История губернской фотографии (1860-1920гг. ).
Фотограф В.Ф. Веркмейстер Среди владельцев фотографий в Астрахани в 1860-1880 годы было немало иностранных подданных. Первым среди них необходимо назвать имя Веркмейстера. Баварский подданный фотограф Викентий Францевич Веркмейстер приехал в Астрахань из Саратовской губернии в 1863 году. Вместе с ним прибыла жена Паулина, урожденная Фельбертон и два сына – Фридрих Август и Викентий. В Саратове остались родственники семьи, среди них родной брат Викентия Францевича – Иосиф Францевич Веркмейстер. Последний был известный в городе человек, именно он в 1854 году открыл первую фотографию в городе Саратове на Московской улице. После обустройства В.Ф.Веркмейстер открывает свою первую фотографию в Табачном ряду (ул. Кирова) в доме Тимофеева. Дела идут так успешно, что летом 1866 года он переводит фотографию в собственный дом (бывший Плотникова) на Варвациевском канале, где предлагает «все удобства к хорошей съемке портретов и карточек» (1). В его ателье работает художник, который «по желанию публики может перерисовывать портреты с карточек». Расширяется сфера услуг – предлагает свои услуги ретушер, продаются рамки и альбомы. Веркмейстер приглашает приехавшего в Астрахань художника Шмидта. В газете появляется объявление: «Честь имею объявить, что … портреты будут ретушироваться по новейшей методе, а также могут быть раскрашиваемы красками с особенной тщательностью и искусством художником Шмидтом» (2). Ретушь имела огромное значение. У каждого фотографа был ретушер. Тоненькой кисточкой с тушью незаметно проходил он по негативу, скрадывая все недостатки, убирая с лиц следы времени, делая людей моложе. «Знаменитый русский живописец Иван Николаевич Крамской начал свою деятельность в фотографии в качестве ретушера. Много лет был связан с ней и оказал некоторое влияние на развитие фотоискусства» (8). В Астрахани ретушью занимался Константин Иванович Васильев, учитель рисования уездного училища, позже преподаватель иконописи в духовной семинарии.
В декабре 1866 года фотограф получает новый паспорт, и только теперь мы можем поподробнее узнать о нем самом. Из паспортных данных следует, что Веркмейстеру 37 лет, он среднего роста, волосы светло-русые, глаза серые, лицо овальное без особых примет. Вероисповедания католического. Через год, когда действие паспорта заканчивается, канцелярия Астраханского губернатора просит сообщить, «не имеет ли какого-либо препятствия к выезду означенного иностранца из Астрахани» (4. Л. 1115). В ответ на запрос полицмейстер отвечает: «К выезду из Астрахани означенного иностранца препятствуют» (4. Л. 1114). Что это были за «препятствия» мы вряд ли узнаем, но благодаря им одна из первых фотографий в Астрахани продолжила свою работу. В 1869 году В.Ф.Веркмейстер дает объявление о продаже своего дома на Канаве. Но дом продан не был. В 1872 году фотограф просит власти выдать ему узаконенное свидетельство на свою фотографию, которую, как он пишет, открыл «10 лет тому назад» (что не вполне соответствует действительности). Свидетельство он получает в апреле 1872 года одновременно с новым паспортом. И в ответ на стандартный запрос канцелярии появляется уже другая запись: «К выезду из Астрахани иностранца В. Веркмейстера с женой и детьми препятствий нет» (5. Л. 62). Викентий Францевич вместе с женой и теперь уже тремя детьми (младший сын Симон Адельберт родился в Астрахани) возвращаются в Саратов. Брат к тому времени умер. В начале 1874 года Веркмейстер открывает фотографию на Никольской улице в доме Фельбертон. В 1881 году «Веркмейстер прекратил фотографическое занятие в Саратове, продал весь инструмент и принадлежности заведения своей жене Паулине Августовне и уехал из Саратова. Паулина Августовна, поскольку фотография была в рабочем состоянии, взяла свидетельство и начала фотозанятия. Сколько она трудилась, установить не удалось» (7. С. 12).
В.Ф.Веркмейстер вернулся в Астрахань и вновь занялся своим любимым делом. В ноябре 1881 года в «Астраханском листке» появляется объявление: «Вновь открытая фотография Веркмейстера в доме Николая Андреевича Зварыкина принимает всевозможные фотографические работы по новому способу и по умеренным ценам» (3). В следующие два года фотоателье работает по этому адресу, а в 1884 году адрес его меняется, теперь это самый центр города – 2 участок дом Углева на улице Ахматовской. В фондах музея хранится пять фотографий из ателье Викентия Веркмейстера. И это очень много, если учесть, что их изготовила одна из первых астраханских фотографий в городе почти 150 лет тому назад. Это небольшие по размеру пожелтевшие фотографии формата «визит» (10х6см). Фотограф заказал свои фирменные бланки, на лицевой стороне которых внизу стояла его фамилия, оборотная сторона украшена виньеткой с ангелами и отправными данными ателье. Из далекого прошлого к нам пришли изображения щеголеватого молодого человека, маленькой девочки в пышном платьице и панталончиках, семейной пары и зрелого мужчины в сюртуке. Имена людей на фото нам неизвестны, но поражает, с какой любовью и уважением сделаны снимки. Каждый человек на фото – это целый мир, и пришел он издалека… Фотограф К. А. Лишка Имя Викентия Францевича Веркмейстера тесно переплетается с именем другого «раннего» астраханского фотографа - Климентия Антоновича Лишки. В декабре 1866 года австрийский подданный, художник Венской императорской академии К. Лишка вместе со своей женой Ксенией Петровой прибывает в Астрахань из Дагестанской области, знакомится с В. Веркмейстером. 11 августа 1867 года в «Астраханском листке» появляется объявление: «Климентий Лишка, художник из Венской академии, честь имеет известить почтеннейшую публику, что он будет принимать заказы акварельной работы и миниатюрные портреты на слоновой кости, а также принимать заказы фотографических портретов и карточек для обделки в заведении фотографа г. Веркмейстера на Канаве, в собственном доме».
Получив азы фотографического искусства в фотографии В. Веркмейстера, Климентий Лишка в 1870 году открывает свое ателье. В 1872 году фотограф обращается к Астраханскому губернатору с просьбой выдать ему узаконенное свидетельство. 7 апреля 1872 года Лишке выдается свидетельство «на право открытия в 1 участке г. Астрахани в доме купца Шапошникова фотографического заведения» (6. Л. 2) (район Косы). В этом же 1872 году он получает новый паспорт. Из него мы узнаем, что иностранцу Клименцию Лишке 34 года. Он среднего роста, без особых примет, глаза карие. Вероисповедания католического. К сожалению, в музее нет ни одной фотографии из его ателье. Библиографический список 1. Астраханский листок. 1866. № 54. 2. Астраханский листок. 1866. № 152. 3. Астраханский листок. 1881. № 141. 4. ГААО Ф.1. Оп. 8. Д. 270. Л. 1115. 5. ГААО Ф.1. Оп. 8. Д. 412. Л. 62. 6. ГААО. Ф.1. Оп. 8. Д. 455. Л.2. 7. Максимов Е. К. Сафронов Ю.А. Старый Саратов на фотографиях и открытках. Саратов. 2004. С. 12. 8. Напельбаум М.С. От ремесла к искусству. Москва. 1972.
Э.Р. Сейфетдинова ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|