Характеристика полезной информации
Разработка организациями стратегических планов, обеспечения поддержки деятельности сотрудников, идентификация проблем, которые возникают, то взаимодействие с другими организациями во многом определяются уровнем качества информации. Один из способов обзора качества информации заключается в оценке характеристик с точки зрения их значения для организации. В число значимых отличных свойств информации входят время, содержание и форма (рис.1).
Рис. Характеристики высококачественной Информации В общем понимании информация - это документируемые или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей естественной среде. При этом информация отображает состояние и его изменения в определенной системе. Стержнем научно обґрунтованого управление есть своевременная и полная информация о ситуации, в которой принимается решение, о путях его реализации, о целых управлениях и возможных последствиях.
В условиях современного сложного комплексного производства, высоких темпов научно-технического развития и интенсивных потоков информации руководить по-старому просто невозможно. Вот почему управление стало наукой, а переработка информации - отраслью индустрии, что базируется на современной вычислительной технике. Следует сказать, что на информационную работу тратится близко трети времени ученого. Большая часть этого времени идет на нахождение необходимых сведений. Если принять во внимание, что на непроизводственные расходы приходиться 50 % всего времени, то возможные потери только в результате плохо поставленной информации будут составлять многих миллиардов гривен ежегодно. Существенным каналом потерь, который следует перекрыть, остается нерациональное комплектование информационных фондов, избыток информации. Подсчитано, что не меньше половины этих фондов вообще не используется. В настоящее время самым узким местом, которое сдерживает прогресс, есть не отсутствие научных достижений, а неудовлетворительная их реализация. До внедрения доходит не более как 30-50 % разработок. Остальные либо совсем не используются, либо внедряются очень медленно. Одной из причин этого является задержка информации. Информация — совокупность разных сообщений об изменениях, которые проходят в системе и окружающей ее среде. Управление как информационный процесс состоит из обмена информацией между органом управления управляемым объектом и внешней средой. Информация выступает как основа процесса управления. С помощью информации реализуется связь между субъектом и объектом или между управляющей и управляемой частями системы управления. Управление имеет дело с огромными масштабами информации, размер которой непрерывно увеличивается в меру роста объемов производства продукции. В целом объем информации растет почти пропорционально квадрату роста объема производства.
Организационно-практическая деятельность руководителя и управление также во многом носит информационный характер, потому что учитывает получение информации для принятия решений и передачу информации о принятых решения Иногда роль информации в процессе управления абсолютизируют, а сам процесс управления движения информации представляют как процесс ее превращения из исходной в командную, результативную. Процесс управления нельзя полностью возводить к превращению информации. Его содержание значительно больше. Действие на человека - это не столько акт передачи ей информации, сколько сложный социально-психологический процесс взаимодействия людей, который вмещает такие факторы, как обязанность, воля, авторитет. авторитет, мораль и др. Одна и та же информация по-разному действует на разных людей. И это из-за того, что не только информация действует в процессе управления, а человек действует на человека, по-разному используя при этом информацию как основу и средство действия в зависимости от того, кто или что является объектом действия. Роль информации неодинакова для разных этапов или стадий процесса управления. На одних стадиях управления важный объем информации, ее виды, возможности получения новой, дополнительной информации, на вторых - ее движение, на третьих - возможности ее обработки. Да, при определении цели управления важный объем информации, ее новизна, ценность, полнота и тому подобное. Чем больше сведений о современных научных исследованиях использовано при разработке цели управления, тем более объективно формулируется цель, тем более значительная она для процесса управления. При оценке ситуации наибольшее значение имеют виды информации, что определяют возможность комплексного и системного подхода к этой оценке, а в дальнейшем к разработке управленческих решений. На стадии разработки управленческих решений и аналитической деятельности большую роль играют возможности обработки отобранной для полученного решения информации, которые зависят от формы ее представления. Явления реального мира и процессы, которые происходят в общественном производстве, объективно отображаются с помощью информации, потоки которой реально существуют рядом с потоками рабочей силы, материалов и орудий труда. Подобно веществу и энергии, информацию можно сделать, обрабатывать, хранить, передавать, использовать.
