Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отходы производства субъектов хозяйственной деятельности на БПТ 12 глава




 

           
 
     
 

 


Факел выброса

       
   
Рельеф, поверхность, застройка местности
 

 


Рис.3.13. Схема факторов, учтенных в ОНД-86

 

В методике не учитывается фактор осадков, и таким образом, он слу­жит дополнительным резервом благополучия атмосферы вокруг источни­ка выброса.

Выше говорилось о том, что дифференциальные уравнения рассеива­ния, описывающие процесс в наиболее общем виде, могли быть реализо­ваны в виде практической методики только за счет ряда упрощений и ус­реднений. До некоторой степени это проиллюстрировано на рисунок 3.12, где число факторов, непосредственно влияющих на поведение факела выбро­са, заметно меньше.

В методике изложен порядок определения минимальной высоты тру­бы. При ее определении необходимо выполнить условие: С < ПДКм. Для веществ, для которых установлены только среднесуточные ПДК, используется приближенное соотношение между максимальными зна­чениями разовых и среднегодовых концентраций и требуется, чтобы 0,1 С < ПДКс.

При наличии в атмосфере нескольких вредных веществ, обладающих суммацией действия, их безразмерная суммарная концентрация не долж­на превышать единицы. При наличии фонового загрязнения атмосферы вместо С следует принимать С + Сф. Значение фоновой концентрации определяется по специальной методике органами Росгидромета.

Для зон санитарной охраны курортов, мест размещения крупных сана­ториев и домов отдыха, а также для других территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха ПДК следует заменить на 0,8-ПДК.

При горячих выбросах (Т>>0) значение минимальной высоты перво­начально определяется из выражения:

(3.89)

Если при этом найденное значение , то оно является окончательным. В противном случае предварительное значение минималь­ной высоты определяется по формуле:

(3.90)

По найденному таким образом значению Н=H 1 определяются значе­ния вспомогательных коэффициентов vм, v' м, ft и устанавливаются в пер­вом приближении коэффициенты т = ml, и п = nl,. Если mlnl 1, то по ml, и nl, определяется второе приближение Н = Н 2по формуле . В общем случае (i +1)-е приближение Hi +1 определяется по формуле:

, (3.91)

где mi и пi соответствуют H i, а m i -1 и n i -1, H i -1

Уточнение значения H необходимо производить до тех пор, пока по­следовательно найденные значения Hi, и Нi -1практически будут равны друг другу (с точностью до 1 м).

Общие расчетные формулы легли в основу формул для расчета ПДВ, г/с:

, г/с – для нагретых выбросов; (3.92)

, г/с – для холодных выбросов; (3.93)

Если для какого-либо вещества выполняется соотношение:

. (3.94)

то в этом случае (при отсутствии необходимости учета суммации вредного воздействия нескольких веществ) использованные при расчетах значения М могут быть приняты в качестве ПДВ.

3.6. Контроль за охраной атмосферного воздуха

 

Контроль в области охраны окружающей среды – экологический контроль, это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (глава V, ст. 24, 25, 26) в настоящее время в России реализуется три вида контроля за состоянием атмосферного воздуха:

- государственный;

- производственный;

- общественный.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

- иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации [ст. 24 ФЗ ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»].

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды [ст. 25 ФЗ ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»].

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, а также законодательством РФ и субъектов РФ об общественных объединениях.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют государственные инспектора на основании положения, утвержденного Правительством РФ.

Государственные инспектора по охране окружающей среды имеют право:

- беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;

- проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

- аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

- привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

- предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

Государственные инспектора по охране окружающей среды, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

- иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

- осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

- обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

- взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

- обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

- информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

- подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличаются валовый и массовый выбросы загрязняющих веществ в атмосферу?

2. Что такое максимальная приземная концентрация?

3. Назовите основные параметры источников загрязнения атмосферы.

4. Чем организованный ИЗА отличается от неорганизованного?

5. Приведите пример организованных источников загрязнения.

6. В чем смысл установления норматива ПДВ?

7. Зачем предприятиям вместо норматива ПДВ устанавливается лимит ВСВ?

