Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизация учетных операций




 

В настоящее время в связи с переходом областных (территориальных) управлений (филиалов) и отделений Нацбанка РК (далее подразделений), специально уполномоченных подразделений центрального аппарата Нац­банка на централизованную обработку информации в Центр обработки Департамента вычислительных работ Нацбанка (далее - Центр обработки) устанавливается новый порядок межфилиальных расчетов между подраз­де­лениями Нацбанка и специально уполномоченными подразде­ле­ниями Центрального аппарата Нацбанка.

Все расчеты между подразделениями Нацбанка. специально уполномоченными подразделениями центрального аппарата Нацбанка ведутся только через Управление межфилиальных расчетов Департамента бухгалтерского учета Нацбанка (УМФР).

Генеральной бухгалтерией Департамента бухгалтерского учета присваиваются признаки кодов лицевых счетов на балансовых счетах 249 (счет подразделения Нацбанка в тенге), 449 (счет, открытый для подразделения Нацбанка в тенге) для каждого подразделения Нацбанка, специально уполномоченного подразделения Центрального аппарата Нацбанка.

Коды от 01 до 10 присваиваются следующим специально уполномоченным подразделениям центрального аппарата Нацбанка:

01 - Операционное управление Нацбанка (ОПЕРУ)

02 - Департамент иностранных операций

03 - Управление внутренних операций

04 - Отдел эмиссионных и кредитных операций Департамента бухгалтерского учета

05-10 - вновь образованные специально уполномоченные подразделения центрального аппарата Нацбанка.

Коды от 11 до 31 присваиваются подразделениям Нацбанка.

20 - Карагандинскому областному управлению

Центр обработки (Казахский центр межбанковских расчетов НБ РК-КЦМР) исполняет платежи в национальной валюте с гарантией расчета в течении операционного дня через систему крупных платежей и оказывает следующие услуги:

- прием и обработку электронных платежных документов;

- предоставление информации о состоянии счета;

- предоставление выписки по произведенным расчетам;

- обеспечение отражения результатов произведенных расчетов в Нацбанке РК;

- обеспечение обмена информацией в электронном виде между пользователем и подразделением Нацбанка РК (выходные формы, письма, статотчетность. информация для депозитария ценных бумаг и банковского сервисного бюро).

В течение операционного дня пользователь может получить следующую информацию о состоянии его счета:

- платежные документы, зарегистрированные в очереди,

- сведения о стадии исполнения платежей,

- исполненные платежи,

- остаток средств на счете.

Назначение системы крупных платежей (СКП) заключается в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием их в пределах сумм денежных средств, находящихся на счетах пользователей СКП в Национальном банке Казахстана.

Система крупных платежей - механизм межбанковских расчетов, посредством которого осуществляется перевод высокоприоритетных платежей пользователей. Высокоприоритетный платеж - платеж, для которого первостепенное значение имеет срок его исполнения, то есть платеж, связанный с операциями на межбанковском рынке кредитных ресурсов, рынках капитала (ценных бумаг) и иностранной валюты. Такие платежи связаны с переводом крупных сумм, задержка которых может приводить к крупным убыткам для пользователей.

Безотзывность и безусловность платежа - состояние платежа, при котором он не может быть отозван и/или отменен по инициативе сторон, участвующих в его расчете (участников платежа) и не ограничен никакими условиями.

Электронный платеж в СКП - требование о переводе денежных средств одного пользователя в пользу другого пользователя, переданное для исполнения в СКП электронным способом в соответствии с договором.

Электронный платежный документ - это платежный документ, составленный и переданный в установленном электронном формате, имеющий силу первичного документа после его ввода и прохождения аутентификации в СКП. Аутентификация (удостоверение подлинности платежных документов) означает установленные КЦМР и доведенные до пользователей процедуры и комплекс мер для подтверждения подлинности и правильности составления электронных платежных документов, а также для установления факта передачи платежного документа непосредственно пользователем, указанным в качестве плательщика.

