Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и эволюция теорий, лежащих в основе современных конституций

КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Выполнил: Ганюшкина Т.В.
зачетная книжка № 98/476
студент 3-го курса 303 группы
з/о специальность регионоведение

Проверил: Зайцева Л.А.

 

Саранск, 2000

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Доктрина конституционализма: понятие конституции,
происхождение и эволюция ее теории

1.1. Понятие конституции

1.2. Возникновение и эволюция теорий, лежащих в основе современных конституций

1.3. Конституции как юридическое воплощение теорий

 

Конституция Великобритании

2.1. Источники конституционного права Великобритании

2.2. Законодательная власть

2.3. Исполнительная власть

2.4. Судебная власть

2.5. Основы правового статуса личности

2.6. Правовое регулирование институтов демократии

 

Ратификация

 

Заключение

 

1. Доктрина конституционализма: понятие конституции,
происхождение и эволюция ее теории

 

Понятие конституции

 

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Тради­ци­онно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической си­лой, за­крепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организа­ции и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан[1].

Происхождение самого термина “конституция точно научно не уста­новлено. Высказывается мне­ние что, он воспринят от технического обо­рота “rem pubicm constiture”, которым начинались акты римских импе­раторов.

Конституция - явление сложное и многоплановое. Различные теоре­тические аспекты этого явле­ния являются предметом изучения философ­ских, исторических, политологических и юридических наук. Вопросы формы, содержания конституции, и ее исторического назначения до сих пор являются дискусси­онными.

Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридиче­скую силу и регулирующих основы отношений ме­жду человеком и обществом, основной закон, своеоб­разный признак го­сударственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом за­конности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция со­временного демокра­тического государства закрепляет суверенитет на­рода, основы социально-политиче­ского строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реа­лизации власти. Консти­туция – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституцион­ных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гаранти­руют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы об­щественного строя, форму правле­ния и территориальное устройство, ос­новы организации центральных и местных органов власти, их компе­тен­цию и взаимоотношения. Однако в материальном смысле термин “консти­туция” употребля­ется редко. Чаще о конституции говорят в формальном смысле.

 В формальном смысле юридическая конституция — это основной за­кон государства, закрепляю­щий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и право­вое по­ложение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практи­ческого применения обстановка меняется. На практике складывается такой порядок осуществления госу­дарственной власти, ко­торый может существенно отличаться от порядка, предписанного юриди­ческой конституцией. Этот реальный порядок осуществления государст­венной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая конституции мо­гут, как совпадать, так и расходиться.

Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычный результат изменения в со­отношении политических сил, проис­шедшего после принятия юридической конституции, принятие кото­рой имеет одномоментный характер. В некоторых странах политическая элита стремится править помимо кон­ституции, объясняя это необходимостью и целесообразностью. Получается, что, с одной стороны, кон­ститу­ция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое го­сударство. С другой сто­роны, конституция вступает в противоречие с реальностью. Историческая коллизия между законностью и целесо­образ­ностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.

Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, имеющие высшую юридическую силу на территории всего государства, и охватывает своим действием все сферы жизни общества. Кон­ституцию от всех других правовых актов отличает следующее:

1 особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени ко­торого она принимается;

2 учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3 всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воз­действие на которые она распространяет;

4 особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение в нее поправок, специфические формы охраны и др. [7, с.44]

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята за­конным путем, то есть в том по­рядке, который предусмотрен в действо­вавшей до этого конституции. Такое свойство, как реальность, харак­тери­зует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гаран­тированы в условиях режима законности и правопорядка. Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высо­кой степени устойчивости и неподверженности воздействию полити­ческих сил, меняю­щихся у власти. Ста­бильность и жесткость конститу­ции не только не исключает возможности ее измене­ния, но и предпола­гает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной дей­ствительно­сти. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы от­дельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто ос­нов­ной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими зако­нами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силой, и это особое свойство выра­жается в следующем: ее нормы являются осно­вополагающим источником не только конституционного права, но и дру­гих отраслей права. Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эф­фективным ме­ханизмом ее реализации и охраны.

