Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповые формы организации занятий внеклассной работы по физической культуре в школе и их характеристика (кружки фк, секции по офп и виду спорта).




К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является:

удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в различного рода соревнованиях.

Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы:

Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия проводят 1-2 раза в неделю по 45-60 минут под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, родителей и т.п. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях.

Кружки по подготовке к сдаче нормативов ФОК РБ. Задача - подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса (например, в ходьбе на лыжах). Такой кружок организуется за 1-1,5 месяца до проведения соревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например, лыжи - легкая атлетика). Кружок работает 2-3 раза в неделю по 45-60 минут, занятия носят тренировочный характер. Содержание занятий составляют в основном упражнения и нормативы Комплекса.

Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.

Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой команды подается заявка на участие, в которой так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям. С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по подвижным играм, лыжам, легкой атлетики, конькам, гимнастике. В настоящее время для учащихся младшего школьного возраста широко практикуется проведение таких соревнований, как «Смелые и ловкие» (по программе ФОК РБ), «Веселые старты» (соревнования по подвижным играм), «Спортландия» (соревнования по основным разделам школьной программы).

Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.

Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя начальных классов, координирует их работу и несет ответственность за нее - директор школы.

В организации и проведении таких мероприятий обязательно участвует родительский комитет, учащиеся старших классов.

Гигиенические мероприятия в режиме учебного и продленного дня (задачи, организация, виды).

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

- обеспечить равномерную и достаточную освещенность всего помещения;

регулярно (раз в полугодие) перемещать учащихся из менее освещенной части класса в

более освещенную; не затемнять окна шторами, цветами и близко растущими деревьями;

поддерживать в помещении для занятий нормальный температурный режим; регулярно

проветривать помещение.следить за соблюдением школьниками личной гигиены;

По окончании учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед

последующим ответственным периодом - выполнением домашнего задания - организуется

отдых детей. Целесообразно предусматривать прогулки: до обеда - длительностью до

одного часа после окончания учебных занятий в школе, перед самоподготовкой - один час, а

также после самоподготовки и перед уходом домой.

Прогулки рекомендуется сопровождать подвижными играми и физическими упр. Одна из прогулок один раз в день должна проводиться с большой физической

нагрузкой (спортивный час), который проводит учитель физкультуры, тренер или инструктор.

В часы прогулки возможна организация общественно- полезного труда: 30 минут - 1-4 классы, 45 минут - остальные классы.

При планировании прогулки воспитателю необходимо:

- определить вид прогулки;

- поставить цель;

- разработать маршрут;

- выбрать место для прогулки;

- определить затраты времени;

- разработать для детей задания и наметить виды деятельности;

- составить конспект прогулки;

- сообщить о цели прогулки;

- рассказать о маршруте, задании и порядке следования;

- назначить ответственных;

- наблюдать за самочувствием детей;

Планирование и учет массовых форм занятий внеклассной работы по физической культуре в школе.

Планирование и учет внеурочных занятий по физической культуре и спорту в школе необходимы для успешного решения задач физического воспитания, анализа выполненной педагогической работы и, на основе этого, определения дальнейшего пути физического воспитания учащихся в разных возрастных группах и направлениях. Они должны быть тесно связаны с уроком физической культуры и направлены на реализацию целей системы физического воспитания.

Планирование начинается с обдумывания и составления планов, реальных для претворения их в практику. При этом должны быть учтены состояние здоровья, физическое развитие, физическая и двигательная подготовленность учеников разных классов и школы в целом, спортивные достижения учащихся, традиции школы.

Внеурочные занятия физической культурой и спортом должны быть комплексно спланированы в системе физического воспитания школьников. Только во взаимосвязи всех форм занятий физическими упражнениями можно получить положительный и стойкий педагогический эффект. Планирование осуществляется в общем годовом плане работы по физическому воспитанию учащихся. В нем предусмотрены организация гимнастики до уроков, физкультурные минуты, час здоровья, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах (классах) продленного дня и др.

Большое значение при составлении планов внеурочных занятий имеют данные учета. Невозможно осуществить планирование различных разделов работы, не собран необходимых сведений, относящихся к ученикам. Поэтому в педагогической практике выделяют три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.

Важно также осуществить планирование и учет работы школьного коллектива физической культуры. Это проводится в соответствии с типовым журналом коллектива, в котором предусмотрено планирование заседаний совета, учет проведенных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, подготовка спортсменов-разрядников и др.

62. Технология планирования и учета внеклассной работы (документы, назначение, содержание, оформление).

 

ДОКУМЕНТЫ: ТИПОВОЙ ЖУРНАЛ, Общие сведения о классах, ПЛАН заседаний совета,ПЛАН работы коллектива физической культуры, СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ-МЕРОПРИЯТИЯ

Процесс организации внеклассной работы в средней школе можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения новым материалом, коммуникативной деятельностью. Уровень базовой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.

В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету, а именно:1) расширить и углубить знания, умения и навыки; 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета; 3) способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем.

Цели внеклассной работы направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками. В случае несовпадения целей внеклассной работы на конкретном ее этапе с целями школьника, отсутствие у него мотивов деятельности вся система оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы, трудности в ее подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдение всех требований к содержанию, формам и методам.

В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов: 1) обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время его проведения; 2) подобрать необходимый материал, составить сценарий, распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление и т.д.

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований,определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического содействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы являются:

Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы с условиями жизни и деятельности ребенка.

Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке. Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных знаний, умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию.

Принцип учета уровня подготовленности учащихся и преемственности с уроками изучаемого предмета. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Определённый момент в обучении совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы). И вместе с тем происходит интенсивное формирование понятий, убеждений, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Общественный характер обучения и воспитания в школе, достижение методики интенсивного обучения заставляет по новому взглянуть на проблему взаимоотношений личности и коллектива.

Подготовка коллективных мероприятий включает групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Группы, сплоченные общностью интересов и стремлений, взаимными симпатиями, опытом совместной деятельности, ответственным поручением.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармонической личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учетом этого требования внеклассная работа по предмету должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами.

Итак, все вышеназванные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление единого принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других, что отражено в их характеристике. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. Наряду с названными, необходимо соблюдать также и не методические принципы.

Заинтересованность ученика - вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности.

Внеклассная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

внеклассной деятельности школьников,

внеклассной работы учителей со школьниками,

системы управления внеклассной деятельностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...