Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Во II половине XIX В. (на материалах нижнего поволжья)




Культурно-просветительская работа, возникшая в России как феномен общественной жизни во второй половине ХIХ века, в своем развитии во многом зависела от наличия ряда условий. Одним из наиболее значимых таковых условий являлось наличие необходимой экономической базы, выражавшейся в постоянных и временных (иногда – единовременных) источниках финансирования, в наличии учебно-дидактических материалов, помещений для учреждений внешкольного образования.

Изучая становление и развитие материальной базы культурно-просветительской работы, необходимо выявить действительное, а не декларируемое отношение к делу народного просвещения со стороны различных социальных и профессиональных групп, органов местной власти и самоуправления, различных общественных организаций, частных лиц.

Детальное и комплексное изучение письменных источников, прежде всего архивных материалов, позволяет судить о внешкольном образовании второй половины XIX века в целом как о результате совместных действий общественности и власти на местах, нацеленных на повышение уровня образования взрослого населения, на нравственно-эстетическое развитие народа вне государственной системы образования. Пореформенный период характеризуется постепенным усилением роли органов местной власти и самоуправления - городских дум, земств, земских начальников и губернаторов – в обеспечении материальных условий существования культурно-просветительской работы.

Городские думы как органы местного самоуправления немало способствовали развитию в городах Нижнего Поволжья внешкольного образования, оказывая материальную поддержку, как отдельным учреждениям, так и всей системе культурно-просветительской работы. Наиболее зримо такая поддержка просматривается на примере дум губернских городов.

Следует заметить, что финансирование учреждений народного образования законодательно вменялось в обязанности органов городского самоуправления. Так, Ст.2 Городового положения 1892 г. к предметам ведения городского общественного управления относила «попечение о развитии средств народного образования» и «попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений» (14. C. 430-456).

Однако нельзя утверждать, что на протяжении всего рассматриваемого периода городское самоуправление проводило стабильную целенаправленную политику максимального поощрения и поддержки внешкольного образования в крае. Более-менее устойчивое и плановое финансирование культурно-просветительской деятельности в целом, а не отдельных учреждений, со стороны городского самоуправления складывается в основном в последние два десятилетия XIX века. Связано это было, прежде всего, с нестабильностью существования самих культурно-просветительских учреждений в 1860 – 1870-х годах, с ростом к концу XIX столетия доходов городов и связанных с этим ростом общих расходов на народное образование, а также с растущим признанием внешкольного образования в качестве обязательного атрибута современной городской культурной жизни. Большую самостоятельность городскому самоуправлению и, соответственно, большие возможности для развития культурно-просветительской деятельности в городе дало Городовое положение 1870 г., которое, впрочем, прежде всего, касалось хозяйственных проблем.

Долгое время единственными культурно-просветительскими учреждениями, финансировавшимися из казны городов Нижнего Поволжья, были публичные библиотеки, основанные в Саратове и в Астрахани в 30-х годах XIX века. Однако за право пользоваться публичными библиотеками читателям предписывалось уставами библиотек вносить определенную сумму денег, что делало их малодоступными для подавляющего большинства горожан и выводило из разряда общенародных культурно-просветительских учреждений.

Тем не менее, по мере возникновения учреждений внешкольного образования, направленных на просвещение широких масс городского населения, городские думы оказывали им определенную материальную поддержку, выражавшуюся в назначении единовременных денежных пособий и ежегодных субсидий; причем нередко первое перерастало во второе.

Астраханской комиссии народных чтений (АКНЧ), возникшей в 1882 году, с первого же года существования город назначил субсидию в размере 300 рублей; в следующем году субсидия увеличилась до 750 рублей в год, а с 1890 – до 1000 руб. в год (13. С. 19). Таким образом, с 1882 по 1894 год Астраханская городская дума перечислила АКНЧ 9550 руб. Субсидия городской думы была основным постоянным внешним источником дохода АКНЧ на протяжении всего периода ее существования с 1882 по 1894 год. К внутренним, то есть собственным источникам дохода АКНЧ, можно отнести имевшую место в 1882-1883 годах входную плату, а также проценты с банковского вклада комиссии. Позднее, с открытием библиотеки АКНЧ, в бюджет комиссии стали поступать штрафы за несвоевременное возвращение книг читателями.

