Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники конституционного права Великобритании

 

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (со­кращенно называемое Ве­ли­кобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играла существенную роль в раз­витии теории и практики конституционализма. Исторические особенности раз­вития государства обу­словили нестандартный характер британской кон­ституции. Великобритания не знает единовременно соз­данного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее со­держания или сущности. По форме британская консти­туция имеет комбинированный, несистематизиро­ванный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законо­дательство кажется не очень четким, определенным. Британскую консти­туцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в еди­ном акте, Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источ­ники.

Писаная часть включает в себя:

· нормы статусного права; Статусом в Великобритании принято называть законодательный акт, приня­тый или одобренный в соответствии с ус­тановленной процедурой палатами парламента и подписан­ный гла­вой государства. Поэтому совокупность норм, установленных статусами, называется статус­ным пра­вом. Им являются не только нормы государ­ственного права, но и права других отраслей — уголовного, граждан­ского и т.д. К статусам, имеющим конституционное значение, относят Билль о правах 1689 г., За­кон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 г. и др.

· нормы прецедентного права (case law ); имеющие своим предметом во­просы, носящие тот же консти­туционный характер. Хотя судебные ре­шения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бу­маге, характер, тем не менее, доктрина относит их к неписаной части права. Выражение “писаный” закон означает закон, формально приня­тый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а тер­мин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, парла­ментом не прини­мавшегося. Су­дебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным обра­зом права и сво­боды граждан, а также отношения различных государственных органов. Су­дебных прецедентов огром­ное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных ин­станций, особенно па­латы лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся:

· нормы, представляющие собой конституционные обычаи;

· конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни.

Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа кон­ституционного права. Обычай представ­ляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защи­той. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они вклю­чают нормы, регулирующие назначение министров, кол­лективную ответственность кабинета министров, роспуск парла­мента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На прак­тике эти прерогативы осуще­ствляются короной (монархом) при получении одобрения правительства, находяще­гося у власти. Суверени­тет парла­мента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принци­пом обычного права (он неоднократно признавался судами).

Статусное право носит фрагментальный характер, парламентских актов по конституционным во­про­сам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты пар­ла­мента могут рассматриваться как чисто конституционные. К ним относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента: законы о парламенте (1911 и 1949 гг., акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности (Хабеас корпус акт 1679 г.), Билль о пра­вах 1689 г., за­коны об избирательном праве (акты о народном предста­вительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.), законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были по­степенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголов­ного и уго­ловно - процессуального права. [13, с.48]

Своеобразная система английского конституционного права в це­лом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каж­дый из входящих в это право компонентов - судебные решения, за­кон или какой-либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим про­исхождением частным случаям.

Названные источники конституции, однако, постепенно эволюциони­руют: заметно ослабевает роль прецедентного права. В то же время та­кие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластич­ность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права.

Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последст­вий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими сло­вами, конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парла­менте или в условиях обычного судопроизвод­ства. Следующая особенность - отсутствие органов конститу­ционного контроля.

Из характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юри­стов признаются за источник кон­ституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источни­ком права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо вос­приняла предложенное англий­ским государ­ствоведом конца прошлого века А.В. Дайси, определение королевской прерогативы. Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, ко­торое, по–видимому, не имело ни­каких логических оснований, теперь не особенно прини­мается в расчет. Некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни полу­чают удовлетворение от того что, что к их мнению присоеди­няются судьи. [13, с.49]

Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный раздел, посвящен­ный основным правам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько зако­нодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регули­руют главным образом во­просы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политиче­ские права ус­танавлива­ются несколькими актами парламента, многие права и свободы определя­ются судебными преце­дентами.

 

 

Законодательная власть

 

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парла­мен­ту, но по точному смыслу бри­танской конституции парламент — трие­ди­ное учреждение: оно включает главу государства (монарха), па­лату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — па­лату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая осуще­ствляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основа­нии кон­ституционного обы­чая почти 300 лет не применяет при­надлежа­щего ему права вето. Вето палаты лор­дов может быть пре­одоле­но ниж­ней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии пар­ла­мента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступле­ние закона в силу. На прак­тике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых па­латой общин, выдвигает очень редко.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является со­ставной частью парламента, с точки зрения концепции разделения влас­тей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Она избирается по одноман­дат­ным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Руководит заседаниями палаты и ее обслужи­вающим персо­налом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руко­водят заседа­ниями, если палата преобразует себя в комитет всей па­латы. Спи­кер избирается на весь срок полномо­чий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным). Он не вправе коммен­тировать выступления членов па­латы и выступать сам. Избирается спи­кер с соблюдением конституцион­ного обычая: он упира­ется, когда идет к председательскому месту, и его как бы силой ведут два дюжих депу­тата. В период абсо­лютизма действи­тельно никто не хотел быть спике­ром, так как он должен был пере­давать королю решения парламента, ко­торые отнюдь не всегда нравились мо­нарху, что нередко влекло пе­чальные по­следствия для спикера.

