Трансформация родоплеменных сообществ юртовцев (караийле) в семейно-клановые группы в современности
У ряда тюркоязычных народов России наблюдается такое явление, именуемое как «кушамат». В дословном переводе на русский язык это означает «добавленное имя». Эта традиция замечена у башкир, казахов, средневолжских татар. Не является исключением и наша область. Рассмотрим ее на примере жителей с. Татарская Башмаковка. Селение расположено на западном берегу реки Кизань, по обе стороны от моста по трассе Астрахань- Травино. Возраст поселения насчитывает около четырех столетий. Основан представителями этнической группы нижневолжских тюрок известных науке под названием «юртовские татары». До второй половины XX века бытовало самоназвание «нугай». Вплоть до начала 80-х годов прошлого века село было в относительной изоляции от ближайших крупных центров. Только открытие моста через реку Кизань позволило жителям села активно вступать во внешние социально- экономические и культурные контакты. Благодаря этой изоляции в селе долго сохранялись культурные традиции присущие юртовцам. Одной из таких является «кушамат». В Башмаковке для обозначения этого понятия используют свой термин – «атак». В дословном переводе оно означает «знаковое имя, прозвание». Он давался как отдельным лицам, так и целым семьям и бывшим родам и служил своеобразным клановым маркером. В дореволюционной России у башмаковцев не было фамилий в современном понимании этого термина. «Атак» являлся своего рода заменителем фамилии.. Эта традиция укоренилась в среде башмаковцев, что после присуждения Советами их семьям фамилий, практика использования «атак» по сей день не исчезла. Причины присвоения «атак» различный: древние родоплеменные этнонимы, этнические, антропологические особенности, профессиональное, бытовые, черты характера. В работе попробуем сделать систематизацию «клановых имен» по этим характерным чертам принадлежности их носителей.
«Саксен» - в названии «атак» прослеживается созвучие с этнонимом саксин- народа населявшего наш край в XI-XIII веках. «Башалак»- созвучен с самоназванием печенегов – «бажанак». «Алаш»- происходит либо от этнонима «алшин», либо от мангытского урана (боевого клича) – «алаш». В обеих случаях просматривается этнический след. «Утар»- связан с этнонимом группы юртовских татар, раньше всех остальных перешедших на оседлость. «Кундрау»- связан со следующим событием. Один из представителей этого клана взял в жены девушку из с. Тулугановка Володарского района. За ее потомками в Башмаковке закрепился этот «атак». «Черкеш»- причина зарождения «атак» сходна с предыдущим случаем. Один из предков данной фамилии имел жену из лезгинок. Юртовцы всех выходцев с Кавказа обобщенно называли черкесами. Поэтому потомки этой женщины получили «атак» «черкешлар». «Угуз»- созвучен с древнетюрским этнонимом «токуз- угуз». В пользу этой версии говорит и родовой знак тамга уйгур. «Манже»- предок этой семьи имел друга из калмыков. Тот в свою очередь называл его «манжи». «Шанышке» - «атак» связан с формой родовой тамги в виде буквы ш. дословно переводится как трезубец. «Кыркасын»- сорок поколений. Также является этнического происхождения. Перечисленные «атаки» объединяет природа их этнического происхождения. В них закодирована информация, которую предстоит еще раскрыть. С одним из «атак» связана семейная легенда. «Кукшебарак» дословно переводиться как «синяя ткань». Именно в такую ткань был завернут младенец, когда его нашли приемные родители. За ним и его потомками закрепилось это прозвание. «Куканай»- этот «атак» связан с мужским именем. В работе Марии Амербиевны Булгаровой «Ногайская топонимика» описано название бывшего селения в Ногайском р- не респ. Дагестан «Кёкеней аул». Этот ойконим она связывает с мужским именем Кёкеней.
