Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование Канадой прав на арктический сектор




В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор 60° в.д. -- 141° з.д., до Северного полюса. Суверенитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 1925 г., запретившим иностранным государствам и их гражданам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° градусов и 60° градусов западной долготы.». (канадский закон от 2 августа 1972 г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязнения морской среды в границах Канадской Арктики.)

В статье 211 Конвенции по морскому праву 1982 года установлены следующие общий подход: «Государства, действуя через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию, устанавливают международные нормы и стандарты для предотвращения, прекращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов». А согласно пункту 5 данной статьи прибрежные государства в указанных целях могут принимать в отношении своих экономических зон законы и правила, соответствующие международным нормам и стандартам. Но приарктические государства устанавливают не международные, а национальные нормы и стандарты, не обращаясь к помощи «компетентной международной организации или общей дипломатической конференции». В обоснование указанных природоохранных целей, а также регулирования права использования арктических проливов и прохода через них используется принцип «прибрежного архипелага», который позволяет Канаде ставить вопрос о наличии «архипелага» в ее арктическом секторе и потому рассматривать воды между соответствующими островами как внутренние.

Вследствие наличия в Арктике широких полей пакового льда и значительной изрезанности береговой линии приарктические государства зачастую отмеряют ширину территориального моря не от линии наибольшего отлива, а от прямых исходных линий, что позволяет расширить внутренние воды. (В 1951 Г.Суд ООН установил подобное правило относительно Норвегии). 1 января 1986г. Канада на подобном основании объявила внутренними воды Канадского арктического архипелага.

США не признают суверенитет Канады на Северо-Западный арктический проход.(Т.к. им выгодно сохранить там свое военное присутствие!!)

В 1970х Канада безуспешно пыталась созвать совещание приарктических гос -в.По прежнему не продлена граница США и Канады в море Бофорта. На 3 конференции ООН по морскому праву канадская делегация официально не отвергала идеи интернационализации Арктического бассейна в плане морского дна.

Американо-Канадский спор о морской границе в заливе Мэн- 1970- Канада согласилась установитьразграничительную линию в соответствии с Женевской Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. в 1977 г. Канада установила 200-мильную рыболовную зону и официально объявила о своих территориальных водах в данном районе. В 1981 стороны обратились в Суд ООН. Суд решил, что 2/3 площади вод залива Мэн отходят к США, остальное - Канаде.США предлагали Канаде ввести мораторий на год на введение нормативов относительно рыболовства, но те отказались.

В Канаде расширяется региональное сотрудничество в области защиты окружаюей среды, разработана Стратегия защиты окружающей среды, принята Декларация всех арктических стран 1993 года.

Разногласия Норвегии с Россией по вопросам делимитации в Арктике.

1974 - СССР предложил основываться на границах существовавшего в то время в Арктике «советского полярного сектора» (граница проходит по линии долготы от точки сухопутной границы на побережье до Северного полюса). До вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву секторный принцип никем не оспаривался. Норвегия, не имеющая арктического района и отвергающая концепцию полярных секторов, настояла на том, чтобы использовать в этих целях срединную, или равностоящую линию.

Считая Шпицберген частью своей территории, Норвегия выступает за делимитацию морской границы по линии, проходящей на равном расстоянии от восточных островов архипелага и от островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, принадлежащих Советскому Союзу. Между тем СССР продолжал настаивать на секторном делении акваторий.

Консультации о разграничении Баренцева моря начались в 1970 году и продолжаются до сих пор.11 января 1978г. стороны пришли к временному соглашению: определили «серую зону», расположенную между линией сектора и равностоящей линией, в которой установлена общая квота вылова рыбы; предусмотрели квоту вылова для третьих стран, осуществляющих рыболовство в зоне по российской или норвежской лицензии. Окончательное решение пока не достигнуто.

С 1 января 1977г. Норвегия объявила у своего арктического побережья исключительную экономическую зону, а с 3 июня 1977г – рыбоохранную зону шириной в 200 морских миль вокруг Шпицбергена и Медвежьего острова при условии, что в случае соприкосновения последней зоны с пространствами других государств «граница будет устанавливаться договорным путем».

