Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другой покончил самоубийством




Б.Х. (обращаясь к Фриде): Какая у тебя проблема?

Фрида: Полгода назад мой брат покончил жизнь самоубийством, и мне сейчас кажется, что это событие сильно влияет на меня.

Б.Х.: Ты пыталась совершить самоубийство?

Фрида: Нет, но я об этом уже думала.

Б.Х.: Хорошо. Если хочешь, мы сейчас расставим твою семью. Кто к ней принадлежат?

Фрида: Остались только я и родители.

Б.Х.: Каким образом твой брат покончил с собой?

Фрида: Он бросился вниз с виадука.

Б. X: Сколько ему тогда было лет?

Фрида: Двадцать семь лет.

Б.Х.: Тогда расставим четыре этих лица: твоего отца, твою мать, твое-
го умершего брата и тебя.

Фрида: Моя мать родила еще одного ребенка, но он умер черезшесть дней после рождения. Он был моим старшим братом.

Б.Х.: Вот опять пример динамики внутренней фразы: «Я следую за тобой». Этот ребенок нам здесь, конечно, нужен; о нем в семье совсем забыли, но он важен с точки зрения системной динамики. Его мы потом добавим к констелляции.

Рис. 30.1:

О - отец; М - мать; +2 — второй ребенок, покончил с собой, когда ему

было 27 лет; 3третий ребенок, дочь (Фрида).

Б.Х. (группе): Вы видите, конечно, что вся семья направлена в одну точ- ку. Я предполагаю, что они все смотрят на рано умершего ребенка.

(Фриде): Упрекают ли твои родители друг друга в смерти этого ребенка?

Фрида: Да. Этот ребенок родился преждевременно, на седьмом меся- це, и мать упрекала отца в том, родила сына раньше времени в результате психологического стресса, вызванного тем, что отец неподобающим об- разом вел себя во время ее беременности. Сам ребенок отказался от гру- ди и фактически умер от голода.

Б.Х.: Сейчас я добавлю этого ребенка в констелляцию.

 

 

- 345 -


 


Рис. 30.2:

+1 — первый ребенок, сын, умерший вскоре после рождения.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Прежде я чувствовал себя совсем одиноким и только замечал что мой взгляд направлен вперед. Сейчас меня тянет к умершему ребен- ку, и я чувствую, как во мне возникает гнев по отношению к жене.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Прежде я чувствовала себя совсем плохо, меня даже тошнило Сейчас, по крайней мере, там кто-то стоит, на кого можно смотреть. Но это не значит, что я чувствую себя хорошо.

Второй ребенок: Мне очень неприятно, Что мать стоит позади меня. Я чувствовал себя еще хуже, когда она положила мне руку на плечо.

Третий ребенок: Вначале мне хотелось встать подальше от отца; меня тянуло к брату, который стоял возле меня, но когда пришел другой ребенок, все изменилось, и я больше не чувствую, будто я слишком близко к отцу.

Б.Х.: Здесь видно, что мать чувствует себя виноватой за смерть этого ребенка. Но кто принял на себя вину и умер вместо нее? Сын.

(Обращаясь к рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя?

Первый ребенок: Вначале меня тошнило, и мне казалось, что вся семья давит на меня, но потом мне стало ясно, что все эти чувства от матери...

(Б.Х. берет мать за руку и выводит ее из группы.)

Рис. 30.3

-346 -

Б.Х. (матери): Как ты чувствуешь себя здесь, вне системы?

Мать: Лучше. Чувство тяжести с правой стороны исчезло.

Б.Х.: Я вам сейчас покажу решение этой проблемы.


Рис.30.4

Б.Х.: Как чувствует себя отец в этой констелляции?

Отец: Я чувствую облегчение.

Первый ребенок: Меня тянет к матери.

Второй ребенок: Я чувствую, что мне не угрожают никакие опасности. Третий ребенок: Сейчас все в порядке.

(Б.Х. ставит рано умершего ребенка вплотную перед матерью, спи- ной к ней.)

Рис. 30.5

Б.Х.: Действующая в данном случае динамика такова: мать внутрен-

Не говорит всаему ребенку: «Я последую за тобой».

