Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние парковых зон в г. Абакане




Кабардина Валентина Сергеевна

Кульпина Алена Юрьевна

Мухина Анастасия Андреевна

Потылицына Дарья Ивановна

 

 

«PR цвета неба»

 

Научный руководитель:

Костякова Юлия Борисовна

канд. ист. наук, доцент,

доцент кафедры СРЯиЖ ИФиМК

ХГУ им. Н. Ф. Катанова

 

Республика Хакасия

г. Абакан

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Аннотация проекта……………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

1. Состояние парковых зон в г. Абакане…………………………….……….…9

2. Отношение горожан к парковым зонам……………………………………..14

3. Взаимодействие городской администрации, СМИ и горожан в процессе

PR-продвижения парковых зон……………………………………………...17

4. Аудитория проекта……………………………………………………..……..23

ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Стратегии и тактики………………………………………………………….26

2. Технологии реализации………………………………………………………30

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Логотип проекта…………………………………………………46

Приложение 2. Анкета……………………………………………………………47

Приложение 3. Листовки-приглашения на акцию «Посмотри на небо»..…….48

Приложение 4. Медиакарта проекта …………………………………………….49

 

 

Аннотация проекта «PR цвета неба»

 

«PRом цвета неба» авторы проекта назвали одно из направлений социального паблик рилейшнз. Целью проекта с одноименным названием является формирование позитивных моделей поведения жителей г. Абакана в отношении городских парков и скверов как места и средства релаксации, содействие осознанию горожанами парковых зон как их общего историко-культурного, национального и экологического достояния. Актуальность реализации данного проекта обусловлена необходимость создания благоприятного социально-психологического климата в городе, где население постоянно подвергается негативному воздействию окружающей среды.

Авторы представили результаты исследования парковых зон Абакана и факторов, влияющих на состояние уже имеющихся и создание новых «зеленых уголков». Проанализировали отношение горожан к паркам и скверам, определили критерии оценки комфортности, которыми пользуются абаканцы при выборе мест отдыха под открытым небом. Особое внимание авторы проекта уделили выявлению особенностей взаимодействия городской администрации, СМИ и горожан в процессе PR-продвижения парковых зон.

В работе описаны стратегия и тактики, технологии реализации проекта, определены его цель, средства воздействия на аудиторию, этапы и инструменты реализации, средства и методы оценки результатов. Сделан вывод о том, что достижение цели проекта возможно через повышение уровня информированности абаканцев о преимуществах и особенностях парковых зон Абакана; активизацию информационного и культуроформирующего воздействия СМИ на жителей республиканского центра; усиление интереса горожан к вопросам содержания, создания и обустройства парковых зон; повышение внимания городской администрации к запросам, нуждам, просьбам и пожеланиям граждан.

ВВЕДЕНИЕ

Паблик рилейшнз – чрезвычайно многоплановое явление. Свидетельством этого служит огромное количество определений, которое дано PR как феномену, виду деятельности, сфере коммуникации, учебной дисциплине и проч. Исследователи отмечают, что это вызвано, в том числе, стремлением авторов «отметиться» в научной среде собственным или «уточненным» определением, ошибочностью трактовок сути и функций PR, рассмотрением их с диаметрально разных позиций[1]. Однако такое разнообразие трактовок не только позволяет выбрать определение термина, наиболее подходящее к конкретной теме проекта, но и открывает возможности для выработки собственных обозначений различных видов PR-деятельности. Например, исследователи, в зависимости от реализуемой цели и используемых методов, выделяют внутренний и внешний PR; черный, белый или серый; кровавый, желтый, зеленый, цвета хаки[2]. Следуя подобной логике, мы предлагаем выделить еще один вид паблик рилейшнз – «PR цвета неба».

Разрабатывая его обоснование в контексте темы проекта, мы опирались на определение А. Д. Кривоносова. Исследователь рассматривает PR как специфические коммуникации, целью которых является установление диалогических отношений между различными группами общественности, различными субъектами публичной сферы, своего рода систему коммуникационных техник, предназначенную для оптимизации коммуникационной среды базисного субъекта PR[3]. Диалогические отношения между субъектом и объектом PR-деятельности могут использоваться для достижения различных коммерческих, политических и прочих целей. Но диалог также является наиболее эффективным средством решения и многих социальных задач: сплочения общества, улучшения социально-психологического климата в коллективе, городе или стране, формирование позитивно-настроенного общественного мнения. Такое направление PR-деятельности чаще всего характеризуют как социальный паблик рилейшнз. Под ним понимается «деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д.»[4]. В широком понимании социальный PR, на наш взгляд, можно представить как информационное сопровождение и продвижение различных социальных проектов и программ, идей и устремлений, направленных на решение социальных проблем.

Одной из таких важных проблем является, по нашему мнению, формирование благоприятного социально-психологического климата в населенных пунктах и, прежде всего, в городах, где население постоянно подвергается негативному воздействию окружающей среды, испытывает стрессы и остро нуждается в доступных и эффективных средствах релаксации. Достижению внутреннего равновесия и гармонии способствует, прежде всего, общение с природой. Человек нередко обращает свой взор вверх. Чаще всего он поднимает глаза, пытаясь вспомнить что-либо. Но когда ему требуется отдых для души, он ищет взглядом небо: звездное ночное, прозрачно-голубое дневное, окрашенное буйными красками на восходе или закате. Небо дает ощущение свободы, отрешенности от земных неурядиц, способствует полету фантазии. Можно сказать, что небо является лучшим в мире релаксатором. А еще – под небом мы все едины и все равны. Поэтому небо может служить символом объединения людей.

Таким образом, «PR цвета неба» можно определить как деятельность, целью которой является формирование у людей позитивных моделей поведения по отношению к собственной жизни; духовного единства, основанного на идеях уважения себя и других людей как личностей.

«PR цвета неба» нельзя синонимизировать с «голубым PR». Во-первых, определение «голубой» далеко не всегда воспринимается обществом позитивно, учитывая распространенность обозначения этим «цветом» людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Во-вторых, небо обладает широким цветовым спектром. Поэтому, обозначая разновидность социального паблик рилейшнз как «PR цвета неба», мы отмечаем, что деятельность в рамках данного направления тоже может быть многоаспектной и учитывать различные нюансы социальных проблем, интересов и потребностей людей, их отношения к окружающей действительности.

Так, например, для многих горожан свободное и регулярное общение с природой нередко представляет проблему. Отсутствие личного транспорта, дачи или домика в деревне затрудняет выезд за город. Организация поездки в туристический поход требует времени, сил и средств, в которых люди бывают ограничены. Выходом из создавшегося положения могут служить городские парковые зоны – парки, скверы, аллеи, набережные и др. Эти «зеленые легкие» города служат местом не только активного отдыха, но и общения с природой, где человек может отдохнуть душой, полюбоваться глубиной и красками неба, подумать о смысле жизни, снять накопившееся психологическое напряжение и почувствовать себя лучше.

Но формирование благоприятного социально-психологического климата в городе зависит не только от наличия достаточного количества парковых зон, степени активности мэрии в создании новых и облагораживанию уже имеющихся зеленых уголков. Важным, на наш взгляд, является и отношение людей к ним как к местам релаксации, восприятие жителями парков как неотъемлемой части города и общего достояния. Осознание этого позволило сформулировать тему, цель и задачи данного проекта, определить технологии его реализации.

Таким образом, целью проекта «PR цвета неба» является формирование позитивных моделей поведения жителей г. Абакана в отношении городских парковых зон как места и средства релаксации. Данная модель включает в себя также осознание горожанами парков и скверов как их общего историко-культурного, национального и экологического достояния.

Задачами проекта являются:

1. подготовка и распространение информации о результатах анализа состояния парковых зон и отношения к ним горожан через средства массовой информации и Интернет-форумы;

2. организация ньюсмейкинга с целью привлечения внимания СМИ, городских властей и аудитории к проблеме использования парковых зон как места и средства релаксации;

3. содействие укреплению взаимодействия между мэрией, СМИ и городской общественностью при обсуждении проектов создания и реконструкции парковых зон.

Поскольку основная часть публичных мероприятий проекта будет проводиться в парковых зонах, для комфорта участников данных акций и достижения наилучшего результата реализация PR-кампании запланирована на период с 1 марта по 30 сентября 2015 г.

Проект рассматривается нами как волонтерская инициатива. Поэтому его бюджет ограничен личными средствами участников.

Минимизированный бюджет определил и выбор методов PR-продвижения проекта. На первом этапе реализации проекта наиболее эффективными и при этом не требующими затрат являются социологические методы паблик рилейшнз. Проведение кабинетных и полевых исследований (анализ источников информации различных видов, наблюдение) позволит выявить состояние парковых зон и перспективность их использования для достижения цели проекта, определить отношение мэрии города к проблеме сооружения и реконструкции парков. Опрос горожан даст возможность провести анализ их отношения к парковым зонам как зонам релаксации.

