Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории восточных провинций




В восточной части империи были основаны колонии, управлявшиеся по римскому или латинскому праву. Но и общее число их и число выведенных в них граждан значительно уступало западным колониям34. Культурно-политическое влияние римских колоний на востоке империи также было неизмеримо меньшее, чем на западе. В иных случаях они представляли собой сторожевые пункты, иногда они оставались инородным телом среди эллинизированного населения. В результате новые римские поселенцы не только не распространяли западную культуру, а наоборот, сами ассимилировались с местными жителями.

И на Востоке римляне, главным образом со времен Помпея, стремились превратить города в опору их могущества и господства. Политика Антония, покровительствовавшего в последний период своей деятельности местным династам, особенного успеха не имела. Август показал себя решительным сторонником городов, в которых он стремился опереться на определенный социальный слой.

Во времена принципата Август на Востоке, как и на Западе, стремится поднять роль города35. В Галатии, например, территория трех племен получила городское устройство: селения, бывшие племенными центрами, были организованы по образцу греческих городов. В Вифинии и Понте мелкие династы потеряли свои владения, за счет их были расширены городские территории. Август основывает город Никополь против того места, где произошла морская битва при Акции. Город был организован путем синойкизма, практиковавшегося нередко в эллинистическую эпоху. В состав Никополя вошли прежние города: Амбракия, Амфиполь, Акарнания, Левкада. Во многих местах возникали новые города, носившие имя Августа: Кесареи и Себастеи. Они воздвигались нередко вассальными династами.

В устройстве городов на Востоке наблюдалась большая пестрота, чем на Западе. Продолжали существовать свободные и союзные греческие города, освобожденные от всякого рода податей и сохранившие свое старое управление. Формально они не входили даже в состав провинций, а считались свободными союзными городами. Большинство городов в восточной части империи находилось под контролем провинциальных [с. 486] наместников, платило соответствующие налоги, но сохраняло свое право и управлялось теми же органами, которые возникли в эллинистическую или даже классическую эпоху. Формально город Афины, например, не входил в состав Римской империи. Он имел свое старинное устройство и был освобожден от податей. Афины считались особым государством, они не имели только права вести самостоятельную внешнюю политику. Некоторые города получали от Августа даже особую территорию в знак милости. Спарта также считалась вольным городом. Другие же части Греции составили особую вновь образованную провинцию Ахайю, управлявшуюся сенатским наместником36.\

Греция сохраняла и при Августе значение культурного центра. Афины, например, славились своими философскими школами. Здесь завершали свое образование римские аристократы. Для занятий в Академии съезжались молодые люди со всех концов обширной империи. Афины в сознании образованного человека той эпохи представляли собой своеобразный музей, посетить который стремились те, кто был знаком с классической литературой и историей. Это относилось в равной степени к тем, кто жил в центре Римской империи, и к живущим в самых отдаленных ее уголках. Но оставаясь культурным центром, Афины потеряли почти всякое экономическое значение. Тяжелые условия материальной жизни низших слоев населения нередко вызывали возмущения, поводом к которым служили обычно высокие цены на хлеб и другие продукты. Одно из таких возмущений потребовало вмешательства римского правительства во внутреннее управление вольного города37.

В экономическом отношении Греция переживала упадок, который начался еще до того, как она вошла в состав римской державы. Правда, Коринф после его восстановления сделался одним из видных торговых центров, но это не оказывало влияния на положение всей страны.

Из городов Эгейского архипелага особые преимущества даны были Самосу, служившему Августу резиденцией во время его пребывания на Востоке38.