Каждая конституция выполняет определенные функции, которые рас­крывают ее социальное на­зна­чение и характеризуют основные направле­ния ее воздействия на общественные отношения. Роль конститу­ции в об­ществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три важнейших функ­ции конститу­ции: юриди­ческую, политическую и идеологическую.

Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи основным законом, является важ­нейшим источником права, нормы кото­рого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Политическая функция конституции заключается в том, что консти­туция определяет устройство госу­дарства, его отношения с отдельными людьми, их группами, служит правовой основой политической сис­темы.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологи­че­ского воздействия. Конституция, обра­щаясь к признанным в обществе ценностям (права человека, соб­ст­вен­ность, демократия, семья и др.), играет большую воспитательную роль, устанавливая нормы взаи­моот­ношений государства и человека, государ­ства и общества.

Современные демократические конституции характеризуются еще од­ной важной чертой: они имеют прямое действие. Прямое действие кон­ституции означает, во-первых, что конституции обяза­тельны для орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправле­ния; а во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обра­титься в суд, ссыла­ясь ис­ключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирую­щих данную норму законов или подзаконных актов.

В конституции определяются основы общественного и государствен­ного строя страны. Все госу­дар­ства обладают конституцией в матери­альном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле фор­маль­ном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором.

Социально-политическая сущность заключается в том, что консти­туция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Это как обществен­ный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей обще­ства.

 

 

Возникновение и эволюция теорий, лежащих в основе современных конституций

 

Важнейшими элементами конституционного права являются конститу­ционализм, народный суве­ре­нитет, народное представительство, разде­ление властей, естественные неотчуждаемые права чело­века. Многие из этих проблем рассматривались еще античными мыслителями и развивались позднее, в период буржуазных революций. Эти теории служили идеологи­ческим обоснованием ликвидации феода­лизма как общественного строя, основанного на деспотизме. В период антифеодальных революций на­чали появляться юридические формы выработанных ранее теорий, которые легли в основу первых кон­ституций. Это, прежде всего теоретические концеп­ции о народе (обществе) как единственном носителе верховной власти, его су­веренитета, о юридическом равенстве всех членов обще­ства, их праве самим определять основы устрой­ства общества.

В основе современных конституций легли идеи и концепции теорий государства и права, разделе­ния властей, природы прав и свобод чело­века, взаимоотношений государства и человека, которые разви­вались в течение нескольких столетий. При этом многие вопросы содержания кон­ституции и ее историче­ского на­значения до сих пор являются дискусси­онными.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются раз­ных взглядов:

1 Теологические теории видят сущность конституции в воплощении боже­ственных предписаний чело­ве­ческому обществу о правилах жизни, счи­тают, что в конституции воплощаются идеи высшей спра­ведли­вости, разума.

2 Некоторые школы естественного права считают, что сущность консти­туции заключается в воплоще­нии в ней многовекового опыта, посте­пенно складывающихся традиций данного народа. Только такие консти­туции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчи­востью, в отличие от “революци­онных” конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представ­лений и заим­ствова­ния чужого опыта.

3 Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и свя­зывающие ее сущность с госу­дарственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной вла­сти; по­скольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произ­вола, дес­потизма она сама себя ограничивает и за­крепляет пределы этого ограничения в конститу­ции.

4 Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической осно­вой советской государственно-пра­вовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. конституция является классовой по своей сущности.

5 Одним из распространенных представлений является трактовка сущно­сти конституции как общест­вен­ного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в кон­ститу­ции, о том, на каких основаниях учреждается данное общество, по каким правилам оно жи­вет. По этой концепции конституция — выраже­ние суверенитета народа, проявление его единой воли. [7, с.50]

Решение вопроса о сущности конституции связано с вопросом о сущ­ности самого государства. Су­ществует множество теорий происхож­дения государства (естественно-правовая или договорная тео­рия, орга­ниче­ская, психологическая, теория насилия, экономическая теория). Но, что является неоспо­римым это то, что государство — продукт обще­ст­венного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости об­ще­ства вследствие экономических, социальных, нравственных, психоло­ги­ческих и других закономерно­стей государство становится его основ­ной управляющей системой. И во все времена возни­кали и развива­лись раз­личные теории взаимоотношений человека и государства, а также про­блема прав и свобод чело­века.

Существует мнение, что основой конституционализма являются права человека. Статус прав че­ло­века в любом государстве в основном опре­деляется трактовкой источников прав. В разных теориях можно вы­делить три основных подхода к трактовке прав:

1 Естественноисторический подход — естественные права человека имеют внегосударственное и вне­юридическое происхождение, т.е. государ­ство не может давать или отнимать эти права, оно обя­зано их га­рантировать, и, прежде всего, право на жизнь.

2 Юридически позитивистский подход — источником и гарантом прав че­ловека является государство.

3 Марксистский подход — право есть воля господствующего класса, воз­веденная в закон и реализуе­мая с помощью государства.

В современной трактовке в основном преобладает такой подход — есть права, которые выступают как прирожденные качества человека (право на жизнь, личную неприкосновенность и т.д.), и права, кото­рые воплощаются только благодаря демократическому государству (политиче­ские права). [14, с.217]

К признанию многих идей, лежащих в основе современных конститу­ций, человечество пришло в ре­зультате длительного исторического раз­вития. Античные мыслители не разделяли общество и госу­дарство. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом поли­тического управления. Позже государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневе­ковой мо­нархии.

Но представление о государстве как организации, строящей взаи­моотношения с гражданами и об­ществом на основе закона, на­чали фор­мироваться уже на ранних этапах развития человеческой ци­вилиза­ции и легли в основу концепции правового государства. С идеей правового государства связыва­лись поиски более совершен­ных и справедливых форм жизни мыслители античности Сократ, Демокрит, Платон, Аристо­тель, Полибий, Цицерон. Они пытались вы­явить такие связи и взаимо­действия между правом и государст­вен­ной властью, которые обеспечи­вали бы гармоничное функционирова­ние обще­ства. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма об­щежития людей, при ко­торой закон обязателен как для граж­дан, так и для самого госу­дарства. Государ­ственная власть, признаю­щая право, и одновре­менно ограниченная им, по мнению древних мысли­те­лей, считалась справедливой госу­дарственностью. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о “правовом общении” и “общем правопо­рядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древ­ней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие бо­лее поздних прогрессивных учений о правовом государстве. [1, с.37-39]

С развитием общества и индивидуальности возникли идеи есте­ст­венного права человека (право на жизнь, свободу, собствен­ность). Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинако­вые права, обусловленные природой. Само же государство есть результат общественного договора. Зна­читель­ный вклад в эту концепцию внес Ари­стотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего его право на частную собствен­ность. Различал естественное и условное, позитивное право. По­зитив­ное право, в отличие от естест­венного, более изменчиво и является результатом дея­тельности госу­дар­ства и согласия между людьми в обществе. Аристотель проповедовал идею верховен­ства естественного права над законами государства, ко­торая получила развитие в современной концеп­ции прав человека. [12, с.67]

Во времена феодализма идея равенства от рождения естествен­ных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех сво­бодных гра­ждан отвергалась. Сами же права трактовались как привилегии, даро­ванные поданным монархом. Каждое из сословий имело специфические права, которые сокраща­лись по мере снижения по лестнице общественной иерархии. В эпоху просвещения идея ес­тественных прав по­лучила либе­ральное толкование.

Либеральная теория демократии сформировалась на базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье, при­верженцев договорной теории происхождения государства и теории естественных прав че­ловека. Он рас­сматривал функции государства, исходя из индиви­дуального начала. Дж. Локк впер­вые четко разде­лил такие понятия как “личность”, “общество” и “государства”. Основная функция государства — защита есте­ственных неотчуждаемых прав личности. Основа всякой государствен­ной власти — согласие сво­бодных людей подчинять свою волю реше­нию большинства. Общественная власть — не высшее начало, гос­под­ствующее над людьми, а сбор индивидуальных прав.