Саратовской городской думой помимо 150-рублевого ежегодного пособия на публичные чтения (15. С. 166-167), в качестве аудитории в разное время предоставлялся думский зал заседаний Саратовскому братству Святого креста и Саратовской комиссии народных чтений (СКНЧ) (1. С. 2). 16 октября 1887 г. Общество саратовских санитарных врачей направило саратовскому губернатору ходатайство о разрешении ему проводить чтения в целях профилактики заболеваний в городе. Саратовская городская дума, как сообщалось в письме, в заседании от 2 октября 1887 г. определила «предоставить в распоряжение комиссии для означенной цели зал думских заседаний по воскресеньям с 6 до 9 часов вечера» (10. Л. 1). На протяжении всего последующего времени зал заседаний городской думы стал наиболее популярной аудиторией для народных чтений СКНЧ. Так, например, из 71 чтения, проведенного СКНЧ с октября 1896 по апрель 1897 года, в «думской аудитории» было устроено 39, в Доме трудолюбия – 28, в «казармах Деконского» – 4 (11. С. 2).

Материальная помощь городских дум внешкольному образованию указанными мерами не исчерпывалась. Начиная с 1890-х гг. городские думы Саратова и Астрахани назначают ежегодные пособия открывающимся в это десятилетие воскресным школам.

1 октября 1891 года в Астрахани по почину местных педагогов возникли две воскресные школы – мужская и женская. Открытые с разрешения попечителя Казанского учебного округа (КУО) школы получили материальную поддержку со стороны города, которая выразилась в назначении ежегодной субсидии в размере 100 руб. на каждую т. (2. Л. 21-23). Незначительной на первый взгляд суммы хватило на первоначальное обустройство школ. Основной предмет расходов составили письменные принадлежности – 51 руб. 35 коп. (чернила, грифели, перья, карандаши и пр.), учебники и книги для чтения – 17 руб. 11 коп., переплет этих книг – 20 руб. 15 коп. и наем сторожей – 12 руб.(3. Л. 2-3) Принимая во внимание тот факт, что всего в 1891 г. на нужды женской воскресной школы поступило 103 руб. (100 руб. от думы и 3 руб. от частных лиц в виде пожертвований), совершенно очевидно, что своим существованием она была обязана исключительно городской думе (3. Л. 1).

К сожалению, деятельность этих школ продолжалась недолго: «В 1892 году, перед началом учебного года, школы из опасения возникновения холерной эпидемии по распоряжению Медицинского департамента были закрыты» (5. Л. 2).

Когда в 1897 г. возобновила свою работу женская воскресная школа в Астрахани, но уже в качестве церковно-приходской воскресной школы, ей вновь было назначено думское пособие в размере 100 руб., а в 1901 г., по прошению попечительницы школы А.А. Газенкампф – супруги действовавшего тогда губернатора, пособие увеличилось до 150 руб. в год (4. Л. 17).

Аналогичную поддержку оказывала воскресным школам и Саратовская городская дума. Так, только в 1894 г. Саратовской Покровской воскресной школой от думы было получено 300 руб. (12. С. 10).

С 1890 года, после опубликования Правил о народных библиотеках от 15 мая 1890 г., повсеместно по стране начинают открываться бесплатные народные библиотеки, рассчитанные на малоимущие слои населения. Городские власти редко стояли в стороне от этого процесса, принимая самое непосредственное участие в организации городских народных библиотек-читален.

Саратовская городская дума постановила в ознаменование 300-летнего юбилея Саратова, широко отмечавшегося в 1891 г., учредить 3 городских бесплатных читальни «с целью доставить возможность пользоваться книгами для чтения тем слоям городского населения, которым, по состоянию их средств, существующие библиотеки недоступны» (17. С. 1). Согласно п. 3 устава читален, библиотеки укомплектовывались книгами и содержались «на городской счет, в числе определенном городской думой, на ассигнуемые ей ежегодно по росписи денежные средства и на частные пожертвования» (17. С. 2).

16 мая 1892 года, спустя ровно год после принятия постановления об учреждении библиотек, в Саратовской думе был рассмотрен устав предполагаемых к открытию читален и утвержден «Штат и содержание читален». Согласно принятой сметы, открытие и содержание трех читален в первый год их существования потребовали от города 4200 руб., впоследствии ежегодный расход на библиотеки составил 3600 руб. (8. Л. 10) По свидетельствам современников, открытые читальни производили «весьма приятное впечатление. Передняя, где раздеваются, просторная, зал для чтения светлый и поражает чистотой» (16. С. 375). Не поскупилась дума и на выписку книг для читален. Всего было решено приобрести сразу же по 753 книги для каждой читальни на общую сумму 512 руб. 83,5 коп. Тематика и количество наименований приобретенных книг представлены в таб. 1.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...