Основные блоки в курсе подготовки вожатых
1. Организационный блок (вводная часть) 2. Нормативно-правовой блок 3. Психолого-педагогический блок (основной): · «Возрастные особенности детей» · «Организационный период в лагере» · «Конфликтология» · «Психолого-педагогические ситуации в лагере» 4. Методический блок (самый масштабный блок): · «Организационный период в лагере» · «Игры» · «Тематические дни в лагере» · «Коллективное творческое дело» · «Дружинные мероприятия» · «Подготовка программ летнего отдыха» · «Художественное оформление смены» · «Кружки в лагере» · «Спортивные игры» · «Школа вожатского дела» · «Основы сценического мастерства»: 1. «Правила поведения, движения на сцене» 2. «Общение с микрофоном» 3. «Общение с залом, игры с залом» 4. «Актерское мастерство» 5. «Уроки танцев» 6. «Песенный практикум» 5. Медицинский блок 6. Практический блок (деловые или ролевые игры, пресс-конференции). Особенности человеческого восприятия заключаются в том, что люди запоминают 10% услышанного, 50% увиденного и 90% опробованного на практике.
Детские возрастные периоды: 7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет Возрастные особенности детей 7-8 лет: Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Возрастные особенности детей 9-10 лет: Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Возрастные особенности детей 11-12 лет: Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Возрастные особенности детей 13-15 лет: Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Основные формы занятий: · традиционные (лекции, семинары, практикумы) · творческие мастерские, беседы, диспуты, дискуссии · мастер-классы · организационно-деятельностные игры · сюжетно-ролевые игры
Динамика развития смены: · организационный период, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация · основной период - 15 дней · завершающий период, 2-3 дня, логическое завершение концепции смены, подведение итогов Организационный период является очень важным как для пребывания ребенка в лагере, так и для адаптации в творческом коллективе, особенно если коллектив сформирован не в школе, а в учреждении системы дополнительного образования из детей разных возрастов и разных образовательных учреждений. Основная цель периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.
Задачи: Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Определение места (статуса) в коллективе; Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Формирование чувства «Мы» (команда, особенные, вместе), доверия друг к другу; Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Дела организационного периода характеризуем по следующей схеме: · задачи дела; · место дела всистеме дел орг. периода (после чего идет, что должно быть сформировано в отряде к проведению дела, чему предшествует и т.д.); · алгоритм проведения дела; · формыпроведения дела (возможные варианты); · предполагаемыйрезультат дела.
Основной период смены Цель периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Основной период смены подразделяется на учебный блок, лидер-фол и закрепляющий блок. Задачи учебного блока: развитие соуправления и структуры временного детского коллектива (посредством работы микрогрупп, утренний информационный сбор (УДИС), систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность, систему удачек), создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, коллективное творческоедело (КТД), огоньки анализа дел) Задача лидер-фола - передача управления отрядом и лагерем от вожатого к детям (прим. - день соуправления, мастер-классы детей, планирование дел активом). Задачи закрепляющего блока: создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (творческие отчёты, работа пресс-центра, презентация работ, открытые отрядные дела для всего лагеря и других лагерей (акция «Бумеранг в семи лагерях»)). Критерий успешности - инициатива ребят (мастер-классы ребят).
Общие задачи: формирование временного коллектива, его укрепление; поддержание благоприятного психологического климата в отряде; выполнение программы, досуг, оздоровление ребят; введение дополнительной составляющей (обучение, творчество, дело); создание условий для индивидуального развития; возможность выбора самовыражения личности; рефлексия и мониторинг. Для вожатого важно: · Мотивация детей на активное участие в смене. · Дать возможность каждому ребенку реализоваться. · Сплоченный отряд. · Не переутомлять детей. · Обсуждение проведенных дел с детьми. · Анализ прожитого дня. · Заложить основы соуправления. · Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. · Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм. · Создание и поддержание положительного эмоционального настроя; · Создание условий для проявления активности ребенка; · Моделирование ситуации успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|