Города Малой Азии39, пострадавшие во время второго триумвирата, не сразу оправились от потрясений и чрезмерных [с. 487] поборов того времени. Многие из них потеряли прежнее значение. Но в целом провинция Азии во времена Августа переживала начало нового подъема. Наряду с экономически развитыми самостоятельными греческими городами в провинциях Азии и Вифинии в течение веков сохраняется коренное население, сравнительно слабо подвергавшееся эллинизации, хотя Август, как говорилось, и стремился распространить всюду городскую организацию. Еще в эллинистическую эпоху в Азии существовали крупные поместья. Часть их сохраняется за местной аристократией и храмами, другие же переходят к римским магнатам, главным образом из сенаторского сословия. Города Малой Азии оправлялись от потрясений периода гражданских войн. Илион, Стратоникея, Алабанда, Книд, Афродизия, Миласа, Астипалея и Баргилия сохранили свободу, дарованную в предшествующие периоды. Миласа получила особые преимущества как город, пострадавший во времена парфянского нашествия; но сам Август проявлял сдержанность в даровании прав. Известно, что из малоазийских городов получил свободу Кавн. Но лишились свободы Магнезия на Сипиле и Аполлония40. Обстоятельства, при которых отнята была автономия, недостаточно известны, но у нас есть данные, касающиеся Кизика. В Кизике происходило какое-то волнение, во время которого жители подвергли римлян бичеванию и убили их. Август продал жителей в рабство, а город был лишен свободы41. Но через пять лет свобода жителям Кизика была возвращена42. Кизик лежал в сенатской провинции, но у Диона Кассия указывается, что продавал жителей в рабство и возвращал свободу сам Август. События в Кизике проливают свет на отношения между римлянами и местными жителями. Вполне возможно, что вызывающее поведение римлян привело к стихийному движению, участники которого поплатились своей свободой. Нам уже приходилось упоминать о событиях в Книде, где между согражданами происходили настоящие сражения. Στάσις внутри отдельных городов был главной формой движения. Основная черта этих στάσεις — местный их характер. Нигде мы не слышим о совместном выступлении городов Азии или Греции или о движениях в целой провинции. Некоторые движения поражают своей «архаичностью». На Косе произошло движение против тирана Никия, который был свергнут и искал убежища в какой-то гробнице, распустив при этом слух о своей смерти. Но это не спасло Никия от гибели: он был убит повстанцами. Высший чиновник назывался после того προστάτης, позднее же — [с. 488] ἄρχων. Вполне возможно, что изменения произошли в 20 г. во время пребывания Августа на Востоке43.

В экономическом отношении малоазийские города играли большую роль в жизни империи. Из Малой Азии в различные страны, прежде всего в соседние полузависимые царства и в греческие области, вывозились различные продукты сельского хозяйства: виноград, сушеная маслина, сыр. Из многих городов вывозилась рыба, а из Эфеса — устрицы. В Малой Азии и на близких к ней островах добывалась медь; с острова Кипра медь отправлялась даже в Индию. В различных районах малоазийских провинций добывались серебро, железо, олово, драгоценные и полудрагоценные камни.

Милетские ткани с успехом могли конкурировать с сирийскими. Милет, Эфес и другие города славились ювелирным производством, а также производством различных вещей из драгоценных металлов.

Эпиграфические документы приводят нас к заключению, что в Малой Азии создавался значительный и влиятельный слой, оказывавший поддержку Августу. Выражением этого явился императорский культ. В дни празднеств в честь императоров в Пергаме и Никомедии, где построены были еще в 29 г. до н. э. храмы, посвященные богине Роме и Августу, созывались провинциальные собрания, возникшие еще в доримскую эпоху. Азиархи и вифиниархи были ревностными защитниками религиозного почитания императора (они-то впоследствии и были главными противниками и одними из первых гонителей христианства)44.

Сирия принадлежала к числу императорских провинций45. Здесь стояло несколько легионов, находившихся под властью сирийского легата. И в экономическом и в политическом отношениях Сирия не была чем-то однородным. Она была подчинена легату, но в состав ее входили, кроме городов, территории зависимых царств, границы которых постоянно менялись. Одним из значительных было Иудейское царство. Часть его после смерти Архелая, сына Ирода, превращена была в провинцию, во главе которой поставлен был прокуратор, находившийся в подчинении сирийского легата. Зависимые царства находились на севере и на юге Сирии. Больше, чем в Малой Азии, сказывалось в Сирии различие между эллинизированными городами и деревнями с туземным населением. Особую остроту принимала эта борьба в городах, включенных в состав Иудеи. Через [с. 489] полстолетия после смерти Августа, в 66 г., из-за событий в Кесарии вспыхнула кровопролитная Иудейская война.

