Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налог на добавленную стоимость (НДС)




Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Объектом обложения для исчисления НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, является ве­личина, включающая в себя:

• таможенную стоимость товара;

• импортную таможенную пошлину, расчет которой ведется в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации;

• акциз (при исчислении НДС по товарам, с которых взимают­ся акцизы, как это закреплено в ст. 4 Закона «Об НДС»).

В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации «О налоге на добавленную стоимость»» ставки НДС уста­новлены в следующих размерах:

10 процентов — по продовольственным товарам (кроме по­дакцизных) и товарам для детей. Перечень таких товаров утвер­ждается Правительством РФ;

20 процентов — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от того, кто перемещает товары через таможенную границу, от вида сдел­ки, страны происхождения ввозимых товаров, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Наряду со ставкой налога эффективным регулятором торговой и финансовой политики являются различные налоговые льготы.

Освобождение от уплаты НДС предоставляется по достаточно большому числу товарных позиций. Полный перечень товаров, освобождаемых от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ, со­держится в Приложении № 2 к Инструкции ФТС и ГНС от 30 ян­варя 1993 года №49. В этот список включены группы отдельных социально значимых товаров (продукты питания, медикаменты и медицинское оборудование, некоторые детские товары и т.д.). Сам список постоянно изменяется и дополняется через принятие соответствующих приказов ФТС.

Во Временной инструкции «О взимании таможенных плате­жей» (п. 9.1.4) перечислены основные виды товаров, освобож­даемых от уплаты НДС при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации:

• товары, предназначенные для официального пользования ди­пломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и админи­стративно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

• российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся за­конными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);

• товары, являющиеся гуманитарной помощью, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ;

• оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей;

• технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сы­рье и комплектующие изделия для их производства;

• конфискованные, бесхозяйные ценности, а также ценности, перешедшие в собственность государства по праву наследо­вания;

• технологическое оборудование, запасные части к нему;

• транспорт общественного пользования и запасные части к нему;

• специальные транспортные средства для нужд медицинской «Скорой помощи», пожарной охраны, органов внутренних дел, оснащенные соответствующим специальным оборудова­нием и закупаемые или получаемые указанными организа­циями для соответствующих нужд.

Продовольственные товары и сырье для их производства, оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, а также товары для детей, в отношении которых применяется ставка внутреннего НДС в размере 10 про­центов, освобождаются от уплаты НДС только при таможенном оформлении. После выпуска товаров для свободного обращения при последующей реализации НДС по этим товарам взимается в общем порядке органами Государственной налоговой службы,

На основе постановления Верховного Совета Российской Фе­дерации от 30 апреля 1993 г. «О внесении дополнений в поста новление Верховного Совета Российской Федерации «О приме- I нении Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»» товары, происходящие с территорий государств-участников СНГ, при их ввозе на российскую таможенную территорию не облагаются НДС.

НДС может уплачиваться как в валюте Российской Федера­ции, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России. Пересчет иностранной валюты в валюту Россий­ской Федерации производится по курсу Банка России, действую­щему на день принятия таможенной декларации. Что касается исчисления НДС, то оно осуществляется в той же валюте, в кото­рой заявлена таможенная стоимость товара.

Акцизы

Акцизом в соответствии с Законом «Об акцизах» облагаются реализуемые вино-водочные изделия, пиво, икра осетровых и ло­сосевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, легковые автомоби­ли, шины, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия, мехо­вые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Применитель­но к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, этот список может быть расширен через принятие соответствующего решения Правительства РФ.

Правительство РФ устанавливает также ставки акцизов. Став­ки акцизов являются едиными и не подлежат изменению в зави­симости от лиц, перемещающих товары через таможенную гра­ницу России, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и некоторых других факторов. Запрет дифференциации ставок не является абсолютным. Законодательство РФ может предусматривать случаи дифференциации ставок акцизов в зави­симости от определенных параметров.

Ставки акцизов могут устанавливаться тремя способами:

• в процентах к таможенной стоимости;

• в ЕВРО за единицу товара;

• путем установления комбинированных ставок, сочетающих два предыдущих вида обложения.

Размеры ставок меняются в зависимости от ввозимого товара: 10 процентов — бриллианты, автомобильные бензины, ковры и др.; 20 процентов — изделия из хрусталя, головные уборы из натурального меха и др.; 30 процентов — некоторые виды ювелирных изделий; 40 процентов — пиво солодовое; 100 процентов — шампанское и игри­стые вина и, наконец, 400 процентов — этиловый спирт. Осуществ­ляя одновременно регулирующую и фискальную функции, акцизы на сходные товары взимаются по существенно различающимся ставкам. Например, ставка акциза на сброженные напитки составля­ет 30 процентов, на виноградные вина — 46,5 процента, ликеры — 80 процентов, игристые вина — 100 процентов, крепкие спиртные напитки, полученные в результате перегонки виноградного вина, — 200 процентов, виски, ром, джин — 250 процентов.