В ходе обработки платежных документов в конце операционного дня КЦМР выполняет взаимозачет платежей, находящихся в очереди, с учетом остатка на счетах пользователей. КЦМР уведомляет пользователя обо всех его платежных документах, оставшихся в очереди после взаимозачета без исполнения.

КЦМР после завершения операционного дня передает в соответствующее подразделение Нацбанка электронную ведомость с итоговыми данными произведенных расчетов для передачи информации о дебетовых и кредитовых сальдо на корреспондентских счетах пользователей в Нацбанке. Остатка по счету КЦМР на конец оперативного дня не должно быть

Электронная ведомость с итоговыми данными произведенных расчетов содержит порядковый номер проводки, номер МФО ГАТУ (Главное Алматинское территориальное управление), номер счета КЦМР в ГАТУ, номер МФО подразделения Нацбанка, обслуживающего пользователя, корреспондентский счет пользователя в подразделении Нацбанка, признак дебетовой или кредиторской проводки по счету пользователя, общую сумму платежа пользователя в СКП, а также общую сумму оборота по дебету, кредиту и сальдо.

Нацбанк на основании данных электронной ведомости выполняет все необходимые операции по бухгалтерскому учету движения денежных средств по счетам пользователей в Нацбанке.

После завершения операционного дня СКП пользователь получает от КЦМР выписку по результатам исполненных платежей.

Пользователь - получатель денежных средств после получения, проверки платежного документа и зачисления денежных средств на его счет выполняет расчет по счетам своих клиентов не позднее следующего операционного дня. Ежегодно пользователи производят отражение результатов исполненных в СКП платежей по своему внутреннему корреспондентскому счету.

После решения операционного дня центром обработки для УМФР и всех подразделений Нацбанка и специально уполномоченных подразделений центрального аппарата Нацбанка выдаются следующие формы:

- справка о соответствии оборотов и остатков по балансовым счетам 249 и 449,

- ведомость сверки картотеки документов Управления межфилиальных расчетов с картотеками начальных документов подразделений Нацбанка,

- картотека начальных документов,

- картотека ответных документов,

- форма лицевого счета по новому плану счетов по кредитам,

- форма лицевого счета по новому плану счетов по операциям в инвалюте,

- форма лицевого счета по новому плану счетов по операциям с ценными бумагами,

- форма лицевого счета по новому плану счетов по внутрибанковским операциям,

- ежедневная ведомость остатков лицевых счетов по балансовым счетам,

- ведомость сумм электронных платежных документов, проведенных по счетам получателей,

- ведомость начальных документов, не принятых в УМФР.

Прием (передача) и исполнение электронных платежных поручений осуществляется только на основании договора об использовании электронных систем обмена электронными платежами и соглашениями об использовании системы программно-криптографической защиты и электронной цифровой подписи.

Первичные документы, составленные на бумажных и электронных носителях, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы),

- код формы,

- дату составления,

- содержание и размеры хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении),

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления,

- личные подписи данных лиц и их расшифровки.

В первичных документах, составленных на электронных носителях, код формы и личные подписи не проставляются.

Электронные платежные поручения регистрируются банком в журнале учета электронных документов с указанием номера электронного документа, наименование плательщика, номера его счета, суммы платежа, а также реквизитов получателя и банка получателя. Контроль за ведением журнала учета электронных документов осуществляет главный бухгалтер или его заместитель.

Виды АРМ в подразделениях Нацбанка РК

В подразделениях Нацбанка РК, в частности в Карагандинском областном управлении, имеются различные виды автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ заместителя главного бухгалтера Генеральной бухгалтерии предназначена для формирования баланса Генеральной бухгалтерии, а также ведения нормативно-справочной информации и рассылки ведомости корректировок по Областному управлению Нацбанка.

