Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки создания информационных систем в сфере стандартизации и сертификации.




 

Система стандартизации и сертификации в условиях рыночной экономики служит механизмом комплексного управления качеством, безопасностью и конкурентоспособностью продукции и услуг. Она включает: разработку и внедрение нормативно-технической базы, метрологическое обеспечение систем измерений, сертификацию продукции и услуг, контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов.

Информационная деятельность в сфере стандартизации и сертификации осуществляется органами исполнительной власти, отраслевыми и региональными центрами, предприятиями и общественными организациями, международными и зарубежными органами по стандартизации.

Многие проблемы информационного обеспечения в сфере стандартизации и сертификации пока полностью не решены, в том числе не завершено создание стандартов на основе объединения автоматизированных информационных систем Всемирной торговой организацией (ВТО) для взаимодействия со сторонами - членами ВТО по вопросам разработки, преодоления технических барьеров в торговле, не отработано взаимодействие с зарубежными организациями по вопросам гармонизации и внедрения стандартов на основе телекоммуникационных систем, не проведена комплексная автоматизация взаимосвязанных задач стандартизации, метрологии и сертификации.

Решить указанные проблемы можно только комплексно на основе внедрения интегрированной автоматизированной системы обработки информации (АСОИ) и использования современных информационных технологий.

Создание интегрированной АСОИ включает исследование и разработку интегрированной обработки информации на функциональном, информационном, структурном и технологическом уровнях. Для этого должны быть определены функции, информационные ресурсы, инфраструктуры системы, а также виды, характеристики, источники и потребители информации.

На функциональном уровне необходимо разработать функционально-информационную модель. Она должна отражать системы стандартизации как объекта исследования: как подсистему системы управления национальной страной, как часть Государственной системы научно-технической информации и сертификации, как систему, объединяющую республиканские, отраслевые и региональные информационные ресурсы, как систему сквозной технологии разработки и внедрения фонда стандартов.

На информационном уровне в интегрированной АСОИ отдельные задачи решаются в одной из информационных подсистем и используются для функционирования других подсистем, при этом обеспечивается обмен информацией между подсистемами. Результаты функционирования разных подсистем используются для создания новых баз данных.

Специфика информационных ресурсов системы стандартизации и сертификации связана, прежде всего, с особенностями быстро меняющегося массива нормативных данных, децентрализацией хранения, полной достоверностью и большими объемами фонда документов.

Информационные ресурсы по стандартизации, метрологии и сертификации ведущих странах мира насчитывают свыше 10 млн. документов. Отличительная особенность баз данных по стандартизации и сертификации заключается в том, что они относятся к смешанному типу, являются политематическими. Для их описания выбраны реляционные, объектно-ориентированные, гипертекстовые модели.

С целью повышения полноты описания и информации в интегрированной АСОИ разрабатывают структуры комбинированного документального и фактографического информационно-поискового языка в области стандартизации и сертификации.

На структурном уровне формируется единое информационное пространство, решаются задачи интеграции информационных подсистем, которые содержатся в нескольких территориально-распределенных узлах обработки информации. Критериями объединения подсистем в информационную систему являются ее автономность и целостность.

Автономность информационной системы определяется как степень зависимости от внешней среды, и ее мерой служит отношение информации, которая идет на потребление, к информации, производимой системой. Целостность информационной системы определяется как степень связанности элементов, ее мерой служит отношение информации, которая идет на внутреннее потребление, к информации, производимой системой.

В информационной системе должны быть определены центральный, базовый, опорный и регулярный узлы обработки данных. Центральный узел обработки данных обеспечивает администрирование и мониторинг функционирования всей сети. В базовых узлах и опорных узлах решаются задачи информационных подсистем.

Для создания интегрированной АСОИ реализованы архитектурные решения: клиент-сервер, модульный принцип построения ЛВС, объединение локальных сетей в региональные и корпоративные сети.

Выбор программно-технического обеспечения АСОИ основан на экспериментальных исследованиях.

Узлы обработки данных объединяются в корпоративную информационно-вычислительную сеть с помощью высокоскоростных каналов связи по стандартному протоколу и сети публичного доступа в Интернет. Узлы сети имеют спектр возможностей: обмен сообщениями и массивами данных, электронная почта, электронная доска объявлений, теледоступ, телеобработка.

На технологическом уровне информационной системы создается сквозная безбумажная технология разработки, ведения, анализа и распространения фондов стандартов. Она соответствует Государственной системе стандартизации и сертификации, рекомендациям международных организаций по стандартизации и сертификации.

Реализация интегрированной АСОИ позволяет:

-решить важную для экономики страны проблему информационного обеспечения в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и преодоления технических барьеров в торговле;

-внедрить электронную технологию ведения нормативной базы с целью обеспечения выпуска высококачественной, безопасной и конкурентоспособной продукции: сократить затраты и сроки на внедрение стандартов, проведение сертификации.

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан (Госстандарт) является государственным органом, подчиняющимся Министерству индустрии и торговли.

Основные задачи Государственного комитета по стандартизации и метрологии Республики Казахстан:

- организация и государственное управление стандартизацией;

- организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений;

- формирование и реализация государственной политики в области сертификации продукции и услуг;

- создание условий для обеспечения качества и безопасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственный метрологический контроль и надзор;

- участие и защита интересов Казахстана в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;

- осуществление головной роли в координации деятельности министерств и ведомств по выполнению условий присоединения Казахстана к Соглашениям ВТО по техническим барьерам в торговле, а также по санитарным и фитосанитарным мерам;

- профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и обеспечения качества.

В структуре Госстандарта имеются два подведомственных предприятия:

- Казахстанский институт стандартизации и сертификации (КазИнСт).

- Казахстанский институт метрологии.

Также имеются два акционерных общества со стопроцентным государственным пакетом акций и подчинением Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан:

- ОАО "Национальный центр экспертизы и сертификации",

- ОАО "Национальный центр аккредитации".

КазИнСт - первый национальный институт стандартизации и сертификации, созданный в республике 9 августа 2000 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 1227 на базе существующего с 1996 года в структуре Госстандарта предприятия - РГП "Государственный информационный центр стандартов".

Казахстанский институт стандартизации и сертификации в пределах своей компетенции и предоставленных ему Госстандартом полномочий осуществляет специальные, исполнительные функции в сфере стандартизации и сертификации, систем качества, информационного обеспечения.

Основные направления деятельности:

- участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных документов по вопросам стандартизации, сертификации, управления качеством;

- экспертиза проектов государственных, межгосударственных, международных стандартов, технических регламентов, технических условий на соответствие законодательству Республики Казахстан, требованиям государственных систем стандартизации, сертификации, а также маркировки продукции;

- экспертиза и подтверждение переводов нормативных документов на государственный язык;

- проведение учетной регистрации, планируемой к применению на территории Республики Казахстан;

- оказание услуг хозяйствующим субъектам республики по разработке, экспертизе, переводу нормативных документов по стандартизации и сертификации, каталожных листов продукции, технической документации;

- содействие переходу на международную практику разработки и применения стандартов.

В структуре Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации на базе РШ "Казахстанский институт стандартизации и сертификации" создан Центр по взаимодействию с ВТО с целью информационного обеспечения работ по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) в части присоединения к Соглашениям по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) ВТО.

Информационный Центр по взаимодействию с ВТО является базовым узлом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Государственным фондом стандартов.

Деятельность информационного центра по взаимодействию с ВТО направлена на выполнение в полном объеме требований Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) при вступлении Казахстана в ВТО.

Центр по взаимодействию с ВТО координирует информацию с Секретариатом ВТО и национальными информационными центрами стран-участниц в рамках процедур, определенных Соглашением по техническим барьерам в торговле и Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Одним из видов деятельности КазИнСт также является разработка и внедрение автоматизированных информационных систем для Госстандарта и подведомственных организаций.

