Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование институтов демократии

 

Как и в других демократических государствах, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, по­скольку принята концепция верховен­ства парламента. Выборы в ниж­нюю палату — палату общин (верх­няя — палата лордов — не избирается, как и глава государства, мо­нарх) — имеют решающее значение для страны, ибо палата общин фор­мирует правительство. Изби­раются также предста­вительные органы на местах — советы. В Великобритании нет назначае­мых на места представите­лей центра, контролирующих деятельность ор­ганов местного самоуправления.

Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них ис­ходят раз­личные акты, регулирующие выборы. Активное избирательное право пре­доставляется гражда­нам Ве­ликобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской Республики и гражда­нам бри­танского Со­дружества, постоянно проживающим в Великобритании. Граждане, посто­янно про­живающие за границей, имеют право участво­вать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как они поки­нули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей (ре­гистраци­онных спи­сках) обязательна, списки составляются чиновни­ком-регист­ратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным домо­владельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, вклю­чая апелляционный суд. Со­ставление списков заканчива­ется 16 января, и они действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются заново (периодические списки).

Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (ба­ронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения сво­боды по приговору суда; на определенный срок (10—15 лет) лишаются этого права лица, осужденные за мошенни­чество на выборах.

По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются пар­тиями. Реги­стра­ция кандидата осуществляется при уплате избирательного залога в 500 ф. ст., который не возвра­щается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей.

Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть при­близительно равными по численности насе­ления, но их границы пересматриваются раз в 10—12 лет.

Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Вели­ко­британии не создается. В масштабах го­су­дарства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должно­стных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помо­гают муни­ципальные чи­новники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного от­зыва депутатов, равно как и народной законодательной инициати­вы (права предложить проект закона за под­писями определен­ного до­вольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует.

В связи с концепцией верховенства парламента долгое время от­вер­гался также институт рефе­рен­дума. Впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен во­прос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе, ре­шение избирателей было по­ложительным. В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для дан­ного случая) два региональных референдума — в Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако предложение об автономии не под­дер­жали избиратели — не было получено необхо­димых 40% голосов зарегист­рированных избирателей, хотя в Шотландии за автономию вы­сказалось большинство при­шедших голосовать.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты из­бе­гают даже упоминания о них, оперируя понятиями “правительство его (ее) Величества” и “оппозиция его (ее) Величества”. Партии дейст­вуют на основе конституционного обычая о праве на объединения. Существует двухпартийная сис­тема — Консервативная и Лейбо­ристская партии сме­няют друг друга у власти. Поскольку в парламент­ских вы­борах участ­вуют обычно около десяти традиционных и вновь образован­ных партий, ни одна из двух основ­ных партий не может получить и в редчайших слу­чаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необхо­димость в коалиции одной из двух главных партий с ка­кой-либо неболь­шой партией, чтобы обеспечить большинство в парла­менте для формирования прави­тельства.

Основной организацией британских предпринимателей является Кон­федерация британской про­мышленности. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объедине­ний являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина рабо­тающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они вы­ступают как депутаты от партий), в ко­митетах пар­ламента; ее представи­тели участвуют в различных рабочих группах, как прави­тельства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее орга­нов формулируют зада­чи экономиче­ской политики, от­стаивают тре­бова­ния предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут пере­говоры с профсою­зами. Дейст­вует Конфедерация британской промышлен­ности на основе конституци­онного обычая о сво­боде ассоциаций.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но дей­ст­вуют различные акты, ка­саю­щиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседа­ниях специ­альных комитетов палаты общин наряду с представителями прави­тельст­ва и пред­принимате­лей, другие ограничивают права профсоюзов. Осо­бенно это относится к законодательству, принятому при правитель­стве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение неко­торых видов забас­товок неполитического характера, принудитель­ный арбитраж при определенных усло­виях, возможность ареста по судеб­но­му приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).

Средства выраже­ния общественного мнения опираются на конститу­ционные обычаи сво­боды слова, информации. В Великобритании имеются мощные государст­венные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно из­дается около 100 об­щенациональных и региональ­ных газет и журналов.

Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является мно­го­национальной страной. Великобритания как унитарное государство сложилось в 16 - 17 вв. в результате при­соеди­нения “кельтских” территорий; в правовом отношении очередное присое­динение оформлялось как “уния” (Акт об унии с Шотландией 1707 г., акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт об унии с Ирландией 1901 г.).

Хотя расширение самостоятельности Шотландии и Уэльса в своих внутренних делах не состоя­лось, тем не менее, в существующем госу­дарственном управлении этими территориями обнаруживаются некото­рые элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установ­лена специальная квота мест в палате общин, на центральном уровне определена система исполнительных органов, при­званы учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Шотландия обладает собственной судебной сис­темой, отличной от анг­лийской. Для Шотландии издается общенациональным парламентом специ­альное законодательство. Что же касается Уэльса, то у него нет своей судебной системы, а специальные законы для него - очень редки.

В результате национально - освободительного движения Ирландии удалось освободиться от ко­ло­ниальной зависимости. Однако в 1921 г. Великобритания отторгла от Ирландии шесть северных графств (Оль­стер), которые остались в ее составе и пользовались некоторой авто­номией. Обострение положения в Северной Ирландии, вызванное главным образом противоречиями между католическим и протестантским населе­нием, привело к гражданской войне, С 1972 г. Ольстер практически по­стоянно находится под “прямым” управлением британского правитель­ства, хотя оно и пытается выработать для Северной Ирлан­дии самостоя­тельный статус (Акт о Северной Ирландии 1973 г.). [4, с.184]

 

Великобритания относится к странам с демократическим государст­венным режимом, поскольку ха­рактеризуется такими демократическими чертами как:

· признание политических прав и свобод в таком объеме, который обес­печивает возможности само­стоя­тельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет ле­гально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную по­литику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

· политический плюрализм и переход политического руководства от од­ной партии к другой, а следова­тельно, формирование основных выс­ших органов государства (парламента, главы государства) пу­тем все­об­щих и свободных выборов гражданами;

· разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (за­конодательной, исполнитель­ной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

· обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внеш­ней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппо­зиции;

· свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее после­до­ватели не призывают к на­сильст­венным действиям, не нарушают пра­вил морали и общественного поведения, не посягают на права дру­гих граждан.

 


Ратификация

Ратификация (от лат. ratus - утвержденный) — утверждение вер­ховным органом государственной власти международного договора, под­писанного уполномоченным представителем государства, а также ме­жду­народных конвенций. При ратификации оформляется специальный документ - ратификационная гра­мота. Ратифицировать — подвергнуть ратификации.

Ратификация международных договоров — это окончательное согла­сие государства на заключе­ние договора, выраженное в установленной форме. Традиционно полномочие ратифицировать междуна­родные договоры принадлежало главе государства. Однако международные договоры с те­чением вре­мени все чаще стали вторгаться в правопорядок государства, обязывая его вносить изменения в свое внутреннее за­конодательство, так как в мировом сообществе утвердился принцип приоритета междуна­родных договоров перед внутренними законами. Для того чтобы не воз­никало существенных противоре­чий между внутренним законодательством страны и ее международными договорами, конституции преду­сматривают участие пар­ламента (иногда референдум) в решении вопроса о ратифика­ции. [9, с.110]

Ратификации могут быть подвергнуты не только международные до­говоры, но и поправки к кон­сти­туции. При этом процедура внесения по­правок делиться на два этапа — принятие поправок парламен­том и их ратификацию. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президен­том Рес­публики назначается для ратификации рефе­рендум или созывается конгресс (ст. 89 Конститу­ции). [13, с.96]

В Швейцарии при пересмотре конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществ­ля­ется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей и в стране и в большин­стве кантонов (ст.123 Конституции). [13, с.258]

Ратификации подвергаются и акты органов конфедерации. Так в Швейцарии акты конфедераль­ных органов законодательной и исполнитель­ной власти нуждаются в ратификации их соответствующими орга­нами субъектов конфедерации, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. [9, с.357]

 

 

Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридиче­скую силу и регулирующих основы отношений ме­жду человеком и обществом. Конституция выступает юридиче­ским фунда­ментом государственной и общественной жизни, гарантом прав человека, законности, правопо­рядка и стабильности общества и институтов вла­сти.