В АРМе реализованы следующие задачи:

- формирование баланса по областному управлению Нацбанка,

- формирование и выдача остатков на счетах,

- рассылка ведомостей корректировок,

- формирование и выдача выходных документов:

а) протокола введенных документов,

б) выписок по внебалансовым счетам,

в) мемориальных ордеров,

г) кассового журнала,

- просмотр и коррекция параметров настройки системы

- ведение справочников клиентов и лицевых счетов

- открытие и закрытие периода заключительных оборотов

- распределение балансовых счетов по исполнителям Генеральной бухгалтерии

- восстановление оборотов Генеральной бухгалтерии

- просмотр и корректировки НСИ:

а) плана счетов бухгалтерского учета

б) справочника банков

в) справочника общего назначения

- сервисные задачи

а) выдача данных о пользователях системы

б) обмен сообщениями между пользователями системы:

в) смена пароля пользователя

Меню АРМ:

Баланс

Справки

Книга 61

НСИ

АРМ кассира предназначен для покупюрного учета эмиссионно-кассовых Операций, проводимых в подразделениях Нацбанка.

В АРМе реализованы следующие задачи:

- покупюрный ввод документов операционного дня

- просмотр журнала введенных документов

- формирование описи введенных ответисполнителем документов

- поиск и просмотр НСИ:

а) справочника банков

б) плана счетов бухгалтерского учета

в) символов кассового плана

г) справочника общего назначения

-сервисные задачи:

а) выдача данных о пользователях системы

б) обмен сообщениями между пользователями системы

в) смена поролей пользователя

Меню:

Ввод документов

Журнал

Опись документов

НСИ

Сервис

АРМ-контролера эмиссионно-кассовых операций предназначен для контроля документов по покупюрному учету эмиссионно-кассовых операций, проводимых в подразделении Нацбанка.

В АРМе реализованы следующие задачи:

- контроль документов покупюрного учета

- просмотр журнала введения документов

- печать кассового журнала

- формирование описи введенных ответисполнотелем документов

- поиск и просмотр НСИ:

а) справочника банков

б) плана счетов бухгалтерского учета

в) символов кассового плана

г) справочника общего назначения

- сервисные задачи

а) выдача данных о пользователях системы

б) обмен сообщениями между пользователем системы

в) смена пароля пользователя.

Меню:

Контроль

Журнал

Опись

документов

НСИ

Сервис

АРМ покупюрного учета банкнот (монет) в эмиссионной упаковке предназначен для ввода и коррекции документов по операциям с банкнотами (монетами) в эмиссионной упаковке.

В АРМе реализованы следующие задачи:

- ввод документов по операциям с банкнотами в эмиссионной упаковке:

а) прием банкнот в эмиссионной упаковке

б) рассылка банкнот в эмиссионной упаковке по областным управлениям

в) выпуск в обращение банкнот в эмиссионной упаковке

г) инвентаризация банкнот в эмиссионной упаковке

- ввод документов по операциям с монетами в эмиссионной упаковке

а) прием монет в эмиссионной упаковке

б) рассылка монет в эмиссионной упаковке по областным управлениям

в) выпуск в обращение монет в эмиссионной упаковке

- сервисные задачи

а) выдача данных о пользователях системы

б) обмен сообщениями между пользователями системы

в) смена пароля пользователя

Меню:

Ввод документов

Выходные документы

Сервис

АРМ контролера операций покупюрного учета банкнот (монет) в эмиссионной упаковке предназначен для контроля документов по операциям с банкнотами (монетами) в эмиссионной упаковке, введенных ответисполнителями.

В АРМе реализованы следующие задачи:

- контроль документов по операциям с банкнотами (монетами) в эмиссионной упаковке путем визуального контроля и утверждения;

- контроль документов по инвентаризации банкнот в эмиссионной упаковке путем визуального контроля и утверждения;

- снятие признака контроля с документов по операциям с банкнотами (монетами) в эмиссионной упаковке:

- сервисные задачи:

а) выдача данных о пользователях системы;

б) обмен сообщениями между пользователями системы;

в) смена пароля пользователя.