ИС «Государственный реестр системы сертификации» (ИС РСС) разрабатывается в рамках республиканской бюджетной программы создания и развития информационной системы в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Наряду с ИС РСС будут также разработаны:

- ИС РСКП (Информационная система «Реестр системы каталогизации продукции»);

- ИС РИД (Информационная система «Реестр нормативных документов»);

- ИС РК (Информационная система «Реестр классификаторов»). Структура учетной информации в ИС РСС предполагает наличие данных о выданных сертификатах соответствия. С другой стороны, в ИС РНД потребуется информация из ИС РСС для описания нормативного документа, по которому выпускалась продукция, на которую выдавался сертификат соответствия.

Физическое или юридическое лицо может также являться производителем той или иной продукции, информация о которой хранится в ИС РК. С другой стороны ИС РК необходима связь с ИС РСС для получения информации о выданных сертификатах соответствия.

Оба этих примера определяют необходимость взаимодействия четырех информационных систем в рамках АИС «Госстандарт» (рис. 17.1).

В рамках республиканской бюджетной программы по созданию и развитию информационной системы в сфере стандартизации, метрологии и сертификации главная задача ИС РСС - обеспечить остальные ИС (РСКП, РНД, РК) актуальной и достоверной информацией о выданных сертификатах соответствия. В связи с этим ИС РСКП, ИС РНД, ИС РК с точки зрения системы могут рассматриваться как обычные потребители информации и использовать для решения задач актуализации данных тот же механизм.

Все информационные системы призваны обеспечить свободный доступ к официальной информации в области обеспечения единства измерений для заинтересованных юридических лиц Республики Казахстан. На базе моделей будет осуществляться формирование требуемых отчетов, статистический анализ и прогноз.

 

ИС РСС

 

Объектом автоматизации ИС РСС служит государственная система сертификации Республики Казахстан.

Предметы деятельности по сертификации, аттестации, аккредитации или признанию этих работ, а также эксперты-аудиторы, осуществляющие деятельность по сертификации или аккредитации, подлежат регистрации в государственном реестре с целью придания юридической силы документам, а также для создания централизованного фонда информационных данных о результатах работ по сертификации и аккредитации.

Заполнение Реестра осуществляется органами по сертификации. Ведение Реестра производится уполномоченным органом. Контроль за Реестром в целом возложен на Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Информационная система «Государственный реестр системы сертификации (далее ИС РСС) включает в себя следующие виды сертификации:

- Сертификаты соответствия на партию продукции;

- Сертификаты соответствия на услуги;

- Сертификаты соответствия на серийно выпускаемую продукцию;

- Сертификаты соответствия, выданные по признанию иностранных сертификатов;

- Реестр аккредитованных органов;

- Реестр экспертов-аудиторов.

Требования к структуре и порядку ведения Реестра установлены в соответствии со стандартом СТРК 3.11-2003. Схематично процесс регистрации выглядит следующим образом (рис. 17.2):

 

 

Рисунок 17.2. – Схема регистрации сертификатов соответствия

 

Предполагаемый заявитель (изготовитель, производитель, продавец) для внесения данных в реестр сертификатов соответствия дает заявку на проведение сертификации. Испытательные лаборатории, при необходимости, проводят ряд тестов, направленных на подтверждение соответствия сертифицируемым требованиям. После этого орган по сертификации выдает необходимый сертификат. Заявитель должен предоставлять органам по сертификации следующие документы:

- на серийно выпускаемую продукцию:

1) сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию;

2) акт проверки производства;

3) заявка на проведение сертификации продукции.

- на выданных по признанию иностранных сертификатов.

1)сертификат соответствия, выданный на основании признания
иностранного сертификата;

2)заверенная копия иностранного сертификата;

3)заявка на сертификацию импортируемой продукции.