На втором этапе реализации PR-проекта будут задействованы следующие маркетинговые методы:

– общение со средствами массовой информации, которое включает привлечение журналистов к освещению PR-событий в рамках реализации проекта и взаимодействие авторов проекта со СМИ для продвижения самостоятельно подготовленных публикаций по теме проекта;

– устные выступления участников проекта на публичных мероприятиях: открытых уроках, собраниях, тематических часах в школах и вузах, на праздниках;

– интерактивное общение с аудиторией и представителями городской администрации на форумах региональных сайтов, инициация обмена мнениями о парковых зонах Абакана, обсуждения возможностей их модернизации и использования для полноценного и разностороннего отдыха горожан.

Результатами реализации проекта станут:

1. Повышение уровня информированности аудитории о местонахождении, состоянии и степени привлекательности парковых зон Абакана. Устранение дискретности восприятия парковых зон в сознании горожан.

2. Активизация пропаганды в средствах массовой информации городских парковых зон как места и средства релаксации.

3. Усиление внимания городских властей и населения к вопросам благоустройства и озеленения города, участия горожан в разработке проектов создания и реконструкции парков.

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Состояние парковых зон в г. Абакане

В рекламных буклетах Абакан нередко называют сибирским Баден-Баденом, отмечая великолепие его скверов, садов и чистого воздуха[5]. Зеленые насаждения, в том числе и в пределах парковых зон занимают до трети площади города. Обилие зелени, особенно заметное в летний период, отмечают и сами горожане, и приезжающие в Абакан из разных уголков страны и из-за границы.

Усиленное внимание к озеленению города обусловлено историческими, экологическими, психологическими и рядом других факторов.

Во-первых, исторически центральная часть города располагалась, в том числе, в низине. В 1930-е гг., когда началась ее массовая застройка, возникла проблема осушения и благоустройства болотистых территорий, в решении которой активное участие принимали комсомольцы. Так, в 1933 г. усилиями молодежи на месте бывшего озера Игир коль (Кривое озеро) был заложен первый городской парк (сейчас детский парк «Орленок»), сооружена первая аллея, ставшая прообразом бульвара вдоль улицы Ленина[6].

В 1960-е гг., после сооружения Красноярской ГЭС, когда воды Красноярского водохранилища стали угрожать городу, вокруг Абакана был возведены дамбы и дренажные каналы. Но чтобы эффективно бороться с повысившимся уровнем грунтовых вод, вдоль этих сооружений и по всему городу стали активно высаживать тополя, которые до сих пор являются визитной карточкой Абакана и определяют «лицо» его центральной части.

Во-вторых, основная часть города расположена в степной зоне. И чем дальше от поймы р. Абакан, тем меньше растительности. Поэтому сооружение зеленых насаждений – это не только украшение, но и насущная необходимость, поскольку деревья позволяют укрыться от палящего солнца в летнюю жару. Республиканский центр насыщен промышленными предприятиями и окружен такими гигантами, как Абаканвагонмаш и др. Зелень внутри города и «зеленый пояс» вокруг него помогают улучшать экологическую обстановку в республиканском центре.

В третьих, активное «зеленое» благоустройство города связано с отношением самих горожан к данному процессу и его результатам. В озеленении города всегда активно участвовали владельцы частных домов. Переезжая в Хакасию начиная с 1920-х гг., в том числе, из Центральной России, они привозили с собой и свои традиции: высаживали в палисаднике или около дома цветы и деревья – пихты, ели, яблони, вишни, сирень и черемуху. Эта традиция сохранилась и в дальнейшем, когда началось массовое переселение в «хрущевки». Отчасти она сохраняется и сейчас, когда новоселы высаживают возле подъезда своей новостройки саженцы наиболее живучих деревьев, обживая и украшая таким образом новую территорию.

Озеленение города всегда являлось одним из важных проявлений народной инициативы. В 1970-1980-е гг. сформировалась и частично сохраняется сейчас такая традиция, когда каждый абаканец был обязан посадить на территории города одно дерево в год[7]. Таким образом, на протяжении десятилетий формировалось и продолжает формироваться отношение горожан к зеленым насаждениям, как к результатам собственного труда, как к общему богатству, в создание которого каждый вносит свой вклад.

В четвертых, портрет Абакана как «зеленого» города, красивого, уютного и удобного для жизни является важной составляющей его коммерческого имиджа. Зеленые насаждения, обилие парков и скверов символизируют о благоприятных условиях проживания в городе, что привлекает, например, переселенцев из северных районов Красноярского края, из экологически неблагоприятных регионов Сибири. Обилие зелени обязательно отмечается в путеводителях, официальных материалах, так и на различных форумах, в отзывах путешественниках, посетивших центр Хакасии[8].

