Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитания молодежи в современной России




 

 

Музей – один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени.музей не только отражает важные тенденции развития "культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.

Музей, как известно, это, прежде всего, память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По-существу, музей «является школой вещей, школой визуального, пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их антропогенности, рукотворности». Музей в понимании современной музеологии - это особая образовательная среда (1. С.14).

Именно поэтому, одной из основных миссий музея является его образовательная деятельность, которая является важной составляющей институционной роли музея. А отношения музея со школами всех уровней - это важное измерение его институционного контекста, требующего квалифицированного управления. Музеи постепенно пересматривают свою роль в качестве общественных образовательных учреждений. В работе со учащимися и студентами музеи делают ставку на развитие представлений о мире, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию.

Со второй половины XX в. проблема музея становится предметом исследования для целого комплекса гуманитарных дисциплин. Столь широкий интерес объясняется тем, что музей перестает быть только инстанцией, накапливающей, изучающей и репрезентирующей посредством артефактов различные культурные ценности. Собирая и сохраняя вещи, предназначенные для передачи потомкам, то есть для бесконечно долгого хранения, музей постепенно превращается в место рождения и сохранения подлинной Истории и Культуры. Выступая с точки зрения вечности, он получает возможность воздействовать на культуру, диктуя ей императивы восприятия и оценок. (3. С.10)

На протяжении прошедшего столетия сложилась тенденция рассматривать музей как один из важнейших структурообразующих элементов всей современной западной культуры. Музей и музейность как таковая - это характеристика развития культуры в переломные, кризисные эпохи, когда культура уже не может справиться с осмыслением собственного многообразия. В такие периоды собирающий осколки утраченной целостности музей и его возросшая роль в культуре становятся объектами пристального внимания и критики. Однако можно заметить, что в виде претензий к музею деятели культуры и широкие слои населения зачастую выражают обеспокоенность не столько различными сторонами деятельности собственно музея, сколько путями развития культуры и общества.

Были осуществлены попытки видоизменить традиционные формы музеев и музейной деятельности, привести их в соответствие новым культурным ситуациям, которые периодически возникают в процессе развития культуры и социума. В результате переосмысления основных принципов функционирования музея как социокультурного института появляются новые формы музейной работы, особое внимание уделяется рекреационным и коммуникативным аспектам. Музей, во многом отойдя от модели целенаправленного формирования знаний, ценностных предпочтений и даже личности посетителей, начинает все больше удовлетворять разнообразные потребности музейной аудитории и в результате становится полифункциональным культурным центром. Крупные музеи, как и прежде, остаются одними из важнейших символов государственности, институтами поддержания национальной самоидентичности (2. С.10).

Музей и ВУЗ похожи в одном: оба являются своего рода общественным и культурным учреждением. Разумеется, к процессу образования музей и университет подходят фундаментально различно. Преподавание в высшей школе ведется на основе программы и организовано по предметам и курсам. Учебный процесс в ВУЗе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется. Музеи действуют в сфере неформального или «параллельного» образования: сюда приходят в свободное время. Музейная публика весьма разнородна по возрасту, интересам, социальному и имущественному положению.

Музей не «иллюстрирует» историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. Непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают «осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим». Задача музея - сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию.

К сожалению, некоторые преподаватели порой недостаточно представляют себе специфику образовательных возможностей музея, полагая, например, что здесь за час можно узнать «все о чем или о ком-либо». Поэтому особенно важным является знакомство с традициями музейной педагогики. Теория и практика культурно-образовательной деятельности музеев оказала едва ли не самое большое влияние на развитие этой науки.

Наиболее значительными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой тенденции, являются:

· развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе наблюдения явлений природы или осмотра предметов материальной среды;

· формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с творениями природы или предметами материальной среды;

· привитие навыков самостоятельного обучения;

· мотивация процесса обучения.

