Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К истории формирования местных органов управления советской власти (на примере татаробашмаковского сельсовета)




Октябрьская революция стала переломным временем в истории нашей страны. На новых принципах стала перестраиваться система управления. Одним из интересных проблем для исследования является вопрос формирования местных органов управления. Особенно необходимо обратить внимание на социокультурные аспекты деятельности органов власти, в связи с разнообразием местных традиций, которые создавали специфику той или иной территории Советской России.

Первый краевой съезд Советов в Астраханской губернии проходил в январе 1918 года. В соответствие с его решениями стали создаваться уездные, волостные и сельские Советы рабочих, крестьянских и ловецких депутатов к которым переходила все власть на местах (19. С. 11).

В Советском государстве был осуществлен новый подход к формированию органов власти на местах. «Советы, - указывал В.И.Ленин, - сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов» (15. С. 481). Установление по всей стране снизу доверху власти Советов означало последовательное проведение в жизнь принципов самоуправления.

Татаробашмаковский сельский Совет был образован в 1918 году на основании Декрета о передачи власти в губернии Советам депутатов от 27 января, принятом на Астраханском губернском съезде рабочих, солдатских и крестьянских, ловецких депутатов, и с 1918 года по 1925 год назывался: Татаробашмаковский сельский Совет рабочих, солдатских, крестьянских и ловецких депутатов Астраханского уезда. В него первоначально входило село Татарская Башмаковка, поселок Стеклозавод, до июля 1925 село Русская Башмаковка (18. С. 338)1.

Окончательно структура местного самоуправления была определена в Конституции РСФСР принятой 10 июля 1918 года. Низовые органы власти – сельские Советы формировались путем избрания жителями села. От каждых 100 человек населения избирался один депутат на три месяца. Короткий срок полномочий был установлен с той целью, чтобы максимально большое количество граждан имели возможность принять участие в управлении. Было определено, что сельские Советы должны проводить свои заседания не реже двух раз в неделю. Текущей работой Советов руководил исполнительный комитет, состоявший из 3-5 человек (14. С. 41).

Предметами ведения Советов на местах были: проведение в жизнь решений вышестоящих органов, принятие всех необходимых мер для развития местного хозяйства и культуры, решение всех проблем местного характера.

Строительство и укрепление Советских органов власти на местах продолжалось не без проблем. В сельской местности большую роль продолжала играть общинное самоуправление. В тюрско-мусульманской среде народов Нижнего Поволжья степень традиционности в социальной культуре была довольно высокой. Необходимо было наладить отношения Советов с местными общинами, привлекать к своей работе представителей общинной демократии.

Свою практическую работу Советы начали с реализации Декрета о земле. С одной стороны, продолжалась работа по экспроприации крупной земельной собственности, с другой, все большее значение пробрела работа за правильное распределение земель среди трудового крестьянства, за подъем и развитие сельского хозяйства (12. С. 217).

Закон о социализации земли принятый на III Всероссийском съезде советов в январе 1918 года передавал руководство распределением земель в руки Советов. Этот процесс должен был осуществляться на основе принципа уравнительного землепользования по душам (едокам) обоего пола. Право на землепользование предоставлялось только тому, кто обрабатывает землю личным трудом. На местах стали создаваться образцово-показательные хозяйства и прокатные пункты, товарищества, артели и коммуны.

На основе постановления Краевого съезда советов«О временном на 1918 год распределении земельного фонда и сельскохозяйственного инвентаря» земля распределительного фонда и излишков сельскохозяйственного инвентаря передается в первую очередь артелям малоземельных и безземельных хозяйств, безземельным хозяйствам и сельскохозяйственным рабочим (12. С.38).

Съезд подчеркнул, что «право пользоваться землей, не может быть ограничено, ни полом, ни вероисповедованием, ни национальностью» (16).

Настоящая работа по проведению в жизнь Закона «О социализации земли» развернулась летом-осенью 1918 года. В уезды и волости выехали сотни землемеров, техников, агрономов.

Следующая задача, которая решалась советскими органами весной-летом 1918 года на селе, заключалась в успешном проведении весеннего сева и укреплении материально-производственной базы сельского хозяйства (12. С. 221). В этот же период были сделаны первые шаги по организации коллективных социалистических форм сельского хозяйства.

Важная сфера деятельности это сборы налогов с местного населения. Для подготовки работ по составлению списков плательщиков подоходного налога среди лиц сельского населения при исполкоме Татаробашмаковского сельсовета стали создавать комиссии в составе председателя и двух лиц, избираемых из среды местного населения (1. Л. 4.).

11 июня 1918 года был издан декрет о создании комитетов бедноты на волостном и сельском уровнях. Они выполняли основную работу по заготовке продовольствия и снабжения им беднейших крестьян, городских рабочих и солдат Красной армии. Комбеды действовали, как правило, на правах продовольственных отделов исполкомов волостных и сельских Советов.

В условиях гражданской войны сельским Советам приходилось заниматься вопросами мобилизации в состав Красной армии. В 1918 году по инструкции полагалось собирать с каждого села по 20 человек в возрасте от 18 до 45 лет. От Татарской Башмаковки было мобилизовано 15 человек в возрасте 20 лет, родившиеся в 1898 году (3. Л. 34).

От 31 октября 1918 года была объявлена мобилизация повозок с упряжью для нужд продовольствия и транспорта стрелковой дивизии. С каждого села без исключения надлежало доставить означенные повозки в Астраханский Уездный учетный отдел. Тех, кто имел только одну повозку, от мобилизации освобождались (3. Л. 45).

На протяжении всей гражданской войны Советы проявляли заботу о семьях красноармейцев. При исполкоме Татаробашмаковского сельсовета была создана комиссия по оказанию помощи раненым и больным красноармейцам.

4 декабря 1918 года была издана инструкция ВЦИК «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов». В ней обоснование перевыборов волостных и сельских советов было связано с тем, что: «Деревенские советы – сельские и волостные, были избраны в те времена, когда социалистическая революция еще не докатилась до деревни. Они были, поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под их влиянием.

Необходимо создать в селах и деревнях такие Советы, которые объединили бы те слои, которые создали комитеты бедноты. Надо переизбрать Советы, причем комитеты бедноты должны руководить выборами. По окончанию таких выборов комитеты бедноты распускаются, а Советы превращаются в организацию бедноты и трудящихся» (2. Л.4).

Причина перевыборов была связана с тем, что в сельской местности за последнее время сложилось многовластие, между сельскими Советами, комитетами бедноты и общинами.

Будущие выборные органы должны состоять из центра и ячейки, стоящие выше, должны тщательно проверять состав низшей структуры. «Сельские советы созываются и открываются председателем сельской избирательной комиссии. На другой день после окончания выборов, председатель сельской избирательной комиссии предлагает Совету избрать из своей среды председателя. После открытия сельского Совета, местные комитеты бедноты сдают свои средства и дела новому Совету и прекращают свою деятельность» (2. Л.6).

Проходившая 24 февраля 1919 года II-я Губернская партийная конференция для усиления политической работы в сельской местности: «необходимо перебросить туда лучшие партийные силы; создать школы и курсы, агитаторские и инструкторские, для получения кадров опытных ответственных работников; усилить распространение газет и брошюр, написанных языком, понятным деревне и запрашивать запросы близкие крестьянам» (16. С. 29).

Шла борьба за правильное распределение земель среди трудового крестьянства, за подъем и развитие сельского хозяйства. Отдельной стороной стояли вопросы об открытии школы, агитационной работе, наращивания квалифицированных кадров.

Перелом в укреплении сельских Советов наступил в середине 1920-х годов. Важную роль в дальнейшей разработке программы советского строительства сыграл XIII съезд Коммунистической партии, состоявшийся в мае 1924 года. В решениях съезда получил дальнейшее развитие ленинский лозунг «оживления деятельности Советов».

В конце 1924 года Президиум ВЦИК подготовил проект нового Положения о сельских Советах. По нему значительно расширялись права местных органов власти. В компетенцию сельсоветов вошли такие вопросы, как развитие школьной сети, организация библиотек и изб-чителен, лечебно-санитарных учреждений. «Сельский Совет, - указывалось в Положении, - принимает меры к вовлечению всего трудящегося населения в дело строительства местной жизни» (17). Для вовлечения широких слоев население в активное советское строительство предполагалось использовать общие собрания граждан (сходы) и постоянные комиссии сельсоветов.

На XII Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925 года была утверждена Конституция РСФСР. Отдельная глава «О местной власти» касалась вопросов управления на местах. «Местные органы власти, по Конституции 1925 года, должны были проводить постановления соответствующих органов Советской власти, принимать необходимые меры для развития данной территории в хозяйственном и культурном отношении, составлять и утверждать местные бюджеты, решать задачи, важные для развития данной территории, обеспечивать законность и правопорядок…» (14. С. 56).

В 1929 году в Татарской Башмаковке был открыто новое здание сельсовета – Дом правления (11. Л.1). В довоенный и военный период председателями исполкома Татаробашмаковского сельсовета были: Х.Мухажимов, И.Мухтаров, М.Салихов, Ф.Аллабердиева, В.Х.Зайнуллин, Ф.Ф.Ажкамалов (10).

В это время структура Татаробашмаковского сельсовета состояла из таких комиссий как: сельскохозяйственная (Д. Губайдуллин, З.Мамбетов, Ю.Джумагильдиев), животноводческая (В.Калталипов), культурно-бытовая (З.Баязитова, Ф.Калиева, А.Муслимов), финансово-налоговая (А.Юнусов, Г.Ибляминова), революционной законности (Ш.Бичурин, М.Салихов, И.Батыршин, И.Мухтаров), торговой кооперации (Х.Киниязов, Ю.Джумамбеталиев, М.Салихов, Б.Туктангулова), связи и дорожного строительства ( Х.Губайдулина, М.Батыров), обороны (К.Ахмедов), благоустройства (Н. Шамгунов) (6).

При сельских Советах существовала отдельная революционная комиссия. В состав революционной комиссии Татаробашмаковского сельсовета в разное время входили: З. Ажмухамедов, Ф. Сайфуллин, Ш.Бичурин, Г.Алмаканева, М. Шафигуллина, З. Айтмухамедов, А.Юмангулова, А.Сайганов, Г.Булгаков (6).

Для нормальной деятельности сельских Советов необходимо было обеспечить материальную базу. В 1924 году было издано постановление СНК СССР «О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд» от 29 августа. В соответствии с этими правовыми актами сбор налога самообложения распределялся для содержания учреждений учебно-просветительских, лечебных, социального обеспечения, а также для удовлетворения нужд местного благоустройства (21). С 1937 года на основании постановление СНК СССР «О самообложение сельского населения » от 11 ноября инициатива введения самообложения могла исходить только от местных органов власти – сельских советов, которые ежегодно обязывали крестьян собирать средства на «нужды хозяйственного и культурного подъема деревни» (20).

Все жители Татаробашмаковского сельсовета были поделены на группы в зависимости от наличия приусадебных участков, скота, иного имущества. От этого завесила сумма обложения. Для мобилизации средств самообложения привлекался местный партийный актив, устраивались соревнования между дворами. Но, несмотря на эти меры, в довоенный период финансы с налогооблагаемого населения сельсовета изыскивались не полностью. Так, мобилизация средств самообложения в 1938 году была выполнена на 81%(4. Л. 2).

Одной из важных задач, возложенных на сельсоветы, было рассматривать и принимать меры по развитию сельского хозяйства. В целях улучшения деятельности колхозов сельские Советы стали рассматривать и утверждать производственные планы колхозов, заслушивать отчеты об их деятельности.

Для обеспечения нормального развития сельскохозяйственного производства необходимо было вести работу по сооружению и последующему ремонту водооградительных валов. Эта работа была возложена на Татаробашмаковский сельсовет (7. Л. 21).

В 30-е годы в СССР активно стал развиваться процесс социалистического соревнования. На основании постановления 2-й сессии ЦИК и пленума Райсполкома 23 января 1936 года сельсовет взял на себя конкретные обязательства и объявил текущий год стахановским годом. С 5 по 10 февраля 1936 года были назначены стахановские пятидневки дневки. Также на 1936 год на социалистическое соревнование был вызван колхоз им. Сталина Наримановского сельсовета (7. Л. 20,22).

Но в ходе выполнения этих задач сельсовету приходилось корректировать заданный курс. Уже весной 1936 года было принято решение «в целях ликвидации извращений в стахановской работе создать сигнально-страховочные посты из активистов и ударников» (8. Л. 11).

Решение вопросов ликвидации неграмотности также было возложено на органы местного управления. Для этого при сельсоветах создавались специальные комиссии. Активное участие в комиссии по ликвидации неграмотности Татаробашмаковского сельсовета принимали: Бикмамбетова, Давликамова, Мухтаров, Мухажимов, Салихова, Акчурина, Муслимова и др (9.Л. 12, Л.15).

После принятия постановления Крайисполкома от 15 октября 1935 года к ликвидации неграмотности стали привлекаться средства колхоза «12 лет октября» для приобретения учебных пособий и оплаты педагогического персонала. Для этого председателя колхоза З.Мамбетова включали в состав секции ликбеза при сельсовете (7. Л.10). Сельсовет организовывал и специальные «Курсы культармейцев» (т.е. участники движения культурной революции)для проведения пропагандисткой работы среди населения.

По данным документов на сентябрь 1936 года в селе Татарская Башмаковка числилось 142 неграмотных и 126 малограмотных (8. Л.12). При этом надо отметить, что мусульманское население Астраханского края практически до 1950-х годов пользовалось арабской графикой для письма на старотатарском языке (поволжский «тюрки»)2.

Среди частных вопросам сельсовету приходилось решать вопросы борьбы с грызунами. Для уничтожения мышей и других видов грызунов в январе 1938 году было принято решение разбить населенные пункты сельсовета по 10 дворов и закрепить за каждым участком уполномоченного. Ответственными за эту работу были назначены Ф.Калиев и Х.Куниязов (9. Л.1).

В 1939 году в СССР проводилась перепись населения. Подготовка к Всесоюзной переписи началась за несколько лет и велась силами местных органов власти. Уже 29 ноября 1936 года при сельсовете была создана бригада содействия переписи, куда вошли М.Батыров, Давлетшин, А.Муртазин, А. Мустафаев, Ф.Сайфулин, А.Юмангулова. Уже в процессе проведения переписи счетчиками были назначены Ф. Аллабердиева, Р.Исаева, А.Салихова, З.Узбекова. Также была создана дополнительная комиссия содействия переписи в составе А.Бегалиева, Х.Куниязова, Г.Нигматуллина, М.Хусаинова.

Деятельность Татаробашмаковского сельсовета в довоенные годы определялась государственными задачами социального переустройства. Мы видим, что развитие этой территории во многом зависело от успешной деятельности местных производственных объединений. Благодаря людям, которые самоотверженно трудились на местном уровне, не смотря на проблемы, удавалось решать многие вопросы социальной сферы и благоустройства населенных пунктов.

Библиографический список

1. Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф. 1335. Оп. 1. Д. 1.

2. ГААО. Ф. 1335. Оп. 1. Д. 2.

3. ГААО. Ф. 1335. Оп.1. Д.20.

4. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 18.

5. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 18.

6. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 2, Д.3, Д. 8, Д. 18.

7. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 3.

8. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 8.

9. ГААО. Ф. 3216. Оп. 2. Д. 8. Д.18.

10. ГААО. Ф.3216. Оп. 2. Д. 3, Д. 18., Д. 31.

11. ГААО.Ф. 3216. Оп. 2. Д. 29.

12. Герасименко Г., Рашитов Ф. Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Саратов, 1972.

13. Известия Астраханского Совета… 1918 №24

14. Кукушкин Ю.С., Тимофеев Н.С. Самоуправление крестьян России. М., 2004.

15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36.

16. Мушкатеров Н.В., Сысоев П.С. Оборона Астрахани в 1918-1919 гг. Астрахань, 1957.

17. Собрание указов РСФСР. 1924. №82. Ст. 827.

18. Справочник административно-территориального деления Астраханской области. Астрахань, 2008.

19. Сысоев П.С., Мушкатеров Н.В. Из истории борьбы большевиков за упрочнение советской власти в Астрахани. Астрахань, 1957.

20. http:// www.kadis.ru/columns/column.php?id=68869.

21. http:// www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=7744.

 

 


Н.М. Дурманова, Н.М. Никонова

Астраханский государственный технический университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...