Функции современного государства: понятие, классификация
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Парламентская республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов. Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Глава правительства (председатель совета министров, премьер-министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом. В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. Признаки парламентской республики: 1. Верховенство власти парламента; 2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах; 3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность; 4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев; 5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.
В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д. Функции современного государства: понятие, классификация Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В функциях конкретизируется сущность государства, его социальное назначение, т.е. показано в каких направлениях государство осуществляет управление обществом. Классификация функций: 1. По характеру осуществления: a) регулятивные (социальная, экономическая, политическая); b) охранительные (оборона страны, обеспечения порядка). 2. Продолжительность действия: a) постоянные (осуществляются на всех этапах развития); b) временная (прекращают свое действие с решение определенных задач). 3. По степени значимости: a) основные (носят комплексный характер и являются фундаментальными); b) неосновные (вспомогательные – имеющие узкий локальный характер). 4. По территориальному масштабу: a) федеративном государстве; b) унитарном государстве; c) конфедерации. 5. По принципу разделения властей: a) законодательные (правотворческая деятельность – федеральное собрание и законодательные собраний субъектов федерации по формированию: правовой, экономической, социальной политике в стране); b) исполнительные (правореализационная деятельность исполнительных органов (президент, правительства, различных министерств и ведомств) по предварению правовых предписаний в жизнь: политической, экономической, социальной и т.д.);
c) судебные (деятельность судебных органов, направленная на защиту и восстановления нарушенных прав и свобод, а также контроль и надзор за законностью судебных предписании). 6. По сфере направленности: внешний и внутрений. Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие сущность, социальное назначение, цели, задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К основным функциям современного российского государства относятся: Внутренние: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция; обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан. Внешние: внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; борьба с терроризмом; экологическая; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, продовольственной, энергетической). Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества. 1. Основные внутренние функции Экономическая функция Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием ГК РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином. В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь, государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций. Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Социальная функция Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия. Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения. Правовому обеспечению социальной функции служат СК РФ, ТК РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения». Функция развития культуры, науки и образования функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции РФ (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности. Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон «Об образовании», указы Президента «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ». Экологическая функция Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества. Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязанность перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную функцию, являются: Конституция РФ, законы «Об охране окружающей среды», «основы лесного законодательства», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения». Функция налогообложения и взимания налогов Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов. Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение данной функции, выступают ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ» и НК РФ. В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Новое в содержание данной функции состоит в том, что согласно статье 8 Конституции, «в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц. Особое место в правовом обеспечении данной функции являются: УК РФ, законов «О борьбе с терроризмом», «О судебной системе в РФ», «О прокуратуре». 2. Основные внешние функции Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику). Функция обороны Согласно этой функции, ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории. Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это недопущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей. Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, Договор с Республикой Казахстан. Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций: 1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями, по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов. 2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ВТО, банковские учреждения. 3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. 4. Международная охрана окружающей среды. Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это - проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|