Восстановить историческую справедливость даты основания города Астрахани
В книге «Казань – диалог цивилизаций» (Казань 2000 г.) на стр. 69 написано: «Казань готовиться отметить свое тысячелетие. Она, как важная крепость и торговый центр, в исторических источниках упоминается в конце IX-начале X вв.». Еще в период подготовки Астрахани к празднованию 450-летия «основания не только у меня, но и у многих не безразличных астраханцев, возник вопрос: «отчего Астрахань такая молодая? Ведь Астрахань, как и Казань была присоединена к русскому государству, всего двумя годами позднее». Изучив все книги по Истории Астрахани, узнал, что кто-то решил считать годом основания Астрахани 1558 год. А так как, это решение противоречит истории и принятому во всем мире порядку определения даты основания городов (с момента первого упоминания в исторических источниках), то во всех книгах по истории Астрахани присутствуют противоречивые суждения не только по времени основания города, но и по освещению и оценки исторических событий и фактов периода «старой Астрахани». В настоящее время у каждого астраханца, который прочел несколько книг по истории Астрахани, обязательно возникает сомнение по поводу того, что же мы отмечаем? В одних книгах написано: «Воевода Черемисинов в 1558 г. переносит город на левый берег», в других «Черемисинов решил перенести Астрахань на новое место, вернее основать город заново (для кого вернее? Так перенести или основать). В-третьих «Астрахань была основана 400 лет назад, после присоединения» (Как такое возможно? Основывать после присоединения?) При всем, при этом «Старой» Астрахани во всех книгах отводится значительное мест – и от этого не куда не уйти! А если «Старая» Астрахань была, как отмечено в летописях: с ее основание, расцветом, сожжением Тимуром в 1395 г., затем восстановлением, новым расцветом и периодом упадка – перед присоединением к русскому государству, так почему же эта Астрахань не имеет даты основания и своей истории?
Рассмотрим подробно, как же такое произошло – на основании книг по истории Астрахани. В «Путеводителе по Астраханской области» (Волгоград, 1967 г.) стр. 10 и «Путеводителе…» (Волгоград, 1970 г.) четко написано: «Первое упоминание об Астрахани относится к началу XIV века. Франческо Печалотти – представитель флорентийского дома Барди, в путевых заметках пишет о посещении небольшого городка Гинтархани (Астрахани) в низовьях Волги. Таким образом, (делают ввод авторы) возникновение Астрахани следует отнести ко второй половине XIII века; Старая Астрахань располагалась в 12 км. севернее современного города, близ села Стрелецкого». В.П. Никитин в книге «Астрахань и ее окрестности» (Москва «Искусство» 1981 г.) на стр. 14 тоже, ссылаясь на записки Франческо Печалотти в начале XIV века, утверждает,0 что «это первое упоминание города, получившее в европейских и арабских источниках наименование то Аджитархана, то Хазиторхани, то Аштрахани». Далее В.П. Никитин пишет: «Подчинение золотоордынским ханам не спасало небольшой городок от набегов кочевых орд, а в 1395 г. он был разрушен и сожжен войсками Тимурлана. Истории, впрочем, было угодно не только возродить Астрахань, но и превратить ее в 60-е гг. XV века в центр одноименного ханства». Нет значительных расхождений в описании существования «Старой» Астрахани и в солидных изданиях, ориентированных на основание Астрахани в 1558 г. В книге «Природа и история Астраханского края» (изд. Астраханского пединститута, 1996 г.) стр. 41 написано: «В конце XIII века на правом берегу Волги на высоком бугре (в 12 км. вши современной Астрахани) возник один из крупнейших городов Золотоордынского государства. Средневековые путешественники называли город Ас-тархан, иногда Хаджи-тархан. Ас-тархан считался крупнейшим международным центром торговли. Сюда приезжали купцы из крупнейших соседних и дальних стран. Развивались здесь и ремесла, работали гончарные, кузнечные, медно-литейные мастерские».
Во всех вышеупомянутых и других книгах по истории Астрахани описываются события завоевания города русскими войсками в 1554 г. затем в 1556 г. С.М. Соловьев в книге «История России с древнейших времен» (том VI) на стр. 468 пишет: «Весной 1554 г. как прошел лед, 30 000 русское войско под начальством князя Юрия Ивановича Пронского-Шемякина послали Волгою под Астрахань; туда же отправились вятские служилые люди под начальством князя Александра Вяземского». К.М. Карамзин в «истории государства Российского» том VIII стр. 528 пишет «2 июля 1554 г. Шемякин вступил в безлюдную Астрахань. Затем в город собрали князей и мурз пятьсот, а простых людей десять тысяч. Они все клялись повиноваться Иоанна как своему верховному властителю и присылать дань». С.М. Соловьев в «Истории России» том VI, стр. 474 пишет: «Утверждение в устьях Волги открыло Московскому государству целый мир мелких владений в Прикавказье; князья их ссорились друг с другом, терпели от Крымцев и поэтому, как скоро увидели у себя в соседстве могущественное государство, бросились к нему с просьбами о союзе, свободной торговли в Астрахани, некоторые - с предложением подданства». В книге «Природа и история Астраханского края» на стр. 151 «С 1556 г. Астраханское ханство прекратило свое существование. Титул Астраханского царя с 1557 г. стали носить русские цари. Для управления Астраханью назначались воеводы». После такого, даже краткого анализа достоверных исторических событий, ни у кого не может возникнуть сомнений в том, что Астрахань основана в середине XIII в. и присоединена к русскому государству в 1556 г. Однако, в последствии в самой же Астрахани нашлись историки, которые выполняли волю людей, обличенных на какой то период властью, отрешились от 300-летней истории Астрахани, навязав надуманное утверждение – что Астрахань основана в 1558 г. В книге «К 400-летию Астрахани (1558-1958 гг.)». литературно-художественный сборник. Астрахань (Изд. «Волга» 1958 г.) на стр. 7-10 написано: «Татарская Астрахань, которую заняли русские войска в 1556 г., была расположена на правой нагорной стороне Волги – вше современной примерно на 12 км. (ныне Приволжский район, село Карантинное). Город стоял в открытой степной местности, не имея хороших укреплений, и был доступен для нападения. Воевода Черемисинов решил перенести Астрахань на другое место, вернее основать город заново. В 1557-1558 гг. на левом берегу Волги, на бугре были построены укрепления, которые положили начало современной Астрахани. Все строения и укрепления правобережной Астрахани по приказу воеводы были сырт до основания».
В другой книге «История Астраханского края» (Изд. Астраханского пединститута, 2000 г.) на стр. 146-147 написано: «Золотоордынские города оказались «историческим пустоцветом, не давшим в степях продолжения своей культуры. Из почти двух десятков крупных насе6ленных пунктов на Нижней Волги, лишь Хаджи-Тархан передал потомкам свое название, правда, в изрядно искаженном виде. Поскольку русская Астрахань, основанная на небольшом лесистом острове не имеет не малейшей преемственности с древним золотоордынским городом, покинутом жителями и последним ханом задолго до присоединения Астраханского ханства к России». Учитывая, что эти книги астраханцы читают, необходимо сразу предупредить, что написанное в этих книгах по поводу того, что жители покинули Астрахань задолго до присоединения к России, срытие до основания всех строений города по приказу воеводы Черемисинова; город не оставил продолжения культуры и преемственности – противоречит историческим фактам, а вернее – является неправдой. Ниже это предупреждение будут неоднократно доказано. Ибо, правда этих событий и их отсутствия подробно и, без намека на сомнения, описано историками. Так, С.М. Соловьев (т. VI. стр. 469 «История России с древнейших времен») пишет: «7 июля 1554 г.(войска русского государства вошли в Астрахань 2 июля) настигнуты были толп астраханцев, спасавшихся бегством. В город на присягу русскому царю собрали князей и мурз 500 человек, да черных людей 7 000; после еще перехватили по дорогам и привели в Астрахань 3 000 человек».
В 1556 г. ко времени прибытия в Астрахань воеводы Черемисинова, жители снова покинули город, «разогнанные атаманом Люпуновым». С.М. Соловьев об этом эпизоде (т. VI. стр. 473) пишет: «Дербыш (царь) убежал к Азову и не возвращался болееУ черные люди-астраханцы начали после этого приходить к головам присягать и бить челом, чтоб государь пожаловал, велел жить по-старому в Астрахани и дань давать, казнить бы их не велел; они люди черные, водил их царь и князья неволею». То-есть, жители Астрахани во время присоединения города к русскому государству в 1554 г. и 1556 г. действительно на несколько дней покидали город. И причину оставления жителями города объясняют авторы книги «Природа, прошлое и современность Астраханского края», 2008 г., стр. 253У «Напуганные горожане вынуждены были спасаться бегством. Во время междоусобиц, военного лихолетья городские жители страдали больше других, подвергались насилию». Однако, в последующем, астраханцы с благодарностью восприняли условия своего положения – за легкий налог, обретя надежную защиту сильного государства. Упоминания о варварстве воеводы Черемисинова по отношению к городу и жителям Астрахани, отмечено в книге «К 400-летию Астрахани»У «Все строения и укрепления правобережной Астрахани по приказу воеводы были срыты до основания» у всемирно признанных историков Н.