Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки физического объяснения




Шелдрейк Руперт

Ш42 Новая наука о жизни/ Пер. с англ. Е. М. Егоровой.— М.: РИПОЛ классик, 2005.— 352 с: ил.— (Ноосфера).

 

ISBN 5-7905-3692-1

 

Книга Р. Шелдрейка по праву считается на Западе сенсаци­онной. Переведенная на многие языки мира, работа Шелдрейка содержит принципиально новое объяснение феномена жизни, основывающееся не на редукционистско-механическом подходе к объяснению явлений бытия, а на признании существования в природе духовного, трансцендентального жизненного начала.

Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими проблемами естествознания (биологии, биохимии, физики), а также психологии и философии.

УДК 573
ББК20

Научно-популярное издание Серия «Ноосфера»

Генеральный директор издательства С. М. Макаренков

Редактор Е. Б. Дементьева

Художественное оформление: Е. А. Калугина

Компьютерная верстка: В. Б. Пягай

Технический редактор Е. А. Крылова

Корректор Т. Е. Антонова

 

Подписано в печать с готовых диапозитивов 08.07.05 г.

Формат 84x108/32. Гарнитура «BalticaC».

Печ. л. 11. Тираж 3000 экз.

Заказ № 3138

Адрес электронной почты: [email protected] Сайт в Интернете: www.ripol.ru

ООО «ИД «РИПОЛ классик»

107140, Москва, Краснопрудная ул., д. 22а, стр. 1

Изд. лиц. № 04620 от 24.04.2001 г.

 

От оцифровщика. Отличия от оригинала:

1) Концевые сноски (примечания) преобразованы в обычные (перемещены на текущую страницу);

2) Перемещено с конца книги в начало «Содержание»

Содержание

Предисловие ко второму изданию............................................................................................................ 5

Предисловие к первому изданию................................................................................................................ 6

Введение............................................................................................................................................................................. 7

Глава 1 Нерешенные проблемы биологии...................................................................................... 10

1.1. Предпосылки успеха.......................................................................................................................................... 10

1.2. Проблемы морфогенеза..................................................................................................................................... 11

1.3. Поведение................................................................................................................................................................ 13

1.4. Эволюция................................................................................................................................................................. 14

1.5. Происхождение жизни...................................................................................................................................... 15

1.6. Недостатки физического объяснения....................................................................................................... 16

1.7. Психология............................................................................................................................................................. 16

1.8. Парапсихология................................................................................................................................................... 18

1.9. Выводы..................................................................................................................................................................... 18

Глава 2 Три теории морфогенеза............................................................................................................... 19

2.1. Описательное и экспериментальное исследование........................................................................... 19

2.2. Механизм................................................................................................................................................................ 21

2.3. Витализм.................................................................................................................................................................. 26

2.4. Органицизм............................................................................................................................................................. 30

Глава 3 Причины формы.................................................................................................................................... 33

3.1. Проблема формы................................................................................................................................................... 33

3.2. Форма и энергия................................................................................................................................................... 36

3.3. Предсказание химических структур......................................................................................................... 38

3. 4. Формативная причинность............................................................................................................................ 42

Глава 4 Морфогенетические поля........................................................................................................... 45

4.1. Морфогенетические зародыши.................................................................................................................... 45

4.2. Химический морфогенез................................................................................................................................. 47

4.3. Морфогенетические поля как вероятностные структуры............................................................... 49

4.4. Вероятностные процессы в биологическом морфогенезе.............................................................. 50

4.5. Морфогенетические зародыши в биологических системах.......................................................... 53

Глава 5 Влияние прошлых форм............................................................................................................... 54

5.1. Постоянство и повторяемость форм......................................................................................................... 54

5.2. Общие соображения о возможности трансвременных причинных связей............................. 56

5.3. Морфический резонанс.................................................................................................................................... 56

5.4. Влияние прошлого.............................................................................................................................................. 57