Ради осуществления этих задач желательно, чтобы музей устанавливал партнерство с университетами, школами и другими образовательными учреждениями. И одной из наиболее значительных тенденций в деятельности музея является включение школ разных уровней в учебный процесс на основе планирования совместной деятельности. Их сотрудничество требует не только желания совместно работать и изобретать, но и умения учиться друг у друга, а затем объединиться для реализации поставленных целей.

Организуя отношения музея с образовательными учреждениями, важно понимать, что музей - прекрасное место для неформального взаимодействия с культурой. Важно, чтобы музей и образовательное учреждение делали каждый свое дело, не пытаясь подменять друг друга. Именно школа должна открыть детям разнообразие путей освоения культуры - привести их в библиотеку, музей или театр, формируя тем самым устойчивую потребность в общении с культурными ценностями. Экспозиция музея является своеобразным, специально организованным эстетичным пространством, которое уже само по себе оказывает эмоциональное воздействие на человека. Однако она включает и много невидимых на первый взгляд тайн, загадок, знаков. Умение ориентироваться в экспозиции, «читать» ее, часто называют музейной культурой.

В центре музейной коммуникации всегда стоит посетитель. В живом, непосредственном взаимодействии с аудиторией работает научный сотрудник музея. Здесь надо сказать, что передача научных знаний не является специфической задачей музея, и ему не обязательно брать на себя функцию, с которой справляется школа, университет, учебник, научно-популярная лекция и др. Музей - не вспомогательный образовательный институт, который подчинен школе, подменяет ее на определенных направлениях деятельности, или просто иллюстрирует школьное образование, а самостоятельный, самодостаточный центр культуры и образования.

Традиционно, наиболее популярными среди учащихся и студентов остаются групповые посещения музея.

Система обучения и воспитания в музее - это непрерывный, преемственный, последовательный процесс, а чтобы он стал еще и действенным, необходимо добиваться сознательности и активности аудитории. Вся музейная информация должна подаваться в доступной, интересной форме, пропускаться через чувства посетителей.

Пройдя многовековой путь своего развития, музеи выработали множество различных форм и методов воспитательной работы. Современная педагогическая деятельность музеев реализует их в качестве специальных программ и проектов различного уровня. На сегодняшний день в своем арсенале музеи имеют наряду с традиционными средствами воспитания и современные информационные технологии, способствующие повышению эффективности образовательной деятельности музеев. Практическая музейно-педагогическая работа базируется на интеграции музейного и образовательного пространств (1. С.15).

Музей в качестве досугового центра представляется перспективным и актуальным, особенно в наше время, когда на рубеже XX-XXI вв. многие музеи перестают быть только «храмами наук и искусств», все шире приобретая рекреационные и развлекательные функции. Концепция музея как досугового центра предлагает решение задач организации свободного времени в стенах музеев, исследуя в связи с этим особенности музея как рекреационного учреждения, структуру потребностей социума в отдыхе и развлечении и пути их удовлетворения, а также свойственные музею средства эмоционального воздействия на посетителя.

Сегодня все музеи – и большие и маленькие, и государственные и общественные – находятся в нелегком положении. Необходимы новое осмысление обществом их значимости, новые концепции вхождения музеев в новую реальность. Государственные музеи имеют для этого неизмеримо большие возможности. ­Однако в результате проводимых реформ по структуризации бюджетных учреждений существует реальная угроза перевода части музеев федерального и регионального уровня в муниципальное подчинение, что для многих из них окажется губительным, так как провинциальный город зачастую оказывается неспособным достойно содержать большие музейные собрания, финансировать полноценную музейную деятельность – научную, реставрационную, просветительскую. Вместе с тем продолжают выживать и нередко набирают силу музеи негосударственные. В российском обществе постепенно возрождаются традиции меценатства, которые позволяют развивать культурные инициативы на местном уровне.

В условиях всеобщей коммерциализации социальных институтов мы не должны забывать, что у музея есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции, – это истинные ценности культуры. При этом интерпретация историко-культурного наследия зависит напрямую от профессионализма музейных работников. Музеям удастся составить достойную конкуренцию массовой культуре в борьбе за свободное время общества, если они сумеют наладить эффективный менеджмент и маркетинг своего продукта, используя профессионализм своих сотрудников. Таким образом, традиционная по содержанию и инновационная по форме работа любого музея – основа его выживания и укрепления.

