Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система физического воспитания, ее составные элементы.




Объемные требования по теории физической культуры и спорта

Для студентов 2 курса тренерского факультета (4 семестр)

Общие принципы формирования физической культуры человека.

Принципы формирования ф.к.человека – это исходные идеи теоретического положения регламентирующие все основные стороны пед.процесса в сфере ф.к. их 3 вида: 1)принцип гармоничного развития личности; 2)принцип связи с жизнедеятельностью; 3)принцип оздоровительной направленности.

Сущность и требования принципа гармонического развития личности.

Суть этого принципа заключ. в том, что ф.к. в жизни человека должна занимать одинаковое место соразмеренное, с первой стороны – с потребностями общества, а с другой - с интересами самой личности. Требования: 1)формирование ф.к.л. должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования явл. комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физич. начал человека идет в ущерб духовным принципам. 2)пед.пройесс должен обеспечивать всесторонность ф.в. Из этого следует, что в процессе ф.в. следует использовать такие пед.воздействия, кот.гарантировали бы целенаправленное развитие всех основных физ.способностей и формировали бы важнейшие двигат.умения и навыки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физ.подготовки. 3)в течение всей жизни человека должны использоваться разнонаправленные формы пед.воздействия. Данное требование основывается на учете оъективных закономерностей онтогенеза (инд.развитие огранизма) человека и проявляется в определенной последовательности решения воспитательных и образовательных задач ф.в., опред.полом, возрастом и др.факторами.

Сущность и требования принципа связи с жизнедеятельностью.

– высвечивает прикладную функцию ф.к.в обществе,-подготавливать членов общества к действительности в сфере производства – к участию в военных действиях. Требования: 1)формирование ф.к.л. должно направляться на создание психофизиологических предпосылок к жизнедеятельности. Из этого следует, что при разработке и реализации программ ф.в. необходимо определенное внимание уделять становлению и совершенствованию жизненно важных умений и навыков. 2)пед.процесс должен способствовать освоению новых форм д.д. Данное требование установлено в силу того, что все возможные условия жизнедеятельности предусмотреть нельзя. Потому лучше всего на основе разнообразного физ.образования, воспитания различных двигат. способностей, расширять функции организма для освоения новых видов. 3)пед.воздействие направленное на формирование ф.к.л., должны производить прикладной эффект. В этой связи необходимо использовать средства соотносящиеся с основной деятельностью человека.

Сущность и требования принципа оздоровительной направленности.

– ф.к. должна содействовать укреплению здоровья. Требования: 1)формирование ф.к.л. должно соотноситься с ее психофизиологическими способностями. Этот принцип реализуется с учетом поло – возрастных особенностей организма и уровня подготовленности человека. 2)пед.процесс должен регулироваться и планироваться в соответствии с научно – обусловленными подходами к укреплению здоровья. При этот первостепенное значение имеют методические принципы ф.в., а также объективные данные различных видов. 3)возможность использования в занятиях к-либо пед.воздействия должна определяться оздоровительной целью. Любое средство или метод должны быть наделены предметом их влияния на состояние здоровья человека.

5.Возрастная периодизация жизнедеятельности человека. 0-10 дней – новорожденный; 1м-1г – грудной (младенчество); 1-3г – ранее детство; 4-7(3-6) – первое детство (дошк.возраст); 8-11 – второе детство (мл.шк.возраст); 12-15 – подросток (ср.шк.возраст); 16-20 – юношеский: 15-17 – ст.шк.возраст (первая юность); 17-21 – 2ая юность; 21-35 – зрелость (1ый период); 36-55 (ж), 60 (м) – зрелость (2ой период); 61-75 – пожилой; 76-90 – старческий; более 90 – долгожители.

6.Характеристика видов ф.к. в различные периоды жизни людей. ФВ – 0-21; спорт – 4-35; рекреация – 6-60; реабилитация – 60 и более.

Система физического воспитания, ее составные элементы.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...