М.Карамзина и С.М. Соловьева в книгах по истории государства Российского - нет! Наоборот, Н.М. Карамзин в «истории государства Российского» том VIII стр. 528 отмечаетУ «в 1556 г. Черемисинов утвердил за жителями города Астрахани прежнею собственность, обложил всех данью легкою; наблюдал справедливость, приобрел общую любовь и доверенность; одним словом, устроил все наилучшим образом для пользы жителей и России». «В Астрахань стали приезжать послы из Ургенча, Шемахи, Дербента с «речами о миру» и «торговле», то-есть жить в мире с астраханцами и торговать в Астрахани». «После присоединения Астрахани к русскому государству предстояло решать не менее важную задачуУ удержать порубежный город под своей властью, потому что ни Крым, ни Турция, ни связанные с ними Ногайские князья не оставили намерений захватить город, отобрать его у русского царя. В письмах Ивану Грозному Крымский хан Девлет-Гирей требовал возвращения Казани и Астрахани, грозя набегом на Москву». («Природа и история Астраханского края». 1966 г., стр. 152-153). Отметим, что Дивлет-Гирей требовал возвратить не ту Астрахань,, которая будет построена через много лет на левом берегу Волги, а существующую Астрахань с ее активной жизнью и бойкой торговлей с соседними государствами.
«Для отражения набегов Крымцев, Ногаев и «иных заморских соседей» воевода Черемисинов укрепляет оборонительные укрепления Астрахани (о чем докладывает в Москву) и принимает решение – построить крепость и поселение на левом берегу Волги». Решение о строительстве на левом берегу Волги было принято в связи с наличием значительного количества трудоспособного населения города Астрахани, наличием лошадей и сотен пар волов запряженных в телеги и верблюдов, которых запрягали в арбы – что позволяло обеспечить подвоз бревен, глины, воды и других строительных материалов; наличию достаточного количества продовольствия изделий ремесленников, которые можно было поставлять строителям из Астрахани (с правого берега Волги). Население города к моменту присоединения к русскому государству составляло не менее 50 тысяч. Эту цифру можно считать достаточно точной, если вспомнить, что «на присягу русскому царю было собрано князей и мурз 500 человек и простых людей 10 тысяч». Учитывая, что у каждого князя и мурзы были жены, дети, другие родственники и слуги – можно предполагать по минимуму, в среднем, по 20 человекУ всего, не менее 10 тысяч. У десяти тысяч простых людей, собранных на присягу, тоже были дети и старики (которых на присягу не приводили), в среднем у каждого 3-4 человекаУ всего, не менее 40 тысяч. У князей и мурз были военные дружины, можно предположить, численность всех вместе – тысяч 6-7 (иначе, зачем было Ивану IV послать на завоевание Астрахани войско более 30 тысяч человек). Поэтому относиться к «старой» Астрахани, как малому, запустевшему поселению – как представили его астраханские авторы вышеупомянутых книг – не только не справедливо, но и противоречит историческим фактам. В середине 1557 г. на левый берег Волги направляются бригады строителей на строительство сооружений для проживания еще большего количества строителей будущей крепости, ремесленникам поступают небывалое количество заказов на изготовление инструментов, телег, оконных рам и дверей; на изготовление холодного оружия – для вооружения населения в случае нападения противника. В конце 1557 г. и начале 1558 г. по льду на левый берег были переправлены основная часть строителей, гужевой транспорт, значительная часть инструментов и оборудования. Началось строительство крепости. Из упоминаний в книгах, что с началом строительства на левом берегу «из великорусского центра в Астрахань потянулись обозы с продовольствием, оружием, боеприпасами, различными товарами» - не следует понимать, что эти обозы могли существенно помочь в строительстве крепости, а затем поселения. 