Как и в других парламентах, в палате общин Великобритании обра­зу­ются постоянные и времен­ные комитеты. Они предварительно обсуж­дают законопроекты, контролируют деятельность администра­ции, про­во­дят парламентские расследования и т.д. До реформы 70-х годов в пала­те существовали только не­специализированные комитеты, что отличало внутреннюю структуру британского парламента от большин­ства других парламентов мира. Они имели буквенную нумерацию — А, В, С и т.д. Та­кие коми­теты сущест­вуют и сейчас. Их персональный состав опреде­ля­ется пропорционально численности пар­тийных фракций специальным коми­тетом палаты по отбору. Эти комитеты довольно многочисленны (до 50 человек). Спикер передает им законопроекты по своему усмотрению, по­скольку специализации нет.

В дополнение к неспециализированным комитетам теперь в палате общин созданы специализи­ро­ванные комитеты — по обороне, внутрен­ним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по чис­ленности. Эти комитеты также предварительно обсуждают законо­про­екты, занимаются парламент­скими расследованиями, но их основная дея­тельность связана с контролем за управлением, за работой ми­ни­с­терств.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь четыре фрак­ции имеются даже в палате лор­дов). Их возглавляет лидер. “Главный кнут” и “кнуты” обеспечивают явку членов фракции на голосо­вание в палате. В отличие от США в нижней палате парламента Великобрита­нии существует строгая пар­тийная дисциплина (возможны санкции), но депу­тат зависит также и от поддержки избирателей, низовых орга­низа­ций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Поэтому бывает, что депу­таты, особенно “заднескамеечники”, голосуют вместе с другой фракцией. Организацией работы парла­мента, удосто­вере­нием его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппа­рат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномо­ченного (омбудсмана) по делам ад­министрации. Он назначается пра­ви­тельством и проводит расследо­вания правонарушающей дея­тельно­сти ор­ганов исполнительной власти.

Палата лордов, состав и численность которой изменяется, форми­ру­ется в основном по наслед­ст­венному признаку. Около 2/3 палаты со­ставляют пэры (мужчины и женщины, унасле­довавшие дворян­ский титул не ниже барона), около 1/3 — пожизнен­ные пэры (титул присваивается королем по рекомен­дации премьер-мини­стра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно на­значаемых королем (по совету премьер-министра) “лордов по апелляции” (апелляционный комитет — по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, изби­раемых шот­ландскими и ир­ландскими лордами. Ныне большинство па­латы лордов — представители финансовых кру­гов, крупных фирм, но бы­вают и лорды-бедняки, в их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса. В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кво­рум в пала­те — 3 лорда, заседания происхо­дят на основе саморегули­рования.

В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации па­латы лордов или ее реорганизации, и в обозримом будущем это будет реализовано.

Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на прак­тике законопроект сначала рассматрива­ется палатой общин и лишь затем передается в палату лор­дов. Глава государства (монарх) обладает законодательной инициа­тивой, но от его имени законопроекты пред­ставляют министры. Подав­ляющее большин­ство законопроектов, как и в других странах, принима­ется по инициа­тиве правительства, для об­суждения законопроектов членов парла­мента вы­деляется лишь один день в неделю. Законопроект рассматрива­ется в трех чтениях, но в первом чтении клерк па­латы лишь зачи­тывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения зако­но­про­екта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смеж­ных парламентских комитетов, где про­ходит постатейное обсуждение с по­правками и голосованием. После возвращения из комитета второе чте­ние в палате про­должается, могут быть внесены поправки, прини­маемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискус­сии по проекту с предло­жениями за его принятие или против, но не­редко вместо такой дис­куссии спикер просто ставит проект на голосо­вание (“за” и “против”). Для дис­куссий по проекту необхо­димо при­сутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется боль­шин­ство голосов общего числа членов палаты. Если проект принят, он пе­редается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые пол­номочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без предста­вительства народа, ибо налоги изначально платит население, а пред­ста­вительством народа считается нижняя палата. Закон о бюджете все­гда принимается сначала ниж­ней палатой. Его вносит только правитель­ство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соот­ветст­вую­щим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осущест­в­ляет контроль за управле­нием, за деятельностью правительства. Одна­ко большинство парламента и правительства, за исключе­нием ред­чай­ших ситуаций, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лиде­ром фракции большинства в парла­менте (иногда только фактически) и одновременно премьер-минист­ром. Поэтому на­правляет ра­боту парламента, по существу, правительство.

