Способы приобретения и утраты гражданства
Понятие: гражданство- устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Понятие “гражданин” было формально закреплено в Декларации прав человека и гражданина (принятой 26 августа 1789 г.) Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года (Статья 15 1. Каждый человек имеет право на гражданство; 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство) и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству. Гражданство означает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обязанностей, установленных каждым конкретным государством. Ст. 1 Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве: каждое государство определяет в соответствии со своим законом, кто обладает его гражданством. Этот закон будет признаваться другим государствами, поскольку он не противоречит международным конвенциям и обычаям, а также общепризнанным правовым принципам в сфере гражданства. Принципы гражданства: • принцип единства гражданства • принцип равного гражданства • принцип свободы выбора гражданства • принцип запрета лишения гражданства • принцип сокращения безгражданства • принцип допустимости двойного гражданства • принцип предостваления почетного гражданства
• принцип невыдачи гражданина другому государству • принцип защиты и покровительства граждан • принцип примата международного права над национальным правом по вопросам гражданства
Способы приобретения гражданства: Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.
1) Приобретение гражданства по рождению ( филиация). Как это вытекает из общепризнанных норм и принципов международного права, каждый ребенок имеет право на гражданство. Согласно содержанию принципа 3 Декларации прав ребенка 1959 года, п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 года ребенок ни при каких обстоятельствах не должен остаться апатридом, то есть лицом без гражданства. Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli), а в ряде случаев законодательство государств предусматривает смешанную систему. Согласно принципу «права крови» (национальный принцип), гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия. Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют гражданство многие страны Латинской Америки.
Действие принципа «права почвы» исключается в отношении детей иностранных дипломатов и консулов, что предусмотрено в Факультативном протоколе к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и в Факультативном протоколе об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совместного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. В некоторых из них (например, во Франции) родившееся от смешанного брака лицо может по достижении совершеннолетия самостоятельно решать вопрос о своем гражданстве. 2) Приобретение гражданства в порядке натурализации. Известны индивидуальная натурализация (по заявлению) и натурализация в силу правопреемства государств. Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. Без согласия государства натурализация невозможна. Следует выделить и натурализацию на основе закона, которая не основана на личном выборе лица. Натурализация по указанному основанию может иметь место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу. 3) Приобретение и перемена гражданства на основании международных договоров. В ряде случаев они имеют место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство (например, объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких государств (например, распад СССР). Таким образом, приобретение гражданства по причине правопреемства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права. Оно не является видом коллективной натурализации. Определяющим поведением того или иного лица при таких обстоятельствах является то, что оно продолжает оставаться на территории нового субъекта международного права и не ставит вопрос о своем намерении выйти из вновь возникшего гражданства.
Приобретение гражданства также может иметь место: • при заключении соглашений о репатриации; • при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), • при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами; при добровольном выборе гражданства (оптация) • автоматическом его изменении (трансферт); • при территориальных изменениях. При оптации население в индивидуальном порядке может выбрать гражданство. При этом имеется в виду, что оптант будет проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал. Практика свидетельствует о том, что оптация происходит, как правило, при браке, при ликвидации двугражданства и т.д. При трансферте, встречавшемся сравнительно редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия. Способы утраты гражданства: Утрата гражданства возможна: а) в результате добровольного выхода из гражданства (экспатриации); б) при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством; в) на основании положений международного договора; г) при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т.д. Экспатриация ( выход из гражданства по собственному желанию) бывает свободной и разрешительной. В настоящее время во многих государствах мира она не запрещена. Право лица на экспатриацию вытекает и из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Свобода выхода из гражданства по собственной воле закреплена в целом ряде договоров, определяющих порядок оптации. Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица. Она установлена во многих странах мира. Некоторые государства требуют при этом подтверждения того, что лицо приобретет новое гражданство.
Свобода выхода из гражданства бипатридов была установлена ст. 6 и 7 Гаагской конвенции 1930 года и ст. 2 Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года. Денатурализация в большинстве государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство. Принудительное лишение гражданства в силу закона может осуществляться автоматически без всякого производства по делу, в частности по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных данных при натурализации, грубое нарушение обязанностей гражданина и др. Денатурализация известна, например, в законодательствах Канады, Ирландии, Судана, Венесуэлы, Болгарии. В современном международном праве вопросы лишения гражданства разработаны сравнительно слабо. В ст. 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года содержится обязанность государства не прибегать к лишению лиц гражданства, если это лишение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной. Лишение гражданства может происходить по решению высшего должностного лица в государстве (например, президента), высшего органа государственной власти или по приговору суда. Законодательство РФ: В настоящее время в России вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ 1993 года, Законом о гражданстве РФ 2002 года, указами Президента России, а также двусторонними международными соглашениями. Законом о гражданстве РФ 2002 года определено (ст. 11), что гражданство Российской Федерации приобретается: Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. По ст. 22 Закона о гражданстве основаниями прекращения российского гражданства могут являться: а) выход из гражданства; б) отмена решения о приеме в гражданство; в) выбор гражданства вследствие оптации; г) по иным законным основаниям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|