Компетенция, полномочия и функции международных организаций
Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации — это объект или сфера ее предметной деятельности. Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия. Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции. Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.
Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций. Вместе с тем в определенном смысле можно вести речь о подразумеваемой компетенции. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г.И. Тункин, американский юрист Г.Х. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления. Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 Конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей Конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления». Компетенция международной организации в целом тесно связана с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств — членов международной организации, выраженного в соответствующей форме. Решение международной организации можно определить как согласованное волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации.
Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудобство такого метода, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству. Принцип относительного единогласия означает положительное голосование членов органа без учета отсутствующих или воздерживающихся от голосования членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наиий. Простое (50 + 1 голос) и квалифицированное большинство (2/3 или У4) может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство—только присутствующих и голосующих «за» или «против». В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов. В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств — членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом. Нормотворчество международных организаций Международные организации в силу своей правосубъектности участвуют в нормотворческой деятельности. Можно выделить два направления такой деятельности: непосредственное правотворчество и вспомогательная роль в правотворческом процессе государств. Непосредственное правотворчество международных организаций проявляется в их договорной практике и в принимаемых ими решениях.
Международные организации, обладая договорной правоспособностью, заключают соглашения как с государствами, так и между собой. Несмотря на вторичность норм таких соглашений, они относятся к источникам международного права. Их обязательность обусловлена тем, что в них выражена в одних случаях суверенная воля государства, согласованная с волей международной организации, в других — согласованная воля двух или нескольких международных организаций. При этом воля каждой международной организации является, в свою очередь, проявлением согласования суверенных воль государств — членов данной организации. Что касается решений международных организаций, то не все они содержат нормоустановительные положения. Решения по процедурным, финансовым, организационным и иным вопросам внутреннего права международных организаций являются обязательными для всех государств-членов, если, во-первых, обязательность таких решений предусмотрена учредительным актом и, во-вторых, соблюдены все правила их принятия. Рекомендации международных организаций не содержат, как правило, юридически обязательных норм, но могут получить признание в качестве таковых как в обычной, так и в договорной практике государств. Мягкое право - в международной практике термин, означающий рекомендательные нормы. Появление этого термина было обусловлено принятием Генеральной Ассамблеей ООН большого количества резолюций, носящих согласно Уставу ООН рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и финансово-бюджетным вопросам) и не являющихся нормами международного права. Международные организации могут выполнять вспомогательные функции в нормотворческом процессе государств. Наиболее типичными случаями их участия в таком процессе являются: разработка и принятие высшим органом организации проектов конвенций, технических стандартов и регламентов, созыв конференций для заключения договоров и др. Нормы, содержащиеся в проектах конвенции, становятся нормами международного права на основе выполнения государствами определенных процедур (ратификация, вступление в силу после определенного числа ратификаций).
Для вступления в силу регламентов некоторых организаций предусмотрена необходимость их явного принятия государствами. Главные органы ООН В соответствии с Уставом ООН (ст.7) главными органами ООН являются: • Генеральная Ассамблея; • Совет Безопасности; • Экономический и Социальный Совет; • Совет по Опеке; • Международный Суд; • Секретариат. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств членов ООН, представленных на ее сессиях не более чем 5 представителями (также не более 5 заместителей и неограниченное количество экспертов и советников). Независимо от числа представителей каждое государство имеет 1 голос. ГА ООН уполномочена: • Обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся в полномочиями и функциям любого из органов ООН; • Давать рекомендации государствам-членам и СБ ООН (ст.10 Устава). В области поддержания международного мира и безопасности: 1. Рассмотрение общих принципов мирного сотрудничества; 2. Обсуждение любых вопросов в данной области; Дача рекомендаций. В области развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов: 1. Проводить исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации; 2. Рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации независимо от ее происхождения, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями; 3. Способствовать развития несамоуправляющихся и подопечных территорий в политической, экономической, социальной и культурной областях; 4. Утверждать соглашения по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических, и наблюдать за их выполнением с помощью Совета по Опеке. ГА ООН избирает: 1. Непостоянных членов СБ ООН; 2. Членов ЭКОСОС; 3. Членов Совета по Опеке; 4. Совместно с СБ ООН избирает судей МС ООН. Другие полномочия: • По рекомендации СБ ООН назначает Генерального секретаря и принимает новых членов в ООН; • Рассматривает ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреждений; • Рассматривает и утверждает бюджет ООН; • Определяет размеры взносов членов ООН; • Рассматривает бюджеты специализированных учреждений. Два ограничения компетенции ГА ООН: 1. ГА не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отношении которых СБ выполняет свои функции, если СБ сам не попросит об этом (ст.12);
2. ГА не может предпринимать действия от имени ООН, любой вопрос по которому необходимо предпринять действие, передается Совету до или после обсуждения (п.2 ст.11). Устав ООН и Правила процедуры ГА ООН определяют порядок организации ее работы. Генеральная Ассамблея - сессионный орган. Он собирается на очередные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Работа на ежегодных очередных сессиях Ассамблеи ведется на пленарных заседаниях и в главным комитетах, в которые входят все государства-члены: 1. Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности; 2. Комитете по экономическим и финансовым вопросам; 3. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры; 4. Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации; 5. Комитет по административным и бюджетным вопросам;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|