На побережье Средиземного моря считались свободными города Аскалон, Тир и Сидон. В 20 г. Тир и Сидон лишены были свободы вследствие того, что в городах были восстания (στάσεις). Судя по контексту рассказа Диона, Август предпринял здесь то же, что и в Кизике: виновники возмущения были проданы в рабство (τούς τε Κυζικηνούς... ἐδουλώσατο. καὶ τοῦτο καὶ τοὺς Τυρίους τούς τε Σιδωνίους διὰ τὰς στάσεις ἐποίησεν, ἐν τῇ Συρίᾳ γενόμενος)46. Тир и Сидон отданы были в подчинение сирийскому наместнику. Города внутри страны еще со времени Помпея объединены были в лигу Δεκάπολις. Сюда относились города Скифополь, Пелла, Годара, Гипп и Дий. Местопребыванием сирийского легата был город Антиохия на Орбите, пользовавшийся автономией, выпускавший монеты, на которых в знак зависимости города чеканилось SC. Антиохия являлась одним из главных культурных центров Сирии, оплотом эллинистической образованности в Сирии. Из колоний, выведенных Августом в Сирию, известен Берит.

Транзитная торговля являлась характерной для многих областей и городов Сирии. Сюда шли пути и на юг — через Аравию в Индию и на восток — через Месопотамию в Парфянское царство, откуда шла дорога до Индии и Китая. Благодаря транзитной торговле здесь выросли некоторые города. В интересующую нас эпоху имел большое значение город Дамаск, впоследствии расцветает город Пальмира, и, наконец, как показывают раскопки, важную роль играл город Дура Европос, который не принадлежал в это время римлянам.

Из Сирии вывозились в различные страны продукты сельского хозяйства, особенно садоводства. Сушеные сливы и винные ягоды распространялись по всей империи и даже в самой Италии считались деликатесом. Прибрежные города Тир, Сидон, Библ, Лаодикия славились своим текстильным производством. Отсюда вывозились пурпурные ткани, сирийский шелк, который мог конкурировать даже с индийским и китайским шелком. Наконец, в некоторых городах было развито парфюмерное производство. Из Сирии вывозились кипарисовое масло и другие благовония, имевшие широкое распространение. И Азия и Сирия не могли довольствоваться только своим сырьем. Оно ввозилось из других стран. В частности, сюда ввозились металлы.

В социальном и экономическом отношениях Сирия не являлась чем-либо однородным. Наряду с крупными городами и промышленными центрами в античном смысле этого слова существовали территории с чисто земледельческим населением, [с. 490] свободным, бедным, иногда зависящим от местных крупных землевладельцев.

Значительно больше известно нам о Египте47. В «Res gestae» Август говорит: «Aegyptum imperio populi Romani adieci» («Египет я подчинил власти римского народа»). Подобная же формулировка встречается на обелиске, доставленном из Египта в Рим: «Aegyptus in potestatem populi Romani redacta»48. Официально, таким образом, верховным властителем Египта считался римский народ, но управление этой страной было отдано принцепсу.

Август по многим причинам не желал ставить Египет в условия, аналогичные другим императорским провинциям, и в управлении Египтом мы наблюдаем ряд особенностей.

В отличие от других провинций, управлявшихся легатами из сенаторского сословия, Египет управлялся префектом из числа всадников. В Египте находилось в начале принципата три, а к 9 г. н. э. два легиона, девять когорт и три кавалерийские части (alae). Высшие командные должности в войсках занимались также не сенаторами, а всадниками.

Лица, принадлежавшие к сенаторскому сословию, не только не служили в войсках, но без разрешения принцепса не могли даже посещать Египет. Это объясняется особым значением Египта, наиболее важной продовольственной базы Рима. Ежегодно из Египта в Италию вывозилось 200 тыс. модиев хлеба (модий равен 8,65 л.). Этот хлеб поступал в раздачу римскому населению. Поэтому тот, кто владел Египтом, мог оказывать влияние и на политические события. Недаром во время гражданских войн 68—69 гг. победителем оказался Веспасиан Флавий.

Первым префектом Египта был приближенный Августа Корнелий Галл, которому пришлось прежде всего столкнуться с сопротивлением местного населения чужеземному господству49.

