Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегическое использование информационных технологий




Каждый из главных типов информационных систем, описанных раннее, ценен для

помощи организациям в решении важных проблем. В последнее десятилетие

некоторые из этих систем стали особенно важны для длительного процветания

фирмы и выживания. Такие системы, которые являются мощными инструментальными

средствами для участия в конкуренции, названы стратегическими информационными

системами.

Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, изделия,

услуги или относящиеся к окружающей среде связи организаций, чтобы помочь им

получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти

результаты, могут даже изменять бизнес организаций.

Стратегические информационные системы должны отличаться от систем со

стратегическим уровнем для старших менеджеров, которые сосредоточиваются на

длительных проблемах принятия решения. Стратегические информационные системы

могут использоваться на всех уровнях организации и рассматривают более

глубокие и широкие причины, чем другие виды систем, которые мы описали.

Стратегические информационные системы существенно изменяют цели фирмы,

изделия, услуги внутренние и внешние связи. Они глубоко изменяют способ,

которым фирма осуществляет руководств, или непосредственно сам бизнес фирмы.

Чтобы использовать информационные системы как конкурентоспособное оружие,

нужно сначала понять, где должны быть выявлены стратегические возможности

предпринимателей. Используются две модели фирмы и ее окружения, чтобы

определить области бизнеса, где информационные системы могут обеспечивать

преимущества над конкурентами. Это модель конкурентных сил и модель цепи

стоимости Портера.

Информационные технологии не только изменили способ работы людей, они также

изменили способ конкуренции предпринимателей. Хотя первые компьютеры

использовались предпринимателями, чтобы повысить эффективность, автоматизируя

то, что выполнялось прежде вручную, автоматизация считается само собой

разумеющейся в веке информации. Сегодняшние фирмы не только автоматизируют,

но и активно разыскивают новые способы использования ИТ для достижения

превосходства над конкурентами.

Предприниматели стремились достигать конкурентного преимущества в прошлом

(Porter, 1980), конкурируя одним из двух способов:

- стоимостью, т.е. дешевыми товарами или услугами;

- дифференцированием продуктов или услуг, конкурируя на восприятии

клиентом качества продукции и услуг.

Начиная с 60-х годов, когда большие фирмы начали устанавливать компьютеры в

отделы бухгалтерского учета, ИТ играли значительную роль в предоставлении

возможности фирмам, чтобы конкурировать на низкой цене. Компьютеры

использовались, чтобы автоматизировать диалоговую обработку запросов,

уменьшая цикл времени и обеспечивали операционные данные для принятия

решения. Всплеск новых технологий в 80-х годах открыл дополнительные

возможности, такие, как уменьшение времени для создания новых изделий

посредством инструментальных средств автоматизированного проектирования;

оптимизация процессов компьютеризированными системами управления, в которые

внесены человеческие экспертные правила решения; быстрое изменение поточной

линии планирующими системами, которые интегрируют научные исследования в

производство, и коммерческая информация.

ИТ существенно изменяют бизнес-процессы, открывают в хозяйственной жизни

новые возможности. Глобальная сеть Интернет и корпоративные сети, мобильная

связь — минимальные стратегические решения, позволяющие сохранять

конкурен­тоспособность бизнеса, добиваться повышения операционной

производительности и действенности контроля, адекватно реагировать на

изменения внешней среды.

ИТ позволяют компаниям существенно ускорить рабочие процессы, сократить

зат­раты, улучшить координацию различных видов деятельности. Надлежащее

исполь­зование ИТ позволяет существенно повысить производительность.

ИТ воздействуют как на характер материального про­изводства, так и

предоставление услуг, а значит, на скорость выпуска и обслужива­ния. Вспомним,

что внедрение ИС в компании Northrop позволяет экономить 400 тыс.