Юридически правительство несет коллективную ответственность пе­ред парламентом (только пе­ред палатой общин). Палата общин может по­требовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях опре­деленного министра, а чаше всего о его неэтич­ном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им за­ко­нопроектом: прави­тельство заяв­ляет, что если билль не будет при­нят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давле­ние на палату общин. Применяется этот институт очень редко.

Наиболее частой формой контроля палаты общин являются вопросы к премьер-министру (для них отводится специальное время один раз в не­делю). Формой контроля являются дебаты, по общим вопро­сам политики, которые обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим премьер-ми­нистр регулярно вы­ступает перед парламентом, и каждый министр каби­нета выступает раз в месяц. Общей политике прави­тельства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при откры­тии его сес­сии.

Контроль за деятельностью министров осуществляют также парла­ментские специальные коми­теты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для объяснений. О контроле за управ­ле­нием, осуществляемым уполномоченным парламента по делам адми­ни­страции, уже говори­лось выше. Помимо него существуют и другие упол­номоченные парламента (парламентские комиссары, омбудсманы) — по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д., которые осуществ­ляют контроль в своих сферах.

 

 

Исполнительная власть

Теоретически монарх в Великобритании считается источни­ком зна­чительной доли государствен­ной власти, он — глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как упоминалось, монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в законода­тельстве (право вето не применяет), исполнитель­ной властью не обладает. Страной руководит “прави­тельство его (ее) Величества”, точнее, его узкая часть — кабинет министров, в кото­ром главную роль играет премьер-министр. Правительство, в силу британ­ской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парла­мент.

Глава государства в Великобритании занимает свой пост не путем выборов, а по наследству. Приме­няется кастильская систе­ма наследо­вания: трон покойного короля из династии Виндзоров пере­ходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери.

Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемст­венности государства. Он рас­сматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, адми­нистративной, гражданской ответственности, не может быть задер­жан и т.д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла 1 во время английской революции). Монарх политически нейтра­лен, не явля­ется членом какой-либо партии, не подлежит политической ответствен­ности в связи с управ­лением государством: за монарха отвечают его министры.

Юридически британский монарх обладает значительными полномо­чиями, которые в совокупности называются королевской прерогати­вой. Это исключительные права, установленные традицией, конститу­ци­онными обычаями, иногда закрепленными судебным прецедентом и не зависящие от воли парла­мента. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, мо­нарх осущест­вляет по указанию правитель­ства (конкретно — премьер-министра). Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не исполь­зует его с 1707 г.). Монарх — составная часть парламента, но посе­щать его заседа­ния он может лишь по специальному приглашению. Он открывает еже­годную сессию парламента, выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой речи излагается программа дейст­вий на предсто­ящий год. Но по­скольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх впра­ве распус­тить палату общин с назначением даты но­вых выборов, это он делает только по указанию правительства.

К полномочиям монарха в области взаимоотношений с правительст­вом относится назначение пре­мьер-министра. Фактически им становит­ся лидер партии, победившей на выборах в палату общин, ибо пра­витель­ству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов пала­ты для его утвер­ждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного большинства в парламенте. Прави­тельство из­дает свои акты от имени монарха (обычно это “приказ в совете”, хотя совет вклю­чает не только членов пра­вительства), премьер-министр обязан инфор­миро­вать монарха о состоянии дел.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он является также главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воин­ское звание (царствующая ныне королева Елизавета II — полковник). Традиционная пре­рогатива короля — вопросы войны и мира.

У монарха есть прерогативы личного характера: королевские рега­лии (корона, трон, мантия, дер­жава, скипетр, титул, необходимое об­ра­щение к монарху “Ваше Величество”), королевский двор, со­стоя­щий из лиц, обслуживающих короля и членов его семьи (эти лица имеют раз­ные придворные ти­тулы), ци­вильный лист — ежегодно вотируемые парла­ментом деньги на личные нужды короля и содер­жание его двора, освобо­ждение от уплаты нало­гов (Елизавета II от этой привилегии добро­вольно отка­залась). Мо­нарх, наследник престола, некоторые члены ко­ролевской семьи обладают зна­чительной недвижимой соб­ственностью (земли, дворцы и т.д.), которая может приносить им доход, но продать ее они не могут. Они яв­ляются также держателями многих ценных бумаг, которыми распоряжаются свободно.

Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает об­шир­ными полномочиями, фак­ти­чески они им самостоятельно осуществ­лять­ся не могут. Это “спящие прерогативы”. Все акты, исхо­дящие от монар­ха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недейст­вителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов коро­левской семьи, епископов, ми­ни­стров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не соби­ра­ется или собирается несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает “при­казы в Совете”. Этими приказами оформляют­ся решения кабинета.

 

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин “правительство” и почти неиз­вестен термин “кабинет”, но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет стра­ной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная чис­ленность его по закону — 95 человек, но обычно это 75—80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют гене­раль­ный прокурор и юридический советник прави­тельства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава вы­де­ляется более узкий кабинет ведущих ми­нистров (18—22 человека), в их числе всегда государст­венные сек­ре­тари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на засе­дания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в не­делю) собирается “внутренний каби­нет” — несколько ведущих лиц, пользующихся осо­бым доверием пре­мьер-министра. “Внутренний кабинет” принимает ре­шения от имени кабинета.

Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большин­ст­ва в палате общин, представляет ей программу, которая ут­вер­жда­ется голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав пра­вительства входят, во-пер­вых, главы министерств и ведомств, яв­ляющие­ся членами кабинета. Они получают все решения кабинета (“внутренне­го кабинета”). Остальные министры, если они не были при­глашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые ка­саются их ведомств. Во-вторых, членами пра­вительства яв­ляются мини­стры и государственные министры, т.е. заместители веду­щих министров, а также все млад­шие министры — заместители других ми­нистров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседа­ниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шот­лан­дии, Уэльса, Север­ной Ирландии. В-третьих, членами правитель­ства яв­ляются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен фео­дализма должности (например, лорд — хранитель пе­чати). В-четвер­тых, это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-ми­ни­стру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парла­ментские секретари, пред­ставляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомо­гательных органов — коми­теты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за деба­тами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в пар­ламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему отве­ты на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени пра­вительства и не от имени кабинета, а от имени отдель­ных ми­нист­ров. Кроме того, парламент может делегировать правитель­ству право прини­мать акты, имеющие силу за­кона (делегированное за­конодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами уста­новлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парла­мент (“по­ложены на стол парламента”), на деле же сдаются в библио­теку и в комитет парламента по подчинен­ному законо­датель­ству. Реше­ния кабинета оформляются актами Тайного совета.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с ко­торыми местные органы само­управления согласовывают назначение неко­торых муниципальных чиновников (например, в сфере по­жар­ной охраны, муниципальной милиции и др.).

Судебная власть

 

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась ре­формам и упрощению, но она ос­талась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запу­танной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники су­дей в графствах. Они могут рас­сматривать малозначительные дела с це­ной иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессио­наль­ными судьями (хотя они могут иметь и часто имеют юридическое образо­вание). На них возложены функции мировых судей. Возна­гражде­ния за свою деятельность они не получают.

Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рас­смат­рива­ются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в раз­лич­ных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья спе­циаль­ного судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют вы­ездные сессии суда), адвокат, имею­щий специальное образование и пол­номочия, исполняющий обязанности судьи. Если обвиняе­мый не при­знает обвинения, дело рассматривается с участием присяж­ных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высо­кого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лор­дом — главным судьей, канцлерского суда, воз­главляемого вице-канцле­ром, и отделе­ния по семейным делам, возглав­ляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое граж­данское или уголов­ное дело.

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей (“лорды справедливости”, которые образуют не­сколько коллегий, каждая из трех судей). Коллегии рас­сматривают апел­ляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рас­смат­ривает апелля­ции на решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обоб­щенно называют высокими судами, иногда — выс­шими судами. Они вправе создавать судебные преце­денты. [16, с.138]

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по граждан­ским делам — Апелляционный комитет палаты лордов, состоя­щий из 20 назначенных короной (на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении кон­кретного дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями замор­ских террито­рий) обра­зуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. Он рас­сматривает, в частности, жалобы на решения судов членов Содру­жества, если они допускают обращение в Судебный ко­митет (госу­дар­ства с республиканской формой правления этого теперь, как правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости бри­тан­скими колониями такая практика существовала).

В Шотландии действует система судов, построенная с учетом ста­рофранцузского права. Его влияние сказывается и на праве Шотландии.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах ис­пол­нительной власти и не являются органами административной юстиции: они рассматривают вопросы, связан­ные с на­логами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые граж­данские. Поэтому административные три­буналы в Велико­британии (их 2 тыс.) не являются только адми­нистра­тивными в обычном смысле этого слова. Кроме того, они состоят не из судей, а из обще­ственных деятелей, юрис­тов. Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...