Теоретические основы создания информационных систем в банках
Банковская сфера - одна из тех областей человеческой сферы, где применение компьютерных технологий оказывается наиболее эффективным. В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов. Сложившаяся в регионе банковская система состоит из большого числа элементов: банка национального, специализированных коммерческих банков. Как вся система, так и каждый из ее элементов обладают сложной многоуровневой структурой, а также обширными внутренними и внешними информационными связями. Для нормального функционирования осуществляется управление как отдельными элементами (банками), так и системой в целом. В банковской, так и в любой другой экономической системе, процесс управления является процессом информационным. Внутри системы информационное взаимодействие объединяет объекты управления - функциональные подразделения банка, его филиалы, обменные пункты и т.п. - и управляющую систему, т.е. орган управления банком, его управленческий аппарат со своими методами ведения работы, анализа, принятия решений. Взаимодействие перечисленных элементов осуществляется посредством движения информационных потоков в виде прямой и обратной информационных связей. Для любого банка большое значение имеют его функциональные и информационные связи с внешней средой: с Нацбанком, с другими банками, включая банки зарубежных стран, Министерством финансов, правительственными органами, налоговыми комитетами, страховыми организациями и компаниями, фондовыми биржами, с клиентами банка (юридическими и физическими лицами). Прямая и обратная информационные связи, реализуемые в информационной системе банка (ИСБ) охватывают процессы сбора, передачи, хранения, накопления и обработки информации. В основе ИСБ лежат новые информационные технологии, реализующие совместные технологические модели обработки данных:
- терминальные процессы, - локальные и распределенные сети, - интеллектуальные терминалы, - системы машинной графики, - электронной почты и др. Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусмотреть: 1) системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанной на согласованной концепции; 2) наметившиеся тенденции перехода: · от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде; · от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий; · от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельности; · от автоматизированного фиксированного набора функций к автоматизации документооборота в банковской деятельности. 3) поддержка режима реального времени при распределенной обработки Проектирование и функционирование компьютерных (автоматизированных) информационных систем в банках основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и др. наук. Это следующие принципы: - принцип системности. Он заключается в необходимости разностороннего анализа структуры и деятельности банка, выявлении состава решаемых задач, функционального и информационного взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой. Системный подход является основополагающим как при проектировании новых информационных технологий, так и при изучении действующей информационной системы:
- декомпозиция - возможность улучшения организации и качества проектирования, разбиение системы на подсистемы, блоки, модули, задачи, комплексы задач с последующим формированием проектных решений и созданием программных продуктов и документации; - информационная обратная связь - возможность использования ИСБ для своевременного информационного отображения результатов деятельности банка и регулирования характера его функционирования посредством принятия обоснованных решений: - непрерывное развитие ИС в банках, предусматривающее обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и т.д., включение которых должно происходить без каких-либо больших перестроек. ИСБ должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять базу данных: - совместимость, предполагающая взаимодействие ИСБ различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования; - стандартизация и унификация - использование типовых, унифицированных и стандартизованных элементов при создании и развитии ИСБ (типовых программных продуктов, вычислительных средств, унифицированной документации и др.); - интеграция - объединение в единой технологической цепи процедур сбора, передачи, накопления, хранения, обработки данных, формирования управленческих решений в условиях функционирования многоуровневых вычислительных систем; - автоматизация информационных потоков и документооборота, достигается путем функционирования технических средств для сбора, регистрации, обработки данных, создания первичных и результатных документов, путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств для передачи банковской информации на любые расстояния; - эффективность, предусматривающая выбор наиболее рациональных, проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание ИСБ в процессе ее эксплуатации. История развития информационных систем в банках. Историческое развитие автоматизированных банковских систем прошло ряд этапов. Суть их состоит в следующем: - начальный этап автоматизации был основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов; этап характеризуется относительной простотой реализации, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций:
- переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность; основным шагом являлось формирование консолидированной отчетности в рамках многовалютной информационной системы учета: - потребности в расширении возможностей по анализу деятельности банка и его клиентов привели к созданию интегрированных систем банковского учета основная особенность которых является ориентация на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в т.ч. и анализа клиентской базы; - развитие современных ИСБ ориентировано на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью; - в качестве тенденции развития интегрированных ИСБ можно указать на создание в ближайшее время первых образцов распределенных комплексных адаптивных систем управления банковской деятельностью; характерными чертами такого рода систем являются: формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширения номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем. Для отдельных банков Карагандинского региона на данный момент характерен этап перехода к единому операционному дню, которому присущи: - основной тезис: единые файлы данных, поддержка блокировок: - технологическая платформа: учет проводок, АРМ специалистов; - техническая платформа: файл-сервер, ЛВС, рабочие станции. - программная платформа: Clipper, FoxPro, С, Clarion, Pascal; - операционная система: Dos, Net Ware; - средства коммуникации: ЛВС, электронная почта. Для других - этап создания интегрированных систем банковского учета, которому присущи: - основной тезис: контроль завершения транзакций; - технологическая платформа: интегрированная система банковского учета; - техническая платформа: файл - сервер, ЛВС, рабочие станции; - операционная система: Dos, Net Ware; - средства коммуникации: ЛВС, клиент-банк, коммуникационный сервер; - дополнительные возможности: анализ финансового состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|