Психология общения и межличностных отношений
План 1. Определение общения. 2. Содержание, цели и средства общения. 3. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. 4. Общение и речь. 5. Непосредственное и опосредствованное общение. 6. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. 7. Деловое и личностное общение. 8. Инструментальное и целевое общение. 9. Вербальное и невербальное общение. 10. Личность в группе. 11. Межличностные отношения. 12. Психология малых групп. 13. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и т. д. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Речевое общение – это частный случай знакового. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям. В структуре общения выделяются компоненты: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Мотивационный предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Мотивация общения может быть деловой. Также общение может быть опосредованным, когда важен не человек, а его связи с другими либо статус. Когнитивный компонент говорит о необходимости знаний, о том, как строить общение, решать проблемы общения. При этом важно помнить о разной культуре, менталитете людей, общение с которыми строится по-разному.
Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия. Это позволяет устанавливать доверительные отношения между людьми, способствует хорошему контакту. Исследования Дж. Г. Мида, I Келли и других показали основные стороны общения: перцепцию (восприятие партнерами друг друга), коммуникацию, интеракцию (взаимодействие партнеров). Главным содержанием перцептивного процесса общения является система интерпретаций поведения другого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системы люди стремятся анализировать поведение друг друга, предвидеть дальнейшие действия. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между людьми. Происходит не просто общение, а развитие, уточнение и обогащение информации. Выделяются средства коммуникации, которые состоят из знаковых систем, а они в свою очередь разделяются на вербальную речь и невербальную. Значение интеракции раскрыл Д.Г. Мид. Он разработал теорию символического интеракционизма. Суть ее состоит в том, что личность формируется в процессе его взаимодействия с другими. Конфликт – это отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством, основанным на противоположности мотивов. Структура конфликта: 1) стороны конфликта – участники конфликтной ситуации; 2) предмет – причина возникновения противостояния сторон; 3)образ конфликтной ситуации – отображение предмета в сознании конфликтующих. Внешние границы конфликта: а) структурно-динамические – число участников; б) пространственные – территориальные; в) временные – продолжительность конфликта. В психологии существует многовариантная типология конфликта, зависящая от тех критериев, которые берутся как основные.
Виды конфликтов: • внутриличностный (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); • межличностный (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); • между личностью и организацией, в которую она входит; • между организациями или группами одного или различного статуса. Направленность конфликтов: • «горизонтальные» – такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу; • «вертикальные» конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого; • «смешанные», в которых представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие. По значению для организации конфликты делятся на: а) конструктивные, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов; б) деструктивные, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на: а) объективные (порождены объективными причинами); б) субъективные (порождены субъективными причинами). Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70–80 % от всех остальных. Как показывает Р.Л. Кричевский, конфликт вызывается следующими тремя группами причин: • трудовым процессом; • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.; • личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью. Современная конфликтология – научная и прикладная комплексная дисциплина. Специалист-конфликтолог (медиатор) обладает специальной технологией работы, которая приводит спорщиков к решению проблемы.
Для реального урегулирования конфликта необходим прагматический подход по приведению взаимодействия конфликтующих сторон в состояние, позволяющее им сосуществовать, сохраняя продуктивность отношений. В прикладной конфликтологии конфликт определяется как реальное или мнимое столкновение интересов двух или более сторон, воспринимаемое хотя бы одной из них как угроза собственным интересам. Суть урегулирования состоит в том, чтобы увидеть столкнувшиеся интересы и удовлетворить их. Конфликты – явление динамичное, спонтанное, малопредсказуемое, однако им возможно управлять. Структурные элементы для анализа конфликта и его урегулирования: 1) состав конфликтующих сторон и других участников (сочувствующие, подстрекатели, примирители, консультанты, невинные жертвы и др.); 2) область разногласий – предмет спора, вопрос, вызвавший разногласие; 3) представление о ситуации каждого из участников; 4) мотивы. Действия конфликтующих – результат одновременно неосуществимых мотивов и целей, наличия разногласий. Отдельные приемы, используемые для предотвращения напряжений, стрессов и конфликтов: внимательное выслушивание; • стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными при выдаче задания, обсуждении межличностных отношений; • уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль; отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности; уменьшение социальной дистанции; • информирование о своем состоянии, вызванном сообщением собеседника; • обращение к фактам, проверка реальностью; • обращение за советом, обещание помощи. Основные положения и рекомендации, регламентирующие поведение менеджера (посредника, медиатора) и конфликтующих сторон и обеспечивающие конструктивность переговоров: • конфликтующие стороны принимают медиатора и доверяют ему ведение процесса, переговоров (с соблюдением правил, всесторонним рассмотрением проблемы и т. д.); • медиатор должен быть лицом нейтральным, не вовлеченным в конфликт;
• стороны «терпят» присутствие медиатора, соблюдают процедурные соглашения, учитывают рекомендации при поиске подходов к соглашению и выработке его конкретного содержания; • медиатор подводит стороны к максимальному раскрытию существа их интересов, убеждается в реалистичности их требований; • в ходе переговоров медиатор выясняет проблему, стороны принимают решение под его управлением; • медиатор помогает интегрировать информацию, раскрыть содержание проблем, найти зоны пересечения интересов и возможных уступок.
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите понятие и виды общения. 2. Охарактеризуйте понятия «Малая группа» и «Коллектив». 3. Опишите положительное и отрицательное влияние группы на личность. 4. Дайте характеристику условиям, повышающим эффективность групповой деятельности. Практикум
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|