Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура дисциплины (модуля) «Общая психология»




Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.

Темы Количество часов и зачетных единиц
Всего в том числе
Лекции Практ. занятия Самос-тоят. работа
Тема 1. Введение в общую психологию.        
1.1. Предмет, объект и методы психологии.        
1.1. Психика и организм.        
Тема 2. Психология деятельности и познавательных процессов        
2.1. Психика, поведение и деятельность.        
2.2. Мозг и психика.        
2.3. Познавательные процессы        
Тема 3. Психология личности и общения.        
3.1. Психология личности        
3.2. Психология общения и межличностных отношений        
Итого часов        
Итого по дисциплине, включая 5 ч. КСР, 4 ч. зачет    
3ЗЕ  

 

Содержание дисциплины «Общая психология и педагогика»

Общая психология

Тема 1. Введение. Общие основы психологии

Место психологии в системе наук. Источники психологических знаний. Предмет и объект психологии как науки. Основные зарубежные психологические школы. Отечественные школы психологии. Психологическая наука и психологическая практика. Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека. Качества субъекта труда как специалиста. Соотношение субъективной и объективной реальности. Психологические факты и психические явления. Индивид как родовая форма индивидуального бытия. Понятие о субъекте и его психической организации. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные функции психики. Структура психики. Основные психические процессы. Интертеоризация и экстериоризация. Понятие о субъекте и его психической организации. Сознание и бессознательное.

Тема 2. Психология деятельности и познавательных процессов.

Психика, поведение и деятельность. Деятельность как способ существования, как необходимое условие формирования человека. Понятие о деятельности как внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека, регулируемых сознаваемой целью. Форма и содержание деятельности. Элементы деятельности. Действия как акт поведения. Поступки, проступки. Виды деятельности, определяемые основной активностью и значимостью возрастного этапа жизни человека: игровая, обучение, общение, трудовая, профессиональная, речевая, познавательная; их взаимосвязь и взаимопроникновение. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, внимание. Мышление и интеллект. Воображение и творчество. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы. Роль психологических знаний в современной педагогической практике. Роль психолога в организации педагогического процесса. Основные направления практической психологии. Этические стандарты деятельности практического психолога.

Тема 3. Психология личности и общения.

Личность как социокультурная реальность. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как субъект, его психическая организация. Структура личности. Способности, темперамент, характер, воля, мотивация. Эмоции, чувства. Личность как социокультурная реальность. Личность и индивидуальность человека. Уникальность жизненного пути личности. Современные теории личности. Уникальность жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в психологической науке. Жизненные планы и жизненный сценарий. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и различия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредствованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга. Межличностные отношения. Общение и речь. Психология малых групп. Личность в группе. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Тематика практических занятий.

Тема 1. Психика и организм

Тема 2. Психика, поведение и деятельность

Тема 3. Мозг и психика

Тема 4. Познавательные процессы

Тема 5. Психология общения и межличностных отношений

 

Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов

Выполнение студентами самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов учебным планом не предусмотрено.

Вопросы для промежуточного и итогового контроля

Темы Вопросы
Тема 1. Введение. Общие основы психологии 1. Психология как наука. Связь психологии с другими науками. 2. Основные психологические школы. 3. Психология в России в советский и постсоветский периоды. 4. Выдающиеся психологи Запада. 5. Выдающиеся деятели психологической науки в России. 6. Психологические основы обучения. Предмет психологии обучения. Проблемы педагогической психологии. 7. Теория учебной деятельности. Соотношение научения и развития. 8. Психология воспитания. Теории воспитания. 9. Возрастная периодизация. 10. Проблемы психологии возрастного развития. 11. Основные отрасли психологии. 12. Методы исследования в психологии. 13. Психологическая служба в системе образования; состояние, проблемы, тенденции развития.
Тема 2. Психология деятельности и познавательных процессов. 14. Психология деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности 15. Психология педагогической деятельности. 16. Ощущение и восприятие: понятие, виды, свойства. 17. Внимание: понятие, функции, виды, развитие. 18. Память: понятие, виды. Индивидуальные различия памяти у людей. Формирование и развитие памяти. 19. Воображение: понятие, функции, развитие. Воображение и творчество. 20. Мышление: природа и виды мышления. 21. Речь и ее функции. 22. Речь как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи. 23. Психология педагогической саморегуляции.
Тема 3. Психология личности и общения.   24. Человек-индивид-личность-субъект-индивидуальность. Понятие, соотношение. 25. Личность. Современные теории личности. 26. Формирование и развитие личности. Стадии развития личности (по Э. Эриксону). 27. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. 28. Темперамент: типы, свойства. Темперамент и личность. 29. Характер: понятие, типология. Личность и характер человека. 30. Воля: понятие. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека. 31. Эмоции: понятие, виды. Эмоции и личность. 32. Мотивация: понятие. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность. 33. Я-концепция: понятие.Я-концепция и индивидуальное развитие. Развитие позитивного самовосприятия. 34. Психологические требования к личности педагога. 35. Общие и специальные способности педагога. 36. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Критерии оценки знаний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...