1-2 обоза телег (или байд по Волге) в год более чем за 1000 км. было большим событием в то время и привезти они могли только оружие, боеприпасы, муку и крупы (так как своего хлеба в Астрахани не было), возможно обмундирование и амуницию – все, что было необходимо для содержания находящихся в то время под начало воеводы около 2 тысяч стрельцов и казаков. Следует отметить, что стрельцы и казаки в строительных работах участия не принимали. Они «охраняли крепость, выполняли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, а в свободное время от походов и караулов стрельцы жили домаУ «сидели на посаде по лавкам и амбарам или разъезжали на ловлях, за солью, занимались успешным предпринимательством и неохотно снаряжались для «государства дела», за что некоторые из них несли суровые наказания» (Природа, прошлое и современность Астраханского края, 2008 г., стр. 256). Астраханцы фактически (и исторически) построили на левом берегу Волги поселение, которое постепенно (в течение ни одного десятилетия) превратилось в город. Строительство на левом берегу Волги велось ни быстро. Но, уже в 1588 г. английский путешественник Дженкинсон увиделУ «деревянно-земляную стену» будущей крепости и «и дома очень низки и просты». С увеличением количества построек на левом берегу, постепенно с правого берега на левый переселялисьУ городская знать с прислугой, торговцы, крупные ремесленники, стрельцы и казаки (кроме тех, кто был занят по службе на правом берегу). Но, только через 40 лет «в 1599 г. город Астрахань имеет население в 5 000 домовладельцев (или 220500 душ). («Столица преславной провинции», 2008 г. стр. 5). Левобережная часть Астрахани приобретала все чаще черты города, тогда как правобережная Астрахань, отделенная от левобережной серьезным водным препятствием, которое лишало возможности «старой» и «новой» Астрахани находится в общей черте единого города – теряло значение города и через многие годы превратилась в несколько сел, а гордом стали называть левобережную часть. Но, несомненным историческим фактом является то, что без «старой» Астрахани не могло появиться «новой» Астрахани – для продолжения истории древней Астрахани. В связи с временем начала строительства поселения на левом берегу Волги, нельзя не отметить важное историческое событие, в котором «старая» Астрахань, еще является привлекательным городом для захватчиков, сыграла важную роль в отражении этих самих захватчиков. Крымский хан Девлет-Гирей свою угрозу о набеге осуществил через 13 лет после присоединения Астрахани к русскому государству. «В сентябре 1569 г. крымско-татарское войско достигло старой Астрахани, где был разбит лагерь. Численное превосходство противников, которых было «так много, яко их со высокого самого кургану созрети невозможно» не испугало астраханцев. Они не только не покинули город, но мужественно его обороняли, обстреливая вага из пушек, предпринимая успешные влазки для борьбы с неприятелем. Не удалось взять Астрахань им ни путем взрыва крепостных стен, ни с помощью подкопов. Сведения о приближающемся русском войске, нежелание зимовать в старой Астрахани «чтобы по льду штурмовать крепость (на левом берегу), «безладица» между Касимом и Девлет-Гиреем привели к тому, что 26 сентября Касим отдал приказ отходить к Дону». (Природа и история Астраханского края. 1966 г., стр. 155). Астраханцы не только отстояли свой город от превосходящего по численности войска противника, но и не позволили ему уничтожить крепость и поселение на левом берегу Волги (еще не являвшиеся достаточно укрепленными для отражения столь многочисленного войска). И как же это историческое событие увязать с тем, что в известных книгах написано: «жители покинули город задолго до присоединения Астраханского ханства к России» и «в 1558 г. все строения и укрепления были срыты до основания»? но, пусть останется на совести тех историков, которые не хотят признавать историю древнего города – Астрахани. В своих вышеупомянутых книгах они Астрахань назвали Хаджи-Тархан, даже после присоединения к русскому государству. Действительно, город со времени своего основания – как пишет В.П. Никитин – «в европейских и арабских источниках значился под названием то Аджитархан, то Хазиторохани, то Ашторахани». Упоминается и название Хаджи-Тархан. Но, к середине XVI века (времени присоединения к русскому государству) Астрахань в течение более 100 лет являлась центром Астраханского ханства и никак, кроме Астрахани, не называлась. Так причем тут Хаджи-Тархан, якобы «ни оставивший» автором вышеупомянутых книг «культур и преемственности». Ведь в летописных записка тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря» написано, что в 1466 г. по пути в Индию он с другими купцами проезжал на бойдах мимо Астрахани. Во всех книгах по истории Астрахани написаноУ «Титул астраханского царя с 1557 г. стали носить «русские цари». Суть в данном случае не в названии города, а в отношении к его истории. Заслуживает уважения бережное отношение к древней истории своего города жителей Казани – их не смущает, что до XIV века город назвался Керман, а с XIV века – Казан. В 2009 г. районному городу Старая Ладога Ленинградской области исполнилось 1225 лет. В настоящее время на территории города проводятся археологические раскопки, по результатам которых историки надеются доказать, что город еще старше. А ведь этот городне всегда был русским и не всегда назывался так. Если сравнивать два подхода к истории своих городовУ Казани и Старой Ладоги с одной сторон и Астрахани – с другой, то это сравнение будет не в пользу Астрахани. Уместно здесь отметить, как трепетно относится к своей истории Русская Православная Церковь. В 1261 г. в столице Золотой Орды, располагавшейся всего в ста двадцати километрах от Астрахани, была основана Сарайская Православная Епархия, в которую входили Храмы русских княжеств, располагавшихся на север и северо-запад от Нижней Волги. В церковных летописях отмечено, что ордынские татары к представителям других народов, населявших город, относились как к равным. Переговоры о создании в Сарай-Бату Православной Епархии вел Митрополит Московский – Алексий. Во время одного из своих пребываний в Сарай-Бату, Митрополит Алексий (обладавший даром целителя) вылечил любимую жену Бату-хана – Хайдуллу от слепоты. После чего, отношение к русским стало особо благожелательным – ордынские татары стали выдавать своих девушек за русских парне. В 1263 г. в Сарай-Бату приезжал Новгородский князь Александр Невский для переговоров с Ордынским князем Берге. В период своего пребывания в городе Александр Невский неоднократно присутствовал на молебнах в Храме при Епархии и посещал Главу Сарайской Епархии – получая от Него Благословение. В 2011 г. по сообщению Главы Астраханской области и Енотаевской Епархии Владыки Ионны Губернатору Астраханской области 3.08.09 г., в Астрахань с пасторским визитом прибудет Патриарх Всея Руси – Кирилл, по случаю празднования 750-летия основания Сарайской Епархии. Патриарх Кирилл будет встречаться с астраханцами и скажет нам, что город наш имеет древнею историю, являясь в то далекое время «торговым и политическим центром», Астрахань имела православных храмов не меньше, чем их было в Сарай-Бату. Но, для многих астраханцев – это станет открытием, так как они знают город молодым – с 1558 г. Следует отметить, что Астраханская Епархия ни стала правопреемницей Сарайской Епархии, она в 2002 г. отметила свое только 400-летие. Правопреемницей Сарайской Епархии стала нижняя Крутицкая и Коломенская Епархия. Но, не смотря на то, что Сарайская Епархия ни сохранила ни своего названия, ни места своего основания, Русская Православная Церковь чтит память о ее основании и события тех давних лет. А «город Астрахань – по утверждению историков – сохранил свое имя, чем утвердил преемственность разных культурных миров и на века определил своеобразие развития Астрахани, как поликультурного центра Нижнего Поволжья» - даты своего основания не имеет. А то, что «русская Астрахань не имеет ни малейшей преемственности с древним золотоордынским городом», или «татарская Астрахань ни давшая продолжения своей культуры» - это историческая неправда. Из 300 лет забытой истории Астрахани, два столетия – это был «город с самой развитой культурой того времени». Вышло так, что «старая» Астрахань осталась под территориями заводов и жилых домов. Но «на территории у современного села Селитренное, где остались следы столицы Золотоордынского государства – города Сарай-Бату много десятков лет, и в настоящее время учеными (в том числе зарубежных стран) ведутся исследования высокой культуры того времени». То состояние культуры, которое описывается историками по результатам раскопок Сарай-Бату, целиком и полностью можно отнести к состоянию культуры Астрахани того времени. Ибо, историки пишут, что «с середины XIII века на Нижней Волге возник регион с самой развитой культурой. Астрахань, как важный торговый и политический центр, мало чем отличалась от столиц Сарай-Бату». (Природа, прошлое и современность Астраханского края, 2008 г.). «В первой половине XIV века Астрахань была центром большой области, ее власть распространялась на земли от Сарая до Северного Кавказа. Развивались здесь ремесла, работали гончарные, кузнечные, медно-литейные мастерские. Известно, что еще со времен Золотой Орды русские купцы ежегодно закупали в Астрахани соль» («Природа и история астраханского края», 1996 г., стр.41, 146). Да, в 1395 г. город был разорен и сожжен войсками Тимура. Однако, «истории было угодно – как пишет В.П. Никитин – не только возродить Астрахань, но и превратить ее в 60-х гг. XV века в центр одноименного ханства». И хотя столетие в качестве центра Астраханского ханства мало способствовало развитию культуры, накопленное состояние культуры в предыдущие два века, народы, населявшие город, бережно сохраняли – ту саму «поликультуру», которую историки отмечают и в современной Астрахани. Однако, и в период Астраханского ханства в Астрахани отмечалась высокая культура животноводства, рыболовства, овощеводства – о чем свидетельствуют нижеследующие факты. В книге «Природа и история Астраханского края», 1966 г., стр. 142 написано, что «посол Венецианской республики Амброзио Контарии, посетивший Астрахань в 1476 г., рассказывал о татарах, живших в Астрахани, а летом кочевавших со стадами быков, коров, баран и овец в поисках свежей травы и воды». Рыболовство в этот период являлось не менее важной хозяйственной отраслью, чем животноводство. Ведь не случайно в 1554 г. русским царем на астраханцев была наложена дань: «ежегодно доставлять в Москву 40 000 алтын деньгами и 3 тысячи рыб». Ведь 3 тысячи рыб с их доставкой в Москву, надо полагать, не подразумевали – 3 мешка воблы. А значит, и орудия лова у астраханских рыбаков были искусные и средства доставки надежные. Овощами, бахчевыми культурами и фруктами астраханцы обеспечивали себя (то-есть, всех жителей города) в достаточном количестве. О чем свидетельствует «результаты даже небольших раскопок Астрахани ордынского периода в 1966 г., которые позволяли исследовать несколько землянок, гончарных горнов и арыков». («Природа, прошлое и современность Астраханского края», 2008 г., стр. 245.). Наличие арыков говорит о том, что с их использованием поливались большие площади овощных и бахчевых культур, а близ Волги на отлогом берегу и по берегам ближайших ериков астраханцы могли иметь небольшие личные участки (огороды), которые поливали с помощью простого приспособления «Журавль», известного еще до новой эры и, которым пользовались астраханцы на выделенных им огородах и дачных участках до 60-х гг. XX века. В период астраханского ханства успешно функционировали ремесла, обеспечивавшие бытовые потребности жителей города, работу гужевого транспорта, потребности рыбаков и обработчиков рыбы и др. а после присоединения в 1556 г. Астрахани к русскому государству, с началом работ воеводы Черемисинова по укреплении оборонительных сооружений города, а затем строительства крепости и поселения на левом берегу волги, древние ремесла получили небывалый подъем, а культура – свое дальнейшее развитие. Говоря о населении города – как носителе культуры, следует отметить, что Астрахань никогда не была «татарской», а «население древнего города всегда составлялиУ астраханские татары, русские, персы, азербайджанцы, армяне, грузины и другие народности» - пишут те же историки, которые называют Астрахань «татарской» («История Астраханского края», 2000 г., стр. 8). Ни стала «русской» и левобережная часть Астрахани – как после постройки, так и до настоящего времени. Город, и в древности, населяют все те же и другие национальности. Жители правобережной («старой») Астрахани построили поселение на левом берегу Волги и составили большую часть населения этого поселения (со временем превратившегося в город) - со своими многовековыми традициями, культурой, бытом, укладом жизни. Бережно сохраняли культуру и традиции те люди, которые продолжали жить на правом берегу Волги. Культура «старой» Астрахани в своем многообразии дошла и до наших дней (XX-XXI веков) в традициях, эпосе, фольклоре, ремеслах, быту, в семейных отношениях народов населяющих Астрахань. В основном, благодаря людям, соблюдающим традиции, еще сохраняется искренность, честность и уважение в отношениях между людьми; ответственность перед членами семьи, уважение старших, трудолюбие и неприятие преступных действий. Преемственность от «старой» Астрахани в быту, ремеслах, многообразии культур, в обработке и хранении рыбы, выращивании овощей и бахчевых культур, многих других сферах деятельности сохранялась в «новой» Астрахани веками, немало из этого дошло до наших дней. В книге «Природа и история Астраханского края» (стр. 142) только упоминается, что «путешественники, которые бывали в Астрахани в золотоордынский период, писали о шумных многолюдных базарах». А астраханцы, которым сейчас 70 лет и более, хорошо помнят точно такие