Другой покончил самоубийством
Б.Х. (обращаясь к Фриде): Какая у тебя проблема? Фрида: Полгода назад мой брат покончил жизнь самоубийством, и мне сейчас кажется, что это событие сильно влияет на меня. Б.Х.: Ты пыталась совершить самоубийство? Фрида: Нет, но я об этом уже думала. Б.Х.: Хорошо. Если хочешь, мы сейчас расставим твою семью. Кто к ней принадлежат? Фрида: Остались только я и родители. Б.Х.: Каким образом твой брат покончил с собой? Фрида: Он бросился вниз с виадука. Б. X: Сколько ему тогда было лет? Фрида: Двадцать семь лет. Б.Х.: Тогда расставим четыре этих лица: твоего отца, твою мать, твое- Фрида: Моя мать родила еще одного ребенка, но он умер черезшесть дней после рождения. Он был моим старшим братом. Б.Х.: Вот опять пример динамики внутренней фразы: «Я следую за тобой». Этот ребенок нам здесь, конечно, нужен; о нем в семье совсем забыли, но он важен с точки зрения системной динамики. Его мы потом добавим к констелляции. Рис. 30.1: О - отец; М - мать; +2 — второй ребенок, покончил с собой, когда ему было 27 лет; 3 — третий ребенок, дочь (Фрида). Б.Х. (группе): Вы видите, конечно, что вся семья направлена в одну точ- ку. Я предполагаю, что они все смотрят на рано умершего ребенка. (Фриде): Упрекают ли твои родители друг друга в смерти этого ребенка? Фрида: Да. Этот ребенок родился преждевременно, на седьмом меся- це, и мать упрекала отца в том, родила сына раньше времени в результате психологического стресса, вызванного тем, что отец неподобающим об- разом вел себя во время ее беременности. Сам ребенок отказался от гру- ди и фактически умер от голода. Б.Х.: Сейчас я добавлю этого ребенка в констелляцию.
- 345 -
Рис. 30.2: +1 — первый ребенок, сын, умерший вскоре после рождения.
Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Прежде я чувствовал себя совсем одиноким и только замечал что мой взгляд направлен вперед. Сейчас меня тянет к умершему ребен- ку, и я чувствую, как во мне возникает гнев по отношению к жене. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Прежде я чувствовала себя совсем плохо, меня даже тошнило Сейчас, по крайней мере, там кто-то стоит, на кого можно смотреть. Но это не значит, что я чувствую себя хорошо. Второй ребенок: Мне очень неприятно, Что мать стоит позади меня. Я чувствовал себя еще хуже, когда она положила мне руку на плечо. Третий ребенок: Вначале мне хотелось встать подальше от отца; меня тянуло к брату, который стоял возле меня, но когда пришел другой ребенок, все изменилось, и я больше не чувствую, будто я слишком близко к отцу. Б.Х.: Здесь видно, что мать чувствует себя виноватой за смерть этого ребенка. Но кто принял на себя вину и умер вместо нее? Сын. (Обращаясь к рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя? Первый ребенок: Вначале меня тошнило, и мне казалось, что вся семья давит на меня, но потом мне стало ясно, что все эти чувства от матери... (Б.Х. берет мать за руку и выводит ее из группы.) Рис. 30.3 -346 - Б.Х. (матери): Как ты чувствуешь себя здесь, вне системы? Мать: Лучше. Чувство тяжести с правой стороны исчезло. Б.Х.: Я вам сейчас покажу решение этой проблемы. Рис.30.4 Б.Х.: Как чувствует себя отец в этой констелляции? Отец: Я чувствую облегчение. Первый ребенок: Меня тянет к матери. Второй ребенок: Я чувствую, что мне не угрожают никакие опасности. Третий ребенок: Сейчас все в порядке. (Б.Х. ставит рано умершего ребенка вплотную перед матерью, спи- ной к ней.) Рис. 30.5 Б.Х.: Действующая в данном случае динамика такова: мать внутрен- Не говорит всаему ребенку: «Я последую за тобой». (Матери): Как ты чувствуешь себя сейчас?
