Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения. Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков(хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.). И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач(нравственных, трудовых, эстетических).
9.Значение движения для ребенка. Возрастные изменения в процессе роста человека представляют собой постепенные количественные и качественные изменения в сторону совершенствования. Потребность в формировании новых двигательных актов создает необходимость в формировании способов управления этими актами, то есть формировании ЦНС. Именно потребность в совершенствовании движениях произвела на свет условные рефлексы и способность к мышлению, память высшая сфера деятельности ЦНС.
Физическая культура в пренатальный период развития человека. Начинать ФВ с пренатального периода. Главное условие – отношение к будущему ребенку: желанность,здоровье малыша, условия жизни мамы, влияние на нее различных факторов. Еще большее значение имеют роды: нужно делать специальные физические упражнения; психические – читать литературу, консультироваться со специалистом.
Физическая культура в первый год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности). 1ый месяц – лежа на животике поднимает и удерживает голову; к 2-3 м. – фиксирует взгляд, различает звуки, тянет руки к предметам, поворачивается со спинки на живот; к 6-8 м. – сидит с поддержкой, встает, ходит с опорой, ползает.
Задачи ФВ: 1)формировать и укреплять здоровье, обеспечивать профилактику нарушения ОДА; 2)способствовать эффективному формированию естественных двигательных умений; 3)формировать эмоциональную сферу; 4)совершенствовать сенсорные способности. Средства: водные и воздушные ванны; режим; массаж; катание; рефлекторные движения; пассивные движения; пассивно-активные движения, плавание, упр.для мелкой моторики рук. Методические указания: а)увеличение подвижности ребенка стимулирует физическое, интеллектуальное, социальное развитие. Дать возможность двигаться: не пеленать, плавать; б)дать возможность ребенку находиться в позе эмбриона. Не класть на спину; в)часто кратковременно удерживать ребенка вертикально; г)создать безопасные и гигиенические условия; д)разговаривать с ребенком; е)поощрять его достижения.
Физическая культура во второй и третий год жизни (возрастные особенности, задачи, средства, методические особенности). Двигательные умения: ходьба, лазание и перелазание, сохранение равновесия, торможение движений. Задачи ФВ: 1)укреплять и сохранять здоровье; 2)совершенствовать приобретенные двигательные умения; 3)расширять двигательный опыт, создавать основной фонд движений; 4)совершенствовать сенсорные способности. Средства ФВ: физ.урпажнения; массаж; режим; прогулки; водные процедуры. Методические указания: 1)при обучении использовать репродуктивный метод. Подражание окружающих; 2)использовать предметы, так как дети любят действия с видимым практическим смыслом;3)предметы должны иметь разнообразные свойства и параметры; 4)менять упр. 10-15 сек.; 5)не давать прыжковые упражнения, так как мышцы еще слабые. В 3ий год жизни появляется отрицательная реакция на предложения взрослых. Основной методический прием – показ, свободный темп и ритм; использовать имитации, игры с сюжетами, сюрпризными моментами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|