Уважат умерших, уважать Бога
Хартмут: Меня очень взволновало то, что Утэ рассказала о своих от- ношениях с родителями, а также твои слова от том, что вмешательство ребенка уравновешивается его желанием саморазрушения. Это вдруг объяснило мне очень многое. Когда мне было тринадцать, то есть во вре- мя моего полового созревания, моя мать ночи напролет в унизительном для отца тоне рассказывала мне интимные подробности о нем, и я не мог избежать ее рассказов. Это очень негативно отразилось на наших с ним отношениях: всякий раз при мысли об отце у меня возникал гомеричес- кий хохот. Об этом я снова вспомнил только сейчас. Единственное, в чем мы могли найти с ним согласие, было то, что мы одинаково реагировали на глупую шутку — одновременно разражались гомерическим хохотом. Так я никогда ни с кем другим не смеялся. Б.Х.: А что ты имеешь в виду под гомерическим хохотом? Б.Х.: Вообще-то, я сам точно не знаю. (Смех в группе.) Но в любом случае, я никогда ни с кем так не смеялся, как с отцом. Я думаю, что это знание о тайнах родителей повлияло на меня и послужило причиной того, что я очень часто шел на риск в области финансовых операций... Б.Х.: Нет, нет! Каждое описание проблемы только усиливает ее. Как только самое существенное уже названо, больше ничего не надо добавлять. Хартмут: Хорошо. Б.Х.: И что, по твоему мнению, является решением твоей проблемы? Хартмут: Упражнения в искусстве забывать? Б.Х.: Нет, в твоем случае это упражнение состоит в глубоком поклоне перед отцом, но при этом ты должен представить себе, что совершаешь его перед Богом. Отказ в уравновешивании Ян: Мне бы хотелось задать вопрос: если в отношениях между двумя партнерами один глубоко ранил другого и этот другой не допускает урав- новешивания с помощью открытой беседы, заявляя: «Я больше не хочу иметь с тобой ничего общего», что может предпринять первый?
- 201 - Б.Х.: Ничего. Что же он сможет сделать? Ему только остается отве- чать за последствия своего поведения. Тогда он будет снова свободен. Он не должен надеяться на то, что оскорбленный партнер поможет емув обретении прежнего душевного спокойствия. Это невозможно. Расстановка: Идентификация младшей дочери С матерью матери Рут: Когда ты сказал, что меланхолия помогает сохранить тайное счастье, я почувствовала, что меня это тоже касается. Поэтому мне хоте- лось бы расставить сейчас мою родительскую семью и занять в ней при- надлежащее мне место. У меня такое впечатление, что... Б.Х.: Тебе не нужно давать никаких объяснений. Если ты этого хо- чешь, мы сделаем для тебя расстановку. Кто принадлежит к твоей семье? Рут: Отец, мать, две старшие сестры (они близнецы) и я. Старшая из них умерла через четыре недели после рождения. Б.Х.: Почему? Рут: Они родились недоношенными и должны были некоторое вре- Б.Х.: Кто еще из членов твоей семьи, по твоему мнению, находится в этом семейном переплетении? Рут: Сестра моего отца умерла при родах, а немного позже один из братьев отца повесился. Б.Х.: Произошло что-нибудь особенное с родителями отца? Рут: Мне известно, что они упрекали друг друга в самоубийстве сына. Б.Х.: Это служит защитой от боли и печали. Хорошо, расставим твою семью. Рис. 15.1: О - отец; М - мать; +1 — первый ребенок, старшая из сестер-близнецов, умершая после рождения; 2 — второй ребенок, младшая из сестер-близ- нецов; 3 — третий ребенок (Рут).
- 202 - Б.Х.: Твои родители упрекали друг друга в смерти этого ребенка? Рут: Да. Родители упрекали врачей, а мать упрекала саму себя за то, что послушала их совета забрать домой сначала одного ребенка и при- выкнуть к его присутствию, а только затем — второго. Кроме того, я уп- рекаю отца в том, что он не настоял, чтобы мать забрала сразу обоих.
