Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15. О Таинстве Причастия 2 страница




Теперь остаётся привести ещё два места из послания к Коринфянам, где ап. Павел говорит о Причастии: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.   10: 16–21). Здесь ап. Павел прямо говорит, что в Евхаристии христиане приобщаются не символа, а самого Тела и Крови Христовых. Слово «приобщение» (греч. κ ο ι ν ω ν ί α – койнониа) значит также: (со)участие, (со)причастность, общение, связь. Итак, Апостол учит, что, вкушая от Хлеба и пия от Чаши, христиане приобщаются, причащаются, становятся частью, сообщаются, соединяются не с чем иным, как с Самими Телом и Кровью Христовыми, что было бы не возможным, если Святые Дары были бы лишь символами Тела и Крови Христа. Протестанты попросту не задумываются над значением слова «приобщение». Ведь как можно причаститься (приобщиться, соединиться) воды посредством вкушения её символа, например, изображения воды, или посредством простого воспоминания о воде? Чтобы приобщиться воды, нужно испить эту воду, иначе просто нельзя сказать, что человек приобщился воды. Поэтому, никак нельзя через вкушение хлеба и вина приобщаться (соединяться, причащаться) Телу и Крови Христа! Для приобщения Тела Христа нужно вкусить само это Тело, а не его символ.

Желая хоть что-нибудь придумать в оправдание своей жуткой ереси отвержения реальности Причастия, протестанты говорят, что здесь ап. Павел пишет, что мы «все причащаемся от одного хлеба», а не от Тела Христа. Верно, христиане причащаются от одного хлеба, но в Ин.   6 гл. Христос ясно сказал, что Он Сам, Его Плоть и Кровь, есть хлеб жизни, что «хлеб Божий есть тот, который сходит с небес». Вот от этого хлеба Божия и причащаются верные. Ведь ап. Павел объясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело»1117. О каком же одном хлебе и одном теле он говорит? Разве христиане действительно причащаются от одного земного хлеба, и разве они составляют одно земное тело? Нет, для Евхаристии используются многие хлеба, и христиане имеют каждый своё, а не одно на всех тело, но при этом, они причащаются действительно одного Хлеба, Который есть Христос, и составляют во Христе (кстати, прежде всего, именно благодаря Таинству Причастия) одно Тело. Потому древние христиане, вслед за ап. Павлом, и называли Евхаристию хлебом Господним, хлебом Божиим, хлебом небесным, хлебом насущным (см. абз. 6), имея в виду под хлебом самого Христа и веруя при этом в реальность причащения.

Второе место звучит так: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.   11: 23–29). Здесь обратим внимание на то, что ап. Павел в очередной раз подтверждает, что Христос взял хлеб, но после его благословения назвал его уже Своим Телом. А то, что ап. Павел называет Святые Дары Евхаристии хлебом, то выше было уже объяснено, в каком смысле ап. Павел называет так Причастие – Он имеет в виду Тело Христово, а не обычный хлеб, иначе он не мог бы назвать его «единым хлебом». Потому он и в данном отрывке говорит сначала об обычном хлебе (одном из многих), который взял Христос, а потом говорит уже о «хлебе сем», о едином хлебе, хлебе жизни, который есть Тело Христа. И очень важно заметить, что Апостол, три раза сказав о вкушении от «хлеба сего» (ибо он имел возможность назвать Тело Христово хлебом, поскольку Сам Христос неоднократно назвал Себя так – Ин.   6: 33, 35, 48, 51), ни разу не сказал о питии вина, а только о питии «из чаши сей». Если бы ап. Павел думал, что христиане в Причастии пьют вино, а не Кровь Христа, то он мог бы прямо сказать: «когда вы едите хлеб сей и пьете вино сие». Но Апостол не употребил такого выражения в том числе и потому, что не считал содержимое чаши вином, а назвать Кровь Христа вином, как Плоть – хлебом, он не мог, поскольку хлебом (хлебом жизни) Христос назвал Себя, а вином нет. Одним словом, факт именования ап. Павлом Причастия «хлебом сим» не даёт протестантам никакого основания думать, что ап. Павел считал, что Святые Дары Причастия и после молитвы остаются обычным хлебом и вином.

