Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация астраханского региона как субъекта пограничного взаимодействия




На рубеже ХХ – ХХI веков Каспийский регион стал одним из престижных геополитических центров. В многочисленных исследованиях определились очевидные приоритеты – стратегическое соперничество мировых держав с учетом влияния в сопредельных территориях, разработка и транспортировка каспийской нефти, проблемы прикаспийских государств.

Значительно меньше в качестве предмета исследования выступают пограничные регионы, статус которых и обеспечивает «каспийское притяжение» государств, субъектами которых они являются. Устойчивое внимание вызывает изучение политической реакции и меняющихся интересов правящих групп российских регионов Прикаспия в контексте превращения «Каспийского Бассейна в перекресток мировых энергетических и транспортных эгоизмов». Исследователи отмечают действенность в отношении Каспия геополитических традиций, в первую очередь принципа: «кто владеет магистралями, тот владеет всем содержанием политики».

Геополитический статус Каспийского региона актуализирует качество внутрирегиональных отношений. От этого в значительной мере зависит способность государств Каспийского региона обеспечивать в геополитической системе свои интересы, как самостоятельных субъектов международных отношений, так и регионального сообщества, формирующегося на основе интеграционных процессов.

Страны региона объединяет состояние переживаемых ими радикальных перемен, поиск новых адаптационных моделей. Влияние сложной и нестабильной внешней среды усиливается не только вследствие процессов глобализации, как одного из важнейших факторов миропорядка, но и сильных внутренних возмущающих воздействий, вызванных модернизацией.

Преодолевая политическую инертность в отношении Каспийского региона, Россия признала свое присутствие здесь стратегически важным. Отношения Ирана и России на Каспийском море имеют традиционную основу, их перспектива также, в значительной мере, обусловлена современной динамикой ситуации на Каспии. Четыре из пяти государств Прикаспийского региона входят в состав Содружества Независимых Государств, что находит отражение в двусторонних отношениях различного уровня, но не в общерегиональном измерении.

В формирующемся прагматическом подходе к обеспечению интересов России нарастающее значение приобретает интеграция приграничных территорий. По мнению Макарычева А.С. «Именно в приграничных территориях, - мы видим невероятно сложное переплетение административных и неадминистративных акторов, а также формирование новых норм, определяющих их взаимодействие друг с другом» (10).

Основу таких отношений обусловливает совокупность факторов: географическая близость; национально-государственная безопасность; экономическое сотрудничество, транспортная инфраструктура; исторически сложившаяся региональная общность; этно-национальные контакты. Трансграничный образ жизни позволяет сохранять специфические формы деятельности в сочетании с другими формами занятий, обеспечивающие условия для развития.

Очевидная значимость отношений обозначенного уровня не обеспечила, тем не менее, должной степени их реализации. Базисом формирования и осуществления пограничного взаимодействия является инициатива приграничных субъектов федерации. Именно они создают творческую лабораторию, позволяющую диверсифицировать отношения государств Прикаспийского региона, не замыкаться на энергетической парадигме.

Концептуальное содержание термина «пограничье» в данном контексте понимается как совокупность соотносимых с государственной границей пространственных, временных и других рубежей (барьеров), разделяющих политические, экономические, этнокультурные и другие системы сопредельных государств.

Поиск общих подходов к решению пограничных проблем и формированию согласованной пограничной политики осуществляется на разных структурных уровнях и в различных функциональных направлениях.

Каспийское море из традиционно интегрирующего фактора, в современных условиях приобрел, в значительной мере, дезинтегрирующее содержание. Тогда как объективно именно наличие морских границ обусловливает региональную общность Прикаспийских государств. Если до распада СССР из 6000 км. береговой линии более 5000 км. находилось в пределах Советского Союза, и только чуть более 700 км. в пределах Ирана, то сегодня России принадлежит 695 км, 2320 км. – Казахстану, 1200 км.– Туркменистану, 724 км. – Ирану, 955 км. – Азербайджану (7. С. 5-6).

Казахстан и Россия имеют более шести тысяч километров общей границы и обширную сопредельную территорию.

Превращение Каспия в центр фокусирования мировых и региональных интересов актуализировало значение приграничных территорий в политике и экономике России. Распад Советского Союза не только изменил геополитическое, геоэкономическое и геокультурное положение Российской Федерации, ставшей суверенным государством, но и часть ее административно-территориальных образований (регионов). Из закрытых систем в рамках СССР они превратились в приграничные территории.

Статус приграничного региона получила Астраханская область. Положение приграничья сопровождалось появлением возможности выстраивания трансграничных отношений с государствами, некогда составлявшими единое целое, а теперь отделенных друг от друга границами.

Одним из определяющих факторов трансформации геополитической идентификации названных субъектов, обозначают нефтегазовую и транзитную экспансию, связанную, в значительной мере, с Каспийским Трубопроводным Консорциумом. Каспийская нефть и маршруты транспортных коридоров обусловили стратегическую роль данных территорий в обеспечении интересов России.

