Обеспечения информационной системы банка
Особенности структуры банковских систем и специфика банковской деятельности вызывают необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (Нацбанк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных, специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Создаются АРМы различных уровней управления - руководителей, начальников управлений, работников подразделений банков, служащих и других специалистов, занятых преобразованием информацией - с последующим объединением АРМ различных уровней и назначения в вычислительную сеть. Обязательными видами обеспечения АРМ (АРМ - АИС локального типа) являются: функциональное, информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационное, правовое, лингвистическое и эргономическое. Функциональное обеспечение АРМ отражает предметную, содержательную направленность АРМ. Для операциониста банка, например, это набор задач, связанных с обработкой платежно-расчетных документов, полученных от клиентов в процессе оформления банковских операций; работников бухгалтерии - задачи банковского учета и формирование балансов; а для руководящих работников - задачи справочно-аналитического характера для формирования управленческих решений. Функциональные подсистемы (модули, бизнес - предложения) ИСБ выделяются в соответствии с функциями управления. В автоматизированных банковских системах подсистемы формируются по признаку управления элементами банковской деятельности.
Единство в составе функциональных подсистем ИС различных банков отсутствует, что объясняется главным образом разобщенностью при проведении работ по созданию информационных систем. Например, в ИС Нацбанка республики можно выделить следующие функциональные модули системы: • бухгалтерского учета и отчетности, где решаются задачи совершения и учета банковских операций; • управления деятельностью филиалов; • кредитные, депозитные, валютные операции; • любые виды вкладов частных лиц и операции по ним; • фондовые операции; • расчеты с помощью пластиковых карт; • анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др. Анализ функционирования зарубежных банковских систем дает возможность рекомендовать следующую функциональную структуру: - Контроль данных, контроль движения и исполнения документов; стратегический анализ высшим управленческим персоналом; внутренний аудит, ведение операционных журналов, административный контроль информационной системы. - Главная книга. Модуль обеспечивает ведение всех синтетических счетов, в т.ч. балансовых и аналитических счетов клиентов банка и производит основные счета, связанные с главной книгой. - Нормативно-справочная информация. Модуль обеспечивает ведение справочников. - Управление рисками. Модуль обеспечивает поддержку стратегического и тактического анализа позиций банка и качества его активов и пассивов. - Обслуживание клиентов. - Кредитные операции. - Документарные операции. - Гарантийные операции. -Валютные операции и операции с драгоценными металлами и камнями. Модуль обеспечивает проведение всех видов операций международного рынка, а также поддержку ведения и менеджирования прочих банковских операций. - Операции с ценными бумагами. - Коммуникации. - Внутренний учет. Рассмотрим основные обеспечения ИС в банках: информационное, техническое, программное.
Информационное обеспечение ИСБ представляет собой информационную модель банка. Современные системы банковских показателей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значительность тех или иных операций. Их использование позволяет выявлять возможности повышения прибыльности и конкурентоспособности банка. В банковской деятельности для систематизации информации используются различные классификаторы. Банковские системы используют как классификаторы ЕСКК (единой системы классификации и кодирования), так и отраслевые (банковские) классификаторы: коды ценностей - банкнот, монет, чеков, акций, коды валют, банков и т.д. Локальные классификаторы содержат коды, действующие в рамках отдельных банков, предприятий. Примерами локальных классификаторов могут служить классификаторы банковских счетов, регистрационных номеров, внутрибанковских номеров клиентов, кассовых счетов и т.д. Регистрационные номера позволяют классифицировать счета по принадлежности клиенту. Значительную долю внемашинного информационного обеспечения составляет документация. К унифицированным типовым документам в банковской системе относятся: платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера, банковские выписки и др. Внутримашинное информационное обеспечение (ИО) формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской системы. По содержанию внутримашинное ИО должно адекватно отражать реальную деятельность банка и его подразделений, т.е. конкретную предметную область. Современные банковские технологии работают только с базами данных. Требования к внугримашинному информационному обеспечению банковских систем: - система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных разных форматов;
- система должна реализовываться в режиме реального времени, при котором изменения в данных, произведенные одним пользователем, сразу должны становиться, доступны остальным пользователям банковской системы; - безопасность хранения банковской информации; - сохранение целостности информации при отказе аппаратуры. Предоставление банковских услуг на основе компьютерных систем можно представить в виде трех уровней: - к первому уровню относятся различные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов - кассиров, пластиковых карточек и систем расчетов в торговых точках, а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов; - ко второму уровню относятся услуги по управлению денежными операциями и их контролю; - к третьему уровню - деятельность филиалов, расчетно-кассовых отделов, автоматизированных палат, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров и др. Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в который входят: - средства вычислительной техники - оборудование локально-вычислительных сетей - средства телекоммуникаций и связи - оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы-кассиры, терминалы торговой системы, банкоматы и т.д. - средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для подсчета и подтверждения подлинности купюр и др.). Количество и состав используемых технических средств определяется интенсивностью и объемами информационных потоков, режимами работы и временными особенностями реализации функций банковской системы. Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов, клиентов и связей заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и более развитое техническое обеспечение. Получили распространение сетевые банковские технологии. Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской телекоммуникации. Наиболее распространенные режимы обслуживания пользователей в сети организуются как «файл-сервер» и «клиент-сервер». Обе модели, имея общую схему обслуживания пользователей, различаются сложностью, объемами работ, разнообразием функций, программно-технической оснащенностью, а также производительностью. Модель «клиент-сервер» имеет больше ресурсных возможностей, дает ответы на запросы, тогда как первая - передает файлы по сети.
