Еще раз о происхождении астраханских татар
(ответ на статью Р.У. Джуманова «Был ли «Интерстадиал» у населения Хаджи-Тархана (Астрахани) в середине XVI в.») В первом выпуске «Астраханских краеведческих чтений» была опубликована статья краеведа Р.У. Джуманова, в которой он подверг критике одну из моих научно-популярных публикаций (4). Я нормально отношусь к критике, к тому же по такой спорной научной проблеме, как вопрос об этногенезе астраханских татар. Однако, вследствие того, что мои взгляды на эту проблему были неправильно истолкованы (или поняты) г-ном Джумановым, я счёл необходимым ответить на его замечания и пояснить свою позицию. Для начала – немного историографии. Вопрос о происхождении астраханских, или юртовских ногайских татар в астраханской этнографической литературе – один из самых популярных и обсуждаемых. В краеведческой науке было высказано мнение о своеобразном перерыве или паузе (интерстадиале) в этническом развитии тюрков Нижнего Поволжья, автором которого является астраханский историк-этнограф В.М. Викторин. Согласно этой точке зрения, тюркское население Астраханского ханства оставило родину в преддверии русского завоевания, а его место вскоре заняли ногаи, переселившиеся в окрестности Астрахани во второй половине XVI - начале XVII в. В итоге тюркское население стало возникать в низовьях Волги на новой, ногайской этнической основе. Именно переселившиеся под Астрахань ногаи, выходцы из Большой Ногайской Орды, оформились в особую, специфическую группу, известную как «астраханские (или юртовские) ногайские татары» (2; 3). Московский историк-ногаевед В.В. Трепавлов в своей фундаментальной монографии «История Ногайской Орды» также считает, что тюркское население Астраханского ханства бежало от русских ратей в 1556 г. и лишь часть вернулась назад. Под Астрахань стали переселяться ногаи Большой Ногайской Орды, обосновываясь в так называемых «юртах» - сезонных поселениях. В источниках их обозначали как «ногайские татары», «астраханские татары» и «юртовские татары». А в начале XVII в. к юртовцам присоединились ногаи Орды Едисан, образовав вместе с ними общность астраханских татар (13. С. 299, 431, 435).
В историографии существуют и иные точки зрения. Так, исследователь Н.М. Васькин называет юртовских татар «жителями Астраханского ханства» и указывает, что в момент присоединения Астраханского края к России их насчитывалось «с 25 тысяч луков» (1. С. 32). Астраханский археолог Е.В. Шнайдштейн считает, что истоки процессов, приведших к образованию этнической общности астраханских татар, восходят к IX в., т.е. к началу печенежской эпохи в южнорусских степях (15. С. 15). В результате длительного процесса взаимодействия тюркских и монгольских этнических групп, в XIV в. сформировался этнос астраханских татар, который существует и по сей день (16. С. 29). В.Н. Рябухин полагает, что об общности «астраханские татары» можно говорить с XIII-XIV вв. (7. С. 37). Наш оппонент Р.У. Джуманов идет ещё дальше, считая, что говорить о начале этногенеза астраханских татар можно с хазарского времени, не приводя при этом никаких доказательств (5. С. 24). Перейду к своим замечаниям. Первое. Странно, что Р.У. Джуманов избрал объектом своей критики мою научно-популярную статью в астраханском мусульманском журнале «Мир Вашему дому», статью, не оформленную научными ссылками. При этом я неоднократно затрагивал «юртовскую проблему» в ряде своих научных работ (8. С. 21-26; 9; 11. С. 162-168; 12. С. 27-29). Напрашивается предположение, что г-н Джуманов просто не отслеживает появление новых научных разработок по этнографии Астраханского края. Второе. Я вовсе не являюсь сторонником теории «интерстадиала» В.М. Викторина, как это утверждает Р.У. Джуманов, точнее являюсь лишь отчасти. Соглашаясь с тем, что часть тюркского населения Астраханского ханства оставило родину в преддверии русского завоевания, я думаю, что другая часть вероятно все-таки осталась (или позже вернулась). Суть моей точки зрения заключается в следующем. Этническая общность юртовских татар, известных также как «астраханские татары», на мой взгляд, сложилась в окрестностях Астрахани во второй половине XVI - первой трети XVII в. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюрко-татарского населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI-XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В течение XVIII-XX вв. юртовцы активно контактировали (посредством межэтнических браков, культурного взаимообмена) с казанскими и мишарскими татарами – переселенцами из Среднего Поволжья. Удачно по этому поводу высказалась астраханская исследовательница А.Р. Усманова: «… ногайская историческая основа и тяготение к татарской культуре в дальнейшем своём развитии явилось фундаментом слияния двух этнических групп (ногайцев и татар. – А.С.), что и дало объединяющее название данной этнической группе "ногайские татары"» (14. С. 40).