Мы, вузовские педагоги, призваны помогать юношам и девушкам раскрыть свой мир, познать самих себя, разбудить совесть, воспитать ответственность, побудить каждого занять в образовательном процессе активную позицию. Большинство студентов связывает нравственность с чувством патриотизма. Уникальную роль в воспитании такой личности на современном этапе играет музей.

 

Библиографический список

1. Адаме М.Д. Роль музея в распространении знаний // Museum. 1984. №141. С.14-16

2. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры // Декоративное искусство СССР. М., 1976. № 10. С. 8-10

3. Хансен Т. X. Музей как просветительное учреждение // Museum. 1984. № 144. С. 9-11


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. Алиева Анжела Наримановна – старший научный сотрудник отдела истории, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей заповедник».

2. Бекмурзаева Светлана Алексеевна - преподаватель истории Астраханского колледжа вычислительной техники, аспирант, Астраханский государственный университет

E-mail: [email protected]

3. Беломоина Ольга Алексеевна – зав. музеем истории города, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей заповедник»

4. Бездудный Владимир Григорьевич - научный сотрудник, РРОО «Донское Археологическое Общество».

E-mail: [email protected]

5. Богатырев Анатолий Иванович – журналист–писатель, Союз журналистов РФ, г. Астрахань

6. Болдырева Е.М. -магистрант 2-го года обучения исторического факультета,Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

7. Бочарникова Ирина Станиславовна - заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по науке и организационно-методической работе, Областной методический центр народной культуры.

E-mail: [email protected]

8. Бухарицин Петр Иванович - д.г.н., профессор, Астраханский государственный технический университет.

E-mail: [email protected]

9. Васильев Дмитрий Викторович - к.и.н., заведующий археологической лабораторией АГУ, заведующий кафедрой истории России, Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

10. Викторин Виктор Михайлович – к.и.н., доцент, отделение восточных языков Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

11. Войнова Людмила Викторовна - студентка ГМУ, Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы

12. Воробьева Лариса Вадимовна - зав.отделом природы, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

13. Герасимиди Елена Ивановна – зав. музеем культуры Астрахани, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»

E-mail: [email protected]

14. Головачев Илья Владимирович – к.г.н., доцент кафедры «Геология и геохимия горючих ископаемых», Астраханский государственный университет, учёный секретарь Астраханского отделения Русского географического общества.

E-mail: [email protected]

15. Головачев Михаил Владимирович – зав. таксидермической лабораторией, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

16. Голод Альберт Александрович – историк-краевед, в 1998 г. начальник отряда Поволжской Археологической экспедиции ИА РАН, г. Москва

E-mail: [email protected].

17. Джуманов Равиль Уттамухамедович - историк-краевед., член Союза журналистов РФ, г. Астрахань.

18. Дурманова Наталия Михайловна -к.и.н., доцент кафедры «Всемирной истории и политологии», Астраханский государственный технический университет.

19. Егорова Александра Ивановна - доцент кафедры «Экологический туризм», Астраханский государственный технический университет.

20. Жирова Анастасия Глебовна -старший лаборант археологической лаборатории, Астраханский государственный университет.

21. Идрисов Эльдар Шамигуллович – к. п. н., зам. директора, Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы.

E-mail: [email protected]

22. Казакова Елена Вячеславовна – директор музея ООО «Газпром добыча Астрахань»

E-mail: [email protected].

23. Казакова Елизавета Петровна - Астраханский государственный университет ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

E-mail: [email protected]

24. Кидирниязов Даниял Саидахмедович – д.и.н., проф., Заслуженный деятель науки Республики Дагестан, ведущий научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук.