Более того, в данном тексте есть ясное указание на то, что хлеб Евхаристии есть истинное Тело Христа. Апостол говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Протестанты, как правило, понимают это место так, что во время вечери Господне (той части служения, когда пастор читает соответствующие места Писания и говорит об этом проповедь, что является у протестантов подобием православного евхаристического канона) нужно рассуждать (размышлять, вспоминать) о Теле Господнем, то есть о Его страданиях. Это верно, но греческое слово δ ι α κ ρ ί ν ω (диакрино), которое здесь использовано, значит не только «размышлять», но и: «видеть различие (разницу)», «отличать», «судить», «рассуждать», «оценивать», «разбираться», «выносить решение». Итак, рассуждать о Теле Господнем это не просто размышлять о нём, вспоминать, представлять его, а отличать его, или же судить, как судит судья: он рассуждает о деле подсудимого в том смысле, что оценивает, хороши его дела или плохи, и насколько. Вот так и христианин должен рассуждать о Теле Христовом, оценивать его величайшую ценность и святость и отличать его от обычного хлеба! Таким образом, мысль ап. Павла такова: кто ест от хлеба сего и пьет из чаши сей не рассуждая о Теле Господнем (т. е. не только не размышляя, но и не отличая этот хлеб от обычного хлеба), тот ест и пьёт осуждение себе. Потому ап. Павел и говорит, что таковой будет виновен именно «против Тела и Крови Господней», как поправший такую великую святыню. Вот в таком смысле и нужно рассуждать (размышлять, судить, оценивать, отличать, видеть разницу) о Теле Господнем, то есть понимать, что Причастие есть не обычный хлеб, а Тело и Кровь Христа.

Итак, рассмотрение учения Нового Завета о Евхаристии говорит нам в пользу реального, а не символического Причастия. И если при рассмотрении вышеприведенных мест Библии у маловеров и могут остаться сомнения, из-за протестантских измышлений и извращения учения о Таинстве Причастия, то остатки этих сомнений совершенно устраняют многие единогласные свидетельства древней Церкви, которая, наученная Апостолами, всегда понимала данный вопрос не иначе, как православно. Приведу некоторые из них.

В древнейшей литургии св. апостола Иакова содержится молитва: «Посему (т. е. по заповеди Христовой: сие творите в Мое воспоминание) и мы грешные, поминая Его животворящие страдания, спасительный крест…, приносим Тебе, Владыко, сию страшную и безкровную жертву, молясь… Помилуй нас, Боже, по великой Твоей милости, и ниспошли на нас и на предлежащие дары сии Святаго Твоего Духа, Господа животворящего, сопрестольного Тебе Богу Отцу и единородному Твоему Сыну, соцарствующего, единосущного, совечного…, – сего всесвятаго Твоего Духа, Владыко, ниспошли на нас и предлежащие дары сии, дабы, пришед, святым, и благим, и славным Своим наитием, освятил хлеб сей и сотворил святым телом Христа Твоего, и чашу сию – честною кровию Христа Твоего»1118.

