Порядок голосования в СБ ООН.
Исключительно важные функции СБ ООН определили и методы голосования в нем. Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решения по процедурным вопросам достаточно девяти голосов любых членов Совета. Для принятия решения по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании гл. VI и на основании п. 3 ст. 52 Устава ООН. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов. Решение Совета считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето. В ст. 27 Устава ООН не содержится указаний, какие вопросы относятся к процедурным и какие — к другим. Разъяснения на этот счет даны в Заявлении делегаций четырех приглашающих правительств о порядке голосования в СБ ООН от 7 июня 1945 г. В нем перечислялись все случаи процедурного голосования по ст. 28—32: принятие и изменение правил процедуры, методы избрания председателя, организация работы Совета и др. Все остальные случаи голосования по гл. VI и VII требовали применения принципа единогласия, включая определение, является ли вопрос процедурным или относится к категории других. В последнем случае возникает возможность применения вето дважды одним и тем же постоянным членом СБ ООН: сначала при решении вопроса о его процедурном или другом характере, затем при рассмотрении его по существу. Это так называемое двойное вето. Практика его применения весьма невелика: всего шесть раз в первые годы деятельности Совета.
Определенные трудности возникли в практике применения правила обязательного воздержания постоянного члена-стороны в споре: они были связаны с установлением, идет ли речь о споре или ситуации, с определением стороны в споре и с вынесением решения по спору на основании гл. VI или VII. В практике СБ ООН было лишь пять случаев применения обязательного воздержания члена Совета—стороны в споре. Вместе с тем сложилось и стало широко применяться правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена Совета, не являющегося стороной в споре, считается не препятствующим принятию решения. Неучастие в голосовании постоянного члена СБ ООН по своим юридическим последствиям равнозначно воздержанию. Такая практика сложилась при неучастии в голосовании представителя Китайской Народной Республики при принятии некоторых решений. Практика деятельности СБ ООН доказала исключительную важность принципа единогласия. Из принципа единогласия следует, что в основе деятельности СБ ООН лежит принцип особой ответственности его постоянных членов, в силу которого они обязаны прилагать все усилия для обеспечения нормальной деятельности Совета и достижения этим органом согласованных решений по вопросам поддержания мира и безопасности. Формула голосования в СБ ООН в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Это значит, что семь непостоянных членов обладают своеобразным коллективным вето. В этом случае говорят о «скрытом» вето. В практике оно пока не применялось ни разу. Следовательно, механизм принятия решения в СБ ООН исходит из учета интересов всех стран, как больших, так и малых. В последнее время все большее количество резолюций в СБ ООН принимается консенсусом (до 30%). Нашли распространение заявления Председателя СБ ООН, а также коммюнике и брифинги.
Порядок работы СБ ООН. СБ ООН — постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости, однако согласно Правилам процедуры промежуток между его заседаниями не должен превышать 14 дней. Это правило не всегда соблюдается. В работе СБ ООН могут принимать участие и другие государства — как члены ООН, так и не члены. Без права голоса Советом приглашаются: • члены ООН, а также не члены Совета, если их интересы специально затронуты обсуждаемым в Совете вопросом (ст. 31 Устава ООН); • члены и не члены ООН, если они являются стороной в споре, рассматриваемом в Совете. С правом голоса Совет может пригласить государство, если оно этого пожелает, когда обсуждается вопрос об использовании военного контингента этого государства, предоставленного им в распоряжение Совета.
Органы СБ ООН. В соответствии со ст. 29 Устава ООН СБ ООН может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Такие органы подразделяются на постоянные и временные. К постоянным органам СБ ООН относятся: • Комитет экспертов (по вопросам процедуры); • Комитет по приему новых членов; • Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений. Временные вспомогательные органы СБ ООН создаются в составе всех или некоторых членов Совета для изучения определенной ситуации (например, Комиссия по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова, 1981 г.; Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселением на арабских территориях, оккупированных с 1967 г., в том числе в Иерусалиме, 1979 г. и др.). Особо надо выделить Военно-штабной комитет, создание которого предусмотрено Уставом ООН (ст. 47). Как отмечалось ранее, это орган СБ ООН в составе начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей, призванный давать советы и оказывать помощь по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета. Хотя орган и проводит свои заседания один раз в две недели, однако он фактически бездействует начиная с середины 1947 г., не получая никаких заданий от Совета.
Методы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций СБ ООН. В многолетней деятельности СБ ООН сложились определенные методы и процедуры разрешения различных конфликтных ситуаций. Особенно успешно в практике Совета использовались миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротворческие операции и операции по поддержанию мира, постконфликтное миро-строительство и др. Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос о повышении эффективности СБ ООН, включая использование всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих резолюций. Международный Суд ООН Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Впервые международный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Экономический суд СНГ и др.). Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.
Международный Суд ООН (местопребывание – Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда. Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Компетенция: 1)Разрешение межгосударственных споров (решения обязательны для стороны спора) 2) Вынесение консультативных заключений (толкование вопросов права) по запросу: • ГА ООН и Совета Безопасности ООН по любым правовым вопросам • других органов главных органов ООН по решению ГА по правовым вопросам, возникающим в рамках их компетенции • специализированных учреждений ООН по правовым вопросам, возникающим в рамках их компетенции Ведению Суда подлежат: • все дела, переданные ему сторонами • все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается путем: 1) Специального соглашения спорящих государств (компромисс): При возникновении спора государства подписывают соглашение о передаче спора в МС ООН 2) Одностороннее заявление: Государства-участники Статута заранее могут сделать заявление о признании обязательной юрисдикции в отношении любого другого государства, также признавшего обязательную юрисдикцию МС по ст. 36 Статута 3) Специальное положение в МД: некоторые международные договоры включают положения об обязательной или факультативной передаче всех споров, вытекающих из толкование и применения данных договоров, в МС ООН Государства – участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: • толкование договора; • любой вопрос международного права; • наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; • характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 70 государств. Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. Для образовани я судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. Однако, как правило, суд заседает в полном составе (15 судей). Вместе с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел, например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд также может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдельных дел (ст. 26 Статута). Кроме того, в целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута). Суд состоит из 15 судей. Максимальное кол-во судей-17 (2 ad hoc) Коллегия независимых судей из лиц высоких моральных качеств удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. •15 членов, причём в его составе не может быть 2-х граждан одного государства; •Члены Суда избираются ГА ООН м СБ ООН из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда; •Члены Суда избираются на 9 лет и могут быть переизбраны. Выборы членов МС ООН Выборы проводятся в Нью-Йорке, как правило, осенью. Выборы проводит сама ООН (так как Суд является главным судебным органом ООН). Судьи избираются Г енеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (члены которого не обладают правом вето для целей выборов). Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга. Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное число голосов в обоих органах. В связи с этим зачастую возникает необходимость проводить голосование несколько раз. В целях обеспечения определенной преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и тоже время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда. Члены Суда при выполнении функций судей Суда пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами. Ежегодный бюджет Суда, утверждаемый Генеральной Ассамблеей, составляет менее 1 процента бюджета Организации Объединенных Наций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|