E-mail:daniyal 2006@ rambler.ru

25. Корниенко Елена Геннадьевна - Астраханский государственный университет

E-mail: [email protected]

26. Косточкин Илья Валерьевич – научный сотрудник, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»; ассистент кафедры История России, Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected].

27. Курапов Андрей Алексеевич – к.и.н., зам директора по науке и экспозициям,ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

E-mail: [email protected]

28. Курмансеитова Аминат Хасановна – к.и.н., старший научный сотрудник, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований.

E-mail: [email protected]

29. Курочкина Светлана Александровна – к. и. н, доцент кафедры регионоведения исторического факультета, Марийский государственный университет.

E-mail: zeleneev@ marsu.ru (для Курочкиной С.А.)

30. Кузовлева Ольга Олеговна - старший научный сотрудник, Дом-музей Велимира Хлебникова.

E-mail: [email protected],

31. Лангелер Арно Йоханес - доктор гуманитарных наук, профессор, Амстердамский университет (Нидерланды).

32. Лебедев Сергей Владиславович – к.и.н., доц., Астраханский государственный университет

E-mail:[email protected]

33. Лепехина Наталья – ученицаМОУ «СОШ №33» г. Астрахань.

34. Лозовская Марина Вячеславовна – д.б.н., проф., зав. кафедры зоологии, Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

35. Ляпин Никита Михайлович – к.и.н., доцент, Астраханский государственный технический университет

E-mail: [email protected]

36. Максимов Андрей Алексеевич -старший научный сотрудник ГОК ИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта».

E-mail: [email protected]

37. Маломётова Зоя Александровна – зав отделом редких книг и книжных памятников, Областная научная библиотека им. Н.К. Крупской, г. Астрахань.

E-mail: [email protected]

38. Маркова Ольга Александровна – старший научный сотрудник сектора информационного обеспечения, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

39. Мамаев Александр Александрович - заведующий Домом-музеем Велимира Хлебникова.

E-mail: [email protected]

40. Мокляк Валерия -ученица классаМОУ «СОШ №33» г. Астрахань.

41. Медведев Виктор Николаевич -начальник научно-методического отдела ГОК ИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта».

E-mail: [email protected]

42. Мусаев Амир Дамирович – учитель истории СОШ с. Татаро-Башмаковка Приволжского района Астраханской области

43. Николаева Любовь Викторовна -к.и.н., доцент кафедры «Всемирной истории и политологии», Астраханский государственный технический университет.

E-mail: [email protected]

44. Никонова Надежда Михайловна -к.и.н., доцент кафедры «Всемирной истории и политологии», Астраханский государственный технический университет.

E-mail: [email protected]

45. Ногайкина Светлана Ивановна – зав сектором отдела фондов,ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

46. Пантелеев Сергей Александрович – научный сотрудник сектора археологических исследований, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

47. Парипа Ольга Анатольевна - учитель истории МОУ «Началовская СОШ».

48. Пигарев Евгений Михайлович - к.и.н., зав. филиалом «Селитренное городище», ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

E-mail: [email protected]

49. Сейфетдинова Элина Рамильевна - научный сотрудник отдела фондов, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

E-mail:[email protected]

50. Скисов Сергей Ювенальевич – сотрудник Астраханского художественного фонда.

51. Сумина Ольга Николаевна – научный сотрудник отдела истории, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей заповедник»

52. Сызранов Андрей Вячеславович – к. и. н., доцент кафедры регионоведения исторического факультета, Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

53. Таналиева Аделя Дамировна -член Астраханской общественной организации «Молодежный цент ногайской культуры «Эдиге».

54. Таркова Радмила Анатольевна – к. и. н., доцент кафедры истории России исторического факультета, Астраханский государственный университет.

E-mail: [email protected]

55. Тепкеев Владимир Толтаевич - к.и.н., научный сотрудник отдела истории и археологии, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

56. Токарева Анна Анатольевна – ассистент, Астраханский государственный технический университет.

E-mail: [email protected]

57. Торопицын Илья Васильевич – к.и.н., доцент, Астраханский государственный университет, заместитель начальника отдела министерства международных и внешнеэкономических связей Администрации Астраханской области.