Анализируя состояние парковых зон Абакана, отметим, что под термином «парковые зоны» мы подразумеваем предназначенные для отдыха открытые озелененные территории. Как правило, они содержатся за счет государства, доступ граждан к ним бесплатный. По масштабам и способу устройства такие зеленые территории можно разделить на парки, скверы (в том числе, мини-скверы), аллеи, набережные. Обязательным элементом парковых зон являются скамейки, которые обозначают данную территорию как место отдыха. Всего в Абакане нами было обнаружено 25 парковых зон, в том числе, 6 больших парков, 17 скверов, 1 аллея (ул. Ленина) и 1 набережная (Северная дамба).

Особенностью парковых зон Абакана можно назвать то, что большинство из них имеют центральные скульптурные композиции, которые задают общий стиль внешнего вида и содержательного наполнения парка или сквера. Так, центральными элементами Парка Победы является скульптура воинов, Вечный огонь, стелы с именами героев Советского Союза. Это придает парку официальный стиль, заставляет воспринимать его больше как место не отдыха, а проведения торжественных мероприятий. Другой пример – сквер имени известного спортсмена И. Ярыгина. Скульптуру борца на высоком постаменте дополняет каскадный фонтан с олимпийскими кольцами. Спортивную тематику продолжают детские тренажеры, расположенные на территории сквера. Парк «Преображенский», являясь логическим продолжением Преображенского собора, позиционируется как место семейного отдыха. Такой имидж помогает поддерживать скульптура святых Петра и Февроньи – покровителей семьи и брака, «Дуб для молодоженов», детские игровые комплексы, фонтаны и большие благоустроенные лужайки, по которым можно передвигаться без ограничений.

Иногда центральным элементом сквера является памятник известной персоне (сквер им. Н. Ф. Катанова возле Университета, сквер им. Героя Советского Союза П. Ф. Попова, сквер имени известного хакасского сказителя С. П. Кадышева) или памятник-символ (скверы Памяти Чернобыльцев и Памяти Воинов-интернационалистов). Такие скульптуры психологически не довлеют над парковой зоной и ее посетителями, поскольку становятся местом для мероприятия лишь раз в году – по случаю празднования очередной годовщины события или дня рождения героя.

Больший интерес горожан вызывают скверы и мини-скверы, центральным элементом которых являются скульптурные композиции, посвященные героям известных сказок – Маленькому принцу, Мальчишу Кибальчишу, Алисе из страны чудес и др. Такие «сказочные» скверы можно назвать визитной карточкой Абакана. Например, сквер «Пушкинский» украшает не только статуя самого великого поэта, но и герои его произведений. Кроме того, есть еще мини-скверы, центральными фигурами которых являются просто забавные скульптуры («Медвежонок», «Бабочка») или оригинальные светильники («Одуванчик»). Свои официальные и народные названия такие парковые зоны получают по имени этих фигур.

По степени доступности можно выделить следующие виды парков: платные (топиарные парки «Сады мечты» и «Вдохновение»), частично платные (парк «Орленок», ПКиО «Комсомольский» с платными аттракционами) и бесплатные (все остальные парки и скверы города).

Наше исследование, основанное на личных наблюдениях и результатах опроса горожан, позволило сделать следующие выводы:

1. Наиболее посещаемыми в Абакане являются бесплатные парковые зоны, чье оформление психологически не довлеет над посетителями, а наполнение (скамейки, игровые комплексы, тренажеры, ограждение, освещение) создает ощущение психологического и физического комфорта.

2. Аллея и набережная не являются популярными местами отдыха, поскольку присутствие на них предполагает движение, а границы тесно соприкасаются с опасными зонами (проезжая часть, вода).

3. Основной аудиторией, на которую ориентируется большинство скверов, являются пенсионеры, родители с детьми, а также сами дети разного возраста. Это обуславливает особенности их планировки и наполнения (скамейки, сооружения для детских развлечений, скульптурные композиции с детскими персонажами).

4. Парковые зоны с фонтанами обладают большой привлекательностью для горожан. Наблюдение за потоками воды настраивает на умиротворенный лад. В жаркую погоду фонтан дает прохладу, увлажняет воздух (легче дышать, что важно для тех, кто плохо переносит климат степной зоны) и служит местом для купания детей.

Таким образом, наиболее перспективными для использования в решении проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в Абакане являются парковые зоны с бесплатным доступом, имеющие фонтаны, забавные скульптурные композиции, достаточное количество сооружений для комфортного отдыха и детские развлекательные сооружения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...