Протестантизм или Православие?
Священник Сергий Кобзарь
Протестантизм или Православие?
Содержание:
Предисловие к переработанному изданию-3 стр.
Предисловие-3.
Часть I. О протестантских обвинениях Православия – насколько они обоснованы? -9.
Глава 1. О вещественных святынях-10.
Глава 2. О Кресте Господнем-23.
Глава 3. Об иконопочитании-38.
Глава 4. О молитвенном общении Церкви странствующей и прославленной, и о почитании и поклонении Ангелам и святым-56.
Глава 5. О почитании Девы Марии-74.
Глава 6. О спасении (о вере, делах, благодати, Таинствах, уверенности в спасении, предопределении, покаянии)-89.
Глава 7. О монашестве-101.
Глава 8. О постах-113.
Глава 9. О молитве и молитвослове-118.
Глава 10. О православном храме и Богослужении-125.
Глава 11. Об употреблении вина-146.
Часть II. О семи таинствах церкви-171.
Глава 12. О Таинстве Священства-174.
Глава 13. О Таинстве Крещения-195.
Глава 14. О Таинстве Миропомазания-219.
Глава 15. О Таинстве Причастия-231.
Глава 16. О Таинстве Исповеди-246.
Глава 17. О Таинстве Елеопомазания-255.
Глава 18. О Таинстве Брака-256.
Часть III. О Священном Писании и Священном Предании-273.
Глава 19. «Только Писание» или «Писание и Предание»? -273.
Глава 20. О каноне Библии-289.
Часть IV. О Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и о лжецерквях-305.
Глава 21. О признаках и характере истинной Христовой Церкви-305.
Глава 22. Об экуменизме-329.
Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма-336. Приложение II. Мой путь от баптизма к Православию-337.
Приложение III. Из писем бывших протестантов-339.
Предисловие к переработанному изданию
Настоящая книга «Протестантизм или Православие? » является, по сути, написанной заново и значительно дополненной1 версией моей книги «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом», впервые изданной 13 лет назад, в 2001 году, вскоре после моего обращения в Православие и принятия диаконского сана. Основательно переработать книгу была весьма насущная необходимость, потому что тогда она вышла в печать с большими во многих отношениях недостатками, что, впрочем, во многом было обусловлено и вполне объективными факторами: 1) я был тогда совсем ещё молодым человеком (мне было 22 года); 2) хотя я много ревновал о проповеди обретённой мною православной Истины, всё же я был тогда ещё неофитом; 3) я имел большой недостаток как богословского2, так и общего3 образования. И хотя и настоящая книга имеет свои недостатки и недоработки, тем не менее, я думаю, что они не сопоставимы с теми, которые были в прежней книге.
Так стоило ли вообще издавать прежнюю книгу? Этот вопрос тем более актуален, что в своё время, видя в библиотеке ДХУ огромное количество книг, подчас довольно посредственных, я был в душе крайним противником того, чтобы вот так просто писать такое множество книг. Я считал, что лучше иметь немного книг, но чтобы в них каждое слово было пережито и 100 раз переосмыслено, и чтобы их писали люди, которым действительно есть что сказать. Поэтому я не только не имел стремления когда-либо написать книгу, но помню, как почему-то решил, что я никогда не буду ничего писать, и решение это было более странно тем, что ведь и вопроса такого никто не ставил4.
Но когда я познал Православие и увидел, какую ложь, обольщение и духовную смерть несет в себе протестантизм; когда я понял, как протестанты меня обманывали и как я сам невольно обманывал людей, проповедуя им, сам того не понимая, богопротивное учение, то я всей душой пожелал засвидетельствовать как можно большему числу протестантов о найденной мною драгоценной драхме (ср. Лк. 15: 8–9) и предостеречь их от гибельного пути. Как писал пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» (Иер. 20: 9). Исключительно по этой причине я решился написать тогда книгу5, надеясь, что, несмотря на все её погрешности и недостатки, она принесет свой плод. И книга действительно оказалась полезной – многие протестанты засвидетельствовали мне в письмах6 о своем возвращении в Церковь, которое произошло в значительной мере благодаря книге. Уверен, что еще больше есть тех обратившихся, которые не написали мне письма, а также тех, кто, прочтя книгу, был удержан от принятия протестантской ереси и утвердился в Православии. Таким образом, жизнь показала, что мой расчет оказался верным, и в общем я не жалею, что ради спасения этих бесценных душ несколько лет издавалась во многих отношениях существенно недоработанная книга.
Теперь же, когда уже более 10 лет я являюсь православным священником, появилась возможность не просто незначительно поправить книгу, как это делалось в нескольких предыдущих изданиях, но полностью её переписать. Проделанную работу считаю своим прямым пастырским и миссионерским долгом, ведь если я могу изложить7 ранее написанное лучше, то значит, я просто обязан это сделать, как написано: «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4: 17). И хотя над переработкой книги я трудился 6 лет, тем не менее, её тема настолько сложна8, а объём настолько велик, что я отнюдь не считаю, что на данный момент я удовлетворительно справился со своей задачей, и считаю настоящую книгу в каком-то смысле лишь черновиком и материалами к будущей книге. В дальнейшем, если Христос даст мне время, силы и способности, эту книгу хотелось бы ещё раз окончательно и неспешно переработать – главным образом, ещё раз продумать и выверить все мысли, и высказать их точнее и лаконичнее. Одним словом, со временем хотелось бы книгу не просто написать, но выписать. Но на это понадобится ещё 10 или 20 лет. На данный же момент я решаюсь разместить в интрернете свой труд, во-первых, потому, что читателю будет гораздо полезнее иметь настоящее издание вместо предыдущих; во-вторых, я не знаю, продлит ли ещё Господь мою жизнь.
Название книги «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом» на момент её написания было вполне адекватным – я начал писать её тогда, когда душой уже принял Православие и тайно крестился в Церкви, но внешне ещё несколько месяцев находился в баптизме. Я буквально тогда отвечал на вопрос: «почему я не могу оставаться баптистом»? И потому, кстати, я вполне органично относил себя тогда к протестантам, обращаясь к ним ещё как к своим братьям, используя в их отношении местоимения первого лица («мы», «нас», «наши»), а о православных говоря в третьем лице («они»). Сейчас же, по понятным причинам, всё это совершенно невозможно, и о протестантах я говорю уже в третьем лице. Также и содержание настоящей книги уже не соответствует её старому названию, поскольку в ней есть множество аргументов и свидетельств, которые хотя и являются мощным основанием для протестанта перестать быть протестантом, но не являлись причиной лично моего обращения в Православие, так как я их узнал уже позже. Поэтому переработанную книгу я назвал просто: «Протестантизм или Православие? »
Своему читателю я считаю своим долгом сообщить, что переработать книгу я имел возможность благодаря весьма значительной и незаменимой помощи моего духовного наставника Димитрия (Чуйкова)9, на основании бесед с которым был написан и первоначальный вариант книги.
Верю и надеюсь, что данная книга принесёт ещё больше пользы и славы Христу и Его Единой Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, а заблудшим душам – спасение вечное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: