Тесты для самоконтроля знаний
1.Электронно-вычислительные машины являются? A) архитектурой КТС; B) устройством ввода информации; C) устройством вывода информации; D) основой КТС; E) комплексом технических средств. 2.Сколько этапов включает в себя методология построения баз данных? A)один; B)четыре; C)два; D)три; E) пять. 3. По какому принципу строится программное обеспечение современных электронно-вычислительных машин? A)последовательному; B)системному; C)комплексному; D)иерархическому; E) параллельному. 4. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе является: A)база данных; B)СУБД; C)администратор базы данных; D)банк знаний; E) модель данных. 5:. К какому виду ППП относятся 1С бухгалтерия, Алтын и Лука? А) методо-ориентированному; В) проблемно-ориентированному; C)общего назначения; D)глобальных сетей; E) организации вычислительного процесса. 6.На каком уровне располагается КЭШ-память внутри процессора? A)на пятом; B)на первом; C)на третьем; D)на втором; E) на четвертом. 7.Какое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров: A)эргономическое обеспечение; B)централизованное техническое обеспечение; C)общественное информационное обеспечение; D)математическое обеспечение; E) общественное программное обеспечение. 8.Внемашинное ИО: A)это система специальным образом организационных данных, в которую B)представляет собой комплекс языковых и программных средств и специального назначения;
C)это совокупность всех данных на машинных носителях и комплекс программ формирования, ведения и доступа к этим данным; D)это совокупность всех документированных сведений и сообщений, используемых в системе; E)включает совокупность информационных массивов, являющиеся объектами хранения и преобразования. 9.Какой фирмы используются ППП для обеспечения администрирования вычислительного процесса: A)NetWare; B)Clarion; C)FOLIO; D)Clipper; E) Bay Networks. 10. Комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного A)сервисные программы; B)операционная система; C)специальные прикладные программы; D)базовое программное обеспечение; E)пакеты прикладных программ.
ТЕМА 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭИС Экспертные системы
В последнее десятилетие компьютерные технологии все активнее пытаются применить для реализации интеллектуальных процессов, процессов поиска решений, когда конечный результат непредсказуем и является плодом логических заключений и выводов, к которым компьютер приходит самостоятельно. В основу мыслительной деятельности компьютера положен программный принцип моделирования интеллектуальных процессов. Процессы приобретения, накопления и использования знаний имеют свои ярко выраженные особенности, которые позволяют их выделить в отдельный класс компьютерных систем и технологий, относящихся к системам искусственного интеллекта. Термин «искусственный интеллект» (ИИ) был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартмутском колледже (США). Семинар был посвящен разработке методов решения логических, а не вычислительных задач. Искусственный интеллект - это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю - непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.
С самого начала исследования в области ИИ пошли по двум направлениям: - первое (биологическое) - попытки смоделировать с помощью искусственных систем психофизиологическую деятельность человеческого мозга с целью создания искусственного разума; - второе (прагматическое) - создание программ, позволяющих с использованием ЭВМ воспроизводить не саму мыслительную деятельность, а являющиеся ее результатами процессы. Здесь достигнуты важные результаты, имеющие практическую ценность. В дальнейшем речь будет идти об этом направлении. Задачи искусственного интеллекта - это задачи, в которых формализуется не процесс решения, а процесс поиска решения. Наиболее широкое применение методы ИИ нашли в программах, называемых экспертными системами (ЭС). Экспертная система представляет собой набор специальных компьютерных программ, базирующих на аккумулировании, обобщении и анализе знаний высококвалифицированных специалистов - экспертов в целях использования их в процессе решения задач в различных областях человеческой деятельности. Огромный интерес к экспертным системам со стороны пользователей вызван следующими причинами: - во-первых, они ориентированы на решении широкого круга задач в неформализованных областях, приложения которых до недавнего времени считались малодоступными для вычислительной техники; - во-вторых, с помощью экспертной системы специалисты, не знающие программирования, могут самостоятельно разрабатывать интересующие их приложения, что позволяет расширить сферу использования СВТ; - в-третьих, экспертные системы (ЭС) при решении практических задач достигают результатов, не уступающих, а иногда превосходящих возможности людей - экспертов. Назначением экспертных систем является формирование и вывод рекомендаций в зависимости от текущей ситуации, которая описывается совокупностью сведений, данных, вводимых пользователем по требованию ЭВМ в диалоговом режиме. Требуемые при этом данные могут извлекаться из создаваемой для решения функциональных задач базы данных. Выдаваемые ЭВМ экспертной системы рекомендации должны соответствовать рекомендациям специалиста высокой квалификации.
К особенностям экспертной системы можно отнести: способность принятия решений, возможность общения с ней обыкновенного пользователя, объяснение принимаемых решений и. конечно, наличие в информационных массивах системы практически всей известной в заданной области информации, включая знания и опыт специалистов. Иными словами, сделана попытка заменить высококвалифицированного специалиста компьютером. Отличиями экспертных систем от обычных компьютерных являются: - экспертные системы манипулируют знаниями, тогда как любые другие - экспертные системы, как правило, дают эффективные оптимальные решения и способны иногда ошибаться, но в отличие от традиционных компьютерных систем они имеют потенциальную способность учиться на своих ошибках; - экспертные системы как инструмент в работе пользователя совершенствуют свои возможности решать трудные, неординарные задачи в ходе практической работы; - экспертные системы создаются для решения разного рода проблем. В настоящее время ЭС применяются в различных областях человеческой деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, управлении, процессами, медицине, электронике и т.д. Например, в сфере финансового обслуживания эти системы помогают страховым компаниям анализировать и оценивать коммерческий риск, устанавливать размеры ссуд при кредитовании организаций, составлять сметы проектов. Экспертная система FOLIO (Стенфордский университет, США) помогает консультантам по инвестициям определять цели клиентов и подбирать портфели ценных бумаг, наиболее соответствующие этим целям. Система определяет нужды клиента в ходе интервью и затем рекомендует, в каких пропорциях надо распределить капиталовложения между разными фондовыми инструментами, чтобы наилучшим образом удовлетворить запросы клиента. Система различает небольшое число классов ценных бумаг, содержит знания о свойствах ценных бумаг каждого класса.
В системе применены основанная на правилах схема представления знаний с прямой цепочкой рассуждений для вывода целей и схема линейного программирования для максимизации соответствия между целями и предлагаемым портфелем. Система доведена до уровня демонстрационного прототипа. Типичная экспертная система состоит из следующих компонентов: - машины логического вывода (механизма вывода) или решателя; - базы данных или рабочей памяти; - базы знаний; - компонентов приобретения знаний; - объяснительного и диалогового компонентов. Машина логического вывода использует данные из рабочей памяти и знания из базы знаний, формирует такую последовательность правил, которые будучи примененными к исходным данным приводят к решению задач. База данных предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. База знаний в экспертной системе хранит долгосрочные данные, описывающие рассматриваемую область, и правила, характеризующие целесообразные преобразования данных этой области. Компоненты приобретения знаний реализуют процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем - экспертом. Объяснительный компонент поясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решения), и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование и отладку системы и повышает доверие пользователя к полученному результату. Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного интерфейса для всех категорий пользователей и используется как в ходе решения задач, так и приобретения знаний, объяснения результатов работы. В разработке экспертной системы участвуют: - эксперт в той проблемной области, задачи которой будет решать ЭС; - инженер по знаниям - специалист по разработке инструментальных средств. Экспертная система работает в 2х режимах: приобретения знаний и решения задач. В режиме приобретения знаний общение с экспертной системой осуществляется через посредничество инженера по знаниям и эксперта. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|