Мать: У меня сейчас возникает чувство любви. Мне гораздо лучше. (Б.Х. ставит мать справа от умершего ребенка.)
Рис. 30.6 - 347 - Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя дети? Первый ребенок: Мне кажется, что все могло бы быть еще лучше... Б.Х.: Самое подходящее место для него, конечно, рядом с отцом и братом и сестрой. А как чувствуют себя брат и сестра после его ухода? Второй ребенок: Я чувствую пустоту с правой стороны. Третий ребенок: Я очень возмущена. Б.Х.: Если этот ребенок не сможет встать на свое место рядом с бра- том и сестрой, они последуют за ним. Разрешите показать вам другое решение проблемы. (Б.Х. ставит мать слева от отца и просит рано умершего ребенка, что- бы он сел на полу перед родителями, опираясь на них спиной.) Рис. 30.7 Б.Х. (родителям): Положите руку на голову ребенка! (Мать начинает плакать.) Б.Х. (матери): Смотри на ребенка! Обопрись на своего мужа и скажи ребенку: «Мой дорогой ребенок». Мать: Мой дорогой ребенок. Б.Х.: Еще раз. Мать: Мой дорогой ребенок. Б.Х.: Дыши глубоко, открытым ртом!.. Как тебе сейчас? Мать: Мне лучше. Наконец я могу видеть других. Б.Х. (рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя? Первый ребенок: Хорошо. Б.Х.(второму сыну, покончившему самоубийством): Как ты чувству- ешь себя? Второй ребенок: С тех пор, как началась расстановка, только сейчас я могу видеть свою мать. Б.Х. (группе): Когда в семье умирает ребенок, родителям легче всего искать виноватого или чувствовать свою собственную вину: тогда им не нужно признавать свою боль или покоряться судьбе. Потеря этого ре- бенка причинила родителям Фриды глубокую боль, была для них тяже- лой судьбой, и они могли бы решить свою проблему тем, что сблизились
- 348 - бы и сказали себе: «Мы вместе выдержим этот удар судьбы». Но они ре- шили больше не обращать внимания на ребенка, забыть его и лишить его места в своих сердцах. (Фриде): Встань-ка на свое место в расстановке! (Фрида занимает свое место.) Б.Х.: Так хорошо? Фрида: Да. Б.Х.: Вот, нашли исцеляющую картину. Самоубийство из любви Б.Х. (группе): По моему опыту, люди, проявляющие склонность к са- моубийству, всегда являются пленниками динамики «Я следую за тобой» или «Лучше я, чем ты». Исходя из этого, терапевт может заниматься ими таким способом, который соответствует этой динамике, то есть относить- ся к ним с большой любовью и без страха. Ему только нужно найти того члена семьи, за которым хочет последовать пациент, находящийся в опас- ности самоубийства, и интегрировать этого члена семьи в семейную си- стему, с любовью поставить его на подходящее место. После этого паци- е нт больше не будет находиться в опасности самоубийства. Этот закон действует и тогда, когда пациент прислушивается к своей внутренней фразе «Лучше я, чем ты», то есть когда его тянет к самоубийству из-за того, что он замещает какого-то другого члена семейной системы и ис- пытывает на себе действие этой высасывающей энергии.
Существует и такой вариант, когда пациент находится под угрозой самоубийства из-за системной потребности в искуплении вины в соот- ветствии с внутренней фразой «Лучше я, чем ты». Но как бы то ни было, в большинстве случаев пациент находится в опасности самоубийства из-за любви, как, например, Фрида. Участник группы: Обычно ты разрабатывал решение проблем, сосре- доточиваясь на пациенте, но в случае Фриды ты сосредоточился на ее матери, несмотря на то, что пациентом является Фрида. Что ей сейчас делать? Б.Х.: Нет, в данном случае пациенткой была мать Фриды, и я нашел решающий ответ на проблемы семьи для нее и — тем самым — для всей ее семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|