Модификация реакции региональной власти прослеживается по содержанию стратегических и тактических установок развития Астраханской области; характеру взаимодействия с федеральным центром; качеству политической и экономической презентации региона.

Приоритеты, представленные в социально-экономических программах развития области в начале ХХI в. представляют очевидную динамику в процессе их определения.

Обеспечению государственных интересов России на Каспии, установлению здесь климата доверия и сотрудничества способствует согласованная политика федерального центра и субъектов федерации, территории которых выходят на Каспий. Инициатива и участие Астраханской области в разработке и утверждении новых принципов и форм взаимодействия актуальны и убедительны. Их истоки в традициях и в глобальных переменах как в России, так и в Каспийском регионе.

В течение 90-х годов политика России в регионе эволюционировала от приоритетной, почти односторонней ориентации на СНГ и действующий статус отношений с Ираном, к диверсифицированной политике.

Период 1992-1995 гг. стал исходным для осознания перемен, поиска приоритетов национальной и региональной политики на Каспии. В условиях, определивших новый уровень международных отношений, оказалось невозможным системно координировать деятельность государств региона. Предпринятые к этому в первой половине 90-х годов попытки, были стремлением придать новые формы существовавшим в рамках союзного государства и стремительно разрушавшимся структурам, построенным на высокой взаимозависимости. На этом основании формировал исходную аргументацию первый губернатор астраханской области А. П. Гужвин: «Каспий кормит и обеспечивает работой многих астраханцев … А это, вместе взятое, составляет добрую половину экономического потенциала региона. До распада Союза 60 процентов совокупного продукта область получала за счет хозяйственных связей с каспийскими регионами» (1).

Обоснованность особого отношения к Каспийскому морю стратегически целеустремленно обосновывается администрацией области. «Для кого-то Каспий большая игра, для астраханцев Каспий - жизнь» акцентировал свою твердую позицию руководитель региона (9).

В 1995 г. в Совете Федерации состоялись слушания «О правовых экологических и экономических проблемах Каспийского моря», где с докладом выступил глава администрации Астраханской области А.П. Гужвин. В 1999 г. в Государственной Думе в процессе подготовки слушаний по теме «Каспийское море и национальные интересы Российской Федерации», Астраханская область в ответах на вопросы Комитета по международным делам Государственной Думы изложила позицию по всему комплексу проблем деятельности в Каспийском регионе. Собственно, создавалась еще только визитная карточка региона получившего новые возможности в качестве пограничного статуса.

В 2000 г. в Астрахани прошли Дни Совета Федерации, в рамках которых был проведен круглый стол на тему «О законодательном обеспечении интересов России в Каспийском бассейне». В том же году депутат Государственной Думы Е.М. Примаков организовал в Астрахани круглый стол на тему «Об обеспечении интересов России в Каспийском регионе».

В мае 2001 г. в областном центре состоялся первый международный нефтегазовый саммит «КАСПИЙ XXI: от политики к бизнесу», в котором приняли участие представители органов государственной власти прикаспийских государств, руководители ведущих нефте- и газодобывающих компаний, экологических организаций (6. С. 63-64; 11. С. 27).

Губернатор Астраханской области А.П. Гужвин в 1999 г. в интервью корреспонденту журнала «Нефть России» выделил три главных направления реализации социально-экономического развития области. В первом направлении предпочтение отдано развитию «сохранению и возрождению» традиционных для области сфер транспортного узла и воспроизводства рыбных запасов (12). Заявляя о приоритетности и последовательности действий администрации, губернатор, подчеркнул, вместе с тем, что первоочередные задачи, несмотря на их разноплановость, не могут решаться в очевидном временном разрыве - следующая, по завершении этапа реализации предшествующей. Экономическая основа для реализации нового статуса области в 2001 г. дифференцировалась соотношением традиционных предпочтений и новых приоритетов во временном поле. В краткосрочной перспективе – дальнейшее развитие традиционных отраслей хозяйства области – пищевой, лёгкой промышленности, строительства, сельскохозяйственного производства. На более отдалённую перспективу – развитие добычи углеводородного сырья на Северном Каспии и континентальной части Астраханской области и сопутствующий рост машиностроительного комплекса, обслуживающего нефте- и газодобычу

В выступлении А.П. Гужвина на заседании Государственного совета в октябре 2003 г. обозначены показатели и перспективы транспортного потенциала астраханской области. Ежегодные показатели грузопотока, следующего транзитом через астраханский транспортный узел увеличились к 2003 году в среднем в полтора раза. Регион в силу своего географического положения позиционируется основным российским участником коридора «Север - Юг» (5).

Уже в 2004 г. очевидна корректировка стратегических планов. Несмотря на сохранившуюся актуализацию некоторых акцентов, заявлено о смещении основного направления экономического роста с развития топливно-энергетического комплекса к другим производственным отраслям, прежде всего к машиностроению и пищевой промышленности, сфере услуг. Не очень уверенная в стратегическом контексте реабилитация традиционной экономической специализации, тем не менее, просматривается.

