Правовое регулирование институтов демократии
Как и в других демократических государствах, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, поскольку принята концепция верховенства парламента. Выборы в нижнюю палату — палату общин (верхняя — палата лордов — не избирается, как и глава государства, монарх) — имеют решающее значение для страны, ибо палата общин формирует правительство. Избираются также представительные органы на местах — советы. В Великобритании нет назначаемых на места представителей центра, контролирующих деятельность органов местного самоуправления. Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие выборы. Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской Республики и гражданам британского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании. Граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право участвовать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как они покинули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей (регистрационных списках) обязательна, списки составляются чиновником-регистратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным домовладельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, включая апелляционный суд. Составление списков заканчивается 16 января, и они действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются заново (периодические списки).
Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (баронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда; на определенный срок (10—15 лет) лишаются этого права лица, осужденные за мошенничество на выборах. По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются партиями. Регистрация кандидата осуществляется при уплате избирательного залога в 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей. Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 10—12 лет. Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Великобритании не создается. В масштабах государства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должностных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного отзыва депутатов, равно как и народной законодательной инициативы (права предложить проект закона за подписями определенного довольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует. В связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвергался также институт референдума. Впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен вопрос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе, решение избирателей было положительным. В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для данного случая) два региональных референдума — в Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако предложение об автономии не поддержали избиратели — не было получено необходимых 40% голосов зарегистрированных избирателей, хотя в Шотландии за автономию высказалось большинство пришедших голосовать.
В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже упоминания о них, оперируя понятиями “правительство его (ее) Величества” и “оппозиция его (ее) Величества”. Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения. Существует двухпартийная система — Консервативная и Лейбористская партии сменяют друг друга у власти. Поскольку в парламентских выборах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образованных партий, ни одна из двух основных партий не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необходимость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо небольшой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они выступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах, как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе конституционного обычая о свободе ассоциаций. В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Особенно это относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение некоторых видов забастовок неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по судебному приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).
Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются мощные государственные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов. Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной. Великобритания как унитарное государство сложилось в 16 - 17 вв. в результате присоединения “кельтских” территорий; в правовом отношении очередное присоединение оформлялось как “уния” (Акт об унии с Шотландией 1707 г., акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт об унии с Ирландией 1901 г.). Хотя расширение самостоятельности Шотландии и Уэльса в своих внутренних делах не состоялось, тем не менее, в существующем государственном управлении этими территориями обнаруживаются некоторые элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установлена специальная квота мест в палате общин, на центральном уровне определена система исполнительных органов, призваны учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Шотландия обладает собственной судебной системой, отличной от английской. Для Шотландии издается общенациональным парламентом специальное законодательство. Что же касается Уэльса, то у него нет своей судебной системы, а специальные законы для него - очень редки.
В результате национально - освободительного движения Ирландии удалось освободиться от колониальной зависимости. Однако в 1921 г. Великобритания отторгла от Ирландии шесть северных графств (Ольстер), которые остались в ее составе и пользовались некоторой автономией. Обострение положения в Северной Ирландии, вызванное главным образом противоречиями между католическим и протестантским населением, привело к гражданской войне, С 1972 г. Ольстер практически постоянно находится под “прямым” управлением британского правительства, хотя оно и пытается выработать для Северной Ирландии самостоятельный статус (Акт о Северной Ирландии 1973 г.). [4, с.184]
Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как: · признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; · политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; · разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; · обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции; · свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.
Ратификация Ратификация (от лат. ratus - утвержденный) — утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций. При ратификации оформляется специальный документ - ратификационная грамота. Ратифицировать — подвергнуть ратификации.
Ратификация международных договоров — это окончательное согласие государства на заключение договора, выраженное в установленной форме. Традиционно полномочие ратифицировать международные договоры принадлежало главе государства. Однако международные договоры с течением времени все чаще стали вторгаться в правопорядок государства, обязывая его вносить изменения в свое внутреннее законодательство, так как в мировом сообществе утвердился принцип приоритета международных договоров перед внутренними законами. Для того чтобы не возникало существенных противоречий между внутренним законодательством страны и ее международными договорами, конституции предусматривают участие парламента (иногда референдум) в решении вопроса о ратификации. [9, с.110] Ратификации могут быть подвергнуты не только международные договоры, но и поправки к конституции. При этом процедура внесения поправок делиться на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президентом Республики назначается для ратификации референдум или созывается конгресс (ст. 89 Конституции). [13, с.96] В Швейцарии при пересмотре конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей и в стране и в большинстве кантонов (ст.123 Конституции). [13, с.258] Ратификации подвергаются и акты органов конфедерации. Так в Швейцарии акты конфедеральных органов законодательной и исполнительной власти нуждаются в ратификации их соответствующими органами субъектов конфедерации, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. [9, с.357]
Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, гарантом прав человека, законности, правопорядка и стабильности общества и институтов власти. Права и свободы человека являются основой констуцианализма. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов. Со временем в области прав и свобод произошло расширение их круга. Современные конституции демократических государств являются результатом исторического развития общества и эволюции конституционно-правовых теорий, концепций и доктрин. Конституции являются юридическим закреплением классических теорий конституционного права о гражданском обществе, о правовом, социальном и демократическом государстве, народном суверенитете, разделении властей, включая доктрины о конституционализме, парламентаризме и т.д. Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражданами и государством. Она придает государству необходимую легитимность. Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но сами конституции различаются по форме и содержанию, примером тому — Конституция Великобритании или США. Существует мнение, что с течением времени меняются и представления о демократии, но конституции таких стран как Великобритания или США остаются консервативным элементом, который иногда приводит к сбоям. Свидетельство тому — выборы президента США 2000 г., которые проявили неспособность определенной техники выборов разрешить те проблемы, которые она была призвана разрешать две сотни лет тому назад. Однако, хотя консерватизм себя уже не всегда оправдывает, но все еще играет роль некоего предохранителя. Как выразился профессор Манчестерского университета Теодор Шанин: “Как англичанин я предпочитаю глупости, заложенные в работу английского парламента, ситуации, в которой не существовало бы сдерживающего влияния такого парламента. Дань традиции имеет свое позитивное влияние. Надо удержать историческую память, она помогает делать меньше ошибок”. [2] Исходя из этого, можно полагать, что особое преимущество консервативной конституции Великобритании основывается на уравновешенном союзе трех властей. Монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией “сдержек и противовесов”, получила широкое распространение, и многое в этой теории исходит из английского опыта. Монархия имеет некоторые недостатки, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений – М.: Юрист, 1994.- 132с. 2 Америке нужны новые идеи. Интервью профессора Манчестерского университета Теодора Шанина //НЭБ ”Эксперт” 13.11.2000 3 Билль о правах (1689г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М.: Юрист, 1994.- 413с. 4 Всеобщая история государства и права. Учеб. пособие /Под ред. К.И. Батыра. – М.: Манускрипт, 1993.– 374с. 5 Декларация прав человека и гражданина (1789г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М.: Юрист, 1994.- 413с 6 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 544с. 7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юрист, 1995.- 480с. 8 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун – М.: Издательство БЕК, 1993.- 246с. 9 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т.2. /Отв. ред. Б.А. Страшун – М.: Издательство БЕК, 1995.- 448с. 10 Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М.: Юрист, 1994.- 413с. 11 Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- 224с. 12 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов – М.: Аспект Пресс, 1995.- 320с. 13 Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В.В. Маклаков, под ред. проф. Б.А. Страшуна – М.: Изд-во Московского Юридического института, 1992.- 286с. 14 Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 336с. 15 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с. 16 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учеб. для вузов. Ч.2. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1994.- 304с.
[1] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.302.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|