же базары, что видели путешественники в XIV веке (Трусовский и Татар-базар) в 1946-1948 годах: в телегах, запряженных двумя волами и арбах, запряженных верблюдами (а на Татар-базар и множество лодок) из сел привозили арбузы, дыни, помидоры и другие овощи, свежие и сушеные фрукты, крупы, мясо, рыбу, бидоны с молоком и банки с топленым и кислым молоком, изделия из металла и глины; множество одежды и обуви выносили на продажу городские жители. При этом, людей на этих базарах (особенно по воскресеньям) было множество, так как на базарах можно было купить практически все, а в очень небольшом количестве продуктовых магазинов в тот период было только не более десятка наименований самых необходимых продуктов, отпускаемых по «продуктовым карточкам». Следует отметить, что другого транспорта, кроме волов, верблюдов, да нескольких лошадей в селах области в тот период не было. И этот транспорт с основания Астрахани, т.е. с середины XIII века в селах был единственным – до начала 60-х годов ХХ века. Можно полагать, что из всех городов России, только в Астрахани умели делать арбы для запрягания верблюдов и упряжь для быков и верблюдов. Это умение, без всякого сомнения, перешло от астраханских ремесленников XIII века. Если экзотические базары XIII-XIV веков в Астрахани просуществовали до середины ХХ века, то такие же жилища, в каких жили астраханцы в XIII веке (землянки, мазанки), к сожалению, являются жилищами еще немалого количества астраханцев и в ХХI веке: больше их в селах, немало в Трусовском районе города Астрахани, можно встретить такое жилище и в левобережной части города. И археологи, раскопавшие в 1966 году улицу землянок золотоордынской Астрахани, могли бы подтвердить, что в современных землянках использовались те же основные строительные материалы, что и в землянках XIII века. Историки утверждают, что при строительстве поселения на левом берегу Волги, строились общественные бани – точно такие же, какие были в «старой» Астрахани, с канализацией из глиняных труб. О преемственности и многообразии культур древней Астрахани, сохраняемых астраханцами до настоящего времени, можно писать много, и написано об этом ни мало. А из анализа исторических событий следует, что и городской воевода Черемисинов в 1556 году не срывал до основания, а укрепил его; астраханцы «уставшие от бесконечных войн и разорений, обрели нормальную налаженную жизнь под защитой сильного государства», активно строили крепость и поселение на левом берегу Волги, а в 1569 году отразили нападение превосходящего по численности войска крымских татар, защищая свою «старую» Астрахань. И это фактическая история древнего города, которую никуда не выбросить. А если продолжать принимать сторону тех, кто имеет целью придать забвению 300-летнюю историю Астрахани до 1558 года по причине, что она была «золотоордынской, татарской и не оставила продолжения своей культуры», то есть более веские основания придать забвению историю Астрахани вплоть до установления Советской власти. В путеводителе «По историческим местам Астрахани» (Изд. газеты «Волга», 1958 г.) на стр. 3 написано: «В дореволюционное время Астрахань была неблагоустроенным, грязным городом, рассадником массовых эпидемических заболеваний». Вот так коротко и четко охарактеризована история Астрахани с 1558 по 1918 год. Так, кому нужна такая история?. Лучше от нее отказаться! О «старой» Астрахани такого не писали, так чем же Она провинилась, что время ее существования забыто? Правильным в данном случае будет считать, что люди негативно оценивавшие Историю как «старой» Астрахани, так и Астрахани с 1558 года не являлись астраханцами, или точно, не патриотами своего города. А по поводу отсутствия у Астрахани исторической даты основания, многое станет понятным после ознакомления со статьей доцента Астраханского Государственного университета Е.Г.Тимофеевой в «Астраполис» № 1, 2003 г. «…считаем предложение астраханского обкома КПСС и Облисполкома о праздновании 400-летия г.Астрахани неприемлемым». (из решения отдела науки и культуры ЦК КПСС). Из данной статьи следует, что руководство и соответствующие службы города Астрахани и Астраханской области никогда не пытались решать вопрос об исторической дате основания города. Так, в марте 1955 года Астраханский обком партии и облисполком Совета депутатов трудящихся направили обращение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с просьбой «разрешить отметить в декабре 1956 года праздник города в связи с 400-летие присоединения Астраханского ханства к Русскому государству». К юбилею планировался вывод с территории Кремля военного гарнизона (который там размещался) и начало реконструкции Кремля, установка памятника Ленину, а также мероприятия по активизации социалистического соревнования и культурные мероприятия. Отделу науки и культуры ЦК КПСС, возглавляемому М.