Дж. Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешаю­щий государству выходить за рамки полномочий. Его важней­шие компо­ненты — принцип разделения властей и законность. Идеал такого меха­низма воплотился в учении о разделении властей Ш. Монтескье. Цель этой теории — гаран­тировать безопасность граж­дан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их поли­тическую свободу, сде­лать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правитель­ством. [11, с.9]

Важнейшие концепции конституционного права (конституционализм, народный суверенитет, на­род­ное представительство, разделение вла­стей, естественные неотчуждаемые права человека) были обосно­ваны идеологами демократии, к которым относятся — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтес­кье, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и другие. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы ес­тественного права. Спи­ноза од­ним из первых дал теоре­тическое обоснование демократического госу­дарства, кото­рое, бу­дучи связано законами, обеспечивает действи­тельные права и сво­боды граждан. Гоббс разрабо­тал ряд про­грессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу отно­сятся, на­пример, обосно­вание формального равенства перед законом, не­зыблемость договоров. В период буржу­азных революций эти теорети­ческие разработки легли в основу формирования конституционного строя и стали основой для дальнейших разработок их последователями.

Идея общественного договора получила наибольшую завершенность в учениях Ж. Ж. Руссо. Именно в этом он видел основу всякой закон­ной власти. Существо общественного договора сводилось к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым стано­виться ее участником. Таким обра­зом, властью обладают все участники соглашения. Законодательной властью, со­гласно Руссо, обладает только народ, которому при­надлежит решение вопроса о форме пра­вительства. Согласно кон­цепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством.

В течение 19-20 века эти теории развивались их последовате­лями, которые обосновывали кон­сти­туционные права и свободы граждан, прежде всего неприкосновенность личности. Политическая сво­бода рас­сматривалась ими как средство для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая политиче­ские свободы, превращается в тиранию. От­сюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права инди­вида и система разде­ления и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма яв­лялось выделение гражданского обще­ства и государства как самостоя­тельной сферы жизни. [11, с.10]

В 19 веке появились многочисленные труды правоведов-конститу­ционалистов У. Бэджгот, Т. Мэй, А. Дайси, Д. Милль в Великобритании, А. Эсмен во Франции, У. Уиллоуби в США, В. Лабанд, Р. Гнейст в Гер­мании, создавших классические теории, включая такие конституционно-правовые доктрины, как пар­ламен­таризм; правовое, социальное и демо­кратическое государство. [8, с.25]

В первой половине 20 века в связи с развитием государственно-монополистического капитализма на­блюдался кризис идей ли­берализма и появлению доктрины государственного регулирования, ограни­чения роли парламента, усиление участия правительства в законодательстве, идея “сильной власти” и т.д. Появи­лись теории элит, основоположником ее был В. Паретто. Общество в целом, по его мнению, со­стояло из элит и низшего неизбранного класса. Американский ученый Бентли разработал теорию “заинте­ресо­ванных групп”. По его мнению, в обществе сущест­вуют интересы групп, которые в ходе борьбы за влияние на пра­витель­ство доби­вается защиты своих интересов. Конгресс, президент, суды, со­гласно Бентли, представ­ляют собой лишь “официальные” заинтере­со­ванные группы. Появилась теория “госу­дарства всеобщего благо­денст­вия”, в которой активная регулирующая роль государства со­вмещалась с политикой социаль­ных услуг. [6, с.167]

В течение 20 века наука конституционного права продолжала раз­рабатывать такие доктрины, как, воздействие на общественную жизнь достижений научно-технического прогресса, теории плюралистиче­ской демократии, правящей элиты, технократии и т.д.

Современные конституционные принципы взаимоотношения госу­дар­ства, общества и человека яв­ляются результатом исторического разви­тия человечества. Права человека можно рассматривать как основу кон­ституционализма. Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопас­ности человека, прежде всего от произ­вола государственной власти.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...