Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы деятельности Конституционного суда Республики Беларусь.




КС – это судебный специализированные орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Правовыми основами деят-ти КС РБ являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей;

3) Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О конституционном судопроизводстве»;

4) Декрет Президента Республики Беларусь от 26.06.2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»;

5) Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

КС РБ состоит из 12 судей: Председателя, зам. Председателя КС РБ, и 10 судей.

6 судей КС назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель КС РБ назначается Президентом с согласия Совета Республики из числа судей КС сроком на 5 лет. Зам председателя избирается КС из состава судей по предложению Председателя сроком на 5 лет.

Судьей КС может быть назначен, избран гражданин РБ, имеющий высшее юр. образование и являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий как правило учетную степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов КС – 70 лет. Судьи назначаются и избираются на 11 лет, и могут быть назначены или избраны на новый срок.

КС рассматривает дела и дает заключения:

- о соотв-вии законов, декретов и указов Президента, междунар. договорных и иных обязат-в РБ К и международно-правовым актам, ратифиц-ным РБ;

- о соотв-вии актов межгос-ных образований, в кот. входит РБ, указов Президента, изданных во исполн-е закона, К, междун-но-прав. актам, ратифиц-ным РБ, законам и декретам;

- о соотв-вии постан-ний СМ, актов ВС, Ген. прокурора К, международно-правовым актам, ратифиц-ным РБ, законам, декретам и указам;

- о соотв-вии актов любого другого гос. органа К, международно-правовым актам, ратифиц-ным РБ, законам, декретам и указам.

В соотв. с Декретом Президента РБ «О некот. мерах по совершенствованию деят-ти КС РБ» КС наряду с полномочиями, осущ-мыми в соотв. с КоСиСС:

- осущ-ет обязат-ный предвар-ный контроль конституционности всех законов, принятых П/п Нац. собрания и одобренных СР Нац. собрания либо принятых П/п Нац. собрания, — до подписания данных законов Президентом. (Соотв-щее решение приним-ся КС в 5-дневный срок со дня поступления закона в КС);

- по предложению Президента излагает позицию о конституционности междунар. договоров — до подписания Президентом НПА о выражении согласия РБ на обязательность для нее этих междунар. договоров. (Решение приним-ся КС в 5-дневный срок со дня поступления предложения Президента, если иное не установлено Президентом);

- по поручению Президента дает офиц. толкование декретов и указов Президента, касающихся конституц. прав, свобод и обязанностей граждан;

- по предложению Президиума СР Нац. собрания принимает решение о наличии фактов системат-го или грубого нарушения местным Советом депутатов требов-й законод-ва. (При рассм-нии такого предложения КС проверяет сведения о фактах системат-го или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законод-ва, исследует доказат-ва, свидет-щие о наличии либо об отс-вии этих фактов, и дает им оценку. КС вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом СР Нац. собрания в его предложении);

- по предложениям Президента, П/п Нац. собрания, СР Нац. собрания, СМ излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностр. гос-вами, междунар. орг-циями и (или) их органами и затрагивающих интересы РБ, в части соотв-вия этих документов общепризнанным принципам и нормам междунар-го права.

Офиц. толкование декрета или указа Президента, данное КС, является обязат-ным для ГО и иных орг-ций, должн. лиц и граждан.

В случаях, предусм. К, КС по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов системат-го или грубого нарушения палатами Парламента К РБ.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в КС:

Президент Республики Беларусь;

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;

Верховный Суд Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь.

Др. ГО, обществ. объединения, а также гр-не выступают с соотв-щей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предлож-й о проверке конституц-ти акта.

КС проверяет на соответствие К не только акты общегос-го уровня, в том числе законы о ратификации междунар. договоров, регламенты палат Парламента, но и НА министерств, гос. комитетов, местных Советов депутатов, местных исполн-ных и распор-ных органов. КС рассм-вает вопросы о конституционности указ-х актов как в целом, так и отдельных их полож-й.

КС вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, СМ и др. ГО в соотв-вии с их компетенцией предложения о необход-ти внесения в акты действующего законод-ва изменений и дополнений, принятия новых НА. Эти предложения подлежат обязательному рассм-нию. КС имеет право также вносить в ГО др. предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деят-ти КС явл: конституционность; независимость; коллегиальность; гласность; устность; равноправие и состязательность сторон.

КС при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на КС или на его членов, связанное с деят-тью по осущ-нию конституц-го контроля, недопустимо и влечет ответств-ть по закону.

НПА, признанные КС не соотв-щими К либо актам, обладающим более высокой юр. силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в опред-ной их части с момента, определяемого КС. Заключения КС по вопросам конституционности НА явл. окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Дела КС рассм-ся на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституц-го произв-ва, предусм. законом о КС и Регламентом КС. Заседание Суда явл. правомочным при наличии не менее 8 судей.

По завершении исследования материалов дела председат-щий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение д. б. оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председат-щий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало больш-во от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязат. характер, КС оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национ-го закон-ва и на правоприменительную деят-ть. При вынесении решений КС учитывает положения междунар. правовых актов. Наряду с использованием универсальных междунар. правовых актов КС ориентир-ся на европейские междунар. акты, в том числе на Европ. конвенцию о защите прав чел-ка и основных свобод, что способствует укреплению РБ как демократ-го соц. прав. гос-ва.

 

Гражданское право

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...