В Героонополе и в районе Фив, где среди богатого жречества было, видимо, немало сторонников Клеопатры, вспыхнуло восстание, вызванное в первую очередь усилением налогового гнета. Восстание было подавлено Галлом, отметившим в надписи, что он в 15 дней усмирил Фиваиду, страшную для всех царей50. Вскоре после этого вспыхнуло восстание в [с. 491] Александрии. По словам Страбона, находившийся в Александрии небольшой отряд под командой Гая Петрония выдержал напор огромной толпы в несколько десятков тысяч человек, вооруженных камнями. Римскому отряду удалось подавить сопротивление: часть инсургентов была убита, остальные разогнаны51. Обстоятельства восстания в Александрии остаются для нас недостаточно ясными. По-видимому, этим восстанием начинается серия сравнительно частых возмущений александрийцев по самым разнообразным поводам, которые характерны для истории римского Египта.

Свою деятельность в Египте Корнелий Галл решил ознаменовать внешнеполитическими мероприятиями. Им совершен был поход в область первого катаракта. Это была своего рода военная демонстрация, в результате которой в город Филы к Галлу прибыли послы от эфиопского царя, признавшего римский протекторат. В той же надписи, где говорилось об усмирении Фиваиды в выражениях, не похожих на скромные римские gesta, Галл утверждал, что он совершил поход в страны, куда не доходили ни египтяне, ни римляне. Самостоятельная политика Галла, переоценившего свои силы, принимавшего божеские почести и забывавшего упоминать об Августе, вызвала в Риме недовольство. Представители аристократии не могли простить ему ни скромного происхождения, ни поистине царственных доходов и поступков, далеко выходивших за рамки деятельности римских магистратов. Август также недоволен был тем, что Галл превысил свою власть. Галл был осужден и покончил самоубийством52.

После Корнелия Галла Египтом управлял Элий Галл, который с согласия, по-видимому, Августа совершил нападение на Счастливую Аравию. Но экспедиция закончилась полной неудачей, чем воспользовалась эфиопская царица Кандака и напала на Египет. Но управлявший вместо Элия Галла Петроний отбросил эфиопов, а часть их владений присоединил к Египту.

Префект Египта имел большую власть, он даже мог объявлять войну. В его распоряжении находились начальники отдельных номов, и он ведал высшей уголовной юрисдикцией. Для разбора гражданских дел из числа всадников назначалось особое лицо, называвшееся по-гречески ἀρχιδικαστής, по-латински iuridicus. Большой властью пользовался особый чиновник, носивший название ἴδιος λόγος. Он действовал на основании особой инструкции, Γνώμων τοῦ ἰδίου λόγου, поздний вариант которой содержит указание, что первоначально документ был [с. 492] издан Августом53. Идиологу было поручено управление конфискованными имуществами, сбор налогов и пошлин и т. п.; в его же ведении находились особые категории императорских поместий. У него же был ряд функций, связанных с жизнью египетских храмов. Религиозная жизнь в Египте всегда оставалась исключительно интенсивной, и египетское жречество имело больший авторитет, чем жрецы других провинций. Август должен был считаться с влиятельным жречеством в Египте. Назначенный императором Ἀρχιερεὺς Ἀλεξανδρείας καὶ Αἰγύπου πάσης не был ни верховным жрецом, ни священником; это был чиновник, ведавший всякого рода религиозными делами и учитывавший прежде всего доходы различных храмов.

Подавление движения против римского господства сопровождалось конфискацией имущества жрецов и храмов. Однако, несмотря на широкие размеры секуляризации храмовых имуществ, Август считал необходимым сохранить значение храмов в Египте, поставив их под свой контроль. Здесь Август выступает в качестве преемника Птолемеев, и подобно последним он был обожествлен при жизни. Ему воздвигались особые храмы, титул его не был таким скромным, как в других провинциях. В храмовой надписи, начертанной вскоре после завоевания Египта, он именуется: «Прекрасный мальчик, милый своей любезностью, князь князей, избранник Пта и отца богов Нуна, царь Верхнего Египта и царь Нижнего Египта, властитель обеих стран, автократор, сын солнца, владелец диадемы, император, вечно живущий любимец Пта и Изиды».

В честь Августа ежегодно совершались особые торжества, в его отсутствие во всех церемониях участвовал префект Египта, которому оказывались особые почести.

В отличие от других провинцийбольшая часть египетских городов не имела самоуправления; городами-полисами в греческом смысле этого слова считались лишь три города: Александрия, Навкратис и Птолемаида. В Александрии во главе управления стояли экзегеты, за экзегетами шли особые городские магистраты — косметы, которые при Августе оттесняются на задний план гимназиархом. Делами продовольствия ведали особые должностные лица, носившие название агораномов. Они избирались на особом собрании, в котором принимали участие те, кто имел александрийское гражданство.

Александрийским гражданством пользовалась определенная часть эллинизированных жителей. «Старые поселенцы» и «александрийские граждане» (Ἀλεξανδρεῖς) отличались в правовом отношении от других групп: от «македонян», которые при [с. 493] Птолемеях занимали привилегированное положение, греков (не александрийцев), не пользовавшихся правами, вольноотпущенников, иудеев, египтян и других54. Александрийское гражданство давало известные преимущества: оно занимало третье место после гражданства римского и латинского. В отличие от большинства других греческих городов в Александрии не было городского совета. В бытность свою в Египте Октавиан принял депутацию от видных александрийских граждан, которые просили его о восстановлении совета (Βουλή), но Август в этой просьбе отказал55. Народное собрание не имело значения и собиралось только для избрания местных магистратов.

Имели самоуправление и два других греческих города: старинный греческий город Навкратис и основанный Птолемеями город Птолемаида. В каждом из этих городов были герусия, народное собрание и выборные магистраты.

Египетские города назывались метрополиями. Они были административными центрами номов. Большая часть населения страны находилась под властью назначенной администрации. Египет по-прежнему разделялся на номы. Во главе номов стояли стратеги, при которых находились эпиграмматевсы, распоряжавшиеся всеми делами. В ведении же эпиграмматевсов были комаграмматевсы, т. е. сельские старосты (или сельские писари), стоявшие над местным сельским населением. Несколько номов были соединены вместе, и во главе них были поставлены эпистратеги. Раньше эпистратег имел военную власть. В римскую эпоху эпистратеги и стратеги номов имели только гражданскую власть. Власть военная находилась в руках префекта Египта и префектов легионов.

Начало римского господства в Египте было связано с массовой конфискацией земель. Наряду с государственным и императорским землевладением в римскую эпоху развивается частное землевладение. Значительное количество лучших земель, прежде принадлежавших царю, и при Августе составляет категорию царских земель (γῆ βασιλική), увеличенную вследствие конфискаций; наряду с этим образуется особая значительная категория земель, объединенных общим названием δημοσία γῆ (ager publicus), управление которых отличалось от управления царскими землями.

Известная часть земель оставляется за храмами, приобретают большое значение частные поместья (οὐσίαι), [с. 494] находившиеся в руках членов императорских фамилий, римских всадников, граждан Египта, вольноотпущенников. Несмотря на всевозможные преграды, в Египет проникает и крупное сенаторское землевладение56.

Фискальная политика римского правительства напоминает во многом политику Птолемеев. Последняя остается в сущности без особых изменений. Римляне стремятся лишь упорядочить взимание налогов. Проводится перепись, так называемая лаография, и пересматриваются налоги с земель. Большинство налогов в Египте вносилось в натуральной форме. Наряду с теми налогами, которые поступают в пользу государства, при Августе взимаются особые нерегулярные налоги, например frumentum emptum для содержания местных войск. Впоследствии же взимание продуктов для содержания местных властей делается систематическим и образуется так называемая annona militaris.

Август принимает меры к тому, чтобы расчистить каналы, и мы узнаем, что во время разливов Нил поднимается на два локтя больше, чем в предыдущую пору.

Тем не менее общее положение сельского населения вряд ли значительно улучшилось после перехода страны под власть римлян. Крестьяне и при римлянах продолжали проявлять свое недовольство. И для римской эпохи, как и для птолемеевской, характерна та форма сопротивления, которая носила название ἀναχώρησις: жители деревень убегали в пустыню или же в заболоченные районы.