E-mail: [email protected]

58. Трофимов Вячеслав Михайлович – историк-краевед, г. Астрахань

59. Шамардинова Гульфия Асхатовна - учитель химии, МОУ «СОШ №33» г. Астрахань

E-mail:[email protected]

60. Шишкова Галия Михайловна – аспирант, Астраханский государственный университет.

61. Яронова Нина Николаевна – научный сотрудник музея истории города, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

 


[1] Фёдоров-Давыдов Г.А., Мухаммадиев А.Г., Галкин Л.Л. Отчёт о раскопках золотоордынского городища у с. Селитренное Астраханской области (Сарай-Бату) в 1969 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 3909, 3909-а.

[2] Яблонский Л.Т. Население средневековых городов Поволжья…

1 Село Селитренное, находящееся в Харабалинском районе Астраханской области, является остатками столицы Улуса Джучи – города Сарай ал-Махруса.

2 Нумерация гончарных мастерских на Селитренном городище предложена Е.М. Пигаревым (6. С. 8-10).

[3] Данная схема была применена при классификации красноглиняной керамики Царевского городища (город Сарай ал-Джедид) (2. С. 11).

1 В КЛ-2002 два именных пула Токтамыша обозначены как «подражание маджарским»

2 Здесь я не рассматриваю Селитренное городище и Каменный бугор как изолированые объекты

[4] Интересна динамика распространения сюжета «шестиконечная звезда» на пулах по территории З. Орды. Этот сюжет появляется в 40-е годы в Крыму и Азаке как заимствование с ещё более ранних монет Хулагуидов, там он обрастает множеством вариантов (см. Арсюхин, Студитский. С. 167); в 70-е годы он появляется в Маджарах, и лишь в 80-е и 90-е годы сиановиться популярным на Нижней Волге.

[5] Здесь и далее речь идёт об округлённых средних весах.

1 Интересно привести описание этого знамени. Оно было изготовлено по специальному заказу («написано вновь»). Знамя представляло собой группу символических изображений на куске белой камки. В середине – двуглавый орел, над орлом ме­сяц, около орла «круг винецкие травы», на коне человек с копьем «прободает змия». Знамя писано с обеих сторон, кайма ало­го цвета, по ней вышиты травы золотом. Вместе со знаменем Мончаку была отправлена сабля, пара пистолей, карабин, коль­чуга, шапка железная, седло, чепрак и др. К сожалению, знамя не сохранилось до наших дней.

2 Речь здесь, скорее всего, идет о крепости Шад-керман, расположенной у слияния рек Зеленчук и Кубань. Построение имело деревянную четырехугольную форму, а цитадель была сложена из кирпича, имелся ров с деревянным висячим мостом. Как сообщает Эвлия Челеби, крепость была построена кабардинским князем Мисост-беем для защиты от калмыков, и взята под управление крымским ханом Мухаммед-Гиреем. По сведениям Ш.Б. Ногмова, крепость была основана во время похода крымско-османских войска во главе с Алегот-пашой на Кабарду.

3 В 1663 году князь Я.Н. Одоевский был уже пожалован в бояре и 27 августа послан воеводой в Астрахань, где пробыл до 1666 года. По возвращении в Москву Одоевский продолжал придворную службу, а в 1670 году, кроме того, был назначен судьей в приказ Казанского Дворца. В 1672 году, после Разинского бунта, Одоевский получил снова назначение на воеводство в Астрахань. Во время своего второго управления Астраханью (до 1676 г.) князь Я. Н. Одоевский должен был заботиться о приведении в порядок города, а также наладить отношения с калмыцким тайшой Аюкой в ходе русско-калмыцкого съезда под Астраханью и заключения шерти от 27 февраля 1673 г

4 В начале 60-х годов XVII в. в степи Северного Прикаспия, контролируемая калмыками-торгутами, с территории Центральной Азии прибыла новая волна ойратских улусов, состоящая в основном из дербетов и хошутов. Причиной этой миграции послужила очередная междуусобная война в Джунгарском ханстве. Таким образом, большая плотность калмыцких улусов в Северном Прикаспии вынуждала тайшей рассматривать новые территории для кочевок на Северном Кавказе и Причерноморье.

