Практика хеджирования производными финансовыми инструментами.
Хеджирование - страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Срочный рынок – рынок, на котором заключаются и обращаются срочные контракты. Срочный контракт – соглашение о будущей поставке предмета контракта. В основе контракта могут лежать различные активы: ценные бумаги, товары, валюта, банковские и фондовые индексы, погодные условия и т.п. Актив, лежащий в основе срочного контракта, называется базовым активом. Срочный контракт возникает на основе базисного актива, поэтому его называют производным активом, т.е. инструментом, производным от базисного актива / дериватива. Участниками срочного рынка являются: хеджеры и спекулянты. Хеджер – лицо, страхующее ценовые риски. Механизм хеджирования сводится к заключению срочного контракта, в котором устанавливается цена базисного актива. Спекулянт – лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы курсовой стоимости цб, которая может возникнуть во времени (играют на повышение - быки, на понижение – медведи). Срочный рынок выполняет 2 важные функции: 1. позволяет согласовывать планы предпринимателей на будущее; 2. страховать ценовые риски в условиях неопределенности экономической конъюнктуры. Срочные сделки позволяют застраховаться от изменения цен финансовых активов, процентных ставок, курсов валют и товарных цен. Страхование может быть полным или частичным. Полное хеджирование целиком исключает риск потерь, частичное – осуществляет страхование только в определенных пределах. Производные финансовые инструменты: форвард, фьючерс, опцион, своп. В России получили распространение фьючерсы и опционы. Хеджирование продажи, или короткое хеджирование, используется для страхования от будущего падения цены базисного актива на спотовом рынке. Хеджирование покупкой – длинное – от ее повышения.
Фьючерсный контракт – соглашение о покупке/продаже актива через определенное время в будущем по определенной цене на бирже. Биржа (Расчетная палата) сама разрабатывает условия фьючерсного контракта, и они являются стандартными для каждого базового актива. Поэтому фьючерсные контракты по сравнению с форвардными высоколиквидны. При этом для отдельных контрагентов фьючерсные контракты могут быть неудобны по причине своих стандартных условий (напр., неполное хеджирование). Финансового результата нет, он =0. Пример 1. Фермер планирует через 3 месяца продать 1 т пшеницы. Он опасается снижения цены, поэтому решает застраховаться при помощи фьючерсного контракта. Допускаем, что 1 контракт = 1т. Фьючерс котируется с поставкой через 3 месяца по цене 4500 руб/т. Фермера цена устраивает, т.к. она покрывает затраты и позволяет получить прибыль. Он продает контракт по этой цене. 1)через 3 мес цена спот пшеницы 4000 руб. Фермер поставил контрагенту пшеницу и получил за нее 4000, а от биржи по фьючерсному контракту ему было начислено 500 руб. В итоге от операции он получает 4500 руб. 2)через 3 мес цена спот = 5000 руб, следовательно котировочная фьючерсная цена 5000. Фермер поставляет пшеницу и получает за нее 5000, а бирже он должен 500 руб. В целом он получает 4500 руб. Пример 2. Производителю хлеба через 3 месяца понадобится новая партия пшеницы. Он опасается роста цен и покупает фьючерсный контракт по цене 4500 руб/т. 1)через 3 мес цена спот = 5000 р. Производитель хлеба уплачивают контрагенту за пшеницу 5000. Биржа начисляет 500р. Совокупные расходы по покупке – 4500руб. 2)через 3 мес спот = 4000р. Он покупает у контрагента за 4000 р. Биржа предъявляет ему счет на 500р. Совокупные расходы – 4500. Форвардный контракт – соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи. Все условия сделки оговариваются контрагентами в момент заключения договора.
Недостатки: -должно быть максимальное доверие сторон др к др. Отсутствие доверия ограничивает использование и распространение данного вида контрактов; -сложность нахождения партнеров. Стороны должны иметь одинаковые желания (по срокам, объему и качеству товара); -сроки. В случае заключения на длительный срок могут произойти такие события, что одна из сторон захочет выйти из контракта раньше. Опцион - срочный контракт, который дает право одному из его участников отказаться от использования сделки. Участвуют 2 лица: 1-покупает опцион, т.е.приобретает право выбора исполнить/не исполнить контракт; 2-продает(выписывает) опцион, т.е. предоставляет право выбора. Покупатель уплачивает продавцу вознаграждение-премию в момент заключения контракта. Продавец О обязан исполнить свои контракт обязательства, если покупатель О решает его исполнить. Если покупатель не исполнит О, то контракт истекает для продавца без наступления обязательств. Покупатель имеет право исполнить опцион по цене, которая указана в контракте (цена исполнения). 3 типа с т.зр. сроков исполн-я: 1.американский - можно исполнить в любой момент до истечения срока действия контракта; 2 европейский - исполняется только в день истечения контракта; 3.бермудский - дает право исполнить его в определенные моменты времени в течение действия контракта. 2 вида: -на покупку (Call); -на продажу (Put). Выписывая опцион, продавец открывает по данной сделке короткую позицию, а покупатель - длинную. Короткий Call /Put-продажа опциона; длинный Call /Put-покупка. Условия реализации опциона: Call (покупка): Црын>Цопц, Цэф=Цопц+Премия; Put(продажа): Црын<Цопц, Цэф=Цопц-Премия. Своп – это банковская сделка, состоящая из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день. При этом одна из указанных сделок явл. срочной, а 2-я — сделкой с немедленной поставкой. Представляет собой комбинацию кассовой операции - спот и срочной - форвард. Обе сделки заключаются в одно и тоже время с одним и тем же партнером. Свопы бывают процентные и валютные. Преимущество операций своп заключается в том, что они почти полностью устраняют валютный риск. Валюты, купленные и проданные в разные даты, могут быть проданы и куплены, фактически образуя обратный своп.
Проблемой в России является то, что юридически товарные биржи есть, а фактически их нет. С/х-производители не хеджируются. В Америке 30% урожая должно хеджироваться. Если в других странах движение шло от спекулянтов к хеджерам, то у нас преобладают спекулянты (т.к. нет денег, пытаются заработать).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|