Б.Х. (участнику, исполняющему роль отца): Как чувствует себя отец? Отец: Сначала мне было хорошо здесь, рядом с женой. Я чувствовал связь с ней. Но как только детей поставили возле нас, эта связь исчезла. Сейчас же я ощущаю какую-то дистанцию между нами. Справа от меня пустота. Там чего-то не хватает. Самая младшая дочь производит на меня впечатление учительницы, упрекающей меня и желающей указать на мои ошибки. Мать: В присутствии моей младшей дочери я чувствую себя так, будто сижу на скамье подсудимых. Она смотрит на меня строго и со злостью, словно обвиняет в чем-то. Первый ребенок: У меня боли в левом плече. Я чувствую только эти боли, а моя левая рука кажется тяжелой и длинной. Второй ребенок: Я просто пришла в ярость, когда моя младшая сестра встала напротив меня. Я чувствую сильную агрессивность с ее стороны. Это чувство исчезает, как только я смотрю на кого-нибудь другого. Моя сестра-близнец нужна мне как опора. Она очень важна для меня. Роди- тели же очень далеко от меня. Б.Х. (участнице, исполняющей роль Рут): Как чувствует себя младшая сестра? Третий ребенок: Сначала мне казалось, что моя задача состоит в том, чтобы поддерживать хорошую атмосферу в семье. Потом я подумала, что обучаю родителей, как нужно дружески относиться друг к другу. (Смеется.) Б.Х.: Это признак идентификации. Третий ребенок принимает на себя роль умершего члена семьи, вошедшего в систему прежде нее. Вопрос в том, кто им может быть. (К Рут): Что необычного произошло в родительской семье твоей ма- тери? Рут: Мать моей матери была самой младшей из четырех детей. Все старшие дети умерли, не прожив и двух недель, от какой-то детской бо- лезни. Только моя бабушка выжила. Б.Х. (к Рут): Как раз с ней ты и идентифицируешься. Ты переняла от нее как чувство меланхолии, так и чувство ответственности за счастье родителей. (Исполняющей роль умершей сестры): Сядь на пол спиной к родите- лям и прислонись к их ногам... Как ты себя чувствуешь? Первый ребенок: Намного лучше. Боли в плече почти утихли.
(Б.Х. изменяет констелляцию.)
- 203 - Рис. 15.2 Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя родители? Отец: Мне хорошо. Сейчас я ощущаю сильную связь с женой. И мне нравится, что мои дети так стоят. Все уравновешено. Мать: Мне тоже хорошо. Б.Х. (родителям): Каждый из вас должен положить руку на голову умершего ребенка, словно вы собираетесь благословить его с любовью. (Младшей дочери): Как ты себя чувствуешь? Третий ребенок: Когда меня поставили на один уровень с сестрой, с меня словно груз свалился. Второй ребенок: Когда ты переставил мою сестру от меня к родите-лям, это было для меня ужасным. Мне ее не хватает, но я могу к этому привыкнуть. Чем дольше я стою, тем больше привыкаю к этой ситуации. Первый ребенок: Мне хорошо. Б.Х. (участнице, исполняющей роль первого ребенка): Как только ты почувствуешь, что достаточно взяла от своих родителей, можешь снова встать рядом со своей сестрой-близнецом. Рис. 15.3 Б.Х.: А как вы все себя чувствуете сейчас? Первый ребенок: У меня все в порядке. Третий ребенок: Мне хорошо, несмотря на то, что я потеряла свою важность в этой новой констелляции. (Все трое смеются.)
- 204 - Отец: Мне нравится этот порядок. Мать: И мне тоже. Б.Х. (Рут): Тебе хочется встать на свое место в расстановке? (Руг становится на свое место в расстановке и осматривается вокруг. Б.Х. добавляет в расстановку мать матери и ставит ее слева от матери, а справа от отца — участников, исполняющих роли умершей во время родов сестры отца и его покончившего с собой брата.) Рис. 15.4: ММ — мать матери; +СО — сестра отца, умершая при родах; +БО — брат отца, покончивший жизнь самоубийством. Б.Х. (Рут): Как ты себя чувствуешь, когда твоя бабушка стоит сейчас здесь? Ты должна представить себе всех трех ее умерших братьев и сестер рядом с ней. Рут: Если она останется там, где сейчас стоит, то это будет лучше всего для меня. Если же она подойдет поближе, будет слишком грустно. Б.Х.: Как чувствует себя бабушка? Бабушка: Хорошо. Б.Х.: Стоя на этом месте, она чувствует, что ее все уважают и она со- храняет свое достоинство.
(Отцу): Как ты себя чувствуешь, видя там своих умерших брата и се- стру? Отец: Хорошо. Сейчас та пустота исчезла. Рут: И мне это нравится. Б.Х.: Значит, мы нашли правильную констелляцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|