5.5. Значение прерывистого морфического резонанса............................................................................. 60

5.6. Возможный экспериментальный тест...................................................................................................... 61

Глава 6 Формативная причинность и морфогенез.................................................................. 63

6.1. Последовательный морфогенез................................................................................................................... 63

6.2. Полярность морфогенетических полей.................................................................................................... 64

6.3. Размеры морфогенетических полей.......................................................................................................... 65

6.4. Возрастающая специфичность морфического резонанса в процессе морфогенеза......... 66

6.5. Сохранение и стабильность форм............................................................................................................... 66

6.6. Замечание о физическом дуализме.......................................................................................................... 67

6.7. Обобщение гипотезы формативной причинности............................................................................... 68

Глава 7 Наследование формы...................................................................................................................... 70

7.1. Генетика и наследственность...................................................................................................................... 70

7.2. Измененные морфогенетические зародыши......................................................................................... 71

7.3. Измененные пути морфогенеза................................................................................................................... 73

7.4. Доминирование................................................................................................................................................... 74

7.5. Семейные сходства........................................................................................................................................... 76

7.6. Эффекты окружения и морфический резонанс..................................................................................... 77

7.7. Наследование приобретенных признаков.............................................................................................. 78

Глава 8 Эволюция биологических форм.......................................................................................... 79

8.1. Неодарвинистская теория эволюции........................................................................................................ 79

8.2. Мутации.................................................................................................................................................................. 81

8.3. Дивергенция хреод............................................................................................................................................. 82

8.4. Подавление хреод............................................................................................................................................... 84

8.5. Повторение хреод............................................................................................................................................... 85

8.6. Влияние других видов...................................................................................................................................... 86

8.7. Источник новых форм....................................................................................................................................... 87

Глава 9 Движения и моторные поля...................................................................................................... 88

9.1. Введение................................................................................................................................................................. 88

9.2. Движения растений............................................................................................................................................ 89

9.3. Амебоидное движение..................................................................................................................................... 91

9.4. Повторяющийся морфогенез специализированных структур...................................................... 92

9.5. Нервные системы................................................................................................................................................ 93

9.6. Морфогенетические поля и моторные поля........................................................................................... 95

9.7. Моторные поля и чувства............................................................................................................................... 97

9.8. Регуляция и регенерация................................................................................................................................. 98

Глава 10 Инстинкт и обучение.................................................................................................................... 99

10.1. Влияние прошлых действий........................................................................................................................ 99

10.2. Инстинкт............................................................................................................................................................. 101

10.3. Знаковые стимулы........................................................................................................................................ 102

10.4. Обучение............................................................................................................................................................. 104

10.5. Врожденное стремление учиться........................................................................................................... 106

Глава 11 Наследование и эволюция поведения...................................................................... 107

11.1. Наследование поведения.......................................................................................................................... 107

11.2. Морфический резонанс и поведение: экспериментальная проверка.................................... 109

11.3. Эволюция поведения.................................................................................................................................... 113

11.4. Поведение человека...................................................................................................................................... 115

Глава 12 Четыре возможных вывода................................................................................................. 117

12.1. Гипотеза формативной причинности.................................................................................................. 117

12.2. Модифицированный материализм........................................................................................................ 117

12.3. Сознательное «я»............................................................................................................................................ 119

12.4. Творящая Вселенная..................................................................................................................................... 121

12.5. Трансцендентная реальность................................................................................................................... 122

Приложение (Публикуется с сокращениями)........................................................................... 122

Послесловие.............................................................................................................................................................. 143

Литература................................................................................................................................................................... 153

 


Предисловие ко второму изданию

 

 

Публикация этой книги вызвала широкую дискуссию, отчасти стимулированную полемикой, разразив­шейся через несколько месяцев после ее выхода из пе­чати. В редакционной статье в «Нейчур», озаглавленной «Книга для сожжения?», наиболее серьезным возраже­нием было то, что «у многих читателей останется впе­чатление, что Шелдреику удалось в научной дискуссии найти место для магии». Утверждение, что гипотеза формативной причинности может быть проверена экспериментально, было объявлено абсурдным. Затем в «Нейчур» последовало оживленное обсуждение на страницах для писем. С другой стороны, «Нью Сайентист» назвал гипотезу «хорошей наукой» и уделил ей серьезное внимание. Дискуссия продолжалась в прессе, на радио и телевидении. Подобные же дебаты про­исходили в Соединенных Штатах и Западной Европе. Были опубликованы переводы этой книги на датский, французский, немецкий и шведский языки; скоро по­явится перевод на японский.

Тем временем на ряде симпозиумов и конферен­ций, особенно в Соединенных Штатах, некоторые применения этих идей исследовались учеными раз­ных специальностей, а также философами. Было орга­низовано несколько семинаров для создания новых методов экспериментальной проверки.

В октябре 1982 года Тэрритаунская Группа Нью-Йорка объявила приз в 10 000 долларов за лучший тест выдвинутой гипотезы, который должен быть завершен до 1 января 1986 года. Датский фонд предлагает для то­го же конкурса второй приз в 5 000 долларов. Конечно, заявки на участие могут работать как за, так и против проверяемой гипотезы. Они будут оцениваться между­народным жюри судей, в которое входят: д-р Дэвид Бом, профессор физики Биркбек Колледжа, Лондон; д-р Марко де Вриз, профессор патологии Универси­тета Эразма, Роттердам; д-р Дэвид Димер, профессор зоологии Калифорнийского университета, Дэвис; и д-р Майкл Овенден, профессор астрономии Уни­верситета Британской Колумбии.

В то же время, когда был объявлен Тэрритаунский приз, «Нью Сайентист» объявил конкурс на лучшие предложения по организации эксперимента, с акцен­том на такие, которые будет дешевле и легче всего осу­ществить. Было получено множество заявок со всего света, и победители были выбраны жюри, состоявшим из психолога, биолога и физика: д-ра Алана Голда из Ноттингэмского университета, профессора Стивена Роуза из Открытого университета и профессора Мар­тина Риза из Кембриджского университета. Победи­телями стали д-р Ричард Джентл из Ноттингэмского политехникума, д-р Сьюзен Блэкмор из Бристольского университета и д-р Верной Непп из медицинской шко­лы Корнелльского университета, Нью-Йорк.

Многие из предложенных экспериментов касались способности человека к обучению; такими были две из выигравших заявок. В последующей дискуссии были предложены эксперименты других типов, наиболее плодотворными оказались идеи д-ра Ника Хамфри. Он высказал мысль, что если гипотеза верна, то для лю­дей, должно быть, легче угадать скрытые изображения на картинках-загадках, после того как их уже раньше отгадало множество других людей. Летом 1983 года телевидение Темзы дало возможность проверить су­ществование этого эффекта. Результаты показали, что, после того как ответ был показан двум миллионам зрителей в Британии, угадать его стало легче другим людям по всему миру. Для контрольной картинки, которая не была показана по телевидению, существен­ного увеличения процента отгадавших не наблюда­лось. Аналогичный эксперимент большего масштаба только что был проведен в сотрудничестве с телевиде­нием Би-Би-Си.

Опубликованные комментарии и дискуссии по ги­потезе встречаются в разных газетах и периодических изданиях. Мои издатели и я полагаем, что некоторые из них могут быть интересны читателям этой книги, и потому мы их привели в Приложении к настоящему изданию. Два первых раздела Приложения содержат комментарии, полемику и дискуссии. В разделе «Кон­курсы» приведены результаты конкурса, проведенно­го «Нью Сайентист», а также некоторые подробности Тэрритаунского приза. Наконец, в «Экспериментах» даны результаты теста 1983 года со скрытым изобра­жением из «Нью Сайентист» и эксперимента, недавно прошедшего на телевидении Би-Би-Си.

Множество других экспериментов проводятся по всему миру, некоторые в области психологии, неко­торые в биологии, молекулярной биологии и химии. Я ожидаю, что через несколько лет можно будет вы­яснить, продвигает ли нас гипотеза формативной причинности в верном направлении.

Ньюарк-на-Тренте
Март 1985

Предисловие к первому изданию

 

 

Большинство биологов принимает на веру, что жи­вые организмы есть не что иное, как сложные маши­ны, управляемые только известными законами физики и химии. Я и сам долго разделял эту точку зрения. Но в течение нескольких лет пришел к выводу, что такое допущение вряд ли можно считать справедливым. Так как, если еще столь мало действительно понято, всегда остается возможность того, что по крайней мере неко­торые явления жизни зависят от законов или факторов, до сих пор неизвестных физическим наукам.

Чем более я размышляю о нерешенных проблемах биологии, тем более обретаю уверенность в том, что принятый сейчас традиционный подход страдает чрез­мерной ограниченностью. Я начал с того, что стал пред­ставлять себе в общих чертах более широкую науку о жизни. И тогда постепенно стала оформляться гипо­теза, описанная на последующих страницах. Подобно любой новой гипотезе, она по существу спекулятивна, и ее ценность может быть определена лишь после того, как она будет проверена экспериментально.

Мой интерес к этим проблемам возник благодаря то­му, что начиная с 1966 года я участвовал в работе группы ученых и философов, которая занималась исследовани­ями областей, пограничных между наукой, философией и религией. Эта группа, называвшаяся «Философы бого­явления» (Epiphany Philosophers), давала много возмож­ностей для дискуссий на семинарах и неформальных встречах в Кембридже и во время поездок на берег Нор­фолка, в Тауэр Милл. Среди членов группы я особенно обязан профессору Ричарду Брэйтвэиту, мисс Маргарет Мастермэн, преподобному Джеффри и миссис Глэдис Кибл, мисс Джоан Миллер, д-ру Тэду Бэстину, д-ру Кри­стоферу Кларку и профессору Дороти Эммет, редактору «Теории теорий», периодического издания этой группы.

С 1974 по 1978 год, когда я работал в Индии в Между­народном институте исследований урожайных культур в полупустынных тропиках, у меня было много плодо­творных дискуссий с друзьями и коллегами в Хайдерабаде, а покойная миссис Дж. Б. С. Хэлдэйн великодушно предоставила мне возможность пользоваться ее библи­отекой.

Первая версия этой книги была написана во время полуторагодичного пребывания в Шантиванам Ашра­ме, в районе Трихонополи, Тамил Наду. Я благодарен членам общины за то, что они помогли сделать мою жизнь там столь счастливой, и я признателен более, нежели можно выразить словами, преподобному Беду Гриффитсу, которому посвящена эта книга. Мисс Ди­на Нанавати из библиотеки Британского консульства в Бомбее любезно снабжала меня нужной литературой.

В написании и редактировании второго варианта книги, после возвращения в Англию, мне очень по­могли советами мои друзья, а критикой и замечания­ми — более пятидесяти человек, читавших разные фрагменты. Особо я хотел бы поблагодарить м-ра Эн­тони Эппиа, д-ра Джона Белова, профессора Ричарда Брэйтвейта, д-ра Кейта Кэмпбелла, миссис Дженни-фер Чэмберс, д-ра Кристофера Кларка и других.

Я очень благодарен д-ру Кейту Робертсу за рисунки и диаграммы для этой книги. Д-р Питер Лоуренс любез­но предоставил плодовых мушек, на которых основаны изображения на рис. 17, а м-р Брайан Сноад — листья гороха, показанные на рис. 18.

Я благодарен д-ру Мохаммеду Ибрагиму, миссис Пэт Тоберн и миссис Эйтне Томпсон за печатание тек­ста, а м-ру Филипу Кестлмэну и миссис Дженни Рид — за помощь в чтении верстки.

