Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы налоговой системы и классификация




Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- субъект налогообложения;

- объект налогообложения;

- ставка налога;

- налоговые льготы;

- правила исчисления и порядок уплаты налогов;

- штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

- федеральные,

- налоги республик в составе России, краев и областей,

- местные налоги.

Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов. В период централизованного планирования государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга по ряду факторов:

- пo структуре,

- пo набору налогов,

- пo способу взимания,

- пo налоговым ставкам,

- пo фискальным полномочиям различных уровней власти,

- пo налоговой базе,

- пo налоговым льготам.

Трехуровневые налоговые системы функционируют в большинстве федеральных государств. (Например, в США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги). Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

Плательщики налогов - юридические лица иди другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы. Документ, подтверждающий постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе является основанием для открытия расчетного и других счетов в банках и других кредитных учреждениях.

Объекты налогообложения:

- имущество юридических и физических лиц и его передача;

- прибыль;

- доходы;

- добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

- стоимость определенных видов товаров;

- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

- операции с ценными бумагами;

- пользование природными ресурсами;

- имущество юридический и физический лиц и его передача;

- другие объекты, установленные законодательными актами.

Общий уровень налогового изъятия определяется:

- величиной и настоятельностью общехозяйственных потребностей,

- размерами предложения общественных благ,

- масштабами диспропорций в национальной экономике, которые намечено устранить,

- задачами социальной политики в данном периоде.

Налоговая ставка - сумма, которая должна быть уплачена с данной единицы обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах. Ставки могут быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент: налоговая ставка будет пропорциональна сумме получаемого дохода или ценности имущества. Налоговая ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.

 

Налоги как доходная часть федерального бюджета

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

Статья 41.

Виды доходов бюджетов

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательств
Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

4. К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

• иные неналоговые доходы.

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1. В доходах бюджетов учитываются:

• средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счета кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджет ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечен переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджет иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим к субъектам РФ или муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Статья 43. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 44.

Финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Статья 45.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...