Международные стандарты в области прав человека
В универсальных источниках в области прав человека отражены так называемые международные стандарты прав человека, представляющие собой общепризнанные нормы поведения государств, которые должны соблюдаться в их национальном законодательстве и практике в отношении лиц, находящихся под юрисдикцией государств. Кроме этого, существуют «международные региональные стандарты прав человека», выработанные государствами отдельных регионов. Региональные стандарты дополняют универсальные, способствуют защите прав человека на региональном уровне, позволяют учитывать специфику определенного региона, его исторические и культурные традиции. В региональных актах иногда устанавливаются специальные нормы, дополнительные механизмы контроля в области прав человека. К универсальным источникам в области прав человека относится прежде всего Устав ООН, который закрепляет юридически обязательные общие положения о достоинстве и ценности человеческой личности, равноправии мужчин и женщин, равенстве наций, о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В рамках ООН приняты: • Всеобщая декларация прав человека 1948 г., • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. • два Протокола к нему (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1989 г.). Эти международно-правовые акты иногда называют Международным биллем о правах человека.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. состоит из преамбулы и 30 статей. В ней провозглашается принцип свободы и равенства в достоинстве и правах (ст. 1) и принцип обладания правами без различия по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2). В Декларацию включены как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права. Декларация закрепляет следующие гражданские права: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; запрет рабства, работорговли; запрет пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; право на признание правосубъектности; равенство перед законом и право на защиту закона; запрет от произвольного ареста, задержания; право на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам; презумпция невиновности; запрет вмешательства в личную и семейную жизнь; свобода передвижения; право убежища; право на гражданство; право на основание семьи; право на владение имуществом; свобода мысли, совести и религии; свобода убеждений, свобода информации. К политическим правам Декларация относит: свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении своей страной, равный доступ к государственной службе в своей стране. Декларация устанавливает следующие экономические и социальные права: право на социальное обеспечение; право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд, право на справедливое вознаграждение, право на вступление в профсоюзы; право на отдых; право на необходимый для здоровья и благосостояния уровень жизни, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание; а также культурные права: право на образование; право на участие в культурной жизни общества, право на интеллектуальную собственность.
Для гарантии полного осуществления закрепленных Декларацией прав установлено право на социальный и международный порядок. В соответствии с Декларацией каждый человек имеет обязанности перед обществом; ограничение в правах возможно только на основании закона и исключительно с целью обеспечения уважения прав других и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общего благосостояния (ст. 29). Несмотря на то что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции ГА ООН, имеющей рекомендательный характер, со временем ее предписания стали обладать обязательной юридической силой (в качестве обычных норм). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. налагает обязательства на государства уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, следующие права: право на жизнь; запрет пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; запрет рабства, работорговли, подневольного состояния и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность, запрет произвольного ареста или содержания под стражей; право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства; запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства; свобода передвижения и выбора места жительства, право свободно покидать любую страну и возвращаться в собственную страну; гарантии невысылки иностранцев; равенство перед судами, презумпция невиновности и процессуальные гарантии при предъявлении уголовного обвинения; право на признание правосубъектности; запрет вмешательства в личную жизнь; свобода мысли, совести, религии и убеждений, свобода информации; запрет пропаганды войны; право на мирные собрания; свобода объединения, создания профсоюзов и вступления в них; защита семьи, право на вступление в брак; защита детей; право на участие в государственных делах; равенство перед законом и запрет дискриминации; право меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды и пользоваться родным языком. Статьи 28—45 данного Пакта определяют компетенцию, порядок формирования и работы Комитета по правам человека, создаваемого для контроля за соблюдением государствами принятых обязательств.
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает компетенцию Комитета по правам человека рассматривать частные жалобы на государство —участника Протокола о несоблюдении ими принятых обязательств по Пакту и определяет критерии приемлемости индивидуальных жалоб. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989 г.), устанавливает обязательство государств принять все необходимые меры для отмены смертной казни. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства-участники обязуются обеспечить постепенно полное осуществление следующих прав: права на труд; права на справедливые и благоприятные условия труда; права на создание профсоюзов и вступление в них, гарантии деятельности профсоюзов и права на забастовки; права на социальное обеспечение; права на охрану семьи; права на достаточный уровень жизни; права на здоровье; права на образование; права на участие в культурной жизни и пользование результатами научного прогресса, права на защиту интересов, возникающих в связи с интеллектуальной собственностью. Оба пакта закрепляют право народов на самоопределение, установление своего политического статуса и выбор экономического, социального и культурного развития, а также распоряжение естественными богатствами и ресурсами (ст. 1). Государства — участники Пактов взяли обязательство посредством национальных законодательных мер предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, перечисленные права, которые были конкретизированы в данных актах по сравнению со Всеобщей декларацией прав человека. В то же время ст. 4 Международных пактов устанавливает возможность ограничений прав, за исключением прав, закрепленных в ст. 6—8,11,15,16 и 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.