Система "клиент-сервер" предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. «Клиент - сервер» является основой современного подхода технических решений в построении информационных технологий банков. Одним из вариантов реализации технологии "клиент - сервер" является ее трехуровневая архитектура. В сети должны присутствовать три компьютера (как минимум): клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений и сервер базы данных. В клиентской части организуется взаимодействие с пользователем (пользовательский интерфейс). Сервер приложений реализует бизнес - процедуры для клиентской части. Сервер базы данных обслуживает бизнес - процедуры, которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры - в независимом использовании и замене вычислительных и программных ресурсов на всех трех уровнях. Для повышения надежности, отказоустойчивости технических решений в банковских ИС практикуется объединение серверов в группы (кластеры). При этом ресурсы и нагрузка разделяются между серверами (узлами системы) так, что пользователь не знает, с каким конкретным сервером он работает в данный момент, а использование технических средств оказывается более эффективным. Множество систем "'клиент - сервер", несмотря на разнообразие, функционально схожи. Все они позволяют проводить стандартный набор операций: оформление платежных поручений, получение выписок по счетам и отправку банку сообщений свободного формата путем электронной почты, формирование заявки на продажу - покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами, оформление аккредитивов и др. Кроме того, каждая система предлагает достаточно обширный справочный материал. Оперативность доступа к системе зависит от числа и качества каналов, доступности линий, связывающих банк и клиента. Все большее распространение в банковской деятельности получают межбанковские сети. Применение локальных, региональных и глобальных сетей в ИСБ предъявляет повышенные требования к их надежности, а также защите и целостности данных.
Развитие рыночных отношений вовлекает все большее число банков региона в международные расчеты. Они могут быть реализованы с помощью системы SWIFT, которая является транспортной глобальной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций. Качественная эволюция деятельности банков, их всевозрастающие требования и финансовые возможности меняют подходы к компьютеризации банковской системы. Развитие банковских систем вытекает из возможностей базового (системного) и прикладного (специального) программного обеспечения. Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации ИСБ, разработки прикладной части программных средств. Базовыми являются операционные системы. СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружении, под их воздействием функционируют прикладные программы. Рассмотрим требования к программному обеспечению информационной системы в банках, диктуемые спецификой и особенностями банковской деятельности: - базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности; - гибкость расширения и наращивание системы; - наличие в спектре базовых средств сетевых функций; - защита данных от несанкционированного доступа, наличие средств поддержания целостности и непротиворечивости данных; - присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и контроля данных, обеспечивающих их сохранность при программных и аппаратных сбоях; - необходимо иметь режимы многозадачного и многопользовательского - базовые средства должны иметь возможность запуска автономных, фоновых процессов. Основными свойствами ИСБ в отношении прикладных, потребительских программ являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость системы. Рассмотрение информационных систем в банках различных производителей показывает, что, несмотря на разнообразие функциональных возможностей, диапазон их вполне сопоставим. Одним из основных отличий в этом плане можно считать наличие модулей внутренней бухгалтерии, ценных бумаг и межбанковского обмена. Некоторые функциональные различия носят нестабильный характер. В настоящее время ведущие отечественные ИСБ относительно однородны по функциональному набору и различаются по программно-техническим решениям. Недолгая история развития отечественных банковских систем показывает, что в функциональном плане в целом они соответствуют развитию банковского дела в стране. Большинство эксплуатируемых в настоящее время в регионе систем в банках являются Dos - комплексами, функционирующими либо в локальном режиме, либо в сетевом (в конфигурации "файл - сервер"). В то же время на рынке ИСБ все отчетливее обозначается присутствие систем на основе многоплатформенных СУБД (UNIX - системы). UNIX системы считаются перспективной ветвью ИСБ. Dos - комплексы имеют ряд недостатков: - недостаточная производительность, невозможность поддержания больших объемов данных, хотя качество системы может быть улучшено путем замены сервера сети на более мощный; - невозможность обеспечения безопасности данных на должном уровне. Эта проблема устраняется: установкой источников бесперебойного питания, тщательным соблюдением регламента системных работ, контролем за использованием вычислительных средств; - ограниченность архитектурных средств. Проблема решается выделением под каждый процесс станции локальной сети. Вместе с тем, несмотря на недостатки, Dos - комплексы функционируют в большинстве банков, в частности, в малых и средних банках из-за их низкой стоимости. В качестве ступени, следующей за Dos - комплексами, можно рассматривать системы, построенные в архитектуре '"клиент - сервер", в рамках Novell Netware. Автоматизированные системы подобного типа станут достаточно массовыми в ближайшее время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|