Меню:

Контроль

Выходные документы

Сервис

АРМ ввода заявок на расходы по бюджету Национального банка РК, предназначен для заявок документов по бронированию средств на расходы по бюджету и ввода документов по окончательному расчету по фактически проведенным расходам, а также ввода балансовых документов, связанных с данными заявок.

В АРМе реализованы следующие задачи:

ввод заявок по отнесению на расходы,

- просмотр введенных заявок и ввод, связанный с заявками балансовых
документов в случае подтверждения заявки со стороны центрального аппарата НБ РК,

- выполнение операции коррекции введенных заявок по фактически проведенным расходам и ввод балансовых документов по отнесенным на счета расходов, связанных с заявкой в случае одобрения центрального аппарата НБ РК.

- выполнение операции выдачи введенных заявок в Центральный аппарат для получения санкции на выполняемую операцию и проверку по бюджету соответствующего подразделения,

- поиск документов в электронном архиве,

- формирование и выдача отчетов по введенным заявкам,

- формирование и выдача остатков счета,

- формирование и выдача выходных документов:

а) введенных документов операционного дня

б) выписок по внебалансовым счетам

в) мемориальных ордеров

г) кассового журнала

- поиск и просмотр НСИ:

а) справок о клиентах и счетах

б) справочника банков

в) плана счетов бухгалтерского учета

г) символов кассового плана

д) справочника общего назначения

- сервисные задачи

а) выдача данных о пользователях системы

б) обмен сообщениями между пользователями системы

в) смена пароля пользователя

Меню:

Заявки

Справки

Выходные документы

НСИ

Сервис

Стандартный алгоритм работы с заявкой включает в себя следующие операции:

- создание заявки на расходы по бюджету,

- отправка заявки в Центральный аппарат

- бронирование средств, указанных в заявке по бюджету подразделения,

- прием ответа из Центрального аппарата,

- выполнение проводок по заявке на оплату поставщику или получателю средств,

- получение документов по предоставленным услугам и выполнение коррекции заявки на суммы, относимые на расходы,

- отправка откорректированной заявки в Центральный аппарат,

- получение ответа из Центрального аппарата,

- выполнение проводок по отнесению на расходы,

- выполнение операции удаления заявки для прекращения работы с ней.

 

Резюме

 

· Банковская сфера - одна из тех областей человеческой сферы, где применение компьютерных технологий оказывается наиболее эффективным. В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов.

· Особенности структуры банковских систем и специфика банковской деятельности вызывают необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (Нацбанк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления.

Информационные системы (ИС) в банках прошли ряд этапов: использование автономных рабочих мест, переход к единому операционному дню, создание интегрированных систем банковского учета; развитие интегрированных ИСБД - создание распределенных комплексных адаптивных систем управления банковской деятельностью;

· При проектировании ИС в банках необходимо придерживаться следующих принципов: системности, декомпозиции, непрерывного развития, обратной связи, совместимости, стандартизации и унификации, интеграции, автоматизации документооборота и эффективности.

· В ИС Нацбанка республики выделяются следующие функциональные модули: бухгалтерского учета и отчетности, управления деятельностью филиалов, кредитные, депозитные, валютные операции, вклады частных лиц и операции по ним, фондовые операции, расчеты с помощью пластиковых карт, менеджмент, маркетинг и др.

· Основными обеспечениями ИС в банках являются: информационное, программное и техническое обеспечения.

· Внемашинное информационное обеспечение ИСБ содержит систему банковских показателей, отражающих расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка; классификаторы банковских счетов, регистрационных номеров, коды ценностей, валют, банков и др; унифицированную документацию: платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера, банковские выписки и т. д.

· Внутримашинное информационное обеспечение адекватно отражает реальную деятельность банка и его подразделений, т. е. конкретную предметную область. Современные банковские технологии работают только с базами данных.

· Банковские информационные системы имеют состав аппаратных средств, в который входят: средства вычислительной техники, оборудование ЛВС, средства телекоммуникаций и связи, оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги (банкоматы, терминалы торговой сети и т. д.).