ГА ООН резолюцией 61/106 (2006 г.) приняла текст Конвенции о правах инвалидов, которая вступила в силу 12 мая 2008 г. Конвенция определяет правовое положение инвалидов, устанавливает гарантии их прав и налагает определенные обязательства на государства-участники. Конвенция предусматривает создание экспертного комитета — Комитета по правам инвалидов, осуществляющего контроль за соблюдением государствами положений Конвенции. Комитет состоит из 12 экспертов, избираемых на четыре года и действующих в личном качестве. Предполагается увеличение числа экспертов до 18 после того, как Конвенция будет ратифицирована 60 государствами. К Конвенции о правах инвалидов в 2007 г. был принят Факультативный протокол. Государства — участники Протокола признают компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от лиц или группы лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые заявляют, что являются жертвами нарушения данным государством положений Конвенции о правах инвалидов. На очередной сессии 2007 г. ГА ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. В ст. 1 Декларации закреплено положение о том, что «коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление своих прав и основных свобод, признанных в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, касающихся прав человека». Статья 3 гласит, что «коренные народы имеют право на самоопределение», в силу чего они могут свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Декларация также закрепляет личные и коллективные права лиц, принадлежащих к коренным народам, налагает обязательства на государство обеспечивать их эффективное использование коренными народами. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений была принята резолюцией 1/1 Совета по правам человека в 2006 г. Позднее ГА ООН в резолюции 61/177 (2006 г.) открыла Конвенцию для подписания государствами. В соответствии со ст. 2 Конвенции под насильственным исчезновением понимается «арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или же лицами или группами лиц, действующими с разрешения, при поддержке или с согласия государства, при последующем отказе признать факт лишения свободы или сокрытия данных о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего это лицо оставлено без защиты закона».
Конвенция в ст. 5 квалифицирует «широко распространенную или систематическую практику насильственных исчезновений» как преступление против человечности. Государство — участник Конвенции берет на себя обязательство «предусмотреть соответствующие меры наказания» в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления по смыслу Конвенции. Конвенция включает взаимные обязательства государств-участников в области сотрудничества и выдачи лиц, подозреваемых в совершении данного преступления. Часть 3 Конвенции (ст. 26—37) регламентирует порядок учреждения, деятельности, компетенцию Комитета по насильственным исчезновениям. По вступлении Конвенции в силу государства-участники проведут выборы 10 экспертов, действующих в личном качестве на основе справедливого географического распределения. Члены Комитета избираются на четыре года с правом повторного переизбрания. В отдельную группу универсальных актов по правам человека следует выделить акты, принимаемые в рамках специализированных учреждений ООН (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ). В рамках МОТ для защиты прав человека в сфере труда было принято 188 конвенций и 199 рекомендаций, которые обычно называют «Международными трудовыми стандартами». В рамках ЮНЕСКО принят ряд актов рекомендательного характера, например Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 г.), Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также несколько договоров, ключевыми из которых являются Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 г.). В рамках ВОЗ принят ряд актов, направленных на защиту права на здоровье и здоровый образ жизни: Международный кодекс продаж заменителей материнского молока, Этические критерии рекламы и распространения лекарственных средств, Рамочная конвенция по борьбе против табака. К региональным источникам данной отрасли относятс я, например, акты, принимаемые в рамках региональных международных организаций по вопросам прав человека (СЕ, ОБСЕ, СНГ, АС (ранее ОАЕ),ЛАГ, ОАГ, ОИК). Важнейшим региональным договором в области прав человека, принятым в рамках Совета Европы, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 14 протоколов к ней. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию в 1998 г. Другими региональными источниками в области прав человека являются: Европейская социальная хартия (1961 г.), пересмотренная в 1996 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.);Афри-канскаяхартия прав человека и народов (1981 г.) и Протокол 1998 г.; Каирская декларация по правам человека в исламе (1990 г.). Во-первых, значение отраженных в гуманитарных конвенциях интересов человечества велико, оно не может быть сведено к учету количественного участия государств в той или иной конвенции. Во-вторых, в данной отрасли ограничено применение института оговорок к международным договорам, которые по общему правилу недопустимы в случае несовместимости с объектом и целями договоров (ст. 19 Венской конвенции о праве международных договоров). Оговорки к международным договорам по правам человека не должны наносить ущерб самому принципу защиты прав человека на недискриминационной основе. В консультативном заключении Международного Суда от 28 мая 1951 г. об оговорках к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. указывается, что в связи с гуманитарной общечеловеческой ценностью положений договора государство не может отказаться от соответствующих обязательств, мотивируя отказ оговоркой. В-третьих, международные договоры в данной отрасли международного права характеризуются наличием значительного числа факультативных протоколов или статей по наиболее острым политико-правовым вопросам. В-четвертых, многие договоры по правам человека являются бессрочными, не содержат статей о денонсации. Последнее оправдано в свете широко признаваемого положения о том, что права человека и основные свободы в качестве общего правила должны соблюдаться также в период чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов. В-пятых, обязательства по соблюдению принципов и норм, касающихся основных прав человека, не носят характера взаимности, а являются обязательствами по отношению к международному сообществу в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|