Третье. Интересно, что Р.У. Джуманов для доказательства своих взглядов в основном апеллирует к историческим исследованиям В.В. Трепавлова и И.В. Зайцева (6; 13) и не приводит источников по «юртовской проблеме». Этого, пожалуй, достаточно для хорошего студенческого реферата, но не для научной статьи. Посоветовал бы г-ну Джуманову в дальнейшем обращаться к первоисточникам, хотя, безусловно, крайне важен и анализ новейшей исторической литературы. Я, в свою очередь, уже затрагивал некоторые источники, проливающие свет на вопрос этногенеза астраханских татар, в своих прежних публикациях, поэтому не стану здесь повторяться (см.: 8. С. 22-23; 9. С. 168-169; 11. С. 164-165).
Четвертое. Даже цитируя известные ему исторические исследования, г-н Джуманов делает это весьма недобросовестно. Так, в частности, он утверждает, что не нашел в монографии В.В. Трепавлова слов поддержки в адрес теории «интерстадиала». При этом он ссылается на следующий тезис В.В. Трепавлова: «Возвращение прежнего тюркского населения, оставившего город в сентябре 1556 г. (перед подчинением Астраханского ханства Россией. – А.С.), стало теперь проблематичным. Часть беженцев полонили донцы и ногаи, часть удалилась во владения Гиреев и Гази б. Урака, и лишь некоторые вернулись назад». Хотелось бы помочь Р.У. Джуманову: указанная им цитата находится не на 9-ой, как он считает (4. С. 171), а на 299-ой странице «Истории Ногайской Орды», но, я надеюсь, это опечатка, в противном случае - непозволительная для учёного неаккуратность в оформлении ссылок. Но что более важно, цитата имеет продолжение: «Возможно, в истории ее (Астрахани. – А.С.) тюркского населения возникла пауза ("интерстадиал", по В.М. Викторину), которая была прервана в первой трети XVII в. массовой миграцией на нижнюю Волгу жителей распадавшейся ногайской державы» (13. С. 299). Правда, в другом месте Вадим Винцерович замечает, что по известным ему источникам он не может ни подтвердить, ни опровергнуть данную теорию. «Однако, - продолжает исследователь, - В.М. Викторин совершенно прав, отождествляя астраханских татар конца XVI-XVII в. с ногаями» (13. С. 431). Пятое. В своей работе Р.У. Джуманов сетует на то, что «неопытные этнографы и краеведы» (как следует из текста статьи, это В.М. Викторин и А.В. Сызранов) часто путают юртовцев и карагашей; при этом он почему-то ссылается на гравюру Адама Олеария «Astrachan in Nagaia» (?!), а не наши публикации (4. С. 172). Отвечу прежде всего за себя, т.к. само определение известного астраханского этнографа В.М. Викторина как «неопытного» вызывает, мягко говоря, изумление! Ни в одной из своих публикаций я никогда не делал утверждений о тождественности юртовской и карагашской этно-групп, хотя, на мой взгляд, их общей этнической основой были все-таки ногайцы: в случае с юртовцами – выходцы из Большой Ногайской Орды, смешавшиеся с остатками татарского населения Астраханского ханства (XVI-XVII вв.), в случае с карагашами – выходцы из Малой, или Казиевой Ногайской Орды (XVIII в.).