Поскольку суверенитет Норвегии в отношении Шпицбергена и Медвежьего острова ограничен в соответствии с Договором 1920 года, что распространяется на сам архипелаг и четырехмильную зону территориального моря вокруг него, правительство Норвегии заявило, что за пределами этих границ Норвегия вправе устанавливать исключительную экономическую зону на общих основаниях.Это вызвало протесты со стороны Испании, Португалии, СССР, некоторых других государств полагавших, что Договор 1920 года не предоставляет Норвегии права на распространение своих суверенных прав и исключительной юрисдикции за пределы Шпицбергенского архипелага.

уже сегодня Север приносит 25% национального дохода и порядка 60% валютных поступлений России.

Территориальные претензии других стран, стремительный отток жителей из районов Крайнего Севера и потеря в результате недальновидной политики собственной налаженной инфраструктуры – вот три проблемы, которые уже в ближайшие 7-10 лет могут вывести Россию из числа арктических стран. Такие пессимистические прогнозы прозвучали на прошедшей 27-28 мая в Мурманске первой российской научно-исторической конференции, на которой рассматривалось прошлое, настоящее и будущее Арктического мореплавания, посвященной 130-летию Архангельско-Мурманского пароходства.

Арктический совет.

Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, Оттава 19 сентября 1996 г., Арктический совет учреждается

с целью:

· нахождения способов организации сотрудничества между арктическими государствами, представляющим общий интерес (кроме военных?), с привлечением объединений арктиче­ских коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружа­ющей среды

· надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стра­тегии охраны окружающей среды Арктики (Программа арктического мониторинга и оценки, Программа сохране­нии арктической природы и фауны, Программе защиты ар­ктической морской среды, Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации)

· определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации

· распространения информации, поощрения образования и обес­печения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

 

Члены: Канада, Дания, Фин­ляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Со­единенные Штаты Америки (арктические государства).

Постоянные участники: Приполяр­ная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.Статус могут получить и другие арктические организации коренных наро­дов.

Статус наблюдателей открыт для неаркти­ческих государств; межправительственных и межпарламентских ор­ганизаций, универсальных и региональных; неправительственных организаций, которые по решению Совета могут внести положитель­ный вклад в его работу.

Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Пока Совет практически не начал свою работу и, того, нет данных о том, что он выйдет за рамки своей компетенции в

области охраны окружающей среды.

 

Концепция интернационализации

1. В аркт.водном пространстве должен действовать режим открытого моря

2. Региональное решение вопроса, сотрудничество

3. Частичная интернационализация за пределами 200-мильной искл.эк.зоны

Правовой режим Антарктики

Антарктика – район вокруг Южного полюса до линии слияния и перемешивания холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. К А. относятся: материк Антарктида, прилегающие острова, части Атлант., Тихого и Индийского океанов до линии конвергенции.

Площадь – 10% земного шара. Содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение. В 17 в. На ней были англ.экспедиция Кука и французские экспедиции. Открыта была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

С начала XX в. несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

1959 г. – Международная Конференция по Антарктике. Договор об Антарктике

Главным источником, регулирующий статус Антарктики, - принятый на конференции в Вашингтоне в 1959 году Договор об Антарктике, который закрепляет:

1) Это полностью демилитаризованная зона.

2) На станциях разрешается только лёгкое огнестрельное оружие.

3) Действует достаточно интрузивный режим проверки – возможность взаимного посещения антарктических станций, возможность зимовки на станциях других государств.

4) Антарктические воды являются открытым морем со всеми исходящими отсюда юридическими последствиями.

5) Свобода научных исследований и сотрудничества в этих целях.

Участники:

· 12 – консультативные стороны -СССР, США, Великобр., Франция, Бельгия, Норвегия, Япония, Аргентина, Чили, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР.

· 14 – участники, но не консульт. стороны

 

Договор:

· Заморозил террит. претензии (нельзя заявлять новые претензии, но Договор не создает основы для подержания или отрицания к-л претензии

· Режим демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать любые виды оружия. Однако можно использ. Военный персонал и технику для научных и иных мирных целей.

· Статус безъядерной зоны ( любые ядерные взрывы и удаление радиоактивных отходов запрещаются) Однако США в 60е построили там АЭС, которую демонтировали из-ща утечки

· Свобода научных исследований (обмен планами, результатами и данными научных наблюдений, научным персоналом, возможность сотрудничества со специализированными учреждениями ООН и другими межд организациями)

· бессрочный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...