· Большинство эксплуатируемых в регионе систем в банках, являются DOS-комплексами, функционирующими либо в локальном режиме, либо в сетевом. В то же время на рынке ИСБ все отчетливее обозначается присутствие систем, на основе многоплатформенных СУБД (UNIX - системы).

· В подразделениях Нацбанка РК, в частности в Карагандинском областном управлении имеются: АРМ заместителя главного бухгалтера генеральной бухгалтерии, АРМ - кассира, АРМ контролера эмиссионно-кассовых операций, АРМ покупюрного учета банкнот (монет) в эмиссионной упаковке, АРМ контролера операций покупюрного учета банкнот (монет) в эмиссионной упаковке, АРМ ввода заявок на расходы по бюджету Нацбанка РК.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение банковской сфере.

2. Назовите совместные технологические модели обработки данных ИСБ.

3. Что предусматривает автоматизация банковской деятельности?

4. Охарактеризуйте основные принципы ИС банка.

5. Рассмотрите историю развития ИС в банках.

6. Что характерно для этапов развития банков Карагандинского региона?

7. Дайте характеристику обеспечениям ИС банка.

8. Рассмотрите функциональное обеспечение АРМ.

9. Назовите функциональные модули ИС Нацбанка республики.

10. Какие подсистемы входят в состав зарубежных банковских систем?

11. Назовите требования, предъявляемые внутримашинному информа­цион­но­му обеспечению банковских систем.

12. Охарактеризуйте режимы обслуживания пользователей в сети банковских систем.

13. Какие требования предъявляются к программному обеспечению ИС банка?

14. Дать понятие Dos-комплекса.

15. Дать характеристику системы крупных платежей. Ее назначение.

16. Что понимают под электронным и электронным платежным документами,
безотзывностью и безусловностью платежей?

17. Какие виды АРМ имеются в подразделениях Нацбанка РК?

18. Какие задачи реализуются в АРМе заместителя главного бухгалтера, АРМе контролера эмиссионно-кассовых операций, АРМе покупюрного учета банкнот.

 

Задания

 

ЗАДАНИЕ 1.

Спроектируйте задачу учета платежей в бюджет.

Входные показатели: фактическая стоимость основных производственных фондов по видам, ставка платы за фонды. Выходные показатели: фактические, суммы платежей в бюджет за отчетный период и с начала года. При решении задачи необходимо: описать реквизитный состав входных и выходных документов, спроектировать шапку выходного документа, описать перечень и реквизитный состав НСИ, хранимой информации, класси­фи­ка­то­ров и кодов, алгоритм построения и технологический процесс решения задачи.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Спроектируйте постановку экономической задачи по учету прибыли и убытков, отвлеченных средств.

Входные показатели: сведения о реализации продукции, движении денежных средств на счетах в банке. Выходные показатели: величины прибылей и убытков, отвлеченных средств, бухгалтерские проводки. При решении задачи необходимо: см. задание N1.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Спроектируйте задачу планирования амортизационных отчислений. Входные показатели: среднегодовая стоимость основных производственных фондов по видам, справочник видов основных фондов и норм амортиза­ционных отчислений. Выходные показатели: сумма амортизационных отчис­лений.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Спроектируйте задачу учета наличных денег в банке. Входные документы: объявление на взнос наличными, расходные кассовые ордера. Выходные документы: кассовый отчет, кассовый журнал по приходу и расходу.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Спроектируйте постановку задачи «Выдача кредита». Входные документы: расчет потребности ссуд, заявление на выдачу ссуды, расчет норматива собственных оборотных средств, справка об основных планируемых показателях, расчет сумм валовых доходов по реализованным товарам. Выходной документ «Кредитный договор на выдачу кредита» содержит реквизиты: дата выдачи, наименование заемщика, сумма ссуды, срок, целевые назначения, способ обеспечения, возвращение в полной сумме, в рассрочку, дата возврата, пеня (сумма в %), адрес заемщика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...