Шестое. Р.У. Джуманов замечает, что «юртовцы и ногайцы-карагаши за один народ себя не считают». По этому поводу можно и согласиться, и не согласиться. С одной стороны, действительно, большинство юртовцев до сих пор осознают себя как татары. Дело в том, что, как я писал выше, в течение XVIII-XX вв. они активно контактировали со средневолжскими татарами-переселенцами. Эта интеграция с татарами особенно усилилась в советские времена, когда все группы астраханских ногайцев (включая и самую многочисленную – юртовскую), в связи с политикой государства по включению малых народов в более крупные этнические общности, были причислены к татарам, что, в частности, проявлялось в переписях. Однако, с другой стороны, часть юртовских татар при последней переписи 2002 г. записались ногайцами, так что вопрос о ногайском самоопределении юртовцев еще не закрыт. Ну и напоследок я бы посоветовал Р.У. Джуманову почаще ходить в библиотеку и читать новейшую литературу по этнографии Астрахани, при этом более внимательно вчитываться и, самое главное, стараться адекватно понимать точки зрения других авторов. Но, конечно, такому «опытному этнографу», как г-н Джуманов, это не составит особого труда в дальнейшем…
Библиографический список 1. Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973. 2. Викторин В.М. Интерстадиал (к перерыву постепенности этнического развития при присоединении Нижнего Поволжья к Российскому государству) // Материалы четвёртой краеведческой конференции. Ч. 1. Астрахань, 1991. С. 46-50. 3. Викторин В.М. Этнополитический интерстадиал XVI-XVII вв. и его носители (от Астраханского ханства к Астраханскому воеводству) // Сборник тезисов региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур» («Межэтнические общения в полиэтническом регионе»). Ч. 1. Астрахань, 1995. С. 7-8. 4. Джуманов Р.У. Был ли «Интерстадиал» у населения Хаджи-Тархана (Астрахани) в середине XVI в. // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / Отв. ред. А.А. Курапов. Вып. I. Астрахань: Издательство: Сорокин Роман Васильевич, 2009. С. 171-172. 5. Джуманов Р.У. Особенности формирования этносов Нижнего Поволжья // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики (Материалы научного семинара 16-20 сентября 1989 г., г. Астрахань). Астрахань, 1989. С. 23-27.
6. Зайцев И.В. Астраханское ханство. М., 2004. 7. Рябухин В.Н. К этногенезу астраханских татар // Материалы второй краеведческой конференции. Астрахань, 1989. С. 35-39. 8. Сызранов А.В. Ислам в Астраханском крае: история и современность. Астрахань, 2007. 9. Сызранов А.В. К проблеме этногенеза астраханских (юртовских) татар // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции к 450-летию г. Астрахань, 18 апреля 2008 г. / Сост. и отв. ред. Д.В. Васильев, А.В. Сызранов. Астрахань, 2008. С. 167-171. 10. Сызранов А.В. Мусульманские народы Нижнего Поволжья во второй половине XVI – начале XX в. // Мир Вашему дому. Астрахань, 2007. № 2. С. 15-17. 11. Сызранов А.В. Тюркские народы Нижнего Поволжья во второй половине XVI – начале XX в. // История народов России в исследованиях и документах / Отв. ред. В.В. Трепавлов. Вып. 3. М., 2009. С. 162-191. 12. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области: справочное пособие. Астрахань, 2008. 13. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002. 14. Усманова А.Р. Юртовские татары (к истории возникновения и развития) // Очерки исследователей Астраханского края. Вып. 1. Астрахань, 1997. С. 36-40. 15. Шнайдштейн Е.В. Археологические памятники поздних кочевников Нижнего Поволжья IX-XV вв. как источник по проблеме этногенеза астраханских татар. Автореф. канд. дис. Л., 1975. 16. Шнайдштейн Е.В. О происхождении астраханских татар // Материалы второй краеведческой конференции. Астрахань, 1989. С. 24-32. Р.У.Джуманов Союз журналистов РФ, г. Астрахань
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|