8. Как рассчитывается валовый выброс того или иного ЗВ?

9. Что такое санитарно-защитная зона?

10. Для чего необходимо знать фоновую концентрацию ЗВ в приземном слое атмосферы?

11. Что такое эффект суммации вредного воздействия ЗВ?

12. Опишите способы получения информации о фоновом загрязнении атмосферы.

13. Что такое инвентаризация выбросов?

14. Что такое паспортизация вентиляционных систем?

15. Какой способ инвентаризации предпочтительнее?

16. Каковы особенности нормирования выбросов передвижных источников загрязнения атмосферы?

17. На чем основан принцип работы циклонов?

18. Для чего используются дымососы?

19. Что такое категория опасности предприятия?

20. Почему отработавшие газы карбюраторных двигателей опаснее дизельных?

21. Почему нормируется именно приземная концентрация ЗВ в атмосфере?

22. Что такое максимально разовая ПДК?

23. Что такое среднесуточная ПДК?

24. Что такое ОБУВ?

25. Что такое загрязняющее вещество?

26. Эффективность работы пылегазоулавливающих установок, что они определяют, единицы измерения?

27. Что такое ВСВ?

28. Что такое проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия? В каких случаях разрабатываются нормативы ПДВ?

29. Что такое производственный экологический контроль?

30. Мониторинг загрязнения окружающей среды, укажите виды мониторинга.

31. От чего зависит атмосферное давление?

32. Плотность воздуха при нормальных условиях, от чего она зависит?

4. ЗАЩИТА ВОДНОГО БАССЕЙНА

4.1. Правовые основы управления в области охраны водных объектов

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения по использованию и охране водных объектов, являются «Водный кодекс Российской Федерации», Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране озера Байкал» и другие Федеральные законы, а также, принимаемых в соответствии с ними, законы субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других Федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Водному кодексу.

На рисунке 4.1 представлена схема регулирования водных отношений в Российской Федерации от Президента РФ до органов местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты, регулирующие водные отношения, не должны выходить за рамки Водного кодекса.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

2. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием.

3. Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается Федеральными законами.

4. Целевое использование водных объектов.

5. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

6. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.

7. Равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.

8. Равный доступ физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с Водным кодексом, могут находиться в собственности физических или юридических лиц.

9. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов.

10. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

11. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей региона водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

12. Гласность осуществления водопользования.

13. Комплексное использование водных объектов.

14. Платность использования водных объектов.

15. Экономическое стимулирование охраны водных объектов.

16. Использование водных объектов в местах традиционного природопользования.

В статье 25 Водного кодекса рассмотрены следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений:

1. Владение, использование, распоряжение водными объектами.

2. Установление ставок платы за пользование водными объектами, порядка расчета и взимание такой платы.

3. Участие в работе бассейновых советов.

4. Разработка, утверждение и реализация программы по использованию и охране водных объектов или их частей.

5. Резервирование источников питьевого водоснабжения.

6. Осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

7. Утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

8. Утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах

9. Участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

10. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов.

11. Осуществление мер по охране водных объектов.

12. Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

13. Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

4.1.1.Классификация водных объектов

 

Классификацию водных объектов проводят в соответствии со статьей 5 Водного Кодекса.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на следующие виды:

1. Поверхностные водные объекты.

2. Подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

1. Моря или их отдельные части:

- проливы;

- заливы;

 

       
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Рис. 4.1. Схема регулирования водных отношений в РФ

 

- бухты;

- лиманы и т.д.

 

2. Водотоки:

- реки;

- ручьи;

- каналы.

3. Водоемы:

- озера;

- пруды;

- обводненные карьеры;

- водохранилища.

4. Болота.

5. Природные выходы подземных вод:

- родники;

- гейзеры.

6. Ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1. Моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.

2. Реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

3. Пруда, водохранилища – по нормальному уровню воды.

4. Болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся:

1. Бассейны подводных вод.

2. Водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Поверхностные водные объекты являются водными объектами общего пользования. Граждане [5], имеют доступ к водным объектам общего пользования и могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой и т.д.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров.