Информация означает толкование, сообщение, разъяснение, преподавание. В теории управления к ней относят такие сигналы (сведения, сообщения), которые несут знание, уменьшают неопределенность. Если сообщение или его часть для данного получателя не является информацией, то оно называется познавательным шумом, или если в таких сведениях нет потребности - кибернетическим шумом. В экономический литературе используют также понятие "метаинформация", под которой понимают информацию, производную от той, которую получают непосредственно. Информацию в форме сообщений, сведения нельзя отнести ни к материи, ни к сознанию. Она свойственная как живой, так и неживой природе. Качественное разнообразие объективного мира предопределяет качественную многозначительность информации. В отличие от неживой природы, которая может быть только источником информации, живая природа, кроме того, воспринимает и переделывает ее. Человек, как существо социальная, получает, собирает, хранит, сознательно переделывает и использует информацию в своей целеустремленной деятельности. На практике все технологические, организационные, экономические и социальные процессы порождаются, сопровождаются и направляются информационными процессами, которые отображают разные взаимоотношения между объектами живого мира и составляют суть и формы связи между управленческими системами. Информацию в сфере менеджмента часто образно сравнивают с нервной системой, что обеспечивает функционирование живого организма. Благодаря обмену информацией между этими системами, которой управляют, информацию о состоянии заданных параметров производит команда управления и опять передает их к системе, которой управляют, для выполнения (прямая связь). Поступление информации о результатах управления принято называть обратной связью.
К информации принадлежат все виды сведений, сообщений (устные, письменные, графические и тому подобное) и знаний, нужных для реализации функций менеджмента. Какая-нибудь по содержанию информация существует в форме разных ее материальных носителей (в виде электрических импульсов, устного языка, магнитной записи, показаний счетчиков, письменных документов, перфокарт и др.) Для управления наибольшее значение имеет информация, зафиксированная на постоянных носителях, в первую очередь в виде разных бумажных документов, магнитных лент, барабанов, перфокарт и перфолент. Информацию передают организовано (формально) и стихийно (неформально). Да, периодические отчеты за определенной формой составляют организованную обратную связь, а стихийное распространение слухов - неформальные каналы связи между людьми. Теория информации, основы которой были сформированы К.Шеноном, применяется для определения скорости, с которой можно передавать информацию по каналам связи. На скорость передачи информации влияют источник сигнала (дискретный или непрерывный сигнал), характеристики канала связи (его пропускная способность) и шума. Практика свидетельствует, что в современных условиях эффективность управления в значительной мере зависит от информационного обеспечения, от полноты информации. Повышение требований к организации службы информации в системе менеджмента обусловлено высоким динамизмом современного производства, частичным изменением параметров основных факторов производства получаемой продукции (услуг). Только систематизированная информация дает возможность менеджеру определять эффективность организационно-экономических, агротехнических, социальных и экологических мероприятий и в зависимости от условий, которые складываются, изменять намеченную программу. Чем лучше информированный менеджер, тем оперативнее, более высокие за своим качеством его решения. Для того чтобы принять правильное решение, необходимо иметь определенное количество информации. Однако объем информации не может определяться только количеством документов, страниц, показателей. Можно собирать и обрабатывать огромные массивы сведений, которые либо будут не нужны для принятия решений, либо их нельзя будет усвоить и использовать. Иногда короткие документы могут быть более содержательными, чем большие доклады и справки. Правильное определение количества информации дает возможность избежать перегрузки руководителей и специалистов, поскольку существует показатель границы информации, которую может переделать человек за определенный период. На практике по большей части наблюдается перегрузка информацией производственного персонала приблизительно в 3-4 раза сравнительно с нормами.