5 Пленники, взятые в набеге.

[6]Князь Юрий Алексеевич Долгорукий в 1648 г. был пожалован в бояре, служил офицером, в частности, во время Русско-Польской войны 1654-1667 г. Позднее, в 1670 г., разбил Степана Разина. Погиб во время стрелецкого бунта.

[7]В 1660 году потерпел поражение под Любаром и в битве под Чудновом и попал в татарский плен, в котором провёл 21 год.

[8] Здесь речь идет об Аюке и Абухане.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Астрахань-Амстердам в орбите российско-голландских торгово-экономических отношений XVII-XVIII веков»), проект № 08-01-00326а

1 В боевом формуляре упомянуты сражения, в которых он принимал участие: 1812 г. – 13 и 14 июля под Витебском, 4, 5 и 6 августа под Смоленском. 26 августа при Бородине, 6 октября под Тарутиным, 12 и 13 октября под Малым Ярославцем, 4, 5 и 6 ноября под Красным; 1813 г. – 20 апреля под Люцерном, 8 и 9 мая под Бауценом, 17 августа под Кульмом (произведён в штаб-ротмистры), 4, 5 и 6 октября под Лейпцигом (награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость»); 1814 г. – битва при Бриене, 13 марта под Фершампенуазе, 18 марта при взятии Парижа (см.: 16. С. 520).

2 При недостатке высших и средних специальных учебных заведений, выпускники которых могли бы претендовать на занятие крупных чиновничьих должностей, в начале XIX в. основным источником формирования губернаторского корпуса являлось высшее офицерство. Как правило, это были отставные полковники, переведённые в статские чины. Военная служба была едва ли не единственной школой управления в империи, поэтому губернаторские должности нередко воспринимались современниками как вознаграждение за боевые заслуги. Считалось, что командир полка, дивизии, корпуса мог стать попечителем учебного округа, губернатором, сенатором, министром. Во многом это было следствием проводившейся Николаем I военизации государственного аппарата (см.: 3. С. 32 – 33; 3. С. 13). События, предшествовавшие назначению Тимирязева астраханским губернатором, выходят за рамки избранной темы и здесь не рассматриваются (см.: 18. С. 318).

3 Подобные отзывы современников о провинциальном чиновничестве в николаевскую эпоху были скорее правилом, чем исключением (см.: 5. С. 23).

1 А.А. Храповицкий «учился у учителей 1-го кадетского корпуса математическим, физическим и словесным наукам, а также языкам французскому, немецкому, английскому и латинскому». Служил в армии (1789 – 1801), учился в Дерптском университете (1802 – 1804), с мая 1804 г. для завершения образования «ездил … в чужие края». В 1807 году в возрасте двадцати семи лет Храповицкий был назначен директором народных училищ Астраханской губернии, был директором гимназии. А.А. Храповицкий в числе преподавателей астраханских школ основал накануне войны 1812 г. кружок «Друзей человечества». Члены кружка организовали сбор средств на расширение сети учебных заведений в губернии, открытие школ для нерусского населения, покупку книг и наглядных пособий, материальную помощь нуждавшимся учащимся. Во время войны 1812 г. собрали пожертвования на народное ополчение. Деятельность членов кружка вызвала недовольство руководства Казанского учебного округа, в начале 1820-х гг. кружок прекратил своё существование. После того как Храповицкого отстранили с должности директора (1819), он служил «советником Астраханской казенной палаты управляющим питейными сборами». С 1835 г. в Петербурге «состоял в Департаменте путей сообщения и публичных зданий по особым поручениям» (см.: 9. С. 330 – 331).