- на партию продукции:

1)сертификат соответствия на партию продукции;

2)заявка на сертификацию продукции.

- на услуги:

1)заявка на сертификацию услуги;

2)выбор схемы сертификации;

3)оформление договора между органами по сертификации и заявителем на проведение работ по сертификации.

Назначением ИС РСС является создание автоматизированной системы для предоставления актуальных и полных сведений уполномоченному органу о выданных сертификатах соответствия, а также для контроля за сроками действия зарегистрированных документов и системного информационного обслуживания.

Основными целями создания системы являются:

- создание централизованного фонда информационных данных о результатах работ по сертификации;

- обеспечение уполномоченного органа актуальной и достоверной информацией о выданных сертификатах соответствия;

- увеличение контроля по выдаче сертификатов соответствия;

- формирование единого реестра в области сертификации;

- обеспечение доступа к сведениям, хранящимся в рамках ИС РСС в реальном времени;

- улучшение информационного обслуживания и сокращение потерь времени при обращении уполномоченного органа.

Своевременная информация, поступающая от органов по сертификации, позволит:

- выявлять недостатки в процессе работы органа по сертификации;

- обеспечить более полную связь между центром и органами по сертификации;

- в реальном времени владеть полной информацией обо всех происходящих изменениях в области сертификации.

Система ИС РСС предназначена для автоматизации объектов Государственной системы сертификации (ГСС) (предметов деятельности по сертификации, аттестации, аккредитации или признанию этих работ).

Объектами и субъектами автоматизации являются:

- сертификаты соответствия на продукцию;

- сертификаты соответствия на услуги;

- сертификаты на средства измерения;

- аккредитованные органы;

- нормативные документы по сертификации конкретных видов продукции;

- документы о признании зарубежных знаков соответствия;

- организации, оказывающие консалтинговые услуги в области аккредитации;

- декларации о соответствии.

Система должна реализовать следующие функции:

- ведение реестров в рамках ГСС;

- прием и обработка данных;

- обеспечение достоверности и актуальности информации;

- формирование стандартных и произвольных выборок;

- выгрузка результатов во внешние системы;

- контроль за деятельностью организаций, действующих в системе
ГСС;

- системное информационное обслуживание.

ИС «Государственный реестр системы сертификации» включает в себя следующие подсистемы (табл. 17.1):

Таблица 17.1. Подсистемы ИС «Государственный реестр системы сертификации»

Наименование подсистемы Составные части подсистемы Срок создания (год)
  ИС «Сертификаты соответствия» Реестр сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию   2004г.
Реестр сертификатов соответствия, выданных по признанию иностранных сертификатов
Реестр сертификатов соответствия на партию продукции
Реестр сертификатов соответствия на услуги
ИС «Декларации о соответствии» Реестр деклараций о соответствии 2004г.
ИС «Сертификаты на средства измерения» Реестр сертификатов на средства измерения 2004г.
ИС «Органы и лаборатории по сертификации» реестр аккредитованных испытательных лабораторий (центров) 2005г.
Реестр аккредитованных органов ГСС Республики Казахстан
ИС «Эксперты-аудиторы» Реестр экспертов-аудитов 2005г.

 

Данные подсистемы являются контрольно-учетными элементами ГСС Республики Казахстан и источниками официальной информации о результатах работ по сертификации и аккредитации.

На основе сведений, содержащихся в подсистемах, уполномоченный орган обеспечивает информационное обслуживание организаций республики и зарубежных партнеров о состоянии работ по сертификации и аккредитации в ГСС Республики Казахстан.

Наряду с ИС «Государственный реестр системы сертификации» ведется разработка следующих систем: ИС «Каталогизация», ИС «Государственные стандарты», ИС «Библиография».

Взаимосвязь ИС «Государственный реестр системы сертификации» с другими ИС: например, в ИС «Государственный реестр системы сертификации» хранятся данные, относящиеся к сертификату соответствия. В данном сертификате хранятся данные о продукции, о НД, по которому выпускалась продукция. Сертификат содержит только обозначение НД. Чтобы узнать полную информацию о данном НД, данные будут взяты с баз данных ИС «Библиография». По тому же принципу коды товаров ТН ВЭД и КП ВЭД будут взяты из ИС «Классификация», разработка которой планируется в будущем.

 

Описание подсистем ИС РСС

 

В ИС РСС существуют следующие АРМ:

- АРМ участника;

- АРМ обработки первичной информации;

- АРМ обработки отчетов;

- АРМ мониторинга и администрирования;

- АРМ формирования запросов;

- подсистема Web-сайт.

Подсистема «АРМ участника» обеспечит наполнение баз данных информацией, соответствующей их деятельности, для дальнейшего предоставления данных в уполномоченный орган. Подсистема осуществит выполнение следующих задач:

- наполнение данными;

- формирование и выдача сертификатов;

- выгрузку данных для последующей обработки и передачи в уполномоченное предприятие;

- передачу данных по каналам связи.

Подсистема «АРМ обработки первичной информации» предназначена для разделения потоков информации по соответствующим направлениям, для уведомления лица, предоставившего информацию о корректности поступивших данных.

Подсистема «АРМ обработки отчетов» служит для выполнения различных проверок корректности данных и соответствия поступивших сведений. Подсистема обеспечит выполнение следующих задач:

- проверку корректности поступивших данных;

- выявление противоречий поступивших данных;

- выборку поступивших данных для обновления базы данных;

- протоколирование.

Подсистема «АРМ мониторинга и администрирования» выполняет следующие функции обеспечения и контроля процессов наполнения и использования ИС:

- управление работой ИС;

- обслуживание серверов баз данных;

- протоколирование.

Подсистема «АРМ формирования запросов» предназначена для обеспечения заинтересованных лиц сведениями, хранящимися в ИС. Подсистема может также использоваться для собственных нужд в части мониторинга и анализа поступающей информации. Подсистема осуществит выполнение следующих задач:

- обслуживание оперативных справочных запросов;

- обслуживание аналитических запросов;

- выгрузку результатов во внешние системы.

Подсистема «Web-сайт» обеспечит информационную поддержку участников и других заинтересованных лиц путем предоставления различных сервисов в глобальной сети Интернет.

Ядром системы должна стать единая государственная база данных, в которой хранится полная информация о выданных сертификатах соответствия на всей территории РК.

Единая база данных формируется из информации, поступающей в виде отчетов от органов по сертификации из программы по заполнению сертификатов соответствия по выданным сертификатам соответствия, содержащей данные, необходимые для формирования основной базы по выданным сертификатам соответствия (рис. 17.3).

Основная идея заключается в том, что все' изменения со стороны любого участника находят свое отражение в ИС РСС, а механизм обеспечения актуальности производит непрерывное обновление данных всех участников, входящих в единое информационное пространство.

Для наглядности рассмотрим последовательность действий по регистрации нового сертификата соответствия (СС) в предполагаемой системе.

Рисунок 17.3 - Концептуальная модель системы

 

Образование нового сертификата соответствия:

Для регистрации СС в реестре сертификатов соответствия заявитель предоставляет пакет документов в орган по сертификации. Аккредитованные испытательные лаборатории проводят испытания, подтверждающие качество сертифицируемой продукции. Орган по сертификации выдает сертификат согласно виду сертифицируемой продукции или услуг. Далее сертификаты на конкретный вид продукции получают юридическую силу после присвоения им регистрационного номера Реестра.

Таким образом, реализация данной модели позволит собрать интегрированные данные о выданных СС и предоставит возможность заинтересованным лицам их использовать (рис. 17.4).

Web-интерфейс позволит улучшить информационное обслуживание и сократить потери времени при обращении за информацией.

 

Рисунок 17.4 - Общая схема взаимодействия участников системы

 

Обмен справочниками также может быть организован по приведенной схеме. Для централизованного хранения и обеспечения справочниками в этом случае необходимо создание базы нормативной и справочной информации (НСИ).

Ядром информационного обеспечения выступает «База данных учетной информации», в которой содержится актуальная информация о выданных СС.

Схематично состав БД учетной информации можно представить следующим образом (рис. 17.5):

Как видно из рисунка 17.5, каждый структурный элемент данной системы предоставляет свой срез информации, и только соответствующий орган по управлению наделен полномочиями на их изменение.

Кроме БД учетной информации потребуются дополнительные информационные ресурсы, без которых невозможно ее полноценное функционирование. Можно выделить следующие:

БД первичной информации;

БДНСИ;

БД администрирования;

систему гарантированной доставки.

 

 

Рисунок 17.5 - Предполагаемая структура БД учетной информации

 

БД первичной информации предназначена для хранения поступивших от органов по сертификации отчетов с целью последующего анализа и помещения в БД. БД НСИ обеспечит хранение нормативно-справочной информации. БД администрирования обеспечит хранение служебных данных, необходимых для функционирования всей системы. Система гарантированной доставки обеспечивает полноценный контроль за поступающими отчетами еще при получении их на почтовом сервере.

Учитывая важность информационного обеспечения, как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения сохранения конфиденциальности, необходимо в процессе разработки ИС уделить особое внимание вопросам обеспечения безопасности. В частности, нужно предусмотреть:

- разграничение прав доступа к данным ИС на всех уровнях;

- механизмы идентификации и аутентификации;

- компьютерные средства сетевой безопасности.

Рассмотрим одну из программ ИС РСС: программу формирования БД и заполнения бланков сертификатов. В качестве примера функционирования информационной системы в стандартизации и сертификации рассмотрим АРМ «Органа по сертификации» (ОС) в Карагандинском филиале ОАО «НаЦЭкС», разработанный РГП Казахстанским институтом стандартизации и сертификации.

Программа предназначена для формирования базы данных по сертификации услуг и заполнения бланков сертификатов и приложений к ним на казахском и русском языках. Формирует отчеты по выписанным сертификатам за любой заданный период, таких как:

· Сведения о выдаче сертификатов соответствия на партию продукции;

· Сведения о выдаче сертификатов соответствия на серийную продукцию;

· Сведения о признании иностранных сертификатов;

· Сведения об аннулировании сертификатов;

· Сведения о продлении сертификатов;

· Сведения об отказе в выдаче сертификатов.

При первом запуске программы, необходимо заполнить поля собственных реквизитов на казахском и русском языках: наименование органа по сертификации, адрес и регистрационный номер, порядковый номер органа в Госреестре, первые 9 символов номера сертификата, инициалы и фамилию эксперта-аудитора и руководителя организации, курс валют (доллар, евро, рубль) по отношению к тенге, серия бланка сертификата и для сетевой версии программы идентификатор вашей машины. Для этого выберите пункт «Справочники» - «Собственные реквизиты» (рис. 17.8).

Рисунок 17.8 - Ввод и обработка справочников

 

Закрытие любого окна программы осуществляется нажатием на кнопку «Выход».

После заполнения полей собственных реквизитов внесите в базу инициалы и фамилии экспертов-аудиторов. Для этого выберите пункт «Справочники» - «Данные об экспертах-аудиторах» (рис. 17.9).

 

 

Рисунок 17.9 - Таблица экспертов-аудиторов

 

Этот экран информационный, т.е. он только показывает список фамилий без разрешения их корректировки и ввода новых записей. Чтобы внести новую фамилию, нажмите кнопку «Ввод». В появившемся окне наберите фамилию эксперта-аудитора на русском и казахском языках. Поле кода проставляется автоматически и не изменяется.

Если необходимо внести изменения в уже имеющуюся запись, то подведите курсор мыши к необходимой строке, выделите ее, а затем нажмите кнопку «Изменение» (рис. 17.10).