В египетских городах продолжало развиваться ремесло. Местные мастерские находились в ведении государства. Система монополий, существовавшая в эпоху Птолемеев, сохранилась и при Августе. По производству и по вывозу продуктов Египет занимал одно из первых мест в империи. Египет поставлял хлеб и масло в Италию и другие страны. Из Египта вывозились и промышленные изделия — папирус, стекло, льняные ткани, металлические и ювелирные изделия.

Александрия и некоторые другие египетские города являлись центрами транзитной торговли. По Красному морю регулярно отправлялись экспедиции в Индию, торговля с которой, так же как и с Китаем, начинает укрепляться как раз во времена Августа, который говорит: «Ad me ex India regum legationes saepe missae sunt, non uisae ante id tempus apud quemquam Romanorum ducem» («Ко мне из Индии направляются часто делегации царей, ранее невиданных кем-либо из римских вождей»)57.

[с. 495] Общая стоимость товаров, которые вывозились из восточных стран через Египет и Сирию, достигала 150 млн. сестерциев. В страны, отдаленные от Рима, вывозились римские товары, примерно на 100 млн. сестерциев, таким образом, баланс внешней торговли оставался пассивным.

Власть над Египтом с его неисчерпаемыми ресурсами способствовала укреплению императорского режима.

Соседней с Египтом областью была Киренаика, славившаяся своим плодородием58, а также коневодством. Центром области был город Кирена, пользовавшийся самоуправлением. Неоднократно упоминавшиеся нами эдикты знакомят нас с различными сторонами жизни Киренаики.

По словам Страбона, приводимым Иосифом Флавием59, население Киренаики делилось на граждан, землевладельцев, метеков и иудеев. Эдикты называют только эллинов. По-видимому, имеется в виду та категория населения, которая у Страбона отнесена к гражданам (πολῖται).

Киренаика делилась на городские округа, города пользовались известными правами. Они направляют посольства непосредственно к Августу. Первый эдикт упоминает о посольствах из городов Киренаики60, о послах (οἱ πρέσβεις) упоминает и второй эдикт61. Как и в других греческих городах, полноправные граждане несут повинности в пользу города62, и, очевидно, в этих целях эллины организуют особую корпорацию τὸ τῶν Ἑλλήνων σῶμα — выражение, которым, по-видимому, дословно переводилось латинское corpus Graecorum.

Термин Ἕλλην не означает грека по рождению. По-видимому, в Киренаике, как и в Египте, так называлось привилегированное эллинизированное население, которое могло воспитываться в гимназиях и принадлежать к эфебиям. Другие категории населения, упоминаемые Страбоном, в эдиктах не названы. Таким образом, известные преимущества и льготы не распространялись на землевладельцев (γεωργοί, aratores), к которым относилось исконное туземное население, арендовавшее, по-видимому, государственные и городские земли. Льготы не распространялись на метеков, бывших, вероятно, ремесленниками, а также на иудеев, которые, как это видно из других памятников, имели свою организацию с архонтом во главе. Наши источники не упоминают рабов, поскольку они не имели никаких прав; второй эдикт хотя и упоминает вольноотпущенника, но не дает [с. 496] права сделать какое-либо заключение о положении этой категории населения.

Надписи проливают свет на взаимоотношения между римлянами и эллинами63. В провинции Киренаике проживало всего 215 римлян, имевших ценз не ниже 2500 денариев. Они назначались в суды по разбору тех дел эллинов, по которым выносились смертные приговоры. Аналогичные дела в Риме разбирали quaestiones perpetuae. Это позволяет говорить лишь о весьма и весьма скромном достатке многих римлян и италиков, направившихся самостоятельно или в качестве клиентов римских предпринимателей искать счастья в отдаленные провинции.

Отношения между римлянами и эллинами были далеко не дружелюбны. Первые эдикты указывают одну из форм угнетения местного населения римлянами. Последние, используя свое исключительное право заседать в судах, составляли особые тайные сообщества (τινὰς συνωμοσίας), члены которых выступали в качестве то свидетелей, то обвинителей; в результате этого многие ни в чем не повинные эллины приговаривались к смертной казни.