(Матери): Как ты чувствуешь себя сейчас?

Мать: У меня сейчас возникает чувство любви. Мне гораздо лучше.
Первый ребенок:
Это место совсем неплохое. Еще чего-то не хватает, но…

(Б.Х. ставит мать справа от умершего ребенка.)



 



Рис. 30.6


- 347 -

Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя дети?

Первый ребенок: Мне кажется, что все могло бы быть еще лучше...

Б.Х.: Самое подходящее место для него, конечно, рядом с отцом и братом и сестрой.

А как чувствуют себя брат и сестра после его ухода?

Второй ребенок: Я чувствую пустоту с правой стороны.

Третий ребенок: Я очень возмущена.

Б.Х.: Если этот ребенок не сможет встать на свое место рядом с бра- том и сестрой, они последуют за ним.

Разрешите показать вам другое решение проблемы.

(Б.Х. ставит мать слева от отца и просит рано умершего ребенка, что- бы он сел на полу перед родителями, опираясь на них спиной.)

Рис. 30.7

Б.Х. (родителям): Положите руку на голову ребенка!

(Мать начинает плакать.)

Б.Х. (матери): Смотри на ребенка! Обопрись на своего мужа и скажи ребенку: «Мой дорогой ребенок».

Мать: Мой дорогой ребенок.

Б.Х.: Еще раз.

Мать: Мой дорогой ребенок.

Б.Х.: Дыши глубоко, открытым ртом!.. Как тебе сейчас?

Мать: Мне лучше. Наконец я могу видеть других.

Б.Х. (рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя?

Первый ребенок: Хорошо.

Б.Х.(второму сыну, покончившему самоубийством): Как ты чувству- ешь себя?

Второй ребенок: С тех пор, как началась расстановка, только сейчас я могу видеть свою мать.

Б.Х. (группе): Когда в семье умирает ребенок, родителям легче всего искать виноватого или чувствовать свою собственную вину: тогда им не нужно признавать свою боль или покоряться судьбе. Потеря этого ре- бенка причинила родителям Фриды глубокую боль, была для них тяже- лой судьбой, и они могли бы решить свою проблему тем, что сблизились

 

 

- 348 -

бы и сказали себе: «Мы вместе выдержим этот удар судьбы». Но они ре- шили больше не обращать внимания на ребенка, забыть его и лишить его места в своих сердцах.

(Фриде): Встань-ка на свое место в расстановке!

(Фрида занимает свое место.)

Б.Х.: Так хорошо?

Фрида: Да.

Б.Х.: Вот, нашли исцеляющую картину.

Самоубийство из любви

Б.Х. (группе): По моему опыту, люди, проявляющие склонность к са- моубийству, всегда являются пленниками динамики «Я следую за тобой» или «Лучше я, чем ты». Исходя из этого, терапевт может заниматься ими таким способом, который соответствует этой динамике, то есть относить- ся к ним с большой любовью и без страха. Ему только нужно найти того члена семьи, за которым хочет последовать пациент, находящийся в опас- ности самоубийства, и интегрировать этого члена семьи в семейную си- стему, с любовью поставить его на подходящее место. После этого паци- е нт больше не будет находиться в опасности самоубийства. Этот закон действует и тогда, когда пациент прислушивается к своей внутренней фразе «Лучше я, чем ты», то есть когда его тянет к самоубийству из-за того, что он замещает какого-то другого члена семейной системы и ис- пытывает на себе действие этой высасывающей энергии.

Существует и такой вариант, когда пациент находится под угрозой самоубийства из-за системной потребности в искуплении вины в соот- ветствии с внутренней фразой «Лучше я, чем ты». Но как бы то ни было, в большинстве случаев пациент находится в опасности самоубийства из-за любви, как, например, Фрида.

Участник группы: Обычно ты разрабатывал решение проблем, сосре- доточиваясь на пациенте, но в случае Фриды ты сосредоточился на ее матери, несмотря на то, что пациентом является Фрида. Что ей сейчас делать?

Б.Х.: Нет, в данном случае пациенткой была мать Фриды, и я нашел

решающий ответ на проблемы семьи для нее и — тем самым — для всей ее

семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...