движения человеческой мысли через относительные истины к абсолютному знанию. Обратите внимание, что очень важным для понимания философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Выясните вклад Гегеля в развитие диалектики. Какие основные законы диалектики сформулировал Гегель и какова их роль в понимании механизма движения и развития. Следует четко уяснить, какое влияние гегелевская философия оказала на последующую философскую мысль.

При рассмотрении третьего вопроса начните с эволюции философских воззрений Л. Фейербаха от гегелевского идеализма к «антропологическому» материализму. Постарайтесь понять, почему он выступил с резкой критикой Гегеля и поставил человека в центр своего учения, провозгласив «антропологический принцип» в философии. Необходимо разобраться в содержании этого принципа и соответствующего ему понятия человеческой природы. Познакомьтесь с разработкой Фейербахом «основ философии будущего». Обратите внимание на два основных аспекта обоснования и выражения фейербаховской «антропологии»: религиоведческий и историко-философский. Далее необходимо изучить взгляды Фейербаха на происхождение религии, уяснив себе, в чем состоит тот шаг вперед, который он сделал по сравнению с французскими материалистами. Усмотрение Фейербахом в религии первой и косвенной формы самосознания человечества. Раскрытие «тайны христианства» - выявление процесса бессознательного отчуждения людьми своей сущности, вынесения её вовне и религиозного представления о ней как господствующей над всем сверхчеловеческой и сверхприродной личности. Отметьте рассуждения Фейербаха о негативных аспектах религиозного самоотчуждения человеческой сущности и необходимости его преодоления. Постарайтесь ответить на вопрос: в чем выразился антропологический принцип Фейербаха в теории познания? Следует также обратить внимание на проблемы активной роли «любви» и вообще эмоций в познавательном процессе. Важно показать абсолютизацию Фейербахом гносеологической роли ощущений.

Приступая к изучению четвертого вопроса обратите внимание на то, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса вместе с другими частями их учения оказала огромное влияние на жизнь людей во второй половине XIX – XX в. Следует уяснить исторические предпосылки, теоретические источники марксистского учения, специфику их критики Гегеля. Далее необходимо остановиться на понимании ими предмета, метода и задач философии. Укажите основные принципы их философии, особенности их диалектико-материалистического метода. Рассмотрите «основной вопрос философии» и понятие материи в марксизме. Покажите особенности трактовки человека как «предметного существа», концепцию отчуждения, сущность материалистического взгляда на общество. Выявите основные черты исторического материализма и роль категории практики в марксистской философии. В заключении покажите, какое развитие философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса получили в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

Практические задания

1. Прочитайте отрывки из произведения Карла Маркса «Тезисы о Фейербахе» и ответьте на вопросы:

а) Объясните, каким образом введением понятия практики К. Маркс видоизменяет прежние представления о познании.

б) Раскройте взаимосвязь между теорией и практикой, которую проводит в своем учении К. Маркс.

«Главный недостаток всего предшествующего материализма...заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта,или в форме созерцания,а не как человеческая чувственная деятельность, практика,не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой...

…Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос.

...Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений...

…Общественная жизнь является по существу практической.Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

…Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

2. Прочитайте отрывки из произведений Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука логики» и Фридриха Энгельса «Диалектика природы» и ответьте на вопросы:

а) О каких закономерностях развития говориться в тексте? Какими сферами бытия ограничивается применение диалектики согласно рассуждениям Гегеля? В какой мере его точка зрения ограничена или универсальна?

б) О какой закономерности говорит Энгельс? Охарактеризуйте основные параметры закономерности, о которой говорит Энгельс.

Гегель Г. «Наука логики». По своему настоящему характеру диалектика представляет собой подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще… Диалектика есть… движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость… Мы знаем, что все конечное вместо того, чтобы быть неподвижным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе иным самого себя, должно выйти за пределы того, что оно есть непосредственно и перейти в свою противоположность…

Диалектика… именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе…

Энгельс Ф. «Диалектика природы». Таким образом, история природы и человеческого общества – вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз есть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трем законам: Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...