 

Рисунок 17.10 - Ввод и обработка экспертов-аудиторов

Для удаления записи из базы данных, подведите курсор мыши к ненужной записи, выделите ее и нажмите кнопку «Удалить». Появится запрос программы «Удалить эксперта-аудитора?» Выберите нужный вариант.

Если список фамилий большой, то для поиска нужной записи воспользуйтесь кнопкой поиска. Для этого в строке поиска наберите несколько символов искомой фамилии и нажмите кнопку «Поиск». Полоса выделения появится на искомой записи. Если необходимая запись не найдена или в момент запуска поиска строка выделения находилась в конце таблицы, появится запрос программы «Поисковая строка не найдена. Начать поиск с начала файла?». Выберите «Да». Если запрос появится снова, то строка не найдена.

Аналогично заполняется справочник стран производителей и единиц измерения.

В программе имеется русско-казахский словарь. При активизации команды перевода с русского языка на казахский, происходит формирование полей сертификата, приложения на казахском языке путем замены слов, имеющихся в левом столбце словаря на соответствующие им слова из правого столбца. Если слово в словаре не найдено, то в поле бланка на казахском языке переносится значение из русскоязычного варианта без изменения. Исключение составляют поля, для которых в справочнике были выделены строки для названия на казахском языке.

 

Резюме

· Создание интегрированной автоматизированной системы обработки информации и использования современных информационных технологий позволит решить проблему информационного обеспечения в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и преодоления технических барьеров в торговле; внедрить электронную технологию ведения нормативной базы; сократить затраты и сроки внедрения стандартов, проведения сертификации.

· В рамках АИС «Госстандарт» разрабатываются такие информационные системы как «Реестр нормативных документов»; «Мониторинг реестра сертификации соответствия», «Реестр классификаторов», «Реестр системы каталогизации»

· Информационная система «Государственный реестр системы сертификации» (ИС РСС) включает в себя следующие виды сертификации: сертификаты соответствия на партию продукции, сертификаты соответствия на услуги, сертификаты соответствия на серийно-выпускаемую продукцию, сертификаты соответствия, выданные по признанию иностранных сертификатов, реестр аккредитованных органов, реестр экспертов-аудиторов.

· В ИС РСС существуют следующие АРМ: АРМ участника, АРМ обработки первичной информации, АРМ обработки отчетов, АРМ мониторинга и администрирования, АРМ формирования запросов, подсистема «Web-сайт».

· Наряду с ИС «Государственный реестр системы сертификации» ведется разработка следующих систем: ИС «Каталогизация»; ИС «Государственные стандарты»; ИС «Библиография».

 


Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите цели и задачи в стандартизации и сертификации

2. Каковы отличия функционального уровня от информационного в ИС стандартизации?

3. В чем заключаются основные направления деятельности ИС стандартизации и сертификации?

4. Опишите структуру информационного взаимодействия АИС «Госстандарт»

5. Охарактеризуйте сущность ИС «Государственный реестр системы сертификации» (ИС РСС)

6. Что является объектом автоматизации ИС?

7. Для чего предназначена система ИС РСС?

8. Перечислите виды АРМ в ИС РСС.

9. Дать характеристику АРМ ИС РСС.

10. Что содержит БД учетной информации?

11. Опишите программу формирования БД и заполнения бланков сертификатов.

 

Задания

 

ЗАДАНИЕ 1.

Спроектировать постановку задачи «Выдача сертификата на товар».

 

ЗАДАНИЕ 2.

Спроектировать постановку задачи «Проведение экспертизы качества швейных изделий».

 

ЗАДАНИЕ 3.

Спроектировать постановку задачи «Оценка экспертами товаров в натуральном выражении».

 

ЗАДАНИЕ 4.

Спроектировать постановку задачи «Учет средств измерений на предприятии».

 

ЗАДАНИЕ 5.

Спроектировать постановку задачи «Поверка средств измерений на предприятии».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...