листов бумаги формата А4 на производстве фюзеляжа каждого «выпущен­ного в небо» истребителя, а оформление страховых полисов в компании ЕDС сегод­ня

требует нескольких минут, в то время как вчера — более 10 дней. Инвестиции в

операционные и другие ИС компании повышают операционную производитель­ность,

одновременно обеспечивая потенциал для снижения затрат. Повышение

про­изводительности наилучшим образом обеспечивает компании благосклонность

по­требителей и возможность расширения рынка.

КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ

Конкуренция вступает в новую эру, эру, характеризующуюся глобальными,

пере­мещающимися со скоростью света потоками невесомых битов, несущими

непред­сказуемые изменения в ИТ и практику ведения бизнеса. Во многих компаниях обработка информации приобретает форму поиска стратегических конкурентных

преимуществ. В частности, речь идет о сокращении дистанции между потребителя­ми и организациями. К примеру, компания UPS обеспечивает клиентов точной

ин­формацией о местонахождении их грузов в процессе доставки, бурными темпами

развивается торговля в Интернете. Этот описанный Николасом Нигропонте в книге

«Бытие Цифрового» переход от перемещения атомов к перемещению битов откры­вает

новые стратегические перспективы как организациям, так и предпринимателям)

. Изменениям в стратегии бизнеса обычно предшествуют структурные перемены,

редизайн рабочих заданий и принятие технологии. Но в некоторых случаях именно

принятие ИТ выступает катализатором изменений и сопровождается

реструктури­зацией различных управленческих процессов. Итак, в то время как

многие компании принимают ИТ в ходе реализации стратегических планов, другие

корректируют свои цели в процессе внедрения ИТ. Укрепление

конкурентоспособности организации предполагает проведение в жизнь ряда

тактических и стратегических решений.

Основные понятия инновационного потенциала менеджмента

1. ИННОВАЦИИ -- это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, т. е. обладать определенным инновационным потенциалом. Инновационный потенциал менеджмента -- это способность и возможность видеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления.

Разные фирмы обладают различным инновационным потенциалом. Он может быть высоким или низким. Низкий инновационный потенциал характеризует консерватизм управления, боязнь изменений, реформ, модернизации.

При высоком инновационном потенциале менеджмента в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований, ведется регулярная оценка эффективности управления, или мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития.

Наращивание инновационного потенциала является одной из важнейших тенденций развития современного менеджмента. Рост этого потенциала отражает реальные и объективные потребности современного управления.

Но почему так важен инновационный потенциал в современном менеджменте? В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, социальной обстановке, науке и технике, является инновационный потенциал управления. Он формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику, приоритете функции исследования и стратегического планирования, в методологии, стиле управления, мотивации инновационного поведения, структурировании ресурсов управления, накоплении человеческого капитала, в том его понимании, которое дано в теме «Человеческий капитал управления».

Но инновационный потенциал -- это возможность и способность к изменениям, которые еще надо реализовать. Инновационный потенциал может быть высоким в силу различных обстоятельств, иногда и стихийно действующих факторов, но реализация инновационного потенциала может быть различной. Существуют процессы реализации инновационного потенциала менеджмента.

1. Осознание потребности и оценка возможностей инноваций, готовность к инновациям, показатели тенденций развития - затраты, производительность, текучесть персонала, конфликтная ситуация, конкуренция, социально-экономическая обстановка, эффективность управления, - все это факторы, показывающие необходимость инноваций.

2. Исследование тенденций развития и возможностей тех или иных инноваций, т. е. возможность привлечения специальных экспертов или консультантов, создания исследовательских групп, проведения социологических исследований для оценки остроты потребности в инновациях.

3. Разработка проекта инноваций, его обсуждение, расчеты ресурсов, выбор вариантов, оценка вероятных последствий.

4. Определение этапов проведения организационных изменений, этапов реализации инновационного проекта.

5. Подготовка к реализации инновационных проектов, разъяснение целей и условий инноваций.