Права и свободы человека являются основой констуцианализма. Идея о том, что люди от рожде­ния свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов. Со временем в области прав и свобод произошло расширение их круга. Современные конституции демократических государств являются результатом исто­рического раз­ви­тия общества и эволюции конституционно-правовых теорий, концепций и доктрин. Кон­ституции являются юридическим закреплением классических теорий конституционного права о граждан­ском обществе, о право­вом, социальном и демократическом государстве, народном суверенитете, разде­лении властей, включая доктрины о конституционализме, парламен­таризме и т.д.

Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражда­нами и государством. Она при­дает государ­ству необходимую легитимность. Конституционное закрепле­ние ос­новных принципов взаимоотно­шений человека, общества и государства сущест­вует во всех циви­лизован­ных странах мира. Но сами конституции раз­личаются по форме и содержанию, примером тому — Конститу­ция Велико­британии или США.

Существует мнение, что с течением времени меняются и представ­ления о демократии, но консти­ту­ции таких стран как Великобритания или США остаются консервативным элементом, который иногда приво­дит к сбоям. Свидетельство тому — выборы президента США 2000 г., которые проявили неспособ­ность оп­ределенной техники выборов разрешить те проблемы, которые она была призвана разрешать две сотни лет тому на­зад.

Однако, хотя консерватизм себя уже не всегда оправдывает, но все еще играет роль некоего пре­до­хранителя. Как выразился профессор Манчестерского университета Теодор Шанин: “Как англичанин я пред­по­читаю глупости, заложенные в работу английского парламента, ситуа­ции, в которой не существо­вало бы сдерживающего влияния такого пар­ламента. Дань традиции имеет свое позитивное влияние. Надо удержать историческую память, она помогает делать меньше ошибок”. [2]

Исходя из этого, можно полагать, что особое преимущество кон­сервативной конституции Велико­британии основывается на уравновешен­ном союзе трех властей. Монархический элемент, аристократи­че­ский элемент и демократический элемент — каждый обла­дает своей долей в верховной власти и со­гласие всех трех эле­ментов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Ве­ликая теория, именуемая теорией “сдержек и противовесов”, получила широкое распространение, и многое в этой тео­рии исходит из английского опыта. Монархия имеет некоторые недостатки, для аристо­кратии свойст­венны свои недостатки, для демо­кратии — свои; однако Англия показала, что можно организовать прав­ление, в котором эти отри­цательные тенденции будут сдерживать, урав­новешивать и нейтрализовать друг друга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений – М.: Юрист, 1994.- 132с.

2 Америке нужны новые идеи. Интервью профессора Манчестерского уни­верситета Теодора Шанина //НЭБ ”Эксперт” 13.11.2000

3 Билль о правах (1689г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государ­ства и права /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М.: Юрист, 1994.- 413с.

4 Всеобщая история государства и права. Учеб. пособие /Под ред. К.И. Батыра. – М.: Манускрипт, 1993.– 374с.

5 Декларация прав человека и гражданина (1789г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З.М. Черни­ловского - М.: Юрист, 1994.- 413с

6 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций – Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1996.- 544с.

7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде­рации: Учебник - М.: Юрист, 1995.- 480с.

8 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун – М.: Издательство БЕК, 1993.- 246с.

9 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб­ник. Т.2. /Отв. ред. Б.А. Страшун – М.: Издательство БЕК, 1995.- 448с.

10 Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787г.) //Хрестоматия по всеобщей истории го­сударства и права /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М.: Юрист, 1994.- 413с.

11 Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- 224с.

12 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов – М.: Аспект Пресс, 1995.- 320с.

13 Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юри­дич. наук В.В. Маклаков, под ред. проф. Б.А. Страшуна – М.: Изд-во Московского Юридического института, 1992.- 286с.

14 Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 336с.

15 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с.

16 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зару­бежных стран. Учеб. для вузов. Ч.2. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1994.- 304с.

 


[1] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.302.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...