Первый и четвертый эдикты изменяют порядок судопроизводства. Первый эдикт устанавливает новый порядок рассмотрения дел, по которым выносятся смертные приговоры. Если подсудимый — эллин, дело должна разбирать смешанная коллегия судей, состоявшая из римлян и эллинов. Ценз, дающий право участвовать в судах, увеличивается в три раза: с 2 500 денариев он доводится до 7 500 денариев. Однако эдикт предусматривает такое положение, когда не найдется достаточного количества лиц для того, чтобы набрать нужное количество судей; в таком случае ценз может быть снижен до половины. О привлечении к участию в уголовных судах провинциалов до надписи из Киренаики не было известно. В своем «Уголовном праве» Моммзен устанавливал как правило, что эти дела рассматриваются наместником провинции64. Самый принцип создания смешанных коллегий для разбора подобного рода дел восходит к lex Aurelia 70 г. н. э., когда в списки заседателей, участвовавших в quaestiones perpetuae, включались в равном числе сенаторы, всадники и эрарные трибуны.

По первому эдикту в Киренаике Августом был учрежден суд, разбиравший те же дела, что и некоторые секции [с. 497] quaestiones perpetuae и по тому же принципу, по какому были организованы эти суды. Напомним, однако, что это преимущество касалось только эллинов и не распространялось на прочие категории населения. Кроме того, это распоряжение относилось только к Киренаике и не касалось других провинций. По сравнению с римскими quaestiones perpetuae новым было то, что обвиняемому предоставлялось право выбирать, желает ли он, чтобы его дело слушалось в смешанной коллегии из эллинов и римлян или состоящей только из римлян.

Четвертый эдикт говорит о составе коллегии судей для разбора гражданских дел и уголовных преступлений, но караемых смертью. Август устанавливает, что судьями должны назначаться греки, если только одна из сторон — обвиняемый или ответчик — сама не пожелает иметь судьями римских граждан. Устанавливается также общее правило, что судьи не могут назначаться из тех городов, из которых происходят обвинитель, или истец, или же обвиняемый, или ответчик.

Таким образом, Август стремился оградить местных граждан от произвола наместника. Чем было вызвано это мероприятие? Первые четыре эдикта Августа находятся, по нашему мнению, в определенной связи, и чтобы понять причину появления первого эдикта, следует принять во внимание то, о чем рассказывается во втором эдикте.

Римские граждане Авл Стлакций Максим и Луций Стлакций Македонянин вместе с вольноотпущенником Филеротом были закованы и отправлены к Августу в Рим проконсулом Киренаики и Крита Публием Секстием Сцевой, так как они сообщили ему, что знают нечто, касающееся «благополучия (σωτηρία) Августа и государства (δημοσία πράγματα)». Август выяснил, что присланные под стражей в действительности ничего не знают и то, что говорили в провинции, они выдумали и показали ложно. Оставлен был в заключении лишь некий Авл Стлакций, убравший, как показали послы из Киренаики, из общественных мест статуи, на одной из которых было написано имя Августа. Неизвестно, что имеется в виду под «благополучием Августа и государства». Речь шла, видимо, о раскрытии какого-нибудь заговора. В провинции Стлакций и Филерот объявили себя, очевидно, причастными к этому заговору, ибо иначе не было оснований посылать их в Рим закованными. Август оставил в Риме Авла Стлакция. Проступок его был направлен не только против местного городского совета, но и против Августа, имя которого было написано на одной из статуй. Все это свидетельствует о том, что римляне, жившие в Киренаике, не представляли собой людей, которых Август мог бы считать надежными в политическом отношении. Не забудем при этом, [с. 498] что Киренаика издавна была связана с Египтом и входила в ту часть римской державы, которая управлялась Антонием.

Август прежде всего обратил внимание на недопустимость тайных обществ (συνωμοσίαι). Поведение римлян в Киренаике и вызвало опубликование эдиктов относительно судов. Ненадежным в политическом отношении римлянам Август стремился противопоставить лояльных граждан Киренаики. Римляне, во-первых, должны были поступиться в пользу эллинов половиной мест в судах, с другой стороны, очевидно, число римлян, которые могли принимать участие в судах, выносящих смертные приговоры, уменьшилось, так как ценз был увеличен в три раза. Из жителей Киренаики к участию в такого рода судах допускались эллины, обладавшие цензом в 7 500 денариев, другими словами, в суде могли принимать участие средние слои эллинского городского населения Киренаики. Как мы уже видели, прочие категории населения никаких привилегий не получали. Своими эдиктами Август выделил особый слой населения, не только не связанный с римлянами, но даже враждебно относящийся к ним и вместе с тем отличавшийся своими привилегиями от остальных жителей Киренаики.

