Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи освоения дисциплины




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Директор ИСОТ Начальник Управления

образовательных программ

______________ Н.Ю. Никулина ____________Д.Г. Житиневич

«_____»_____________ 2013 г. «_____»_____________ 2013 г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Общая психология»

 

 

для студентов 1 курса

очной формы обучения

 

направление «История»

 

 

Калининград 2013


Лист согласования

Составители: доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Безуглая.

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики.

 

Протокол № 1 от «26» августа 2013 г.

Зав. кафедрой:

Доктор педагогических наук, профессор ________________ Е.И. Мычко

 

УМК одобрен методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению

Протокол № от «» 2013 г.

 

Председатель методического совета Института гуманитарных наук

_________________

 

Программа пересмотрена на заседании кафедры ____________________________

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):__________________

______________________________________________________________________

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав. кафедрой: ________________________________________________________

 

Ведущий менеджер ООП ____________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методического комплекса

по дисциплине

«Общая психология»

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….4

2. Тематический план…………………………………………………………………………........6

3. Содержание учебной дисциплины…………………………………………………………......7

4. Тематика самостоятельных и курсовых работ………………………………………………..8

5. Материалы для контроля уровня знаний умений навыков

и компетенций студентов………………………………………………………………………...9

6. Критерии выставления итоговой оценки…………………………………………………….....9

7. Список литературы………………………………………………………………………………11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

8. Теоретическая часть…….………………………………………………………………………..16

9. Практикум………………………………………………………………………………………....48

10. Глоссарий………………………………………………………………………………………...51

11. Диагностико-контролирующий блок……………………………………………………....…..54

12. Блок наглядно-дидактического материала…………………………………..………………..60

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Пояснительная записка

 

Статус дисциплины в основной образовательной программе

 

Учебная дисциплина «Общая психология» является частью федерального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «История», обязательным учебным курсом в «Профессиональном цикле» дисциплин, преподаваемых на преподаваемых на кафедре истории Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Курс преподается на 1курсе (2 семестр) очной формы обучения, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов.

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «Общая психология» будет способствовать повышению общей и психолого-педагогической культуры, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности. В результате изучения основ педагогики и психологии студенты выработают умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Курс «Общая психология» имеет непосредственную связь с социологией логикой, философией и другими научными дисциплинами. Эти дисциплины взаимно дополняют друг друга, расширяют кругозор студентов. В процессе обучения студенты учатся применять знания, полученные во время изучения основ психологии и педагогики, конкретизируют теоретические представления об особенностях личности обучающихся, системе образования, методах обучения и воспитания, управлении образовательными системами. Данный курс направлен на повышение психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура включает в себя три элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться и регулировать свое поведение. Чтобы научиться планировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности, необходимо овладение этими элементами, которые в свою очередь базируются на теоретических знаниях и практических умениях и навыках.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.

1.

Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного изучения дисциплины.

Студенты, приступающие к изучению «Общей психологии», должны иметь представление об истории России и зарубежных стран, механизме культурного взаимодействия стран и народов, основных тенденциях развития материальной и духовной культуры, владеть исторической и обществоведческой терминологией в соответствии с примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию, рекомендациями по изучению мировой художественной культуры. Приступая к изучению психологии и педагогики, необходимо в первую очередь представлять особенности гуманитарных наук, к которым относится и данная дисциплина, её связи с естественными науками.

Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цели изучения дисциплины

Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из дисциплин, которая будет способствовать:

· повышению общей и психологической культуры;

· формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

· умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

· самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

· самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачи изучения дисциплины:

Задачей освоения дисциплины является ознакомление с основными направлениями развития психологической науки:

· овладение понятийным аппаратом, проблемами образования, обучения, воспитания, социализации подрастающих поколений;

· приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организация профессионального обучения и взаимодействия, принятие индивидуальных и совместных решений, рефлексии и организации познавательной деятельности;

· усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

· ознакомление с методами развития профессионального мышления, творчества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

˗ предмет, объект и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

˗ о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

˗ о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

˗ о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

˗ об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

˗ основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

˗ природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

˗ соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

˗ роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

˗ основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

˗ динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

Владеть:

˗ понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования;

Уметь:

˗ применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

˗ с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

˗ давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);

˗ интерпретировать собственное психическое состояние;

˗ владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

˗ применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

2. Тематический план

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...