Объектом обложения для исчисления акцизов по ввозимым на российскую таможенную территорию товарам является таможен­ная стоимость. По импортируемым товарам, в отношении кото­рых заполняется декларация таможенной стоимости, величина объекта налогообложения определяется в порядке, установлен­ном постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. №856. В остальных случаях величина таможенной стоимости устанав­ливается в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».

Предусмотренные законодательством разнообразные налого­вые льготы предполагают четкое определение объекта обложения. Например, приказ ГТК, освобождающий от обложения акцизами меховые изделия детского ассортимента, содержит точное опреде­ление понятия «детский ассортимент»: для мальчиков — рост до 170 см включительно, обхват груди до 80 см включительно; для девочек — рост до 164 см включительно, обхват груди до 84 см включительно. Таким образом, партия меховых шуб на рост 160 см освобождается от уплаты акцизов, а те же самые меховые шубы на рост 175 см облагаются акцизами по ставке 35 процентов.

В соответствии с указанием ГТК от 12 марта 1993 г. № 01-12/302 товары, освобождаемые от уплаты НДС, не облагаются также и акцизами (за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства). Упоминание об освобождении им­портных товаров от уплаты акцизов может содержаться и в под­законных актах, устанавливающих ставки акцизов. В соответст­вии с Законом «Об акцизах» подакцизные в Российской Федерации товары, происходящие с территории государств-уча­стников СНГ, при ввозе на российскую таможенную территорию акцизами не облагаются.

По общему правилу плательщиком акцизов и НДС является декларант, вносящий эти таможенные платежи до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. В отдельных случа­ях, предусмотренных таможенным законодательством, налого­плательщиком может быть и иное лицо (владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д.). Контракте держатель (указывается в графе 9 грузовой таможенной декларации «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование») может выступать субъектом налоговых правоотношений по уплате НДС и акцизов в случае предоставления отсрочки платежей, пересчета платежей, например, в связи с корректировкой таможенной стоимости, а также во всех случаях взыскания налогов в бесспорном порядке.

В инструкции «О порядке применения НДС и акцизов в отноше­нии товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вы­возимых с территории Российской Федерации» указаны существен­ные особенности взимания НДС и акцизов при помещении товаров под отдельные таможенные режимы. При изменении декларантом таможенного режима применяется механизм налогообложения, дей­ствующий на день изменения таможенного режима.

Экспорт товаров. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона «Об НДС», ч. 2 ст. 3 Закона «Об акцизах» экспортные поставки не об­лагаются уравнительными налогами (НДС и акцизами). Освобо­ждение экспорта от уплаты НДС и акцизов — непременное усло­вие функционирования пограничного налогового режима, позволяющего избежать двойного налогообложения внешнетор­говых товаров. Порядок освобождения от уплаты налогов в этом случае определяется Государственной налоговой службой, а не ФТС, регулирующим механизм налогообложения на границе при других таможенных режимах.

Если товар экспортируется непосредственно предприятием-изготовителем, такая поставка освобождается от уплаты уравни­тельных налогов. В случае экспорта товара другими предпри­ятиями производится процедура возврата налоговыми органами уплаченных косвенных налогов после получения подтверждения таможенных органов.

Для приобретения марок акцизного сбора импортер представ­ляет в акцизный таможенный пост заявление на их приобретение с указанием количества по видам, копию контракта и лицензии на право реализации алкогольной продукции, а также платежный документ об оплате покупки марок.

При получении акцизных марок необходимо представить га­рантийное обязательство уполномоченного банка на обеспечение уплаты оставшейся суммы таможенных платежей (как разницы между суммой акцизов, подлежащих уплате при таможенном оформлении маркированных акцизных товаров и суммой покуп­ки марок) или подтверждающий платежный документ о внесении на депозит акцизного поста в счет уплаты оставшейся суммы та­моженных платежей.

Полученные марки импортер передает производителю для на­несения на товары. Для получения специальных марок гарантий­ного обязательства не требуется.

Стоимость одной марки акцизного сбора включает ее цену и часть акцизного налога, установлена в Евро. В стоимость специ­альной марки включена средняя цена ее изготовления, которая определена в 0,01 Евро.

При невыполнении или неполном обеспечении поставок по­дакцизных товаров, подлежащих маркировке, или при поврежде­нии марок импортер обязан вернуть марки в течение 8 месяцев со Дня покупки акцизных и одного года — специальных марок.

Маркированные подакцизные товары помещаются в отведен­ные таможенные терминалы (склады временного хранения и та­моженные склады), расположенные в регионе получателя и заяв ленные импортером при покупке марок, для таможенного оформ­ления. Места расположения таможенных терминалов указывают­ся в специальных периодических изданиях.

Обобщая принципы использования налогового регулирова­ния, необходимо подчеркнуть, что оно распространяется и ока­зывает влияние не только на внешнеторговые операции, но и на самих субъектов ВЭД в процессе обычной хозяйственной дея­тельности на внутреннем рынке через другие, помимо НДС и ак­цизов, налоги — через налог на прибыль, на имущество, на рек­ламу, сбор за регистрацию или лицензирование и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...