Цели и задачи освоения дисциплины
Стр 1 из 9Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
«Согласовано» «Утверждаю» Директор ИСОТ Начальник Управления образовательных программ ______________ Н.Ю. Никулина ____________Д.Г. Житиневич «_____»_____________ 2013 г. «_____»_____________ 2013 г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология»
для студентов 1 курса очной формы обучения
направление «История»
Калининград 2013 Лист согласования Составители: доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Безуглая.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры педагогики и образовательных технологий Высшей школы педагогики.
Протокол № 1 от «26» августа 2013 г. Зав. кафедрой: Доктор педагогических наук, профессор ________________ Е.И. Мычко
УМК одобрен методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению Протокол № от «» 2013 г.
Председатель методического совета Института гуманитарных наук _________________
Программа пересмотрена на заседании кафедры ____________________________ Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):__________________ ______________________________________________________________________ Протокол №____от «____»__________ 20__ г. Зав. кафедрой: ________________________________________________________
Ведущий менеджер ООП ____________________
СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методического комплекса по дисциплине «Общая психология» ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….4 2. Тематический план…………………………………………………………………………........6
3. Содержание учебной дисциплины…………………………………………………………......7 4. Тематика самостоятельных и курсовых работ………………………………………………..8 5. Материалы для контроля уровня знаний умений навыков и компетенций студентов………………………………………………………………………...9 6. Критерии выставления итоговой оценки…………………………………………………….....9 7. Список литературы………………………………………………………………………………11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 8. Теоретическая часть…….………………………………………………………………………..16 9. Практикум………………………………………………………………………………………....48 10. Глоссарий………………………………………………………………………………………...51 11. Диагностико-контролирующий блок……………………………………………………....…..54 12. Блок наглядно-дидактического материала…………………………………..………………..60 ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК Пояснительная записка
Статус дисциплины в основной образовательной программе
Учебная дисциплина «Общая психология» является частью федерального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «История», обязательным учебным курсом в «Профессиональном цикле» дисциплин, преподаваемых на преподаваемых на кафедре истории Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Курс преподается на 1курсе (2 семестр) очной формы обучения, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов.
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Общая психология» будет способствовать повышению общей и психолого-педагогической культуры, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности. В результате изучения основ педагогики и психологии студенты выработают умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Курс «Общая психология» имеет непосредственную связь с социологией логикой, философией и другими научными дисциплинами. Эти дисциплины взаимно дополняют друг друга, расширяют кругозор студентов. В процессе обучения студенты учатся применять знания, полученные во время изучения основ психологии и педагогики, конкретизируют теоретические представления об особенностях личности обучающихся, системе образования, методах обучения и воспитания, управлении образовательными системами. Данный курс направлен на повышение психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура включает в себя три элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться и регулировать свое поведение. Чтобы научиться планировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности, необходимо овладение этими элементами, которые в свою очередь базируются на теоретических знаниях и практических умениях и навыках. Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.
1. Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного изучения дисциплины. Студенты, приступающие к изучению «Общей психологии», должны иметь представление об истории России и зарубежных стран, механизме культурного взаимодействия стран и народов, основных тенденциях развития материальной и духовной культуры, владеть исторической и обществоведческой терминологией в соответствии с примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию, рекомендациями по изучению мировой художественной культуры. Приступая к изучению психологии и педагогики, необходимо в первую очередь представлять особенности гуманитарных наук, к которым относится и данная дисциплина, её связи с естественными науками. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели изучения дисциплины Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из дисциплин, которая будет способствовать: · повышению общей и психологической культуры; · формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; · умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; · самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; · самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Задачи изучения дисциплины: Задачей освоения дисциплины является ознакомление с основными направлениями развития психологической науки: · овладение понятийным аппаратом, проблемами образования, обучения, воспитания, социализации подрастающих поколений; · приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организация профессионального обучения и взаимодействия, принятие индивидуальных и совместных решений, рефлексии и организации познавательной деятельности; · усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
· ознакомление с методами развития профессионального мышления, творчества. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: ˗ предмет, объект и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях; ˗ о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; ˗ о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности; ˗ о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; ˗ об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп. ˗ основные категории и понятия психологической и педагогической наук; ˗ природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки; ˗ соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; ˗ роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека; ˗ основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; ˗ динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе; Владеть: ˗ понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования; Уметь: ˗ применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности; ˗ с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия; ˗ давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей); ˗ интерпретировать собственное психическое состояние; ˗ владеть простейшими приемами психической саморегуляции; ˗ применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности. 2. Тематический план
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|