Государственный долг: сущность, виды.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Классификация государственных займов. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые принято классифицировать по определенным признакам По правовым оформлением различают: - Государственные займы, предоставляемые на основании соглашений (безоблигационные). Как правило, соглашениями оформляются кредиты от правительств других стран (межправительственные займы на двусторонней основе), а также кредиты от международных организаций и финансовых институтов (внешние займы на многосторонней основе); - Государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. По месту размещения займа разделяют на: - Внутренние займы (облигации, казначейские обязательства), размещаемых на внутреннем финансовом рынке и обычно в национальной валюте. В процессе размещения внутренних государственных займов могут участвовать резиденты и нерезиденты. Допуск нерезидентов к рынку державнитх ценных бумаг расширяет их финансовые возможности; - Внешние займы (облигации, фидуциарные ссуды), которые размещаются на международном финансовом рынке преимущественно в иностранной валюте или безоблигационные займы, предоставляемые на основании соглашений и поступают извне от правительств других стран, международных организаций и нерезидентов. Зависимости от статуса заемщика (точнее эмитента) ссуды разделяют на: - Государственные, выпускаемые центральными органами управления (в Украине Министерством финансов по решению Кабинета Министров Украины). Средства, аккумулированные от их размещения, направляются в государственный бюджет; - Местные, выпускаемых местными органами управления, а средства от них направляются в соответствующие местные бюджеты. В Украине эти займы еще не получили достаточного распространения, как в развитых странах, однако в перспективе они могут стать важным финансовым инструментом экономического развития.
В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: - Краткосрочные (текущие, срок погашения до одного года); - Среднесрочные (от одного до пяти лет); - Долгосрочные (свыше пяти лет). По видам доходности государственные займы делятся на: - Процентные, когда выплата дохода по государственным займам осуществляется в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего, спроса и предложения на кредитном рынке; - Беспроцентные (дисконтные), которые характерны тем, что государственные ценные бумаги реализуются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Проценты по такой облигации не начисляют, а доход кредитора возникает вследствие ее погашения по цене выше цены приобретения; - Выигрышные, которые реализуются без установления фиксированного процента, а выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. По характеру обращения ценных бумаг государственные займы делятся на: - Рыночные, которые свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг; - Нерыночные, которые имеют ограничения по покупке и продаже, или не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их продать. По форме выпуска государственных займов различают: - Наличные (сопровождаются эмиссией государственных ценных бумаг);
- Безналичные займа (проводятся путем записей на соответствующих счетах в электронном депозитарии). По способу погашения займы делятся на: - Ординарные (погашение может проходить одновременно для всех выпущенных займов); - Серийные (погашение осуществляется частями через определенные промежутки времени); - С досрочным погашением. К досрочному погашению государство может прибегнуть лишь при наличии соответствующих средств. Зависимости от обеспеченности государственные займы делятся на: - Залоговые, которые обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами; - Беззалоговые, не имеющие конкретного материального обеспечения, а их надежность определяется авторитетом государства.
Государственный долг: сущность, виды. Государственный долг возникает в результате: - Заимствований в денежной форме и выпуска долговых обязательств; - Принятие долгов других экономических субъектов; - Безналичного выпуска долговых обязательств. Итак государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, предоставляемым иностранными заемщиками государственным предприятиям). Различают первичный долг, равный сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг, который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов. Различают также текущий и капитальный государственный долг, внутренний и внешний. Текущий долг - сумма основного долга, подлежащего погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент займам. Капитальный долг - это общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займам. Внутренний долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами. Внешний долг - это совокупность обязательств государства перед нерезидентами. Считается, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Это объясняется тем, что возвращение долга и выплаты процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из страны.
Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования его правительственных структур. Одной из главных характеристик положения долговой зависимости страны является отношение суммы государственного долга к ВВП. Международный банк реконструкции и развития критическим уровнем этого показателя считает 80-100%. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины. К долговым обязательствам Правительства Украины относятся выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные Правительством Украины, а также полученные им кредиты. Долговые обязательства Правительства Украины могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (5 и более лет). Долговые обязательства Правительства Украины выступают в виде облигаций внутреннего государственного займа и обязательств государственного казначейства Украины. Обслуживание государственного долга - это комплекс мероприятий государства по погашению займов, выплате процентов по ним и изменении условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашению задолженности путем выпуска новых займов. К основным источникам погашения внешнего долга относятся бюджетные средства; золотовалютные резервы, новые заимствования, средства, полученные от приватизаций государственного имущества. Обслуживание государственного внутреннего долга Украины осуществляется Министерством финансов Украины через банковскую систему Украины путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты доходов по ним. Предельные размеры государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|