Яковлевым предстояло, прежде всего, с точки зрения исторической науки, саму возможность празднования юбилея города именно в 1956 году. Историческую справку о г.Астрахани поручено было подготовить известным советским историкам Л.В.Черепнину и А.А.Новосельскому. Ученые отметили, что «по письменным источникам Астрахань (Хаджи-Тархан) упоминается в 20-е гг. XIII века в качестве местности, подвластной империи Чингисхана, о чем имеется запись в сборнике летописей Рашид-ад-Дина. Во время правления золотоордынского хана Берке (1258-1266) через Хаджи-Тархан проходили войска, как повествует об этом источник XVI в. «Родословие тюрков».В 1334 г. Астрахань (Хаджи-Тархан) посетил арабский путешественник Иби-Батута, который отметил, что это «один из лучших городов, с большими базарами, построенный на одной из самых больших рек в митре – Итиле». «В 1345-1346 гг. об Астрахани встречается первое упоминание русских летописей. В 1375 г. о городе «Хозьторокане» расположенного вблизи моря, сообщается в связи с продвижением «новгородского отряда» до устья Волги». Далее в справке отмечено разграбление и сожжение Астрахани в 1395 году войсками Тимура, медленное восстановление Астрахани после разгрома. «С середины XV в. Астрахань становится центром самостоятельного Астраханского ханства, образовавшегося в процессе распада Золотой Орды. Присоединена к русскому государству летом 1554 г., затем в 1556 г. – в связи с изменой хана Дербыша, Астрахань окончательно присоединена к России». Получив такую справку ученых, подтверждавших основание города Астрахани в начале XIII века, ЦК КПСС, справедливо, в праздновании в 1956 году 400-летия какого-то промежуточного события в истории древнего города – отказал. Руководство области, вместо того, чтобы воспользоваться материалами исследователей известных историков, подтвердивших дату основания Астрахани – в начале XIII века, и обратиться в ЦК КПСС с просьбой – утвердить эту реальную историческую дату основания города, решило непременно отметить 400-летие города, неважно в каком году, но с претензией на назначение «даты основания города», именно 400 лет назад. На заседании бюро астраханского обкома 26 октября 1956 года по вопросу «О дате проведения 400-летнего юбилея г.Астрахани» было принято следующее решение: «В связи с уточнением даты основания г.Астрахани «отметить 400-летний юбилей г.Астрахани в июне 1958 г.». Однако, в марте 1958 г. на заседании бюро обкома КПСС при обсуждении мероприятий празднования юбилея, было принято решение День города отмечать в октябре месяце. С того времени, условно выбранная, принятая без какой-либо связи с древней историей города, якобы дата основания города Астрахани, продолжает отмечаться уже в течение 51 года, как в насмешку над историей. При этом не исключается, что обком партии не имел полномочий назначать дату основания города, и тогда – это решение не является законным. А в книгах по истории Астрахани, которые не могли выйти без цензуры чиновников, и стали появляться небылицы, призванные обеспечить забвение 300- летней истории древнего города: «снесение города до основания…», «жители покинули город…», «культура деградировалась…, и.т.д. А, понимая, что ни «снесение города», ни изгнание жителей из города» не обосновывает возможность «основания существовавшего (присоединенного) города, появилась запись, что присоединенный город и Астраханью – то не назывался. Руководство нынешнего Министерства культуры Астраханской области считает, что: «оснований пересматривать дату основания города Астрахани не имеется в связи с тем, что: среди исследователей нет единого мнения по этому вопросу». Но вопрос и не стоит о пересмотре даты основания. Вопрос заключается в том, чтобы город Астрахань обрел дату своего основания, которой он до сего времени не имеет. Чиновники не хотят признавать преемственность истории древнего города, а историки ни в одной книге по истории Астрахани не написали, что Астрахань основана в 1558 году.» Ибо, если согласиться, что Астрахань была основана в 1558 году, тогда Афанасий Никитин с другими купцами в 1466 году проезжал мимо Астрахани за 92 года до ее основания, царь Иван IV носил титул «Астрах<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|