Хайдерабад
Март 1981

Введение

В настоящее время ортодоксальный подход в био­логии представлен механистической теорией жизни: живые организмы рассматриваются как физико-хими­ческие машины и считается, что все явления жизни в принципе могут быть объяснены на языке физики и химии[1]. Эта механистическая парадигма[2], безусловно, не нова; фактически, она преобладает в науке уже око­ло столетия. Главная причина того, почему ее придер­живается большинство биологов, состоит в том, что она работает; эта парадигма предлагает способ мышления, в пределах которого вопросы о физико-химических механизмах жизненных процессов могут быть постав­лены и разрешены.

Тот факт, что этот подход привел к очевидным успехам, таким как раскрытие генетического кода, является сильным аргументом в ее пользу. Тем не менее критики выдвигают серьезные основания для сомнений в том, что все феномены жизни, включая по­ведение человека, могут быть когда-либо объяснены только с механистических позиций[3]. Но, даже если бы механистический подход был признан существенно ограниченным не только практически, но и принципи­ально, он не мог бы быть просто отвергнут; сегодня это единственный подход, доступный для эксперименталь­ной биологии, и несомненно, что он будет использоваться и далее, пока не появится какая-либо позитив­ная альтернатива.

Любая новая теория, способная выйти за рамки ме­ханистической теории, должна будет предложить нечто большее, нежели утверждение, что жизнь включает ка­чества или факторы, не известные в настоящее время физическим наукам: она должна будет сказать, какого рода эти качества или факторы, как они действуют и ка­кое отношение они имеют к известным физико-хими­ческим процессам.

Простейшим способом изменения механистичес­кой теории могло бы быть предположение, что явления жизни зависят от причинного фактора нового типа, не известного физическим наукам, который взаимо­действует с физико-химическими процессами в живых организмах. На протяжении нашего столетия[4] предлага­лось несколько версий такой виталистической теории, но ни одна из них не преуспела в том, чтобы предложить новые эксперименты. Если считать, цитируя сэра Карла Поппера (английского философа и социолога середины XX века. — Прим. пер.), что «критерием научного стату­са теории является ее фальсифицируемость, или отвергаемость, или проверяемость»[5], то витализм как теория не состоялся.

Организмическая, или холистическая, философия дает основания для еще более радикального пересмот­ра механистической теории. Эта философия отрицает, что все во Вселенной может быть объяснено снизу вверх, то есть через свойства атомов или фактически любых гипотетических неделимых частиц материи. Скорее, она признает существование иерархически организованных систем, на каждом уровне сложности обладающих свойствами, которые не могут быть пол­ностью объяснены свойствами их частей, изолирован­ных друг от друга; на каждом уровне целое больше суммы своих частей. Об этих «целых» можно думать как об «организмах», используя этот термин исключи­тельно в широком смысле и включая не только живот­ных и растения, органы, ткани и клетки, но также кристаллы, молекулы, атомы и субатомные частицы. В сущности, эта философия предлагает замену пара­дигмы машины на парадигму организма в биологичес­ких и физических науках. Известна фраза А. Н. Уайтхэда (английского логика, философа и математика, 1861 — 1947.— Прим. пер.): «Биология есть изучение больших организмов, тогда как физика есть изучение меньших организмов»[6].

Различные версии организмической философии защищались многими мыслителями, включая биологов, в течение более чем пятидесяти лет[7]. Но если органицизм должен оказывать нечто большее, нежели поверх­ностное влияние на естественные науки, он должен быть способен сделать проверяемые предсказания. Однако до сих пор он еще этого не сделал[8].

Причины такой неудачи выявляются наиболее от­четливо в тех областях биологии, где организмическая философия приобрела наибольшее влияние, а именно в эмбриологии и биологии развития. Из выдвинутых до настоящего времени положений органицизма наи­более значительным является идея о существовании морфогенетических полей [9]. Предполагается, что эти поля помогают объяснить или описать возникновение характерных форм эмбрионов и других развиваю­щихся систем. Проблема в том, что эта идея использу­ется двусмысленно. Сам термин, казалось бы, предпо­лагает существование физического поля нового типа, которое играет роль в развитии формы. Но некоторые теоретики органицизма отрицают, что они вводят положение о существовании какого-либо нового вида поля, величины или фактора, до сих пор не обна­руженного физикой[10]; скорее, они используют эту организмическую терминологию для создания нового способа обсуждения сложных физико-химических си­стем[11]. Кажется маловероятным, чтобы такой подход смог много дать. Концепция морфогенетических по­лей может иметь практическую научную ценность, только если она ведет к проверяемым предсказаниям, которые отличаются от предсказаний обычной меха­нистической теории. А такие предсказания не могут быть сделаны, если не принять, что морфогенетические поля вызывают измеряемые эффекты.

Гипотеза, выдвигаемая в этой книге, основана на идее о том, что морфогенетические поля действитель­но вызывают измеряемые физические эффекты. Она предполагает, что специфические морфогенетические поля ответственны за характерные форму, структуру и организацию систем на всех уровнях сложности не только в сфере биологии, но также в области физики и химии. Эти поля упорядочивают системы, связанные с ними, оказывая влияние на события, которые с энерге­тической точки зрения кажутся неопределенными или вероятностными; эти поля налагают определенные ограничения на энергетически возможные результаты физических процессов.

Если морфогенетические поля ответственны за организацию и форму материальных систем, они сами должны иметь характерные структуры. Но откуда бе­рутся эти поля-структуры? Предлагаемый ответ состоит в том, что они возникают из морфогенетических полей, связанных с предшествующими подобными системами: морфогенетические поля всех прошлых систем стано­вятся настоящими для любой последующей подобной системы. Структуры прошлых систем влияют на после­дующие подобные системы, причем влияние это на­капливается и действует как через пространство, так и через время.

Согласно этой гипотезе, системы организованы так, как они есть, потому что подобные системы были таким же образом организованы в прошлом. Напри­мер, молекулы сложного органического соединения кристаллизуются данным характерным образом, пото­му что это вещество так же кристаллизовалось раньше; растение принимает форму, характерную для своего вида, поскольку ранее такую форму принимали пред­ставители этого вида; животное инстинктивно ведет себя определенным образом, потому что подобные животные так же вели себя в прошлом.

Гипотеза рассматривает повторение форм и спосо­бов организации; вопрос о причине этих форм и спосо­бов организации она не затрагивает. На этот вопрос могут быть даны различные ответы, но все они кажут­ся в равной степени согласующимися с предложенным способом повторения[12].

Из этой гипотезы может быть выведено множество проверяемых предсказаний, которые разительно от­личаются от предсказаний привычной механистичес­кой теории. Достаточно будет одного примера: если какое-нибудь животное, скажем крыса, обучается но­вому способу поведения, то у других подобных крыс (той же породы, выращенных в тех же условиях и т. д.) будет наблюдаться тенденция к более быстрой обуча­емости этому способу поведения. Чем больше число крыс, научившихся выполнять новое задание, тем лег­че будет научиться его выполнять любой следующей крысе. Так, например, если тысячи крыс научились выполнять новое задание в Лондоне, подобные же крысы должны быстрее научиться выполнять это за­дание в любой другой лаборатории где-либо еще. Если бы скорость обучения крыс в другой лаборатории, скажем в Нью-Йорке, определялась до и после обуче­ния крыс в Лондоне, крысы, испытываемые во втором случае, должны были бы обучаться быстрее, чем те, которые обучались первыми. Этот эффект должен иметь место в отсутствие какого-либо известного способа физической связи или сообщения между двумя лабораториями.

Такое предсказание может показаться настолько невероятным, что его можно счесть абсурдным. И тем не менее примечательно, что уже есть результаты ла­бораторных исследований на крысах, свидетельствую­щие о том, что предсказанный эффект действительно существует[13].