Позиционирование Астрахани как каспийской столицы обусловлено не только историческими, географическими и психологическими основаниями (3. С. 16-21).

Астраханская область является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. На территории области зарегистрировано около 160 национальностей. Казахи – 142633 (112,8% по отношению к переписи 1989 г.); азербайджанцы – 8215 (в 1.8 р. больше). около 13% казахов (второе место по численности). Среди иностранных граждан постоянно проживающих в области, подавляющая часть – это граждане стран СНГ (4.8 тыс. чел., 96% всех иностранцев). 2 тыс. чел. граждане Азербайджана, 1 тыс. граждане Казахстана (2).

Астраханская область находится в диапазоне межэтнических пересечений, что обусловило прочность традиций толерантности. Порубежье и полиэтничность во многом определили политику руководства области на приграничное сотрудничество. Приоритетность приграничного сотрудничества с прикаспийскими государствами оформилась как тенденция в деятельности администрации Астраханской области. На практике это выражается в многосторонних направлениях динамично развивающихся международных контактов.

Роль Астраханской области при отстаивании интересов России в Каспийском регионе была признана ключевой. «… область в силу объективных причин становится центром притяжения интересов прикаспийских государств. Здесь завязываются не только экономические, но и обширные образовательные, научные и культурные связи» (8).

В рамках принятой на период с 2006 по 2011 гг. «Стратегии социально-экономического развития Астраханской области» определены 10 ключевых направлений, одно из которых – формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния. Сущность нового подхода определена Губернатором области А.А. Жилкиным: «С опорой на исторические традиции, геополитические и ресурсные реалии настоящего времени и неповторимый «астраханский многонациональный менталитет» разработана и осуществляется в жизнь Стратегия социально-экономического развития области…» (4. С. 48).

Формируются отношения в контексте сохранения безопасности и стабильности государств и региона в целом, расширении экономического партнерства в энергетической и добывающей отраслях, согласования условий товарооборота. Вместе с тем, в многовекторной внешней политике Прикаспийских государств внутрирегиональная интеграция не приобрела к настоящему времени статус акцентированной концептуально оформленной перспективы.

Представляется правомерным выделить следующие факторы влияния на определение региональной идентификации Астраханской области как субъекта формирования и реализации интересов России на Каспии:

– геополитическая значимость Каспийского региона;

– нефтегазовая экспансия;

– международные транспортные маршруты;

– межгосударственное взаимодействие в рамках Прикаспийского региона;

– определение соотношения общегосударственной и региональной компонент;

– акцентированность в представлении и поведении региональной власти осознания места и роли региона в стратегических и тактических планах России в Каспийском регионе.

 

Библиографический список

1. Губернатор Анатолий Гужвин отвечает на вопросы журнала «Нефтегазовая вертикаль» // Волга. 1998. 26 мая.

2. Данные ОБЛКОМСТАТА // Волга. 2004 г. 7 апреля. Еженедельное рекламно-информационное приложение.

3. Дмитриев А.В., Карабущенко П.В., Усманов Р.Х. Геополитика Каспийского региона (взгляд из России) Астрахань, 2004; К.А. Маркелов. Астрахань и Каспий в XXI веке // Астраполис. 2001. № 1. С. 16-21.

4. Жилкин А.А. Форпост России на Каспии // Вестник Совета Федерации 2008. №10. С.48.

5. Заседание Государственного совета № 11 «О стратегии развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации». 29 октября 2003 г. / Государственный совет Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.kremlin.ru/text/appears2/2003/10/29, свободный.

6. Зонн И.С. Триста лет на Каспии. М.; С. 93-94.; Основные направления социально-экономического развития Астраханской области в 2000 г. Астрахань, 2001., С. 63- 64.

7. Каспийское море. Изд-во Московского ун-та // Под ред. А.Д. Добровольского, А.Н. Косарева и др. М.; 1969. С.5-6.; Хронометр. 2009. 11 сентября.

8. Каспийский прорыв России // Волга. 2009. 19 августа.

9. Ответы главы администрации Астраханской области А.П. Гужвина на вопросы газеты.// Федерация. 1996 г. 14 июля.

10. Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты. [Электронный ресурс] / Макарычев А.С. – … – Режим доступа http://www.policy.hu/makarychev/rus8.htm, свободный.

11. Политические и социально-экономические итоги 2001 г. Астрахань, 2002., С. 27.

12. Стабильность государства - в благополучии провинции. Губернатор Астраханской области Анатолий ГУЖВИН отвечает на вопросы корреспондента журнала Александра ТРИФОНОВА. Журнал «Нефть России» июль 1999 г., [Электронный ресурс] Режим доступа www.info.astranet.ru/daidgest/2.htm, свободный.

 

 


А.И.Богатырев

Союз журналистов, г. Астрахань

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...