В «Апостольских Постановлениях» в молитве при рукоположении епископа содержатся такие слова: «Дай ему, Владыка Вседержитель, Христом Твоим причастие Святого Духа, чтобы… благоугождать… Тебе в кротости и сердце чистом, непревратно, непорочно, незазорно принося Тебе чистую и безкровную жертву, которую Христос чиноположил… После молитвы один из епископов пусть дает в руки рукоположенного жертву», то есть, Святые Дары Причастия (кн. 8/5). Далее в этой книге даётся чин литургии, и в известный момент «первосвященнику» (епископу) предписано молиться следующим образом: «…Вспоминая так страдания Его и смерть и из мертвых восстание и на небеса восшествие и будущее Его второе пришествие, в которое грядет со славою и силою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, приносим Тебе, Царю и Богу, по Его чиноположению, хлеб сей и чашу сию, благодаря Тебя Им за то, что Ты сподобил нас стоять пред Тобою и священствовать Тебе. И молимся Тебе, Вседовольный Бог, воззри милостиво на предлежащие пред Тобою дары сии, благоволи о них в честь Христа Твоего, и ниспошли на жертву сию Святаго Духа Твоего, свидетеля страданий Господа Иисуса, да сотворит хлеб сей телом Христа Твоего, и чашу сию – кровью Христа Твоего, дабы причащающиеся этого утвердились в благочестии, получили оставление грехов, избавились от диавола и лести его, исполнились Духа Святого, достойны были Христа Твоего, получили жизнь вечную, по примирении их с Тобою, Владыка Вседержитель» (кн. 8/12). И далее: «О принесенном Господу Богу даре помолимся, чтобы благой Бог принял его по ходатайству Христа Своего в пренебесный Свой жертвенник, в приятное благоухание». «Епископ же пусть преподает приношение, говоря: тело Христово; а принимающий пусть говорит: аминь. Диакон же пусть держит чашу и, подавая, пусть говорит: кровь Христова, чаша жизни; а пьющий пусть говорит: аминь» (кн. 8/13). А также: «Причастившись честного тела и честной крови Христовой, возблагодарим Сподобившего нас причаститься святых Его таин» (кн. 8/14). Ещё в этой книге говорится: «После же молитвы, одни из диаконов пусть занимаются приношением евхаристическим, служа телу Господню со страхом, а другие пусть надзирают за народом, чтобы он хранил безмолвие… После этого да бывает жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа, а когда принесут ее, каждый чин особо пусть причащается тела Господня и драгоценной крови в порядке, с почтением и благоговением, как приходящие к телу царскому…» (кн. 2/57). Заметим: читать эти цитаты православному – елей на душу, он со всем согласен, на его Богослужениях он слышит такие же слова; для протестанта же всё это страшно режет слух и вызывает одну досаду и отторжение, что ясно говорит о том, что не их вера тождественна вере древней Церкви.

Подобные молитвы находятся не только в литургиях Апостольских Постановлений и ап. Иакова, но и во всех древних литургиях, на что обращает внимание митр. Макарий: «Во всех древних литургиях, начиная с литургии св. апостола Иакова, и употребляющихся не только в Церкви православной, но и в обществах не православных, как-то: у несториан, евтихиан, армян, сирийцев-яковитов и в церкви римской, находится молитва к Богу Отцу пред освящением св. даров, чтобы Он преложил, применил, претворил Духом Святым хлеб в честное тело Иисуса Христа, а вино в честную кровь Его. Такое полное согласие всех древних литургий и в столько важном предмете учения о Таинстве Евхаристии неоспоримо свидетельствует, что таково именно было предание Апостольское о сем предмете, и так всегда веровала о сем св. кафолическая Церковь»1119.

Св. Игнатий Богоносец († 107 г. ) в послании к Смирнской Церкви (гл. 7) писал: «Они (еретики докеты) удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не исповедуют с нами, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, та плоть, которая страдала за нас и которую Отец воскресил по Своей благости».

Из его послания к Римлянам (гл. 7): «Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давидова и Авраама». Итак, в понимании св. Игнатия св. Причастие есть хлеб жизни, хлеб небесный, хлеб Божий, плоть Иисуса Христа – та самая плоть, в которой жил, пострадал и воскрес Спаситель! Это чуждо для протестантов, как чужда им вообще вся вера древней апостольской Церкви! Т. е. вера св. Игнатия и Иоанна Богослова, который и наставил его в этой вере, чужда протестантам: как же они при этом утверждают, что они проповедуют истину и вернулись к вере древних христиан?

Так же и в послании к Ефесянам (гл. 20) св. мученик призывает верных повиноваться «епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе». Заметим: никто из протестантов не думает, что причастие есть врачевство бессмертия, дарующее жизнь во Христе, что вполне логично, ибо как символ может спасать от смерти и даровать жизнь вечную? Но если понимать причастие по православному, как и понимал его св. Игнатий, то всё очень понятно: вкушение святого и бессмертного Тела и Крови Христовых (единого хлеба, который есть Христос) действительно спасает и дарует человеку жизнь вечную, ибо его спасение – в соединении (причастии) со Христом, что и происходит в Таинстве Приобщения.

К Филадельфийцам (гл. 4) св. Игнатий писал также: «Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге». Опять же, св. Игнатий говорит, что чаша есть единение Крови Его: то есть, причащаясь из чаши верные соединяются (причащаются) самой Крови Христа, а не её символа.

Св. Иустин Мученик (104–166 гг. ), – называемый ещё Философом по своему образованию и потому, что, обретя истинную веру, не снимая своей философской мантии, стал путешествовать с проповедью христианства, показывая его превосходство над языческой религией и философией, – в 1-й своей Апологии (гл. 66) пишет о Причастии: «Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не как простой хлеб, и не как простое питие: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: «сие творите в Мое воспоминание, это есть тело Мое»; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: «это есть кровь Моя», и подал им одним». Очень важно здесь знать, что св. Иустин в данной своей Апологии имел цель защитить христиан от клеветы в том, что они едят человеческое мясо. И если бы первые христиане веровали по протестантски, что хлеб и вино есть только символы Тела и Крови Христовых, то св. Иустин непременно бы сказал об этом, и более того, сделал бы на этом факте акцент, отводя с христиан всякое подозрение. Но он ничего не говорит о символе, а совершенно ясно и недвусмысленно подтверждает, что хлеб и вино после церковной молитвы действительно становятся не обыкновенной пищей, а телом и кровью самого воплотившегося Иисуса! Таким образом, св. Иустин не отрекается от того, что христиане действительно вкушают Тело и Кровь Христа, но показывает, что это не имеет никакого отношения к невежественным обвинениям их в каннибализме – в убийстве людей и кровавом пожирании их плоти. Важно также, что св. Иустин высказывает императору не личное своё понимание этого вопроса, а веру всей древней Церкви, говоря, что так веровать они были научены, разумеется – Апостолами. Какие же есть причины не верить словам ревностного проповедника, исповедника и мученика Христова, жившего так близко к Апостолам?

Св. Ириней Лионский († 202 г. ) в своей апологетической книге «Против ересей» опровергал учение еретиков, отрицавших воскресение плоти. И главным его аргументом было то общепринятое, хорошо известное и не оспариваемое, в том числе и этими еретиками, учение Церкви о Евхаристии – именно о том, что христиане причащаются истинного Тела и Крови Христовых. Вот как он рассуждал: «Каким же образом они (еретики) могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть тело их Господа и чаша есть кровь Его, когда утверждают, что Он Сам не есть Сын Творца мира?.. Еще, каким образом они говорят, что плоть подвергается истлению и не участвует в жизни, – плоть, которая питается от тела и крови Господа? Пусть они или переменят мнение свое или перестанут приносит названные (вещи). Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение (о воскресении плоти). Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения»1120.

В другой своей книге св. Ириней развивает ту же мысль: «Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение (т. е. воскресение), говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то значит и Господь не искупил нас Своею кровью, и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас Своею кровью, как Апостол Его говорит: «в Нем мы имеет искупление кровью Его и прощение грехов» (Кол.   1: 14)... (чашу) Он назвал Своею кровью, от которой Он орошает нашу кровь, и хлеб от творения исповедал Своим телом, которым укрепляет наши тела. Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, – плоть, которая питается телом и кровью Господа и есть член Его? И св. Павел в послании к Ефесянам говорит: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.   5: 30), – говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке, – ибо «дух ни костей, ни плоти не имеет» (Лк.   24: 39), – но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его… (хлеб и вино) принимая слово Божие, становится Евхаристиею, которое есть тело и кровь Христова; так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут…»1121.