В процессах инновационных преобразований возможно сопротивление персонала, которое часто объясняется сложившимися привычками деятельности, опасениями относительно новых условий работы, неопределенностью, неуверенностью в пользе и необходимости инноваций. Существуют следующие способы преодоления сопротивления инновациям:

1. обстоятельное информирование персонала о необходимости инноваций, убеждение в потребностях перемен, в обновлении условий деятельности, в повышении производительности и эффективности; при необходимости проведение образовательных семинаров, курсов специальной подготовки для освоения персоналом новых условий работы (при замене техники, оборудования, изменении технологии и пр.);

2. привлечение работников к обсуждению проектов, анализу и выбору вариантов проекта, к разработке управленческих решений;

3. облегчение процессов вхождения в новые условия работы, поддержка инициативы освоения новшеств, дифференцированный подход к персоналу в переходный период;

4. делегирование полномочий на введение инноваций лицам, не верящим в их эффективность;

5. мотивирование и стимулирование инноваций, без которых они вряд ли станут реальностью;

6. поэтапность инновационных преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям работы, адаптации, разработка гибких инновационных планов;

7. организационная требовательность и контроль, без которых, вероятно, невозможно обойтись при любых инновационных мероприятиях. Вопрос заключается лишь в мере принуждения и сочетании его с мерами мотивации и учета реальных условий инновационных преобразований.

Инновации могут быть организационного, социального, экономического характера, могут быть в области технического оснащения деятельности и в области как технологии производственной, так и информационных технологий.

инновационный потенциал менеджмента - это не только склонность персонала и менеджера к инновациям, дух поиска и творчества, это и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов - инновационный фонд, который может быть предназначен для оплаты консультационных и экспертных услуг, закупки необходимого оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала в процессах инновационных преобразований.

Иногда понятие инноваций связывают исключительно с научно-техническим прогрессом или усовершенствованием технологии. Но инновации отражают скорее экономические и социальные процессы, нежели научно-технические. Инновации - это изменения, происходящие в экономической и социальной среде, изменения, происходящие в поведении людей как производителей и потребителей. Инновации - это создание нового потенциала действий, а не новых знаний или продукта.

Способность фирмы к инновациям зависит от менеджмента. Инновационная фирма -- это фирма, которая организована так, что изменения в ней становятся нормой.

Общими характеристиками для инновационной фирмы являются следующие:

1. убеждение в рациональности инноваций и понимание того, что это такое;

2. инновационное поведение не эпизодического характера, а в виде динамики непрерывности;

3. разработка инновационной стратегии и ее осуществление;

4. наличие механизмов инновационного менеджмента -- показатели, критерии оценок, мотивирование творчества;

5. методология и организация менеджмента отличаются от традиционных.

Инновация -- это не технология, это новая ценность. В этом особенность инновационного менеджмента, что он ориентирован на создание новой ценности, на динамику развития. Можно в управлении следовать принципу «Больше и лучше». Это хороший принцип управления и хорошая стратегия. Она не исключает внимания к качеству, она предполагает изучение рынка, требует совершенствования продукта.

Но стратегическим дивизом и принципом управления может быть другой - «Новое и иное». Это принцип инновационного менеджмента, это принцип систематической ликвидации старого, принцип переключения ресурсов на решение новых задач. Если я хочу получить новое и иное, я должен систематически ликвидировать старое.

При этом может показаться, что инновационный менеджмент - это экстремистское управление, управление, построенное на ликвидации. Конечно, это не так. Инновации -- это не абсолютное отрицание и уничтожение, это построение принципиально нового, там где это возможно, а новое, если вы его сумеете построить, само ликвидирует старое. Инновации -- это не разрушение, это поведение, ориентированное на поиск нового, реализацию пусть даже малых возможностей его достижения. Инновационный менеджмент -- это философия современного управления.

Инновационный потенциал менеджмента характеризует способность и стремление к достижению нового, настойчивость и силу в поиске новых решений, готовность к риску и тщательный расчет вариантов.

Инновация -- нелинейный процесс. Она не проявляется в последовательном движении от одного успеха к другому. Она предполагает длительные этапы поиска и созревания идей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...