«Ашантау»- связан с местом жительства носителей данного «атака». Их родовой дом стоит на бугре «Ашантау- тюбя». По истории Башмаковки, именно с этого бугра началось основание села. «Тездаге»- носитель этого прозвания жил на окраине села. «Атаки» подчеркивающие антропологические особенности их носителей. «Куккуз»- «синеокий, голубоглазый», «сарка»- «светлый, белокожий». «Сарбука»- «атак» состоит из двух слов: сары- светлый, бука- крепыш, силач. Был дан в качестве ласкательного детского имени Исаеву Садвакасу его матерью. После перешло на его потомков. Прозвания, связанные с профессией его носителя. «Кабак»- «атак» закрепился за человеком, работавшем в учреждении общепита- кабаке. «Асёкин»- был дан сельчанину, работавшему до революции у управляющего Башмаковской рыболовецкой ватаги Осокина «Шапай»(Чапай)- носитель этого «атак» работал в довоенное время в колхозе «12 лет Октября». Возглавлял бригаду №6 имени героя Гражданской войны В.И. Чапаева. «Майор»- «атак» закрепился за башмаковцем, одним из первых дослужившегося до этого воинского звания. Следующая группа «атак» характеризуется хозяйственными и бытовыми чертами их наречения. «Кыек»(наклонный, скошенный)- закрепился за человеком, который первым в селе построил дом с двускатной крышей. До этого случая все дома строили с односкатной плоской крышей. «Атак» первоначально звучал «кыек шарлак». За прошедшие столетия трансформировался и в сокращенном виде дошел до наших дней. «Алабай» (пестрый, пятнистый)- в хозяйстве носителя этого прозвания была лошадь, выделявшаяся своей мастью- «алабай ат»(пятнистая лошадь). Позже «атак» сократился до формы «алабай» «Алаугуз» (пестрый вол)- также связан с мастью животного, бывшего в хозяйстве носителя этого «Атак» дошел до наших дней без изменений. «Куян»-заяц. Первоначальная форма была «куян ятак»- кроличья шапка. Была дана человеку первым в селе одевшему шапку из меха кролика. Позже сократилась и используется в этой форме. Существует группа клановых «имен» связанных с чертами характера их носителей.
«Ташкукрак» (каменная грудь)- означал гордый, независимый характер. «Буран»-дано сельчанами человеку за буйный характер «Яркымбай»(тщеславный, хвастливый)- носитель этого «атак» любил преувеличивать свои достижения. Сельчане также выделяли «атаками» татар- переселенцев из Среднего Поволжья. Общее для них прозвание было «жюкааяк»- обувь из лыка. Происходит оно от вида обуви: лаптей, плетенных из лыка. Этот вид обуви был необычен для юртовцев, одевавших в повседневности кожаную обувь. Для отдельных семей переселенцев давали прозвания, связанные с их родными деревнями. «Щирман»- предки этой семьи переехали в Башмаковку из деревни Щирман со Среднего Поволжья. «Канди»- переселенцы из д. Кандеевка, Пензенской губернии. На основании приведенных примеров можно прийти к следующим выводам. «Атак» является родовым, семейным и личным прозванием. В последнем случае не редко переходит и на других членов семьи Традиция присвоения и ношения «атак» ведет свое начало еще со времен родоплеменных названий предков башмаковцев. Родоплеменные названия были забыты в процессе перехода на оседлость групп юртовцев в XVI- XVIII веках. Этому способствовал также переход от кровнородственной общины(махалля) к аульной системе проживания, приписание юртовцев в сословие гос крестьян. Несмотря на все эти исторические перепетии в памяти народа сохранился своеобразный идентификационный код: не имея социальной среды, как казахи и ногайцы – карагашы для сохранения родов и тамг, народом изобретены «атак» -семейно- клановые сообщества. Эта тема интересна и требует дальнейшего глубокого изучения и анализа. А.Д. Таналиева Астраханская общественная организация «Молодежный цент ногайской культуры «Эдиге»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|