Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Познавательные процессы




Роль, виды, свойства, психофизиологические механизмы формирования и проявления познавательных процессов.

Задание: На основании изученной научной литературы подготовить эссе об одном из познавательных процессов, с описанием роли, видах, свойствах, психофизиологических механизмах формирования и проявления. В аудитории выступить с сообщением, включающим отчет по наблюдению и самонаблюдению. Для сообщения предоставляется время — 6 минут. Вся учебная группа участвует в обсуждении, добавляя сообщение или дискутируя по его основным положениям.

Подготовка студентов к занятию:

- Реферирование и аннотирование научной литературы.

- Составление словаря психологических понятий.

- Психологический анализ жизненных ситуаций.

- Отчеты по наблюдению и самонаблюдению.

- Подготовка эссе об одном из познавательных процессов.

Литература

1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Акад. Проект, 2002. - 495 с. Библиотека БФУ им. И. Канта НА(1), ч.з.N2(1)

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студ. вузов/ П. Я. Гальперин. - 2-е изд.. - М.: Кн. дом "Университет": Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 399 с. Библиотека БФУ им. И. Канта ч.з.N2(1)

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учеб.для студ.вузов непсихолог.спец./ Климов Е.А.. - 2-е изд.,перераб.и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 462 с. Библиотека БФУ им. И. Канта ч.з.N2(1)

4. Лукацкий, М.А. Психология: учеб. для вузов/ М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 661 с.: ил., портр., табл.. Библиотека БФУ им. И. Канта МБ(ЧЗ)(1)

5. Общая психология: метод. пособие/ Рос. гос. ун-т им. И. Канта; [сост. О. В. Белова]. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. - 52 с. - Библиогр.: с.35-36(32 назв.) Библиотека БФУ им. И. Канта УБ(197), ч.з.N2(2)

 

Тема 5. Психология общения и межличностных отношений

1. Виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Межличностные отношения в группах и коллективах.

Задание: На основании изученной научной литературы подготовить эссе об одном из видов общения. В аудитории выступить с сообщением, включающим отчет по наблюдению и самонаблюдению. Для сообщения предоставляется время - 6 минут. Вся учебная группа участвует в обсуждении, добавляя сообщение или дискутируя по его основным положениям.

Подготовка студентов к занятию:

- Реферирование и аннотирование научной литературы.

- Составление словаря психологических понятий.

- Психологический анализ жизненных ситуаций.

- Отчеты по наблюдению и самонаблюдению.

- Подготовка эссе об одном из видов общения.

Литература

1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Акад. Проект, 2002. - 495 с. Библиотека БФУ им. И. Канта НА(1), ч.з.N2(1)

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студ. вузов/ П. Я. Гальперин. - 2-е изд.. - М.: Кн. дом "Университет": Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 399 с. Библиотека БФУ им. И. Канта ч.з.N2(1)

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учеб.для студ.вузов непсихолог.спец./ Климов Е.А.. - 2-е изд.,перераб.и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 462 с. Библиотека БФУ им. И. Канта ч.з.N2(1)

 

Глоссарий

Агрессивность — враждебность; свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Аккомодация в теории (в теории Ж. Пиаже) – изменение уже сложившихся знаний, умений, навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.

Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

Аппаратурные тесты — психологические тесты, предполагающие использование специальной аппаратуры, различных технических устройств для предъявления испытуемым информации или обработки результатов эксперимента.

Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному эмоциональному сближению.

Биогенетический закон — постоянное, систематическое воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерных для филогенетического развития соответствующего биологического вида.

Бланковые тесты - психологические тесты, основы которых составляют разного рода бланки с текстами, рисунками, схемами и т.п. Это, например анкеты, опросники, таблицы и т.п.

Валидность внешняя психодиагностической методики — соответствие результатов диагностики, проводимой припомощи данной методики, незвисимым от самой методики внешним признакам, относящимся к поведению того человека, который подвергается психодиагностическому обследованию.

Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию индивида в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.

Вербальное научение — научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения, без обращения к конкретным предметным действиям, условнорефлекторному или оперантному обусловливанию.

Внутренняя речь — особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. Является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

Выборка — группа людей, не которой проводится исследование.

Возраст психологический — которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Генотип — совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей.

Гиперактивность — синдром дефицита внимания, гипердинамический синдром, проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Группа контрольная — группа испытуемых, с которой сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном исследовании гипотеза.

