Исторические этапы становления и развития местного управления и самоуправления в Беларуси.
За многолетнюю историю своего существования Беларусь накопила значительныйопыт местного самоуправления, который представляет сегодня определенную ценность. Традиции местного самоуправления в нашем государстве берут начало в средневековье. Наиболее древней демократической формой самоуправления у восточных славян был народный сход (вече). Созвать вече – значило представить дело на обсуждение народа. Удар в вечевой колокол был знаком, что есть требование народного голоса. Вече собиралось по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей. Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и простые люди, имели право быть на вече деятельными членами. Каких-то имущественных цензов не существовало. Неизвестно, существовал ли способ проверки лиц, приходивших на вече, для недопущения прихода тех, которые не имели на это права. Неизвестно также, существовал ли какой-то способ сбора голосов. На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями: · выбирало и изгоняло князя; · решало вопросы войны и мира; · распределения повинностей и податей; · организации ополчения и обороны города; · заключения и прекращения внешних договоров и соглашений; · избирало руководителей исполнительно-распорядитель- · в особых случаях осуществляло правосудие. Отмечено, что вече более активно действовало в городах, где проживали богатые, относительно независимые от князя граждане, которые могли выступить на вече и против воли правителя. Где власть князя была более сильной, там вече не играло решающей роли.
Вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в. На смену ей пришли новые формы городского самоуправления. Сословное самоуправление Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно трансформируемое, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года. Дворянство, как местное общество, получило право регулярных собраний, выбирало губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря, заседателей верхнего земского суда, уездного судью и уездных судебных заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Городским жителям (мещанству), как и дворянству, было предоставлено право корпоративной организации. Горожане с разрешения администрации могли собираться на собрания, на которых избирались бургомистры, заседатели – ратманы сроком на три года, а также старосты и судьи словесных судов сроком на один год. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и осуществлять надзор за соблюдением законов. За городским обществом признавались права юридического лица. Участие в городском обществе могло осуществляться с 25 лет и ограничивалось только имущественным цензом (необходимостью уплаты годового налога размером не менее пятидесяти рублей). Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд). Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волости, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя – по полицейским и хозяйственным делам. При правлении работали также волостной писарь и его помощники. Волостной голова формально избирался волостным сходом на три года, но фактически оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти, либо пока начальство не решит его заменить.
В задачу крестьянского общественного управления входили: · охрана общественного порядка; · безопасность лиц и имущества; · паспортный контроль; · дела по санитарному благоустройству; · противопожарные мероприятия; · сбор податей; · контроль за выполнением повинностей, прежде всего, рекрутской. Некоторые вопросы хозяйства и жизни сельской общины обсуждались на «мире» – общем собрании крестьян-хозяев изб. Помещичьи крестьяне не имели тех прав, которые были у государственных. Деревенская община не пользовалась здесь самостоятельностью. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения. Из крепостных крестьян помещик сам выбирал старосту, в задачи которого входило исполнение контрольно-распорядительных функций в деревне. Копные суды. Особой формой крестьянского судебного самоуправления, просуществовавшей на территории Беларуси вплоть до XVIII в. были копные суды (копа – мера счета равная шестидесяти). В конных судах судьями были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории. Для рассмотрения дел они собирались в копу (все вместе). В компетенцию копного суда входили вопросы, возникающие в данном населенном пункте: межевые споры, хищения, побои, колдовство и т.д. В основной массе не грамотные крестьяне решали возникающие проблемы и споры исходя из житейской мудрости, местных традиций, т.е. норм обычного права. Копны суд имел надсословный характер: по одним и тем же нормам как равноправные субъекты судебного процесса в нем судились простые крестьяне, мещане и дворяне. Копные суды в своей деятельности совмещали функции следственного и судебного органов. Особенно отчетливо это проявлялось в действиях «горячей копы», которая собиралась на «гвалт», т.е. крики пострадавшего в связи с поджогом, хищением, убийством. Копа незамедлительно начинала следствие, и пойманный преступник прямо на месте мог быть осужден даже и на смерть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|