Информацию классифицируют по разным признаками: 1) по форме отображения - визуальная (графики, таблицы, табло и др.), аудиоинформация (воспринимается на слух благодаря звукозаписи), аудиовизуальная (соединяет информацию в форме изображения и звука); 2) по форме представления - цифровая, буквенная и кодируемая; 3) за порядком возникновения - первичная и производная; 4) по характеру носителей информации - документируемая и недокументированная; 5) по назначению - директивная (предписывающая), отчетная и справочно-нормативная; 6) за направлением движения - входящая и выходящая 7) за стабильностью - условно-переменная, условно-постоянная; 8) по способу отображения - текстовая (алфавитная, алфавитно-цифровая) и графическая (чертеж, диаграммы, схемы, графики); 9) по способу возделывания - что поддается и что не поддается механизированной обработке 60. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом и офисные автоматизированные системы классифицируются как операционные ИС, ибо они обеспечивают осуществление текущих бизнес-операций и принятие решений менеджментом низших уровней организации. Системы обработки трансакций регистрируют и обрабатывают данные о бизнес-операциях. К ним относятся ИС, с помощью которых ведется учет продаж потребителям, закупок у поставщиков, изменений запасов, выплаты заработной платы сотрудникам. Эти ИС поставляют сведения в организационные базы данных, которые позволяют создавать информационную продукцию, такую как отчетность по поставкам продукции клиентам, платежная документация по заработной плате и финансовые отчеты. Системы обработки трансакций идентифицируют, накапливают и организуют основные бюджетные блоки информации, на базе которых и осуществляются операции организации, с их помощью генерируется основная часть отчетной документации. В дополнение к задачам регистрации и обработки данных, операционные ИС могут использоваться для принятия стандартных решений для оперативного контроля над процессами. Системы контроля над процессами применяются, например, на нефтеперерабатывающих предприятиях, целлюлозно-бумажных комбинатах, в производстве продуктов питания, на электростанциях. Системы контроля над производственным процессом обеспечивают мониторинг и проверку трансформционных процессов. Специальные датчики непрерывно следят за изменениями температуры или давления и преобразуют их в замеры, результаты которых передаются в центральный компьютер для обработки и осуществления регулировок в режиме реального времени. Офисные автоматизированные системы, такие как процессоры-редакторы, настольно-издательские, электронная почта и телекоммуникации, также входят в семейство операционных ИС. Их основное предназначение — трансформация в электронные носители традиционно выполняемых вручную процедур. Например, компания Chevron осуществляет в месяц более 5800 электронных платежей поставщикам. Офисные автоматизированные системы позволяют компаниям добиться повышения производительности финансовых отделов, уменьшения ошибок и улучшения отношений с потребителями. Операционные ИС особенно эффективны в компаниях, организационные решения которых носят во многом вероятностный характер. Например, в компании Northrop при производстве каждого фюзеляжа истребителя «F/A-18» требовалось 400 тыс. бумажных носителей информации разнообразного формата. Когда Northrop перешла на компьютеризированную ИС, трехметровая куча бумаги по каждому фюзеляжу была переведена на один-единственный компакт-диск. В случае необходимости уточнения инструкций сотрудники немедленно обращаются к компьютерной базе данных, а менеджеры мгновенно вносят изменения в технологические процедуры, избегая неудобств и противоречий, которые неизбежны при их оформлении с помощью бумажной документации. Новая система Northrop позволила сэкономить $ 20 млн только на производстве фюзеляжей истребителей. До 1960-х гг. ИС использовались главным образом для обработки трансакций, бухгалтерском учете и ведении отчетности. Появление в 1964 г. нового поколения компьютеров, в которых были применены схемы с кремниевыми чипами, позволило получить значительное увеличение удельной производительности в обработке информации на доллар затрат. По мере того как производители компьютеров поощряли приобретение новых систем, менеджеры компаний клиентов получали наглядное представление о возможности их использования в процессе принятия важных решений, началась эпоха управленческих ИС. Информационные системы менеджмента (ИСМ) — это компьютерные системы,обеспечивающие необходимую информацию и поддержку принятия управленческихрешений. Так же как операционные ИС, они включают в себя программное иаппаратное обеспечение плюс человеческие ресурсы. Когда менеджеру отделапроизводства необходимо принять решение о производственном графике, ему, кпримеру, требуются данные об ожидаемом количестве заказов. Прогнозсоставляется на анализе тенденции развития рынка, уровне запасов, численностисотрудников различных специальностей. Все эти данные призвана обеспечить ИСМ.Распространенной формой такой системы являются информационные системыотчетности, обеспечивающие менеджеров и участвующих в управлениисотрудников необходимыми для принятия повседневных решений отчетами. Системы поддержки принятия решений — это интерактивные компьютерные ИС, вкоторых используются различные модели принятия решений и специализированныебазы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятие решенийсотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователямопределенным образом ставить ряд вопросов типа «что, если», получая винтерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации вариантыдействий. Информационные системы исполнительного руководства облегчают принятиестратегических решений на высшем уровне управления. Используемое в нихпрограммное обеспечение обеспечивает доступ пользователей к большим массивамкомплексных данных, предоставляет возможности их анализа и представления.Такие системы предоставляют высшему менеджменту возможность быстрого доступа кнеобходимой внутренней и внешней информации, способствуют идентификациипроблем и рассмотрению возникающих в связи с ними ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|