Элементы, блоки, связующие элементы экологического каркаса территории.
Элементы каркаса территории:
1. Крупноареальные (базовые) элементы (заповедники, заказники, национальные и природные парки, леса 1 и 2 групп, памятники природы). 2. Линейные элементы (русла и поймы крупных рек, долины малых рек и водотоков, полосы леса на водорозделах, озелененные коридоры транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, защитные лесопасадки). 3. Точечные (локальные, местные) элементы (небольшие памятники природы, зелены зоны небольших населен пунктов, охраняемые объекты неживой природы, памятники истории и культуры). 4. Буферные зоны – земли многоцелевого использования, расположенные вокруг резерватов (водоохранные зоны, охранные зоны особо охран территорий, курортные зоны, санит-защит, шумовые зоны и зоны дискомфорта).
19.Алгоритм планирования экологического каркаса территории.
1.Эколого-хозяйственная оценка района в целях выявления основных про
блем природопользования и экологии; 2. оценка конфигурации поля экологической напряженности с выявлением ареалов, зон и узлов экологических конфликтов; 3.оценка биоразнообразия территории района и выборка редких видов; 4.характеристика сети ООПТ, оценка уязвимости сети ООПТ и ее элемен
тов; 5. оценка соответствия существующей сети ООПТ пространственному вы
ражению региональных экологических коллизий; 6.формулировка целей и задач проектирования ЭК; 7. анализ состояния и роли лесов в планируемом экологическом каркасе района; 8.поиск ареалов перспективного размещения объектов ЭК, связанных с поддержанием биоразнообразия; 9. подбор ведущих функций и организационных формы и ранга — нормативный прогноз, выбор подходящего режима регламентации для объектов ЭК; 10.отбор перспективных типов и конк ретных объектов ЭК, связанных с проблематикой сохранения культурного наследия и развития туризма и рекреации; 11.проектные предложения вариантов развития ЭК; 12. составление кадастра и электронной карты «Экологический каркас района»; 13.анализ состава и очередности мероприятий по реализации проектных предложений; 14.обсуждение проектных предложений со специалистами государственного комитета по экологии и муниципальными властями; 15.выработка совместных решений и принятие соответствующих постановлений по ЭК муниципального образования; 16.поиск эффективных средств поддержания и пропаганды системы ООПТ.
20.Проблема синтеза природного и культурного ландшафта. Ландшафтное планирование, особо охраняемых природных территорий.
Культурные ландшафты, согласно М. Е. Кулешовой, — это «целостные историко-культурные и природные территориальные комплексы, включающие в себя отдельные памятники и их ансамбли. Культурный ландшафт — это уязвимый объект, сохранение качеств которого требует поддержания определенных видов деятельности. На его нынешнем состоянии негативно отразились прерывание преемственности культурных традиций между поколениями; излишняя увлеченность руководства парковприродоохранными запретами и ограничениями, распространяемыми и на культурный ландшафт; отсутствие в нормативных документах понятия окультурном ландшафте, его значимости как природно-культурного феномена; неразработанность механизмов его охраны.
Специфика управления культурными ландшафтами заключается в том, что их невозможно подвергнуть музеефикации: ландшафт мертв без людей и их деятельности, которая прямо или косвенно поддерживает желаемое его состояние.
Можно лишь согласиться с выводом М. Е. Кулешовой о том, что «некоторые формы хозяйственной и социокультурной активности и репрезентативные этнокультурные группы населения также должны стать объектами охраны» [22].
Действия по охране природного и культурного наследия в России до последнего времени представляли собой два параллельных вектора усилий, и было похоже, что они никогда не пересекутся. Такому положению во многом способствовала ведомственная разобщенность, поделившая единую историческую среду обитания нации на две якобы отдельные половины: природную и культурную. Всю советскую эпоху два мощных министерства (культуры и природных ресурсов) старательно делали вид, что занимаются совершенно разными объектами. Охраной культурного наследия занимались в России Министерство культуры и его региональные подразделения при администрациях субъектов Российской Федерации (комитеты, управления, департаменты), Федеральная инспекция охраны недвижимых памятников истории и культуры при Министерстве культуры, региональные управления (комитеты, центры, инспекции) государственного контроля, учета, охраны и использования памятников истории и культуры при администрациях субъектов Российской Федерации. Охраной природного наследия ведало Министерство природных ресурсов и его региональные подразделения. Это обстоятельство ослабляло позиции и природоохранников, и радетелей сохранения отечественной культуры. К сожалению, оно не преодолено до сих пор. Между тем, как замечает М. Е. Кулешова, «любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона» [22]. Многочисленные и разнообразные объекты градостроительной и сельской среды, входящие в так называемые Своды памятников, составлявшиеся по линии Министерства культуры, до сих пор охраняются как выхваченные из природного контекста сооружения. И в самых последних разработках и методиках Госстроя РФ мы не найдем подходов, позволяющих учитывать памятник градостроительного искусства как архитектурно-ландшафтный комплекс. Поэтому одна из задач ландшафтного планирования регионов российской провинции заключается в сознательном использовании существующей правовой базы двух линий охраны среды (природной и культурной) таким образом, чтобы защитить и дать шанс для развития наиболее ценным фрагментам культурного ландшафта.
Очевидно, что экономическая ситуация, природные и исторические особенности любого региона, а главное специфика современного градостроительного и туристско-рекреационного освоения диктуют региональную специфику типологии особо охраняемых природных территорий. Более того, даже в одном и том же районе по мере развития экономической и градостроительной ситуаций потребность в ООПТ разного типа будет изменяться.
В целом набор региональных типов ООПТ можно считать действенным инструментом управления экологическими аспектами территориального развития, инструментом, временно замещающим и предваряющим нормальное ландшафтное планирование, которое не скоро еще станет обязательным для регионов нашей страны.
Однако для того, чтобы этот инструмент реально работал, необходимо предварительно узаконить местные (областные, краевые) правовые формы-ООПТ в рамках положения или закона, утверждаемого органом представительной власти (областной думой, например). Именно поэтому в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» четко указано, что администрации областей и органы местного самоуправления могут устанавливать иные (не прописанные в Федеральном законе) категории ООПТ, а также образовывать ООПТ иных категорий на основании Лесного, Водного, Земельного кодексов и других законодательных документов Российской Федерации.
Среди региональных типов ООПТ особенно важны те, которые позволяют сочетать цели охраны природы с целями развития туризма и рекреации:
1.туристско-рекреационные местности;
2.природные (природно-исторические) ландшафты;
3.лечебно-оздоровительные местности;
4.природные парки;
5.охраняемые водные (речные, озерные) системы.
Использование этих организационно-правовых форм ООПТ позволяет, во-первых, зарезервировать территорию для развития туризма и рекреации, во-вторых, предоставить возможность (важную для инвесторов!) целевой реконструкции (объектов, ландшафта, территории).
Классификация культурных ландшафтов
1. Рукотворные ланд. 2. Эволюционировавшие устойчиво развивающиеся.3. Эволюционировавшие реликтовые. 4. Ассоциативные.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
21.Значение, использование рельефа и геотопологии ландшафта при проведении ландшафтного планирования территории.
22.Эстетические аспекты ландшафтного планирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: