Информационное обеспечение фондового рынка
Торговля ценными бумагами носит «распределенный» характер. Поэтому для нормального функционирования рынка ценных бумаг огромное значение имеет информация о параметрах функционирования рынка, порождаемая одними участниками и потребляемая другими. Можно сделать вывод, что параллельно с фондовым рынком в Казахстане формируется и информационный рынок. Для описания информационного рынка приведем несколько основных положений: • большие Сложности в деле информационного обеспечения связаны с закрытостью или искажением реальных данных со стороны источников информации, • слабо развита инфраструктура телекоммуникаций в регионах; • рынок электронной информации пока локальный, поэтому высокоэффективны и широко используются операторские службы крупных брокерских фирм; • потенциальные потребители информации (банки, операторы фондового рынка, биржевые брокеры, трейдеры и производственные организации) пока не готовы рассматривать информацию как товар, что снижает качество самих информационных продуктов; • крайне незначительная часть вендоров (профессионалов информационного рынка) работает с первоисточниками, остальные лишь перераспределяют их информацию; • инерция системы очень велика и регистрирующие государственные органы предпочитают накапливать информацию в бумажном виде, что крайне затрудняет ее обработку. Основным товаром на информационном рынке является информационный продукт. Под ним понимается: • собственно информация - состав, период актуальности, оперативность обновления в центре обработки, структурированность достоверность, полнота; •транспорт информации - технология поставки информации и телекоммуникационные системы;
• пользовательские средства работы с информацией – программные продукты. К критериям, определяющим ценность информационных продуктов, относятся: •мера удовлетворения клиентского спроса; •стабильность сервиса; • возможность выбора определенной категории информации из всего набора информационных услуг с целью минимизации затрат и изменения состава получаемых услуг при необходимости; • оперативность и качество учета пожеланий клиентов по изменению состава услуг; • конкурентоспособность. Рассмотрим основные категории финансовой информации. 1. Новости экономики и финансовой сферы - на этой информации специализируются вендоры, которые должны обладать широкой корреспондентской сетью. 2. Оперативная финансовая информация представлена двумя видами: итогами торгов и (или) реестрами сделок на той или иной торговой площадке биржи и котировочной информацией (как открытой, с указанием источника, так и закрытой, без указания источника). 3. Аналитические материалы - здесь значительная часть рынка принадлежит консалтинговым фирмам, основной бизнес которых - работа с клиентом на финансовом рынке. 4.Информация об индексах. 5.Архивы - в том или ином виде их предоставляют все вендоры. 6. Справочная информация - локальные или удаленные базы данных, содержащие нормативную и справочную информацию. 7. Информация, поставляемая системами реального времени. В последние годы услуги по постановке информации взяла на себя известная международная телекоммуникационная система SWIFT. SWIFT - это международная сеть телекоммуникаций, созданная одноименным обществом СВИФТ, полное название которого - Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций. Эта организации возникла в начале 70-х годов, когда крупнейшие банки мира уже имели свои локальные автоматизированные системы обработки банковских операций и нуждались в универсальной сети, которая связала бы между собой банки-корреспонденты, несмотря на различия в уровне автоматизации, применяемых технических и программных средствах. Создание такой сети явилось причиной появления общества СВИФТ и главной его задачей.
Общество всемирных банковских коммуникаций - Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT) было основано группой из 250 банков Европы и Северной Америки в 1913 г. В настоящее время сетью SWIFT пользуются только банки, но и биржи, брокерские и дилерские конторы, расположенные более чем в 105 странах мира. Общее число пользователей SWIFT превышает 4000 рабочих мест или терминалов. Вступление в SWIFT предполагает заключение контракта пользователя, национальных органов с Сообществом. SWIFT обеспечивает: единый язык и единую технологию организации обработки информации; надежность передачи и обработки данных и их защиту; быструю передачу сообщений; сокращение ошибок и, следовательно, потерь; надежный дистанционный контакт между клиентами; сокращение операционных расходов. В большой степени эти преимущества связаны с использованием стандартных сообщений. Система SWIFT осуществляет: телеграфные переводы клиентов и банков; передачу извещений о получении переводов; обмен валюты; запросы и извещения о займах и вкладах; долгосрочные займы и вклады; платежи процентов; подтверждение дебета или кредита; выписки со счета. Это позволяет сократить применение бумажной технологии и перейти к электронному обмену данными (ЭОД) в финансово-кредитной системе. Если изначально планировалось обслуживание только банков, то вскоре система стала доступна и другим учреждениям (брокерским, дилерским, клиринговым конторам и др.). Все платежные документы поступают в систему в стандартизированном формате, что позволяет автоматизировать обработку данных и исключить возможность различного понимания смысла сообщений отправителем и получателем. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех проходящих распоряжений и ежедневного автоматизированного формирования отчетов по ним. Передача сообщения и его контроль осуществляются автоматически (в режиме on-line не дольше 20 с).
Многоуровневая комбинация физических, технических и организационных методов защиты обеспечивает сохранность и секретность передаваемых сведений. Поручения клиентов и формируемая отчетность могут использоваться для оценки состояния счетов и платежей. Применение стандартов банковской документации, ее унификация исключили расхождения в оформлении документов различными пользователями. Система может переводить документы из одной формы в другую, пересчитывать стоимость. Она состоит из очистителя сообщений (выявление неточностей и описок); анализатора текста (ядро); интерпретатора сообщений (проверка номеров счетов, адресов, подбор формы платежа) и формализатора содержания транзакции в SWIFT. Сообщения кодируются в соответствии с разработанным стандартом для различных их типов. Поступившие в операционный центр сообщения проверяются на правильность формата документа, срока и адреса отправителя и получателя, а также статуса устройства - источника сообщения. В зашифрованном виде сообщения передаются в региональный процессор страны, где расположен банк-получатель, а оттуда - в банк-получатель. Срок хранения протоколов передачи составляет 14 дней. Для ввода в SWIFT-2 используется Computer Bank Terminal (CBT), который снабжен линиями международной телефонной связи, криптографическим оборудованием (К) ENCRIPTOR (STEN) и модемом (М) (рекомендуется MOTOROLLA-CODEX). По линиям телефонной связи информация поступает на точку доступа в SWIFT - SWIFT Access Point (SAP) или в региональную администрацию - Regional Administration (RAD). SAP представляет собой автономный заэкранированный машинный зал, оборудованный в соответствии с требованиями SWIFT. Он снабжен таким же криптографическим оборудованием и модемным оборудованием, как и у пользователя. Таким образом, SWIFT начинает нести ответственность только с момента поступления информации с модема, установленного в SAP (RAD) на оборудование, юридически принадлежащее SWIFT. Вся система SWIFT управляется одной из четырех ЭВМ, установленных в Голландии (две) и в США (две). Остальные три машины используются в «горячем» резерве. Россия имеет четыре канала (два через Германию и два через Бельгию), хотя достаточно одного. Три оставшихся также находятся в «горячем» резерве. В настоящее время система переводится в модернизированную схему SWIFT-2, -оборудованную спайс-процессорами, которые состоят из проблемно-ориентированных и независимых модулей, обеспечивающих скорость передачи информации 9600 бод. Срок хранения информации увеличивается до четырех месяцев. При этом для SWIFT-2 поддерживается протокол Х.400, в котором предусмотрено выполнение протокола Х.25. Планируется создание межбанковской системы передачи файлов (Interbank File Transfer), которая станет платформой, поддерживающей стандарт EPI.
Сформулируем основные потребности банков к интерфейсу со SWIFT: •мультисистемность коммуникационного сервера: •легкость интеграции и расширения системы; •полное соответствие последним стандартам SWIFT; •независимость от компьютерного оборудования. Для прояснения ситуации на рынке следует сказать о трех основных его тенденциях. Во-первых, банки всегда хотят уменьшить затраты и повысить эффективность своей работы. Один из способов достижения этой цели - объединение систем в региональные узлы. Например, банки, имеющие в своих филиалах ST-200, заменяют их одним интерфейсом в центральном отделении. (Это особенно эффективно для украинских банков, имеющих небольшое число валютных платежей. Они могут организовать групповое подключение к SWIFT, рис. 14.4).
Рисунок 14.4. Структура сети SWIFТ-2 Во-вторых, это ориентация банков на открытые компьютерные системы, работающие под управлением операционной системы UNIX, что позволяет, естественно, объединять в единые вычислительные комплексы оборудование различных производителей. Это устраняет зависимость от одного поставщика и позволяет отслеживать все новации компьютерного мира в целях обеспечения конкурентоспособности своей компьютерной системы. Третье направление - интеграция различных офисных программ и компьютерных систем. Время передачи данных между компьютерами на магнитных лентах и дискетах давно прошло. Сейчас данные передаются в режиме реального времени, что позволяет каждому компьютеру, включенному в этот процесс, стать частью единой системы. Как видно из сказанного выше, потребность безболезненного объединения существующей банковской системы и интерфейса с сетью SWIFT становится самым важным аргументом выбора. Все больше пользователей разрабатывают распределенные системы, базирующиеся на локальных компьютерных сетях, таких, как Ethernet и TokenRing. Для этих целей единственным полностью открытым интерфейсом является система TIP/SWIFT, разработанная компанией Telematic Information System (AG) (Швейцария),
Многие банки во всем мире объявили о переходе на UNIX. При этом основной проблемой является стыковка современных банковских программ на основе реляционных баз данных с системами межбанковских расчетов. Система межбанковских расчетов обеспечивает выполнение следующих категорий банковских операций: • клиентские переводы; • банковские переводы; • валютные операции; • документарные операции. В рамках этих категорий операций осуществляются подготовка и обработка соответствующих категорий сообщений по классификации ISO. SWIFT использует все возможности для поддержки уже существующих стандартов ISO и ICC. Стандарты разрабатываются группами представителей уполномоченных банков и сотрудниками SWIFT. Постоянные группы собираются четыре раза в год, а временные - оперативно для решения конкретных проблем (ценные бумаги, дорожные чеки, золото, драгметаллы). Силами SWIFT была разработана универсальная система межбанковских расчетов ACCORD, обеспечивающая интеграцию в SWIFT, а также в любую другую систему банковских телекоммуникаций, использующую сходные со SWIFT протоколы связи. Кроме того, ACCORD обеспечивает автоматический контроль подтверждений финансовых проводок, отвечающих торговым операциям на международных рынках безналичных и наличных средств. Она вычисляет балансы для каждого вида валюты. Эти балансы являются основой для взаимозачетов клиентов. Первым банком Казахстана, вступившим в общество СВИФТ, был Alem Bank Kazakhstan.
Резюме
• Существует два фактора, оказывающие влияние на ускорение процесса внедрения компьютерных технологий на рынке ценных бумаг. Во-первых, с помощью автоматизированных систем можно значительно увеличить объемы торгов в результате роста количества предлагаемых видов ценных бумаг и количества участников торгов. Во-вторых, рынок ценных бумаг выступает такой сферой национальной экономической системы, где информация играет решающую роль. • Проблемы компьютеризации рынка ценных бумаг необходимо рассмотреть в двух аспектах: использования на рынке компьютерных систем; информационного обеспечения работы институтов фондового рынка • Система NASDAQ имеет три уровня доступа к информации. На первом уровне для всех пользователей системы доступна информация о котировках всех ценных бумаг, участвующих в торговле. Информация основывается на реально совершенных сделках. На второй уровень, предназначенный для дилеров, поступает информация по предложениям на покупку иди продажу. На этом уровне дилеры могут ввести в систему свои предложения на покупку или пропажу ценных бумаг. Информация, поставляемая на третьем уровне, доступна только членам биржи. • Система ПОРТАЛ (PORTAL) реализована в виде двусторонней связи между пользователями системы, находящимися в офисах, и центральным сервером системы и предназначена для обслуживания региональных торгов. • Система СОФИЯ имеет две главные подсистемы - Портфель и Рынок и две вспомогательные - Система и Сервис. В подсистеме Портфель ведутся все имеющиеся портфели инвестора, их состав и их состояние. Подсистема Рынок предоставляет возможность учитывать и анализировать котировки ценных бумаг, объявляемые дивиденды, другие сведения о ценных бумагах на рынке, а также курсы валют, различные экономические и биржевые индексы. • SWIFT - аббревиатура от Society for Worldwide Interbank Financial Telekommunication (Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, которое учредили в 1973г. 250 крупнейших банков Западной Европы и Северной Америки). Эта организация создала глобальную полностью автоматизированную систему связи для банков и финансовых организаций. Система SWIFT осуществляет: телеграфные переводы клиентов и банков; передачу извещений о получении переводов; обмен валюты; запросы и извещения о займах и вкладах; долгосрочные займы и вклады; платежи процентов; подтверждение дебета или кредита; выписки со счета. • SWIFT разработала универсальную систему межбанковских расчетов ACCORD, обеспечивающая интеграцию в SWIFT, а также в любую другую систему банковских телекоммуникаций, использующую сходные со SWIFT протоколы связи. ACCORD обеспечивает автоматический контроль подтверждений финансовых проводок, отвечающих торговым операциям на международных рынках безналичных и наличных средств. Она вычисляет балансы для каждого вида валюты. Эти балансы являются основой для взаимозачетов клиентов. Вопросы для самоконтроля 1. Дать характеристику информационного обеспечения рынка ценных бумаг. 2. Показать основные категории финансовой информации. 3. Расскажите о системе мониторинга портфеля ценных бумаг. 4. Как осуществляется выпуск и начальное размещение ценных бумаг? 5. Как вторичный рынок обслуживает обращение ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг? 6. Что вы понимаете под информационной системой биржевой торговли? 7. Охарактеризуйте функциональные подсистемы ИСБТ. 8. Назовите проблемы компьютеризации рынка ценных бумаг. 9. Перечислите системы мониторинга портфеля ценных бумаг. 10.Дать характеристику систем NASDAQ и PORTAL. 11.Приведите три уровня доступа к информации в системе NASDAQ. 12.Чем обеспечивается надежность вводимой информации? 13.Покажите отличительные особенности систем NASDAQ и PORTAL. 14.Дать характеристику программному продукту СОФИЯ. 15.Расскажите о международной телекоммуникационной системе SWIFT. 16.Назовите банк, РК первым вступившим в общество SWIFT.
Задания ЗАДАНИЕ 1. Спроектируйте задачу по учету наличности на расчетном счете в банке. Итогом решения задачи является машинограмма, спроектированная на основании Журнала ордера №2.
Входные сообщения: объявление на взнос наличными, счет-фактуры, товарно-транспортные накладные, платежные поручения, платежные требования поручения, мемориальные ордера.
ЗАДАНИЕ 2. Спроектировать задачу по учету наличных денег в банке. Входные документы: объявления на взнос наличными, расходные кассовые ордеры. Выходные документы: кассовые отчеты, кассовый журнал по приходу и расходу. При решении задачи необходимо: описать реквизитный состав входных и выходных документов, спроектировать «шапку» выходного документа, описать перечень и реквизитный состав НСИ, хранимой информации, классификаторов и кодов, алгоритм построения и технологический процесс решения задачи.
ЗАДАНИЕ 3. Спроектировать постановку задачи «Выдача кредита». Входные документы: расчет потребности ссуд, заявления на выдачу ссуд, расчет норматива собственных оборотных средств, справка об основных планируемых показателей, расчет сумм валового дохода по реализованным товарам. Выходной документ: «Кредитный договор на выдачу кредита» содержит реквизиты: дата выдачи, наименование заемщика, сумма ссуды, срок, целевые назначения, способ обеспечения, возвращение в полной сумме, в рассрочку, дата возврата, пеня и адрес заемщика.
ЗАДАНИЕ 4. Спроектируйте задачу учета финансовых результатов. Входные показатели: бухгалтерские проводки по всем участкам учета в разрезе бухгалтерского учета, справочник соответствия счетов бухгалтерского учета строкам баланса. Выходные показатели: дебетовые и кредитовые обороты по бухгалтерскому учету, сторнировочные суммы оборотов, суммы по строкам. разделам баланса, активы и пассивы в целом. При решении задач необходимо: описать реквизитный состав входных и выходных документов, спроектировать «шапку» выходного документа, описать перечень и реквизитный состав НСИ. хранимой информации, классификаторов и кодов, алгоритм построения и технологический процесс решения задачи.
ЗАДАНИЕ 5. Спроектировать ЭС по определению суммы выдачи кредита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|