Группа экспериментальная — та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки гипотезы.

Групповые нормы — правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членов.

Детство — период жизни человека, в течении которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого.

Депривация психическая — психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворение некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Движущие силы развития — цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.

Дефектология — область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического развития.

Законы психического развития — законы, которые описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений.

Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционально контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных контактов.

Знак — какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ).

Зона ближайшего (потенциального) развития — реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказки со стороны окружающих людей.

Игра предметная — детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Игра ролевая — совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, педагога, врача, ребенка, ученика и т.п.)

Игра символическая — вид игры, в которой реальность воспроизводится через символы, знаки, а игровые действия выполняют в абстрактной символической форме.

Игра сюжетная -детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

Инсайт — озарение, догадка. Внезапное неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

Инстинкт — врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной достаточно жесткой программе и мало изменяющегося под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

Интеллект — совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Интериоризация — постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например из практически осуществленного индивидуального или коллективного действия во внутреннее психологическое свой ство или способность человека.

Испытуемый — человек, который является участником исследования и на котором проводятся психологические опыты.

Когнитивная сфера — часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие — процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Контент-анализ — метод психологического изучения продуктов деятельности человека (текстов, рисунков и т.п.).

Корреляционный анализ — метод математико -статистического анализа, связанный с вычислением, изучением коэффициента корреляции между переменными.

Кризисы возрастные — переходные этапы возрастного развития.

Личность — совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

Метод экспертов — метод внешней экспертной оценки.

Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человек, его поступков.

Мотив достижения успеха — потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования. Устойчивая мотивационная черта личности.

Мотив избегания неудач — стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там,где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Черта личности, противоположная мотиву достижения успеха.

Мотивация — динамический процесс физиологического, психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость

Навык — приобретенное в результате научения и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату.

Наглядно действенное мышление — совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Направленность личности — совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Научение — процесс и результат приобретения человеком знаний, умений, навыков.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми.

Обучение — профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу знаний, умений, навыков.

Обучаемость -способность человека к научению.

Операция (в теории Ж. Пиаже) практическое или умственное действие человека, обладающее свойством обратимости, т.е. Которое можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к исходному положению или повторно воспроизводя полученный опыт.

Педагогическая психология — отрасль педагогической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности педагогов, родителей, педагогических групп и коллективов.

Повторение — многократное воспроизводство какого-либо материала с целью его заучивания и сохранения в памяти.

Подражание — вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

Предметная деятельность — практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению

Проблемная ситуация — учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.

Психодиагностика — теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них.

Психокоррекция — целенаправленное изменение психологии или поведения человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.

Психология развития — область психологических исследований, где содержится информация, изучаются процессы и законы психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.

Роль социальная — описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п.

Самоктуализация — процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах. Стремление личности к постоянному самосовершенствованию

Самооценка — оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Семиотическая функция — свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы — символы, представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать ими как с реальными объектами, которые они представляют.

Сензитивный период развития — период в жизни человека,создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодействие органом чувств и движений.

Сенсорный эталон — наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении.

Символ — знак, ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью,чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет.

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции.

Система — понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями.

Созревание — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. Преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах, организациях.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческого развитие человека.

Социометрический тест — стандартизированная методика, предназначенная для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе.

Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.

Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм.

Теоретическое мышление — вид мышления человека, опреирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах порождающего аналогичные задания.

Тест — стандартизированный метод психологического исследования, предназначенные для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженность., порожденной причинами иного характера.

Упражнение — систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. С целью его совершенствования.

Уровень притязаний — достижение в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которое рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности.

Уровень психологического развития — совокупность способностей, знаний, умений, навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой группой других людей или сами собой в иной период жизни.

Усвоение — приобретение знаний, умений, навыков.

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. Сюда входят люди, окружающего данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры и пр.

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений, навыков или изменения старых.

Учение — собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений, навыков

Факторы развития — система, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность педагогов, методы и средства бучения и воспитания и многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в реализации потребности, желания.

Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая психофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение.

Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.

Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.

Эгоцентричекая речь — специфическая фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры, обслуживает наглядно-действенное мышление, напоминает по структуре внутреннюю речь.

Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Эмпатия - способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...