Эта гипотеза, названная гипотезой формативной причинности, предлагает интерпретации многих фи­зических и биологических феноменов, радикально отличающиеся от интерпретаций существующих тео­рий, и позволяет увидеть в новом свете множество хорошо известных проблем. В настоящей книге дано предварительное изложение этой гипотезы; обсужда­ются также некоторые ее приложения и различные способы проверки.

Глава 1
Нерешенные проблемы биологии

Предпосылки успеха

 

Цель механистического подхода в биологическом исследовании особенно ясно была выражена более ста лет назад Томасом Хаксли в следующем определении:

«Зоологическая физиология — это доктрина функ­ций или действий животных. Она рассматривает тела животных как машины, побуждаемые к дейст­вию различными силами и совершающие некоторое количество работы, которую можно выразить на языке обычных сил природы. Конечная цель физиологии состоит в том, чтобы вывести факты морфологии, с одной стороны, и факты экологическиес другой из законов молекулярных сил вещества» [14].

 

Такие идеи прослеживаются во всем последующем развитии физиологии, биохимии, биофизики, генети­ки и молекулярной биологии. Эти науки во многих от­ношениях достигли блестящих успехов, и более всех молекулярная биология. Открытие структуры ДНК, разгадка генетического кода и выяснение механизма синтеза белка стали впечатляющими подтверждения­ми применимости механистического подхода.

Наиболее ярко выраженными и влиятельными из современных сторонников механистической теории яв­ляются молекулярные биологи. Их изложение теории обычно начинается с краткого отстранения от дел виталистических[15] и организмических теорий. Они объявляются пережитками примитивных верований, которые обречены отступать все дальше и дальше, по мере продвижения механистической биологии. Затем рассуждения строятся следующим образом[16].

Химическая природа генетического материала, ДНК, теперь известна, и известен также генетический код, определяющий последовательность аминокислот в белках. Механизм синтеза белка уже понят достаточно глубоко. Сейчас раскрыта структура многих белков. Все ферменты — белки, а ферменты катализи­руют сложные цепи и циклы биохимических реакций, которые образуют метаболизм организма. Метабо­лизм контролируется биохимической обратной свя­зью; известно несколько механизмов, которые могут регулировать скорость ферментативных реакций. Белки и нуклеиновые кислоты самопроизвольно агре­гируют с образованием таких структур, как вирусы и рибосомы. Если набор свойств белков, а также свойств других физико-химических систем, таких как липидные мембраны, станет известен, свойства живых клеток могут быть в принципе полностью объ­яснены.

Ключом к решению проблем дифференциации и развития, о которых пока известно очень мало, является понимание механизма контроля синтеза белка. Способ контроля синтеза некоторых метаболических фермен­тов и других белков в деталях установлен для бактерии Escherichia coli. В высших организмах контроль синтеза белка осуществляется с помощью более сложных меха­низмов, но они скоро будут раскрыты. Таким образом, дифференциация и развитие должны быть объяснимы с помощью серий химически управляемых «переключа­телей», которые «включают» и «выключают» гены или группы генов.

Способ приспособления частей живых организмов к функциям целого, а также явная целенаправленность структуры и поведения живых организмов могут быть объяснены случайными генетическими мутациями, за которыми следует естественный отбор; при этом от­бираются гены, увеличивающие способность организ­ма выживать и воспроизводить; вредные мутации ис­ключаются. Так неодарвинистская теория эволюции может объяснить целенаправленность; совершенно необязательно предполагать, что здесь участвуют ка­кие-либо таинственные «витальные факторы». Очень мало известно о функционировании центральной нервной системы, но со временем, благодаря успехам биохимии, биофизики и электрофизиологии, станет возможным объяснить то, что мы называем разумом, на языке механизмов физико-химических процессов в мозге. Таким образом, живые организмы в принципе полностью объяснимы в терминах физики и химии. То, что мы сегодня не понимаем в механизмах разви­тия и в деятельности центральной нервной системы, является следствием невероятной сложности этих про­блем; но теперь, вооруженные новыми мощными кон­цепциями молекулярной биологии и компьютерными моделями, мы можем взяться за решение этих задач в таких масштабах и такими способами, которые раньше были недоступны.