Присмотримся поближе к этому слою. Эллины в Киренаике, как и в Александрии, не были однородной по своему правовому положению группой. Из всей эллинской корпорации, τὸ τῶν Ἑλλήνων σῶμα, выделяются эллины, имеющие права римского гражданства (Ῥωμαιότητι τετειμημένοι65, πολειτήαι τετείμηνται66). Обратим внимание на то, что всем римским гражданам из эллинов, за исключением особо привилегированных, Август приказывает нести повинности по очереди с членами эллинской корпорации. Очевидно, они, несмотря на приобретение римского гражданства, все еще состояли членами этой корпорации. На двойное гражданство указывает и то, что если римлянам запрещалось возбуждать в суде дело по поводу убийства эллинов, то это разрешалось делать римским гражданам из эллинов, поскольку они мстили за своих родственников или сограждан. Из этого вытекает, что эллин, получивший права римского гражданства, оставался все же гражданином родного города.

Но дарование прав римского гражданства не должно было отразиться на благосостоянии города, оно не должно было повести к сокращению повинностей и налогов в пользу государства. Специальный эдикт, как мы уже сказали, предписывал нести эти повинности и эллинам, получившим права римского гражданства. Однако и здесь было сделано исключение: создана [с. 499] новая категория лиц — эллины, получившие права римского гражданства и вместе с тем освобожденные от литургий. Но полного уравнения с римлянами все же нет, так как это освобождение касалось только того имущества, какое было в момент получения прав гражданства; с того же, какое было приобретено после, следовало платить в обычном для всех эллинов порядке.

Показательным для политики Августа можно назвать последний, пятый, эдикт. В нем от лица принцепса опубликовано постановление сената, касающееся вымогательства денег в провинциях. Устанавливается состав специальных судов, которые должны заниматься разбором этих дел, и порядок судебных заседаний.

Характерным для разбираемого нами сенатского постановления является упрощение самого хода разбирательства. Магистрат, к которому обращались частные лица из провинций или послы городских общин, должен немедленно представить их сенату и образовать комиссию из сенаторов различных рангов. Разбор дела следует начинать тотчас же после того, как поступит жалоба; избранные по жребию судьи должны разрешить его в 30 дней, свидетели вызываются только из Италии.

Комиссия может присудить к возвращению полученных путем вымогательств денег. В тех случаях, когда возбуждалось обвинение в уголовных преступлениях, дело разбиралось в особых судах. Упрощение процедуры проведено в интересах провинциалов. Говоря о прежних судах по делам о вымогательствах в провинциях, сенатское постановление утверждает, что «суды эти иногда обременительны и тяжелы для тех, для кого был написан закон, поскольку из дальних провинций привлекаются в качестве свидетелей люди бедные или же немощные вследствие болезни или старости»67.

Постановление сената от 4 г. до н. э. Август публикует в качестве эдикта, и эта публикация мотивируется желанием показать заботу о провинциях68. Хотя в эдикте и есть ссылки на людей бедных, но в сущности он ориентировался на ту же категорию провинциального населения, что и первые эдикты, поскольку возбудить процесс могли лишь люди, которые обладали во всяком случае средствами, позволявшими совершить путешествие в Рим.

Порядок подачи жалоб на вымогателей и разбор этих дел был определен сенатом, но по существу этот порядок направлен против сенаторского сословия. Республиканские законы против [с. 500] вымогательства отличались строгостью, но вместе с тем процесс был необычайно сложен; поэтому процессы подобного рода оказывали недостаточную помощь провинциалам, являясь скорее средством политической борьбы. Обогащение за счет провинций было обычным явлением для последних столетий Римской республики. Senatusconsultum 4 г. до н. э., создавая условия для быстрого разбора дела, в большей степени, чем законы предшествующей эпохи, гарантировал если не наказание за вымогательство, то возвращение сумм, полученных путем вымогательства.

* * * * *

Политика императорского прави<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...