Итак, св. Ириней со всей ясностью и недвусмысленностью выявляет веру древней Церкви в то, что, вкушая дары Евхаристии, верные причащаются Самого истинного Тела и Крови Христовых, а не их символа! И суть его аргумента против еретиков, не веровавших в воскресение плоти, такова: наши тела непременно воскреснут, поскольку в Евхаристии мы питаемся бессмертным Телом и Кровью Христовыми, которые и являются залогом нашего воскресения! Об этом (т. е. прямой зависимости Причастия и воскресения) говорил, как мы видели, Сам Христос (Ин.   6: 47, 50, 51, 53, 54, 58); так же всегда мыслила Церковь (см., напр., абз. 35, 45, 53).

Св. Ипполит Римский (170–235 гг. ), имея в виду замечательное пророчество о Евхаристии (Прит.   9: 1–6), которое рассматривалось во введении ко II части настоящей книги, пишет: «Премудрость (Христос) приготовила честное и непорочное Тело Свое и Кровь, которые на таинственной и Божественной трапезе ежедневно приносятся в жертву»1122.

А также: «Пусть каждый стремится к тому, чтобы язычник не вкушал от Евхаристии, также ни мышь, ни другое животное, и чтобы ничто не упало и не погибло от нее. Ибо это – Тело Христово для вкушения верующим, и оно не должно быть пренебрегаемо. Благословляя чашу во имя Божие, ты принял ее как вместообразное Крови Христа. Поэтому не проливайте, чтобы вследствие твоего пренебрежения не слизнул бы это чуждый дух. Ты будешь судим за Кровь, как тот, кто презрел то, что искуплено»1123. Св. Ипполит, как видим, признавал Причастие истинным Телом и Кровью Христовыми. Здесь нужно прокомментировать слово «вместообразное». Оно до сих пор употребляется в Православии1124, когда говорится 1) о хлебе и вине до их освящения на литургии; 2) о том, что Тело и Кровь Христовы христиане принимают под видом (т. е. под внешним видом) хлеба и вина. То есть Господь преподаёт нам Свои истинные Тело и Кровь, но под видом хлеба и вина, ради человеческой немощи, которая, во-первых, не может вкушать плоть и кровь в их обычном виде, а во-вторых, не может вынести славы и сияния прославленной Плоти Христа. Поэтому христиане вкушают Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина. Это не должно нас удивлять, поскольку для Бога нет ничего невозможного, и для Него не трудно претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, в то же самое время оставив их (для чувств человека) в виде хлеба и вина. Св. Иоанн Златоуст писал: «Или ты не знаешь, что души человеческие нико­гда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было ве­ликой помощи Божественной благодати»1125. Т. е. если бы эта жертва, Тело и Кровь Христа, даровалась бы христианам в их истинном, прославленном небесном виде, то никто бы этого не вынес, и помощь Бога заключается как раз в том, что Тело и Кровь Христовы скрыты для верных под видом хлеба и вина.

Макарий Магнис, иерусалимский пресвитер, († 266 г. ): «(В Евхаристии) не образ тела и не образ крови, как некоторые ослепленные возглашали, но воистину тело и кровь Христова»1126.

Ориген (II-III в. ) последовательный аллегорист в толковании Писания, Причастие, тем не менее, понимает не символико-аллегорически-иносказательно, как протестанты, а буквально: «... мы с благодарением за полученные блага и с молитвою вкушаем принесенные хлебы, соделавшиеся чрез молитву Телом Святым…»1127.

На Первом Вселенском Никейском Соборе (325 г. ) Церковь, обличив Ария и его ересь, исповедала также Свою Веру в отношении Таинства Причастия: «на Божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин.   1: 29), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамение нашего воскресения». Св. Собор говорит здесь о необходимости «верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий», т. е. понимать, осознавать, различать, что на священной трапезе лежит не простой хлеб, а Сам Агнец Божий. По сути, это лишь повторение мысли ап. Павла (см. абз. 28) о необходимости рассуждать о Теле Господнем.