2 Директор народных училищ Астраханской губернии Михаил Самсонович (Сампсонович) Рыбушкин (1792 – 1849) был известен как педагог, журналист литератор. В своей книге, посвященной Астрахани, он так писал об основателе училища: «… движимый чувствами благотворения к беднейшим гражданам своей нации и соревнованием к общей пользе, решился устроить особое на свой счет училище с тою целию, чтобы оно служило рассадником образованного духовенства и смышленых людей в делах коммерции». В его книге есть информация о средствах, пожертвованных Агабабовым на училище, предложенной основателем программе обучения и реорганизации учебного заведения в уездное училище. В Агабабовском училище преподавал сын М.С. Рыбушкина Александр (см.: 14. С. 169 – 170; 8 С. 11, 19).

3 Звание почетного смотрителя уездных училищ было учреждено в 1811 г. Почетный смотритель считался состоящим на государственной службе, ему вменялось в обязанность «иметь надзор за училищами и оказывать им сообразное с средствами вспоможение». Пожертвования на учебное заведение были необходимым условием для получения этого звания и составляли постоянный доход училища. Первым почетным смотрителем Агабабовского училища был Н. И. Агабабов (см 11. С. 789, 790; 10. С. 20). Звание почетного благотворителя для Агабабовского училища было введено в 1838 г. Почетным благотворителем мог стать представитель Астраханского армянского общества, постоянно делавший значительные взносы на содержание училища (см.: 10. С. 9).

4 В 1905 году были открыты начальные классы армянской семинарии, но окончательного решения об открытии так и не было принято (см.: 18. С. 36). О преобразовании училища в прогимназию попечительный совет ходатайствовал в 1908 г. (см.: 10. С. 48).

1 В состав Русскобашмакоского сельсовета с 1925 года входили населенные пункты: Русская Башмаковка, Ассадулаево, Мансур, с 1929 поселок Первое Мая. Справочник административно-территориального деления Астраханской области. Астрахань, 2008. С.181, 280, 322.

2 Так по данным документа ГААО Ф.3216. Оп. 4. Л. 43. за 1958 на территории Татаробашмаковского сельсовета было выявлено 50 человек неграмотных, из которых 39 человек, могли свободно читать и писать на татарском языке, используя графику арабского языка.

1 В тот момент, с усилением религиоз. репрессий, проводив в 1898 г. первую группу (Агафона Ивановича, «Гапона» Куракина) в Палестину, поволжское «иудеянство» решало свою дальнейшую судьбу с переездами. И далее, один из старейшин молокан-субботников в с. Михайловка, Филипп Фёдорович Перепечёнов, ещё в 20-30-х гг. XX в. (видно, зная об иных тогдашних биробиджанско - крымских и ближневосточ. проектах по еврейск. крестьянству ком-тов КомЗЕТа и заруб. распределит. «Агро-Джойнта») временами говаривал: «Если что – то и в Палестину подадимся!».

2 Имеется в виду периферийная хопёрско - битюгская переселенч. группа мордвы (XVII в.), обрусевшая в сёлах между гг. Балашовым, Воронежем и Липецком на рубеже XIX-XX вв. О молоканских и субботнических тенденциях у мордвы вообще (в Поволжье и переселённых в Закавказье, на оз. Севан) см. этнорелигиовед. работы уваж. проф. Н.Ф. Мокшина из г. Саранска.

3 Автор, Евгений Владимирович Зайцев, – видный учёный, педагог и активист иного течения в христианстве, канд. филос. наук, доктор богословия, выпускник адвентистского ин-та им. Дж. Андрюса в г. Берриен-Спрингс, шт. Мичиган, США, ректор Заокского христианск. гуманитарно-экономич. ин-та в Тульской обл. (3)

1 Возможно, побывал в Астрахани в 1666 г.

2 Интересна также легенда приволжских калмыков о возведении Хошеутовского хурула, заброшенный остов которого расположен у совр. с. Речное в Харабалинском районе Астраханской области. Этот буддийский каменный храм был построен в 1810-х гг. в честь победы России над наполеоновской Францией и её союзниками. Инициатором строительства был нойон Серебджаб Тюмень, предводитель одного из трех калмыцких полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии. Когда начали возводить стены хурула, они несколько раз обваливались. Тогда, по совету гелюнгов, решили принести человеческую жертву, чтобы умилостивить бурхана. Выбор пал на семилетнего мальчика из бедной семьи. В течение семи дней в его честь продолжался пир. Затем мальчика посадили на белую лошадь, поместили их в заранее сделанную в стене нишу и живыми замуровали. После этого строительство было благополучно завершено. Как гласит легенда, до сих пор в полнолуние можно увидеть мальчика на белом коне, выезжающего из дверей храма (3. С. 10).

1 Склабинский, В.И. Из Репинской библиотеки. АЛ. 1909. - № 60. 17 (30) марта. С. 2.

2 Маломётова, З.А. «Для удовлетворения любознательных умов к дальнейшему образованию...»: Очерки из истории Астраханской областной научной библиотеки имени Н.К. Крупской. 1838. 2008. Астрахань, 2008. С. 234 252.

3 Арсеньева, Р.В. Обер-офицерский сын Вячеслав Склабинский. // Московский журнал. – 2003. – № 9. – С. 28–32; у Роксаны Валерьяновны вскоре должна выйти в свет книга о родословной всех ветвей ее семьи. На данный момент библиотека располагает первым, машинописным, вариантом: Бабушкин клубок [Машинопись]. – 2003. – 165 с.: ил.

4 «меблированных комнат на Большой Кисловке»: это два строения под одним номером в самом начале старинного переулка – Большого Кисловского – в центре Москвы, в которых находились меблированные комнаты Анны Ивановны Колокольцевой, оба хорошо сохранились до наших дней. Окна верхнего этажа в обоих зданиях по размеру намного меньше окон второго и нижнего этажей. Судя по описанию В.И. Склабинского, комнаты, занимаемые Иваном Акимовичем, должны были находиться на верхнем этаже: поэтому потолки были низкими: на имеющихся у нас снимках прекрасно видны оба здания. В первом из них (нумерация начинается от Воздвиженской улицы) располагается Институт языкознания РАН. Сам Иван Акимович иногда сообщает свой адрес по имени прежнего владельца, Азанчевского.

5 Иван Аполлонович: Явная описка: конечно же, Иван Акимович.

6 старый библиофил: Ивану Акимовичу, когда он скончался, ещё не исполнилось 67 лет: он родился 28 октября 1841 года. – РГИА. Ф. 1343. Оп. 39. Д. 4071.

7 папиросы Лаферм любил не один И.А. Репин: именно их предпочитал и Ф.М. Достоевский. Табачная фабрика "Лаферм" (в советское время фабрика имени Урицкого, ныне объединение «Петро») была основана в Петербурге в 1852 году австрийским подданным, купцом 2-й гильдии бароном Гунманом де Бальбеллом. Продукция отличалась высоким качеством и в 1868 году предприятие получило звание Поставщика Его Императорского Величества. Предприятие выпускало продукцию на любой кошелёк. Папиросы фирмы были настолько популярны, что персонажи многих произведений отечественной литературы предстают перед читателями с папиросой этой фирмы в руке. По-видимому, И.А. Репин для своего каталога использовал сорт, который паковался в латунные коробки. К сожалению, ни одна из них в имуществе библиотеки не сохранилась.

8 моих товарищей по работе: В Москву вместе с В.И. Склабинским был командирован помощник делопроизводителя городской управы Андрей Игнатьевич Клементьев. В столице к работе по «приёмке» библиотеки Вячеслав Иванович привлёк своего племянника, Александра Николаевича Бейгуля (в будущем художника), который в это время занимался в студии К.Ф. Юона, тогда уже знаменитого живописца, и Леонида Алексеевича Кутаркина, тоже астраханца, студента Императорского Московского технического училища. - ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 11304. Лл. 71, 72 об. и др.; об А.Н. Бейгуле см. статью правнучки В.И. Склабинского: Арсенье

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...