Береговая линия болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) не определяется.

 

4.1.2.Виды водопользования

 

Водные объекты, согласно Водному кодексу, используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса.

Исходя из условий, предоставление водных объектов в пользование подразделяется на:

  • совместное водопользование;
  • обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, государственных и муниципальных нужд, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.

2. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.

3. Водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В процессе хозяйственной деятельности водопользование может быть приостановлено или ограничено в следующих случаях:

· Угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.

· Возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

· Причинения вреда окружающей среде.

· В иных предусмотренных Федеральными законами случаях.

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов.

Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Одними из наиболее важных целей водопользования является использование водных объектов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и сброса сточных и (или) дренажных вод.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодные для питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Использование водных объектов для целей сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований Водного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды. Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

содержащие природные лечебные ресурсы;

отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Кроме того, запрещается сброс сточных вод и дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральными законами.

 

4.2. Загрязнение воды

 

4.2.1.Характеристика сточных вод

 

Воды, удаляемые после их использования, называют сточными. Более полно сточной водой (или сточной жидкостью) называется ис­пользованная на бытовые или производственные нужда вода, получившая при этом загрязнения, изменившие ее первоначальный хими­ческий состав или физические свойства (или одновременно и то,и другое), и подлежащая удалению с территории населенного пункта или промышленного предприятия.

В зависимости от происхождения, вида и качественной характери­стики примесей сточные воды подразделяют на три основные катего­рия: бытовые (иначе хозяйственно-фекальные), производственные и атмосферные (ливневые).

К бытовым относятся воды от кухонь и туалетных комнат, бань и прачечных, предприятий общественного питания и лечебных учреж­дений, воды от мытья помещений. Они поступают от жилых и общественных зданий и от бытовых помещений промышленных предпри­ятий. По природе загрязнений они могут быть фекальные, загрязнен­ные в основном физиологическими выделениями людей, и хозяйст­венные, загрязненные всякого рода хозяйственными отбросами. Основную часть органических загрязнений бытовых сточных вод составляют белковые вещества, жиры, углеводы и продукты разложения. Неорганическую часть загрязнений составляют соли, присущие питьевой воде и образующиеся в процессе обменных реакций в организме человека. В частности, к продуктам обмена веществ относятся фосфаты и аммонийные соли - продукт гидролиза мочевины. К неорганическим примесям сточных вод относятся также песок и глинистые частицы, попадающие в бытовые воды от мытья овощей и фруктов, помещений и т. д. Загрязнения органической природы составляют 45 - 58 % общей массы загрязнений бытовых сточных вод. Особую категорию составляют биологические загрязнения: разо­вые микроорганизмы, в том числе и патогенные, яйца гельминтов. Эти загрязнения попадают в систему водоотведения с физиологическими выделениями людей, с водой от ванн и кухонь.

Отличительная особенность бытовых сточных вод — относительное постоянство их состава, так как от каждого жителя в систему водоотведения поступает в среднем постоянное количество определенных загрязнений (г/сут).

В совокупности загрязнения бытовых сточных вод представляют и полноценный субстрат для гетеротрофных бактерий, поэтому нхочистки» как правило, применяют биологические методы.

К производственным сточным водам относят воды, образовавшиеся при проведении различных технологических процессов, добы­че полезных ископаемых, а также вода, прошедшая через загрязненную территорию промышленных предприятий и не пригодная для вто­ричного использования. Вода, используемая в технологических про­цессах, загрязняется в результате протекания различных химических реакций, при промывке сырья продуктов и оборудования, а также при охлаждении последнего (охлаждающая вода). Кроме того, источника­ми сточных вод являются маточные водные растворы, водные экстракты и адсорбенты, выделяющиеся из сырья при проведении технологических процессов, свободная и связанная влага, вода, загрязненная в процессе эксплуатации различного оборудования (вакуум насосов, систем гидрозолоудаления, конденсаторов смешения и др.). Производственные сточные воды можно разделить на две основные категории: загрязненные и незагрязненные (условно чистые).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...