В свете прошлых успехов вполне понятны опти­мизм и уверенность в том, что все проблемы биологии могут быть до конца решены с позиций механистичес­кого подхода. Но реалистическая оценка перспектив механистического объяснения должна опираться на нечто более серьезное, нежели историческая экстра­поляция; такая оценка может быть сформирована только после рассмотрения важнейших проблем био­логии и способов, которыми они предположительно могут быть решены.

 

Проблемы морфогенеза

 

Биологический морфогенез можно определить как «появление характерной и специфической формы в живых организмах»[17]. Первая проблема есть именно та, что форма обретает существование. Биологическое развитие эпигенетическое: появляются новые струк­туры, которые не могут быть объяснены как результат развертывания или роста структур, которые уже при­сутствуют в яйце в начале развития.

Вторая проблема состоит в том, что многие разви­вающиеся системы способны регулировать, другими словами, если часть развивающейся системы удаляется (или если добавляется дополнительная часть), система продолжает развиваться таким образом, что образу­ется более или менее нормальная структура. Клас­сическая демонстрация этого явления была проведена в 1890-е годы Г. Дришем в его экспериментах на эмбри­онах морского ежа. Когда одну из клеток очень моло­дого эмбриона на двухклеточной стадии развития уби­вали, из оставшейся клетки развивалась не половина морского ежа, но совершенно целый морской еж, хотя и меньшего размера. Точно так же маленькие, но це­лые организмы развивались после разрушения любых одной, двух или трех клеток эмбриона на четырех-клеточной стадии. Напротив, после слияния двух молодых эмбрионов морского ежа развивался один гигантский морской еж[18].

Регуляция была продемонстрирована на многих развивающихся системах. Однако в процессе разви­тия организма эта способность утрачивается, когда определяется судьба его отдельных частей. Но даже в системах, где эта детерминированность имеет место на ранней стадии, например в эмбрионах насекомых, регуляция может осуществляться после повреждения яйца (рис. 1).

Результаты такого типа показывают, что развиваю­щиеся системы движутся к морфологической цели и что они обладают некоторым свойством, которое опре­деляет эту цель и позволяет им достичь ее, даже если части системы удалены и созданы препятствия для нормального хода развития.

 

 

Рис. 1. Пример регуляции. Слева — нормальный эмбрион стрекозы Platycnemis pennipes. Справа — небольшой, но полноценный эмбрион, полученный из задней части яйца, перетяну­того в середине вскоре после его откладывания (из Weiss, 1942)

 

 

Третья проблема — это регенерация, то есть спо­собность организмов заменять или восстанавливать поврежденные структуры. Растения обнаруживают удивительно широкий диапазон возможностей реге­нерации, и то же можно сказать о низших животных:

например, если плоского червя разрезать на несколько кусочков, из каждого может вырасти целый червь. Даже многие позвоночные обладают поразительными способностями к регенерации: например, если хирур­гическим путем удалить линзу из глаза тритона, из края радужной оболочки вырастает новая линза (рис. 2); при нормальном эмбриональном развитии линза образу­ется совершенно другим путем, из клеток кожи. Этот тип регенерации был впервые обнаружен Г. Вольфом. Он умышленно выбрал такой вид повреждения орга­низма, который не мог случайно произойти в природе; поэтому такой регенеративный процесс не мог быть предметом естественного отбора[19].

 

 

Рис. 2. Регенерация линз из границ радужной оболочки гла­за тритона после хирургического удаления природной линзы (Needham, 1942)

 

 

Четвертая проблема — это просто сам факт воспро­изведения: отдельная часть родительского организма становится новым организмом, часть становится це­л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...