Св. Кирилл Иерусалимский (IV в. ): «Хлеб и вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простыми хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается (γ ί ν ε τ α ι ) телом Христовым, а вино – кровию Христовою»1128; «Хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово»1129; «Видимый хлеб не хлеб, хотя и ощутителен вкусу, но Тело Христово; и видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но кровь Христова»1130.

А также: «После сего (т. е. на Богослужении после Серафимской песни) освятив себя духовными сими песнями, молим человеколюбца Бога, да ниспошлёт Святаго Духа на предлежащие дары, да сотворит хлеб – телом Христовым, а вино – кровью Христовой»1131.

И ещё одно пространное и совершенно ясное поучение св. Кирилла о Причастии: «Даже одно cиe блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих удостаиваясь, вы соделались Христу стелесными (единотелесными) и скровными (единокровными). Ибо теперь вопиял Апостол: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (1Кор.   11: 23–24). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф.   26: 27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет, что cиe не кровь Его?

Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин.   2: 1, 10), сходное с кровию: и не достоин ли (Христос) веры, когда вино в кровь прелагает (μ ε τ α β α λ ώ ν )? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Мф.   9: 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

Вот по этой причине со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы приобщившись тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, соделаемся причастниками Божеского естества (2Пет.   1: 4).

Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.   6: 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, отошли (Ин.   6: 61–62, 66), думая, что к плотоядению склоняет их…

Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты сподобился тела и крови Христовых»1132.

Св. Кирилл Александрийский (IV-V вв. ): «Не по одному только настроению, состоящему в душевном расположении, будет пребывать в нас Христос, как говорит Он (Ин.   6: 56), но и по причастию, ко­нечно, природному. Как если кто, соединив один воск с другим и расплавив на огне, делает из обоих нечто единое, так через приобщение Тела Христова и Честной Крови Он Сам в нас, и мы, со своей стороны, в Нем соединяемся. Ведь иначе было бы невозможно, чтобы подвергшееся тлению стало способным к оживотворению, если бы оно не сочеталось телесно с Телом Того, кто есть жизнь по природе, то есть Единородного»1133. Здесь св. Кирилл не только выражает свою веру в реальность причащения Тела и Крови Христовых, но и объясняет богословский, онтологический смысл Евхаристии – это Таинство теснейшим образом соединяет всё существо (вместе с телом) верующего со Христом, что делает его тело способным к воскресению.

Вот ещё один отрывок из творений александрийского отца относительно Таинства Причастия, наиболее важный и авторитетный, ибо он изначально был написан против ересиарха Нестория от имени всего александрийского Собора и впоследствии единодушно одобрен Третьим Вселенским Собором. Вот что писал св. Кирилл: «возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, и исповедуя воскресение Его и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах безкровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к благословенным тайнам и освящаемся, причащаясь святаго тела и честной крови Спасителя всех нас – Христа, и принимая не как обыкновенную плоть, – да не будет, – и не как плоть человека, освящённого и соединившегося со Словом по единству достоинства (как учил Несторий), но как воистину животворящее и собственное тело Самого Слова. Ибо Он (Христос), как Бог, будучи жизнью по естеству, когда стал едино с собственной плотию, то соделал её животворящею. И потому, хотя Он говорит нам: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, однако мы должны почитать её не за плоть человека, во всём подобного нам (каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящею? ), но воистину за собственную плоть Того, Который соделался и назван сыном человеческим»1134.

Св. Иоанн Златоуст (IV в. ): «Столь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты же­лаешь видеть Его, а Он дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь… Итак берегись, чтобы и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовых. Они (распявшие Христа) умертвили всесвятое Тело; а ты принимаешь оное (т. е. «всесвятое Тело») нечистою душою после таких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он сделался человеком.., но Он ещё сообщает Себя Самого нам, и не только верою, но и самим делом соделывает нас Своим Телом. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается сею жертвою! Сколь чище всех лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая сию плоть, уста, наполняемые духовным огнём, язык, обагряемый страшною кровию! Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одной плотью со Христом. «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его» (Пс.   105: 2)? Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю, пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорождённых младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною Кровию и через сие соединяет нас с Собою»1135.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...